6 апреля, 2022 Автор: Соня Крапива

Внутришкольный мониторинг оценки образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

«Внутришкольный мониторинг оценки образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО»

Каждой образовательной организации интересна и значима его оценка со стороны, место, отводимое ему внешними потребителями. В связи с этим возникает острая необходимость в способности, во-первых, самостоятельно и объективно оценивать качество образования, предоставляемого учебным заведением, а во-вторых, — управлять изменением этого качества. Решение таких задач требует разработки внутришкольной системы оценки, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги.

Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, вносить требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образования.

В Федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятие качество образования рассматривается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Поэтому для администрации школы образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки, ведь именно выпускник и его результаты: предметные, метапредметные, личностные, является главным продуктом производства школы. Причем эти результаты еще не являются конечным показателем качества выпускника. Дальнейшая востребованность, конкурентноспособность – вот те индикаторы, по которым можно судить о качестве работы школы.

Для реализации внутришкольной системы оценки качества образования на уровне основной школы в летний период была разработана, принята Управляющим Советом и утверждена следующая нормативно-правовая документация:

Основная образовательная программа основного общего образования,

Положение о внутришкольном мониторинге качества образования МАОУ СШ №3

в условиях реализации ФГОС ООО.

Положение о системе оценки образовательных достижений обучающихся МАОУ СШ №3.

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся и переводе их в следующий класс по итогам учебного года.

Положение о портфолио обучающихся основного уровня образования в условиях реализации ФГОС ООО.

Положение об итоговом индивидуальном проекте.

В соответствии с Основной образовательной программой, Положением о системе оценки образовательных достижений обучающихся МАОУ СШ №3: система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

Внутришкольная система оценки качества образования на уровне основной школы включает в себя:

–внутреннюю оценку планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования (стартовое, текущее, промежуточное итоговое оценивание);

–внутреннюю накопленную оценку индивидуальных образовательных достижений в форме портфолио;

–программу мониторинга развития универсальных учебных действий и ИКТ – компетентности;

–алгоритм оценки индивидуальной динамики образовательных достижений учащихся в течение года с 5 по 8 класс.

К внешним процедурам относятся:

государственная итоговая аттестация,

независимая оценка качества образования;

мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

В основе системы оценки планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования МАОУ СШ №3 лежит совокупность подходов:

Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Уровневый подход служит основой для организации индивидуальной работы с учащимися и обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых выделены уровни: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём

оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);

использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;

использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;

использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.).

В соответствии с основной образовательной программой МАОУ СШ №3, на основании Положения о внутришкольном мониторинге качества образования МАОУ СШ №3 в условиях реализации ФГОС ООО администрацией школы был разработан план-график внутришкольного мониторинга образовательных результатов обучающихся 5 –х классов, который включает 4 линии мониторинга:

Психологический мониторинг уровня развития УУД обучающихся 5 классов (разработанный на основе единого муниципального мониторинга), который оцениваетличностные УУД по следующим критериям:

Смыслообразование (мотивация учебной деятельности)

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.

Оценка личностных УУД используется тест «Вербальная диагностика самооценки личности» и методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, методика выявления уровня нравственно-этической ориентации (наблюдение).

Регулятивные УУД, оценивается:

Умение учится и способность к организации своей деятельности:

Познавательные УУД, оцениваются:

Универсальные логические действия

Для оценки познавательных УУД используется ряд методик: «Определение сходства и различия понятий» (4й субтест методики ГИТ), «Числовые ряды», «Аналогии», «Символы» и др.

Коммуникативные УУД, оценка осуществляется по следующим критериям:

Коммуникация как общение

Коммуникация как кооперация

Коммуникация как условие интериоризации

Для оценки коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в 5 классе используется метод наблюдения, оценку производят учителя –предметники и педагог-психолог.

Мониторинг проектных/метапредметных компетентностейобучающихся 5-х классов осуществляется через проектно-дифференцированное обучение, которое реализуется за счёт учебных предметов и внеурочной деятельности.

Основным объектом и предметом оценки проектных/метапредметных результатов являются:

Способность учащихся проектировать деятельность.

Способность организовать и регулировать проектную деятельность.

Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности.

Способность коммуникативных действий в проектной деятельности.

Оценка проектных компетентностей осуществляется с помощью наблюдения и стандартизированных работ.

Мониторинг воспитания и социализации обучающихся 5 классов

Оценка личностных результатов в школе происходит и через методическое сопровождение деятельности классного руководителя и включает следующие показатели оценки:

Ценностные ориентации школьников, личностный рост.

Доля занятых учащихся в системе дополнительного образования.

Социальная активность обучающегося, включая участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, поступление выпускников в учебные заведения и др.).

Степень удовлетворенности обучающихся и родителей работой ОУ.

Выявление образовательных потребностей.

Мониторинг предметных результатов обучающихся

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга, который включает:

Единые мониторинговые работы по математике, русскому языку, английскому языку;

Единые мониторинговые работы по математика, английский язык, география; информатика (проводится в форме он-лайн тестирования);

Единые мониторинговые работы по английскому языку (письменная речь), информатика (тест);

Единые мониторинговые работы по географии, английскому языку, русскому языку (изложение);

Годовое тестирование: русский язык, литература, английский язык, информатика, всеобщая история, биология, география, ИЗО, музыка, физкультура, ОБЖ, технология, математика.

В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся и переводе их в следующий класс по итогам учебного года, по решению Педагогического совета в рамках промежуточной аттестации на уровне административного контроля будет проводиться комплексная стандартизированная работа на межпредметной основе. Комплексная работа объединяет тематические блоки из четырех содержательных областей: математика, русский язык, естествознание и обществознание. Также обучающиеся будут защищать групповой проект, данные виды работ позволят оценить не только владение предметным содержанием, но и уровень сформированности универсальных учебных действий.

Таким образом, мы рассмотрели одну из составляющей системы внутришкольного мониторинга – оценку качества образовательных результатов.

Или:  Буровые работы при инженерно геологических изысканиях

Но, при этом необходимо помнить, что высокие результаты качества образования можно достичь, при комплексном внутришкольном мониторинге, который включает взаимосвязь между условиями, процессом и результатами мониторинговой деятельности и может быть использован в качестве средства управления качеством образования в любом образовательном учреждении. К этим составляющим относятся:

Качество условий (ресурсов). В понятие «ресурсы» мы включаем различные факторы, влияющие на качество образовательного процесса. Наиболее важными ресурсами школы, которые мы оцениваем, являются: кадровые, материально-технические, информационно-методические, финансово-экономические.

•Профессиональные достижения (конкурсы, самосовершенствование)

Всего 36 педагогических работников, из них административных – 4 человека: директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, заместитель директора по информатизации; 0,5 ставки занимает педагог-психолог, 0,5 ставки преподаватель-организатор ОБЖ; 0,5 ставки социальный педагог; совместителей — 2, в отпуске 1 человек.

Заслуженный учитель РФ – 1 человек,

«Почетный работник общего образования РФ» — 1 человек,

«Отличники народного просвещения» — 2 человека,

Грамоты Министерства образования и науки РФ — 5 человек,

Грамотой Министерства образования Нижегородской области -5 человек.

Из 32 педагогических работника имеют высшее образование, 3 педагога — среднее профессиональное образование, получают высшее образование. Из 32 педагогических работника высшую квалификационную категорию имеют 10 человек (двое из которых совместители), первую – 20,, соответствие занимаемой должности — 2, не имеют категории 4 педагога (молодые специалист, проработавшие менее 1 года).

Возраст педагогов: менее 25 лет — 5 человек, 26-35 лет – 2 человека, 36-45 лет — 8 человек, 46-55 лет – 5 человека, 55 и старше -12 человек.

Стаж педагогов: менее 2 лет — 4 человека, от 2 до 5 лет –3 человека, от 5 до 10 лет –1 человека, от 10 до 15 лет – 2 человека, от 16 до 20 лет – 5 человек, от 21 и более – 17 человек. Средний возраст педагогов в коллективе составляет 47 лет.

Материально-технические ресурсы включают:

•Обеспечение кабинетов средствами обучения, в том числе компьютерами

•Обеспеченность учебно-методической литературой

•Доступ в Интернет

•Разработка авторских программ (Имеется по экономике

•Разработка методических и дидактических материалов

•Обобщение и распространение передового опыта

•Обеспечение условий безопасности

•Внедрение новой системы оплаты труда

Санитарно — гигиенические условия.

Для организации образовательного процесса и проведения внеурочной деятельности школа располагает необходимой материально-технической базой. Занятия по заявленным образовательным программам проводятся в 31 учебных кабинетах, двух мастерских.

Два кабинет технологии для девочек – 98,6 кв.м, мастерские – 136,5 кв.м. Общая площадь этих кабинетов – 235,1 кв.м.

— Спортивный зал общей площадью 270,7 кв.м

— Актовый зал общей площадью 185,7 кв.м. на 150 посадочных мест.

— Конференц-зал общей площадью 64 кв. м., рассчитанный на 30-45 человек с интерактивным комплексом.

Библиотека с читальным залом занимает помещение общей площадью 50,1 м2, складское помещение для учебников – 44,9м2.

Фонд учебной литературы составляют 13397 экземпляров учебников и учебных пособий. Все 100% обучающихся обеспечены учебниками.

Для организации питания учащихся в школе имеется столовая с обеденным залом (97,7 кв. м.) на 140 посадочных мест.

Для обеспечения медицинского обслуживания школа располагает медицинским кабинетом, прививочным, соответствующим санитарным правилам.

Информационно-образовательная среда.

Общее количество компьютеров на начало 2015-2016 учебного года составляет 40 шт., в том числе два компьютерных класса, все они подключены к сети Интернет. Оснащенность учреждения компьютерным оборудованием в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса составляет 80%. В 7 кабинетах имеются интерактивные доски.

Отображение образовательного процесса в информационной среде (Dnevnik. ru): размещаются домашние задания (текстовая формулировка, видеофильм для анализа, географическая карта); результаты выполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; осуществляется методическая поддержка учителей (интернет-школа, интернет-ИПК, мультимедиаколлекция). Также имеется сайт школы http://maouschool53.ucoz.ru/.

Анализ качества образовательного процесса осуществляется по следующим позициям:

•Эффективность образовательных программ (Имеются: Основная образовательная программа, рабочие программы по всем учебным предметам 5-9 классы учебного плана, соответствующие ФГОС ООО с включением технологии проектно-дифференцированного обучения).

•Эффективность учебного плана

•Уровень преемственности учебных программ

•Организация профильного обучения

•Индивидуальная работа с мотивированными детьми

•Качество проведения уроков

•Четкость выполнения учебного плана и программ

•Дозировка домашнего задания и др.

Специально созданной службы мониторинга в нашей школе нет. Все мониторинговые процедуры разделены между членами администрации. При необходимости в постоянную группу добавляются другие представители школы или родительской общественности. Виды мониторинга и состав постоянной группы, проводящей его, представлены в таблице.

Источник

Мониторинг в школе: цели и задачи. Российская система образования

Учиться любят далеко не все. Но несмотря на отношение к данному процессу, он является жизненно необходимым для каждого. За обучение и все нюансы, связанные с ним, отвечает система образования. Чтобы она как можно лучше выполняла свою задачу, необходимо проводить мониторинг. Что это и с чем его едят? Давайте узнаем!

Особенности российской системы образования

Любая страна, чтобы продолжать существовать, должна заботиться о воспитании подрастающего поколения. Ведь именно оно в будущем возьмет на себя ответственность за все важные сферы, сменив на этом посту своих родителей. Поэтому в каждом государстве активно развивается его система образования.

В Российской Федерации цель ее — воспитать и обучить каждого отдельно взятого гражданина. Он не только должен освоить общие знания и умения, но и приобрести профессиональные навыки, которые будет реализовывать для собственной пользы и на благо всего общества.

уровни общего образования

Примечательно, что российская система образования предусматривает не только интеллектуальное развитие, но моральное и физическое. То есть, в идеале, пройдя все уровни, учащийся должен стать этакой Алисой Селезневой из рассказов Кира Булычева: образованным спортсменом с высокой нравственностью, готовым грудью стать на защиту миелофона от космических пиратов.

А если без шуток, то на практике воспитать подобного ученика-универсала довольно сложно. И не только потому, что разноплановая одаренность встречается не так часто, как хотелось бы. Основной проблемой является банальное отсутствие времени на все это. Ведь чтобы тщательно изучить любой из предметов, нужно много сидеть над книгами, даже обладателю фантастической памяти. Ведь просто знать что-то мало, нужно уметь оперировать собранной информацией, то есть приобрести навыки, а для их формирования необходимо постоянное повторение, что опять-таки приводит нас ко времени на все это. А его у ученика, заваленного сразу несколькими предметами, не так уж и много. Фактически, чтобы тщательно разобраться в любом из них (а не на уровне «зазубрил-сдал-забыл»), приходится пренебрегать другими.

учебно воспитательный процесс

И получается, что универсал, которого способна создать современная система образования, зачастую обладает лишь поверхностными знаниями, часто не подкрепленными умениями. В то же время профессионал, как правило, мало что знает, кроме собственной сферы, подобно Шерлоку Холмсу, не ведающему, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца, а не наоборот.

Данная проблема не нова и характерна не только для системы образования РФ, но и прочих стран мира. К сожалению, пока решение ей не найдено, поэтому приходится работать с тем, что есть. Тем более что сама идея воспитания разносторонней личности — просто великолепна и этот идеал, пусть и недостижимый, стимулирует многих учеников старательно трудиться над собой и достигать неожиданных высот.

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт

То, каким именно должен стать идеальный ученик-универсал, в каждой стране определяет отдельно взятый образовательный стандарт. Именно в нем описывается результат, которого должен достичь учебно-воспитательный процесс, а также методы, которые призваны помочь педагогам в этом благородном деле.

Или:  Образец договора целевого займа заполненный бланк

Для реализации этих стандартов, разрабатываются определенные образовательные программы, которые, для удобства, делятся на уровни (от простого к сложному) и направления (специализации).

В России таким эталоном является ФГОС, или Федеральный государственный образовательный стандарт.

федеральный стандарт

Фактически программа каждого учебного заведения должна создаваться с учетом требования этого документа. Они делятся на три большие категории.

  • Требования к структуре основных образовательных программ. Речь идет не только о содержание учебного процесса (обязательные и факультативные предметы), но и количество нагрузки (сколько часов в неделю должен заниматься ученик какого класса) и т. п. Проще говоря это то, чему учат и как часто.
  • Требования к условиям достижения эталонов ФГОС. Это то, как и кем осуществляется обучение.
  • Требования к результатам — то есть это перечень того, что ученик должен был научиться.

Уровни образования

Итак, мы разобрались с особенностями учебно-воспитательной системы РФ и документом, который определяет ее сущность. Давайте же узнаем об уровнях образования, из которых состоят программы.

Они делятся на такие группы:

  • Общее.
  • Специальное (профессиональное).
  • Дополнительное.

В свою очередь каждая из этих групп делится на дополнительные уровни. Стоит отметить, что, в большинстве стран они весьма похожи между собою, особенно касаемо школы.

Итак, уровни общего образования, таковы:

  • Дошкольное. Распространяется на детей от 1,5, до 6-7, а иногда и 8 лет. Это детские сады различных направленностей.
  • Начальная школа (1-4 классы). На этом уровне дети проходят обучение в период с 6 до 10 лет.
  • Средняя школа (5-9 классы), в которой учащиеся должны приобрести основное общее образование. На этом уровне школьники находятся в среднем в возрасте с 10 до 15-16 лет.
  • Старшая школа (10-11 классы) — завершающая ступень общего образования, ее основная цель — подготовка учащихся к поступлению в вуз.

Рассмотрев уровни общего образования, стоит перейти к специальному. Однако прежде вспомним, что в РФ после окончания 9 класса средней школы ученик может не идти в старшую, а сразу «перепрыгнуть» на специальный уровень, поступив в техникум, колледж или лицей при университете. Отучившись там 2-3 года, он также может попасть в вуз или отправиться работать, если получил профессию.

Какой бы выбор ни был бы сделан, в любом случае ученику придется обучаться на одном из уровней специального образования.

  • Среднее, может заменить собой старшую школу (если это подготовительный лицей при вузе) или дать рабочую специальность (если это колледж, ПТУ и подобное). Как правило, здесь обучаются с 15-16 до 18 лет.
  • Высший бакалавриат. Обучение здесь длиться 4 года, после чего выдается диплом, и выпускник либо продолжает учиться, либо идет работать. На этот уровень можно попасть либо с предыдущего, либо после окончания старшей школы.
  • Специалист или магистратура. Обучение здесь длиться в среднем 5-6 лет. После окончания студент получает диплом, свидетельствующий о полном высшем образовании.
  • Аспирантура или докторантура. Подготовка кадров высшей квалификации. Не является обязательной.

Дополнительное образование является сопутствующим. Сюда относятся все спортивные секции, кружки по интересам, различные обучающие курсы и программы, а также частные бизнес-школы и подобные им. В отличие от упомянутых выше уровней, содержание учебных программ здесь далеко не всегда строго соответствует ФГОС. Этот уровень делится на две категории.

государственный образовательный стандарт ФГОС

  • Дополнительное обучение детей и взрослых в виде хобби.
  • Дополнительное профессиональное обучение.

Что такое мониторинг

Разобравшись с системой образования и ее уровнями, пора узнать о таком важном ее составляющем, как мониторинг. Этот термин был позаимствован педагогикой из социологии. Общее значение данного существительного — это система организации, сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации по какому-то вопросу.

мониторинг по фгос в школе

Когда речь идет о мониторинге в школе, то данные, которыми он оперирует — это все связанное с оцениванием учебного процесса в целом и всеми его участниками в частности. От результатов напрямую зависит современное и будущее состояние системы образования.

Зачем его проводят

Каковы цели и задачи мониторинга? Чтобы понять их, стоит вспомнить определение данного понятия.

Итак, собирая и анализируя информацию об усвояемости учениками знаний и наиболее эффективных методах преподавания, применяемых учителями, удается понять реальное состояние всей образовательной системы. Это и есть главная цель проведения мониторинга в школе.

Более того, собранные данные позволяют трезво оценивать успешность той или иной учебной стратегии и «подсказывают», в каком направлении нужно двигаться дальше. Также мониторинг способствует выявлению позитивных нововведений педагогов и их распространению среди других.

Важно не забывать, что, как и во всех других образовательных сферах, так и в этой всегда нужно соотносить все действия с Федеральным стандартом. Ведь полученные посредством правильного проведения мониторинга данные могут не только показать, насколько успешно воплощается в жизнь учебный идеал ФГОС, но и указать на недочеты в нем. Что особенно важно.

Для достижения вышеупомянутых целей в каждом учебном заведении формулируются собственные более мелкие, но зато четкие задачи. Это помогает наиболее качественно и полноценно проводить мониторинг в школе по ФГОС.

Ниже следует перечень подобных задач.

  • Разработка методик для сбора информации.
  • Непосредственно сам сбор.
  • Разработка компьютерной основы для сведения и обобщения, классификации и первичного анализа собранных сведений.
  • Обработка, корректировка и ввод полученной в результате мониторинга информации в систему.
  • Первичный анализ и классификация.
  • Выявление основных тенденций развития системы образования в школе, согласно требованиям ФГОС.
  • Прогнозирование, а также создание отчетов на основе собранных и проанализированных данных.
  • Выделение наиболее типичных признаков успеха/неуспеха организационно-управленческой деятельности в учебном заведении на основе данных.
  • Совершенствование технологии мониторинга системы образования в школе.

На практике все вышеперечисленные цели и задачи основываются на трех компонентах.

  • Мониторинг профессиональной успешности каждого из их преподавателей по отдельности.
  • Мониторинг успешности каждого ученика по отдельности и всего класса в целом.
  • Мониторинг успешности административного аппарата учебного заведения. Последний компонент далеко не всегда выделяется, поскольку считается, что усвояемость программы учениками, в преимущественном большинстве, зависит от мастерства учителя. Однако это не всегда так. Ведь преподаватель — не робот, чтобы оставаться профессионалом, ему необходимо постоянно совершенствовать собственные знания и профессиональные умения, а для этого ему нужно время. Поэтому именно на администрации школы лежит ответственность за эффективную организацию учебного процесса так, чтобы у педагога оставалось время на самоподготовку и посещения различных семинаров и т. п.

Второй аспект, за который отвечает администрация — материально-техническое оснащение школы. И хотя это не главное в учебном процессе, согласитесь, применение плакатов, таблиц или видеоматериалов поможет лучше усвоить знания.

Исходя из этих аргументов, проведение полноценного мониторинга в школе невозможно без включения в сферу его интересов административно-управленческого аппарата.

Кто проводит подобные исследования

В этом процессе задействованы разные люди. Данные об успешности учеников собирают их педагоги. В дальнейшем они рассматриваются их методическими объединениями, причем на этом этапе изучают не только успешность школьников, но и заслуги их наставников в этом.

В дальнейшем через администрацию полученные результаты отправляются выше, формируя статистику успеваемости.

Из чего состоит мониторинг освоения основной образовательной программы в рамках ФГОС

Мониторинг управления качеством образования, как правило, анализирует успешность всего учебного заведения. Осуществляется он по четырем категориям.

  • Психолого-педагогическое сопровождение. Исследование этого аспекта началось сравнительно недавно. Оно очень важно, поскольку учитывает межличностные отношения в классном коллективе, а также между педагогом и учеником. Не секрет, что психологическое состояние очень влияет на успеваемость. Кроме того, в средней и старшей школе психика и система ценностей подростка проходят серьезные испытания. Часто именно учитель становится тем маяком, который способен указать правильный путь для своего подопечного. Поэтому сбор информация о данном аспекте на сегодняшний день является обязательным при проведении мониторинга в школе.
  • Изучение предметных результатов. Это наиболее привычная всем сфера контроля. В данном случае проводится мониторинг тех знаний, которые приобрел учащийся за определенный временной промежуток. Например, за время обучения в 1 классе ученик А. научился читать со скоростью 60 слов в минуту и считать до 20. Помимо достижений А. и его одноклассников, в данной категории рассматриваются и успехи учителя.
  • Мониторинг сформированности УУД. Отличительной особенностью современного ФГОСа является его ориентированность на результат. Так, во главу угла ставятся не просто знания, обретенные учениками, но и умение их применять на практике, то есть формирование универсальных учебных действий. Начинает проводиться мониторинг УУД в начальной школе, а позже, в средней и старшей. Его главная цель — не просто контроль за успехами малыша, но и изучение уровня его развития и возникающих в процессе этого проблем. Это помогает максимально адаптировать учебную программу, чтобы ее проще было усвоить. Помимо этого, мониторинг УУД помогает различным учителям-предметникам согласовывать свои действия. Дабы не повторять по 10 раз то же, что их коллеги, а формировать новые знания и умения, опираясь на то, чему школьники уже были обучены другими.
  • Мониторинг результативности внеурочной деятельности. Данные исследований этой категории помогают не только оценить интересы школьников за пределами обязательной предметов, но и понять, достаточно ли времени выделяется программой. К примеру, результаты мониторинга в школе города А. показывают, что среди 20 учащихся 8-А класса 15 человек получили за год «отлично». В то же время в 8-Б из 20 ребят только у 7 пятерки. Педагог у них один. Изучив внеклассную деятельность, проверка выяснила, что почти весь 8-А ходит на занятия математического кружка при школе, в то время как из 8-Б его посещают всего несколько человек. Таким образом, делается вывод, что для полноценного усвоения учебного материала детям просто не хватает времени на уроках, и значит, при планировании программы на следующий год нужно выделить дополнительные часы для изучения этого предмета.
Или:  Зарплата в вакансии сколько предложить кандидату если вы нанимаете впервые

российская система образования

Виды контроля при мониторинге

Сбор необходимых данных осуществляется посредством трех видов контроля.

  • Текущий — оперативная и динамическая проверка в начале изучений материала. Как правило, это самостоятельные или устный опрос. Представляет особую ценность для педагога дабы контролировать уровень усвояемости знаний по теме и, отталкиваясь от этого, организовывать дальнейший учебный процесс.
  • Тематический — нацелен на проверку знаний после завершения изучения крупной темы. Реализуется в виде контрольных, иногда бывает устным.
  • Итоговый. Проводится в конце четвертей, семестров или всего учебного года. Позволяет исследовать уровень усвоения значительных частей программы.

Условия проведения

Для эффективного, а главное, достоверного мониторинга при его проведении необходимо наличие следующих условий.

  • Стабильная информационная база.
  • Экспертная оценка собранных данных за долгий промежуток времени.
  • Наглядность в виде графиков, диаграмм и подобного.

Методы проведения

Программа мониторинга в средней школе, а также других учебных заведениях предусматривает использование в этих целях различных форм контроля и методов.

цели и задачи мониторинга

Все они делятся на две категории.

  • Формализованные: тесты, устный и письменный опросы, самостоятельные и контрольные.
  • Неформализованные — это беседы, наблюдения, викторины, конкурсы, квесты и подобны им.

Как правило, мониторинг проводится по ученикам, по классам и по школам. Именно их успешность/не успешность позволяет изучать также работу педагогов и всего административного аппарата.

Источник

Образец мониторинга образования для школы

Пример таблицы Excel

Шаблоны-анализаторы — это таблицы Excel, созданные для автоматического составления тех или иных отчетов, анализов.

Впервые понятие «шаблон-анализатор» появилось на дистанционном курсе по программе Excel, проводимом на сайте Pedsovet.su: мы предложили нашим слушателям — учителям — научиться делать шаблоны-анализаторы итогов контрольной работы. Сделав один шаблон, легко проводить полноценный анализ контрольной работы со всеми процентами, графиками и таблицами. Идея так понравилась нашим слушателям, что сегодня мы продолжаем не только учить делать свои шаблоны-анализаторы, но и опубликовали готовые шаблоны по разным темам.

Хотите научиться делать свои шаблоны-анализаторы?Присоединяйтесь в группу обучения!

До конца лета 2017 г. инструкции, видеоуроки, множество практических работ и индивидуальные консультации преподавателя.

Мы поможем реализовать ваши задачи, и вы сможете существенно экономить время на подготовку отчетов

Контакты: info@pedsovet.su
+7-920-0-777-397 с 11-00 до 18-30 МСК

Программа работы с электронными таблицами Excel и аналогичные дают отличные возможности автоматических подсчетов и расчетов, построения графиков, диаграмм в режиме реального времени на основе изменяемых в данный момент данных. Поэтому мы разработали курс для учителей и педагогов, где с нуля учим работать в электронных таблицах и делать такие шаблоны-анализаторы для себя.

В представленных на сайте анализаторах стоит пароль, это означает, что шаблоном можно пользоваться «как есть», просто вносить свои данные и получать отчеты. Но если Вы хотите доработать шаблон или создать свой это нужно сделать самостоятельно.

Источник



Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

Я представляю свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики в 5-х классах.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Для себя я поставила следующие задачи:

  • определение достижений учащихся по темам изучаемого курса математики;
  • реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:

  • Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
  • Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
  • Определение уровня учебных достижений учащихся.
  • Определение задач по коррекции ЗУН.
  • Проведение коррекционной работы.
  • Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
  • Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
  • Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
  • Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
  • Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
  • Корректирование календарно-тематического планирования.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока».

Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.

Источник