8 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Внутренний финансовый контроль акт проверки образец

Организуем внутренний контроль в учреждении

Одним из важных условий обеспечения эффективности использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения является повышение действенности и результативности финансового и хозяйственного контроля.

Система внутреннего финансового и хозяйственного контроля в учреждении включает:

– нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц;

– субъекты, то есть должностных лиц, осуществляющих контроль;

– объекты контрольной деятельности;

– виды, формы и методы внутреннего финансового и хозяйственного контроля;

– целенаправленное руководство внутренним финансовым и хозяйственным контролем;

– планирование деятельности в области внутреннего контроля.

При организации внутреннего контроля в учреждении следует руководствоваться нормами:

– Бюджетного кодекса РФ;

– Налогового кодекса РФ;

– Трудового кодекса РФ;

– Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– локальными нормативными актами.

Также надо обратить внимание на отраслевые и ведомственные инструкции и проанализировать сложившуюся практику.

К основным задачам внутреннего контроля относятся:

– контроль (проверка) за соблюдением в учреждении федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов;

– исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;

– законность совершения кассовых операций в учреждении;

– организация учета и обеспечение сохранности имущества в учреждении;

– установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

– выявление внутрихозяйственных резервов и принятие мер к использованию их в интересах обеспечения деятельности учреждения;

– установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете;

– точность и полнота документации бухгалтерского учета;

– своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

– предотвращение ошибок и искажений в учете;

– изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению, предупреждению и своевременному возмещению причиненного ответственными лицами материального ущерба;

– изучение опыта практического применения в учреждении действующих положений, инструкций и иных правовых актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения, в целях их совершенствования.

Организация внутреннего контроля, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние определяются в Положении о внутреннем контроле в учреждении.

В этот документ можно включить следующие разделы.

1. Цели, задачи и принципы внутреннего контроля. В данном разделе следует указать нормативные документы, применяемые в рамках указанных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи.

2. Порядок организации внутреннего контроля. То есть указать объекты контроля, график проведения мероприятий, порядок их оформления.

3. Права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц. В этом разделе необходимо определить состав комиссии по осуществлению внутреннего контроля, разграничение полномочий и т. п.

4. Ответственность сторон по соблюдению положения о внутреннем контроле.

5. Оценка состояния эффективности системы внутреннего контроля в учреждении. Оценка осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6. Иные необходимые разделы.

Должностные лица, на которых возложена работа по организации внутреннего финансового контроля в учреждении, должны рассматривать материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимать меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности контроля.

Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, разрабатывать предложения по ее улучшению. Также следует принимать необходимые меры к укреплению кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдению законности, предупреждению и пресечению бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.

Отметим и такой немаловажный момент. Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля, должны быть взаимозависимыми и последовательными.

Вначале должна быть проведена проверка:

– финансово-плановых документов (составление смет, штатных расписаний, тарификаций и т. п.);

– порядка начисления заработной платы, назначений пенсий и пособий (наличие положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников, приказов о создании комиссии по ФСС и т. п.);

– других локальных документов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

А позднее, после совершения финансово-хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.

В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать:

– создать график документооборота учреждения (возможно, как приложения к учетной политике);

– последовательно нумеровать первичные документы каждого вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспечения поиска документов при необходимости и выявления отсутствующих документов);

– гасить первичные и оправдательные документы в установленных случаях (это необходимо во избежание повторного их использования);

– брошюровать документы в папки по окончании отчетного периода;

– сдавать папки с документами в архив по истечении сроков оперативного хранения документов, установленных графиком документооборота организации;

– своевременно составлять первичные документы.

В соответствии с предъявляемыми требованиями первичные документы в учреждении должны:

– оформляться в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их окончания, иначе возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться неотраженной в учете;

– содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухгалтерском учете;

– соответствовать типовым унифицированным формам, если таковые установлены;

– соответствовать формам документов, описанным в учетной политике организации (в случае когда формы документов установлены учетной политикой учреждения); >|Все, кто оформит подписку на журнал на 2012 год, получат доступ к сервису «Учетная политика 2012» www.budgetnik.ru).|<

– кроме того, бухгалтерские справки, содержащие обоснование исправлений в случаях, когда в бухгалтерский учет вносятся исправления, специальные расчеты, должны быть изложены просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

По результатам проведенного мероприятия составляется соответствующий акт. В нем следует отразить:

– программу проверки, утвержденную приказом руководителя учреждения;

– характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;

– виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки;

– анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ;

– выводы о результатах проведения мероприятий внутреннего контроля;

– размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц;

– описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

При включении в акт выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений необходимо указать на то, какие нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. Например, если в приходном кассовом ордере (при получении суммы из банка в кассу) указана сумма, не соответствующая сумме по банковской выписке, то в акте следует указать номер, дату, сумму ПКО, номер листа кассовой книги, дату выписки банка, сумму, списанную с лицевого счета.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Только на основании полной и достоверной информации руководитель может принять адекватные меры.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2011 г.

Источник



Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении: образец 2020 года

Внутренний финансовый контроль должен быть в каждом бюджетном учреждении. Образец 2020 года нужен, чтобы проверять операции, которые влияют на финансовое положение, финансовый результат или движение денежных средств.

Как организовать внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении

Инструкцией по применению Единого плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н ) предусмотрено, что порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть утвержден локальным актом (разработано соответствующее положение о нем). Однако в нормативных документах этому вопросу почти не уделено внимания, поэтому учреждению нужно самостоятельно решить, как разработать такой документ и что в нем должно содержаться.

Или:  Перевод деклараций инвойсов накладных

Создайте организационно-штатную структуру системы контроля, чтобы все сотрудники учреждения участвовали при внутренних проверках. Например, введите штатную единицу ревизора, внутреннего аудитора, перераспределите контрольные функции, создайте комиссию по проведению проверок или службу внутреннего контроля.

Также важно прописать, кому подчиняется новое подразделение, с какими службами взаимодействует. Остановимся подробнее на некоторых важных аспектах, которые должны быть включены в положение о службе внутреннего контроля.

Развеиваем три мифа о новых опасностях аудиторских проверок

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, компания должна организовать внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Узнайте, каких подвохов ждать от аудиторских фирм и как переделать договоры с ними, чтобы снизить риски >>

Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении – образец на 2020 год

Порядок внутреннего финансового контроля разработайте самостоятельно. Оформите его отдельным Положением о внутреннем контроле, приложением к учетной политике или как раздел единого ее текста. Если выбрали первый вариант, в тексте учетной политике дайте отсылку на утвержденное Положение. Готовые образцы учетных политик для налогового и бухгалтерского учета есть на сайте Системы Главбух.

Функции и задачи пропишите в должностных инструкциях сотрудников, которые отвечают за внутренний контроль, и в Положении о внутреннем контроле. О том, кто должен составлять должностные инструкции и как правильно это делать, рассказали эксперты Системы Главбух.

Основные задачи службы финансового контроля:

  • обеспечение руководителя достоверной информацией и подготовка предложений по совершенствованию деятельности различных подразделений учреждения по результатам контроля;
  • оперативные рекомендации органам управления по устранению выявляемых в процессе внутреннего аудита недостатков, контроль за их устранением.

Функции службы внутреннего финансового контроля можно сформулировать следующим образом:

  • осуществление финансового контроля (ежеквартально и по итогам отчетного года) путем проведения соответствующих проверок по разработанным направлениям согласно ежегодно утверждаемому руководителем плану;
  • проведение экспертизы заключаемых учреждением хозяйственных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства;
  • оказание методической помощи работникам при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, консультирование по вопросам финансового, налогового, бухгалтерского и иного законодательства;
  • оказание помощи руководству в разработке технических заданий, плана ФХД, смет доходов и расходов по предпринимательской и приносящей доход деятельности, оценке предложений внешних аудиторских организаций.

Если организация не провела обязательный аудит и у нее нет аудиторского заключения – это грубое нарушение требований к бухучету и отчетности. Узнайте, какая ответственность грозит за уклонение от обязательного аудита >>

Права и обязанности

Служба внутриведомственного финансового контроля осуществляет внутренний контроль в бюджетном учреждении и имеет право:

  • получать документы учреждения (приказы, распоряжения руководителя, решения органов управления, справки, расчеты, заверенные копии необходимых документов и другую документацию), устные и письменные объяснения от должностных и ответственных лиц учреждения по вопросам, возникающим в ходе осуществления внутреннего аудита;
  • привлекать соответствующих специалистов подведомственных учреждений для оказания содействия в проведении финансового контроля.

Далее перечислим обязанности службы, которые следует закрепить в положении о службе внутреннего финансового контроля:

  • соблюдать при осуществлении финансового контроля требования положения о службе внутреннего контроля в бюджетном учреждении и иных актов законодательства;
  • составлять отчеты в соответствии с установленными требованиями;
  • проверять достоверность показателей финансовой и статистической отчетности;
  • соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении финансового контроля;
  • в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о причинении учреждению убытков его должностными лицами и другими работниками, незамедлительно сообщать об этом руководителю учреждения и делать соответствующую запись в аудиторском отчете;
  • участвовать в проведении инвентаризации активов и контроле за своевременностью ее осуществления в установленном законодательством порядке.

Полномочия специалистов службы

Как правило, контрольные функции возлагаются на аудиторов, финансовых контролеров. Квалификационные требования к профессиональной подготовке сотрудников службы финансового контроля, их права и обязанности регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или рядом других нормативных документов. Их полномочия также должны быть закреплены приказом (распоряжением) руководителя о создании службы либо отдельным положением о службе внутреннего контроля.

Внутренние контролеры могут проверять:

  • выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности и сметы доходов и расходов по предпринимательской и приносящей доход деятельности учреждения;
  • выполнение госзадания на оказание государственных услуг;
  • соблюдение принципов ведомственного управления;
  • состояние бухгалтерского учета и отчетности;
  • правильность исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • соблюдение законодательства при ведении финансово-хозяйственной деятельности;
  • процедуры размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд;
  • состояние активов.

Руководителем службы финансового контроля могут быть определены иные направления проверок в соответствии с законодательством исходя из профиля подведомственного учреждения. При этом сотрудники данного отдела будут нести ответственность за:

  • искажение результатов проведенных ими проверок;
  • несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну учреждения, которая была предоставлена им или стала известна в связи с выполнением ими служебных обязательств;
  • обеспечение сохранности и возврата полученных документов.

Служба финансового контроля отвечает за оценку принятых мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе проверок, и по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждений. О том, на что обратить внимание перед аудиторской проверкой, рассказали эксперты Системы Главбух.

Основными условиями независимости службы финансового контроля являются назначение и освобождение руководителя этой службы и ее сотрудников от занимаемых должностей, установление им размеров заработной платы и других выплат по решению руководителя службы внутриведомственного финансового контроля. Следует предусмотреть, что данная служба подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

Внутренний контроль в бюджетном учреждении – программа проверки

Ежегодно руководитель учреждения утверждает план проведения проверок. Его формирует и представляет служба финансового контроля. Непосредственно при направлении сотрудников на проверку утверждается специальная программа проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В ней нужно отразить важные ключевые моменты.

Подлежащие проверке сегменты

Программа проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения может включать рассмотрение:

  • своевременности и целесообразности проведения процедур размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд;
  • рабочего плана счетов бухгалтерского учета учреждения;
  • правил бухгалтерского учета и представления в бухгалтерской отчетности объектов учета, которые не установлены стандартами и инструкциями;
  • порядка бухгалтерского учета, в случае когда нормативные акты допускают альтернативный порядок бухгалтерского учета, и формирования показателей отчетности;
  • перечня дополнительных аналитических показателей об имуществе и обязательствах на забалансовых счетах;
  • корреспонденции счетов бухгалтерского учета для отражения хозяйственных операций дополнительно к перечню, установленному инструкцией по бухгалтерскому учету;
  • методики бухгалтерского учета отдельных объектов учета;
  • форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы.

Законодатели уточнили полномочия органов внутреннего госфинконтроля. Теперь ревизоры могут привлекать к проверке не только независимых экспертов, но и специалистов других государственных органов. Узнайте, что должен уметь специалист, которого привлекают к внутренней проверке >>

Источники информации при проведении проверки

При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения источниками информации могут быть:

  • учредительные и иные документы, определяющие организационно-правовую форму проверяемого объекта, функции учреждения;
  • государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за счет выделенных субсидий;
  • протоколы конкурсных и аукционных комиссий, котировочные заявки и другие документы по размещению заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд;
  • уведомления о выделенных денежных средствах, план финансово-хозяйственной деятельности, смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности;
  • регистры бухгалтерского учета учреждения, первичные и иные бухгалтерские, учетные и расчетно-платежные документы;
  • выписки казначейства;
  • бухгалтерская, налоговая и иная отчетность;
  • штатное расписание, приказы руководителя по личному составу и другие документы, являющиеся основанием для оплаты труда;
  • государственные контракты и другие договоры, соглашения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, предусматривающие расходование средств;
  • материалы по выбору поставщиков товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов, аукционов либо запросов котировок;
  • реестр государственных контрактов;
  • материалы (результаты) инвентаризации;
  • материалы предыдущих проверок учреждения, проведенных органами государственного финансового контроля;
  • правовая, экономическая и статистическая информация, относящаяся к деятельности учреждения;
  • другие документы.

Проводимые процедуры

Контролеры могут проверить:

  • соответствие деятельности учреждения нормативным правовым актам, а также учредительным документам;
  • правильность организации бухгалтерского учета и составления плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, законность использования средств;
  • наличие, законность использования и состояние нефинансовых активов, финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • исполнение процедур размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд, а также исполнение участниками-победителями договорных условий.
Или:  Как открыть индивидуальный пенсионный план

Оспаривать проверки можно будет через сайт Госуслуг

В рамках эксперимента обжаловать решения контрольных и надзорных органов можно будет в досудебном порядке через портал Госуслуг, в том числе о назначении плановой или внеплановой проверки, бездействии должностных лиц. Пилотный проект для бизнеса стартует с 17 августа 2020 года и продлится по 30 июня 2021 года. Подробности смотрите в статье >>

Проверка реализации целей учреждения

Еще один элемент, на котором основан внутренний контроль в бюджетном учреждении – проверка реализации целей учреждения.

Требования, установленные учетной политикой учреждения, обязательны для всех структурных подразделений бюджетного учреждения (в том числе выделенных на отдельный баланс) и сотрудников. При наличии в учреждении филиалов, структурных подразделений, осуществляющих самостоятельный учет хозяйственной деятельности, в учетной политике отражаются особенности ведения ими бухгалтерского учета.

Служба внутреннего контроля может проводить проверку реализации целей, ради которых были созданы данные учреждения. Остановимся на основных нюансах этой специфической проверки подробнее. В этом случае проверка может включать рассмотрение:

  • документов головного учреждения в части организации производственного (учебного, научного и т. п.) процесса;
  • требований к качеству государственных услуг, оказываемых структурными учреждениями;
  • лицензий, разрешений и иных документов по обеспечению соответствующих видов деятельности;
  • обеспеченности основного персонала материально-техническим оборудованием;
  • санитарных и иных норм, установленных для обеспечения производственного процесса в соответствующих отраслях.
  • учредительные документы учреждения;
  • наличие положения о бюджетном учреждении (устава), его регистрацию в соответствующих организациях;
  • не ведет ли учреждение деятельность, не предусмотренную учредительными документами;
  • соответствуют ли договоры, служебные контракты, должностные регламенты и иные аналогичные документы должностных лиц нормам действующего законодательства;
  • наличие документов, подтверждающих выделение в доверительное управление имущества;
  • есть ли все необходимые разрешительные документы (лицензии, подтверждения об аттестации, аккредитации) на деятельность, которую ведет учреждение. Все ли требования выполняются в полном объеме.

Проверяются документы руководителя, главного бухгалтера учреждения, материально ответственных лиц, а также сотрудников, принятых на работу в течение проверяемого периода. Результаты контрольных мероприятий отражаются в таблице 5 Пояснительной записки (ф. 0503760).

Источник

Как организовать внутренний финансовый контроль

Требование организовать внутренний контроль хозяйственной деятельности сформулировано в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п. 6 Инструкции № 157н. Финансовый контроль позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, вести достоверный бухгалтерский учет и представлять в контролирующие органы корректную отчетность.

Оценить потребности

В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля. Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.

Можно проводить несколько видов контроля:

  1. Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
  2. С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
  3. Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.

Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.

Оформить документы

Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции. Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля. В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.

Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля.

Составить план мероприятий

После подготовительных работ и определения ответственных наступает этап разработки плана мероприятий. Их удобно сгруппировать по направлениям, например:

  • денежные средства и бланки строгой отчетности;
  • банковские операции;
  • дебиторская и кредиторская задолженности;
  • фонд оплаты труда (в том числе премиальные выплаты, материальная помощь, компенсации);
  • товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);
  • бухгалтерский учет и отчетность.

По каждому из направлений разрабатываются и указываются формы и сроки проведения всех видов контроля, а также исполнители. План формируется на весь календарный год. Именно он станет отправной точкой для программы проверки, по которой будет действовать ревизионная комиссия.

Провести проверку

Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.

Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

На что смотрят в ходе плановой проверки:

  • соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
  • насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
  • насколько полно и правильно оформлены операции;
  • своевременно ли проводится инвентаризация;
  • насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.

Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной. Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр. Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.

Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка. Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.

Что проверяет ревизионная комиссия:

  • подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете;
  • соответствие данных в первичных документах и бухучете;
  • подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
  • соответствие бухгалтерского учета и отчетности;
  • правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения.

Оформить результаты

Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения. В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии. Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.

А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.

В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:

  • согласованная с руководителем программа проверки;
  • состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.);
  • использованные приемы и методы сбора и анализа информации;
  • данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
  • выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
  • перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.
Или:  Образец отмене постановления о прекращении уголовного преследования

Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.

Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.

Источник

Внутренний финансовый контроль акт проверки образец

Одним из важных условий обеспечения эффективности использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения является повышение действенности и результативности финансового и хозяйственного контроля.

Система внутреннего финансового и хозяйственного контроля в учреждении включает:

– нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц;

– субъекты, то есть должностных лиц, осуществляющих контроль;

– объекты контрольной деятельности;

– виды, формы и методы внутреннего финансового и хозяйственного контроля;

– целенаправленное руководство внутренним финансовым и хозяйственным контролем;

– планирование деятельности в области внутреннего контроля.

При организации внутреннего контроля в учреждении следует руководствоваться нормами:

– Бюджетного кодекса РФ;

– Налогового кодекса РФ;

– Трудового кодекса РФ;

– Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– локальными нормативными актами.

Также надо обратить внимание на отраслевые и ведомственные инструкции и проанализировать сложившуюся практику.

К основным задачам внутреннего контроля относятся:

– контроль (проверка) за соблюдением в учреждении федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов;

– исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;

– законность совершения кассовых операций в учреждении;

– организация учета и обеспечение сохранности имущества в учреждении;

– установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

– выявление внутрихозяйственных резервов и принятие мер к использованию их в интересах обеспечения деятельности учреждения;

– установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете;

– точность и полнота документации бухгалтерского учета;

– своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

– предотвращение ошибок и искажений в учете;

– изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению, предупреждению и своевременному возмещению причиненного ответственными лицами материального ущерба;

– изучение опыта практического применения в учреждении действующих положений, инструкций и иных правовых актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения, в целях их совершенствования.

Организация внутреннего контроля, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние определяются в Положении о внутреннем контроле в учреждении.

В этот документ можно включить следующие разделы.

1. Цели, задачи и принципы внутреннего контроля. В данном разделе следует указать нормативные документы, применяемые в рамках указанных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи.

2. Порядок организации внутреннего контроля. То есть указать объекты контроля, график проведения мероприятий, порядок их оформления.

3. Права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц. В этом разделе необходимо определить состав комиссии по осуществлению внутреннего контроля, разграничение полномочий и т. п.

4. Ответственность сторон по соблюдению положения о внутреннем контроле.

5. Оценка состояния эффективности системы внутреннего контроля в учреждении. Оценка осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6. Иные необходимые разделы.

Должностные лица, на которых возложена работа по организации внутреннего финансового контроля в учреждении, должны рассматривать материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимать меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности контроля.

Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, разрабатывать предложения по ее улучшению. Также следует принимать необходимые меры к укреплению кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдению законности, предупреждению и пресечению бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.

Отметим и такой немаловажный момент. Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля, должны быть взаимозависимыми и последовательными.

Вначале должна быть проведена проверка:

– финансово-плановых документов (составление смет, штатных расписаний, тарификаций и т. п.);

– порядка начисления заработной платы, назначений пенсий и пособий (наличие положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников, приказов о создании комиссии по ФСС и т. п.);

– других локальных документов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

А позднее, после совершения финансово-хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.

В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать:

– создать график документооборота учреждения (возможно, как приложения к учетной политике);

– последовательно нумеровать первичные документы каждого вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспечения поиска документов при необходимости и выявления отсутствующих документов);

– гасить первичные и оправдательные документы в установленных случаях (это необходимо во избежание повторного их использования);

– брошюровать документы в папки по окончании отчетного периода;

– сдавать папки с документами в архив по истечении сроков оперативного хранения документов, установленных графиком документооборота организации;

– своевременно составлять первичные документы.

В соответствии с предъявляемыми требованиями первичные документы в учреждении должны:

– оформляться в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их окончания, иначе возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться неотраженной в учете;

– содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухгалтерском учете;

– соответствовать типовым унифицированным формам, если таковые установлены;

– соответствовать формам документов, описанным в учетной политике организации (в случае когда формы документов установлены учетной политикой учреждения); >|Все, кто оформит подписку на журнал на 2012 год, получат доступ к сервису «Учетная политика 2012» www.budgetnik.ru).|<

– кроме того, бухгалтерские справки, содержащие обоснование исправлений в случаях, когда в бухгалтерский учет вносятся исправления, специальные расчеты, должны быть изложены просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

По результатам проведенного мероприятия составляется соответствующий акт. В нем следует отразить:

– программу проверки, утвержденную приказом руководителя учреждения;

– характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;

– виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки;

– анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ;

– выводы о результатах проведения мероприятий внутреннего контроля;

– размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц;

– описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

При включении в акт выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений необходимо указать на то, какие нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. Например, если в приходном кассовом ордере (при получении суммы из банка в кассу) указана сумма, не соответствующая сумме по банковской выписке, то в акте следует указать номер, дату, сумму ПКО, номер листа кассовой книги, дату выписки банка, сумму, списанную с лицевого счета.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Только на основании полной и достоверной информации руководитель может принять адекватные меры.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2011 г.

Источник