УТВЕРЖДАЮГлавный военный экспертгенерал полковникП В Платот 27 февраля 2013 года N 2 4 87 1 18
Карточка тушения пожара образец 2021
от 1 марта 2013 года N 43-956-18
[О Методических рекомендациях по составлению планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров]
Во исполнение поручения от 05.10.2012 N 2-4-46-1937-ПВ Департаментом пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны подготовлена новая редакция "Методических рекомендаций по составлению планов и карточек тушения пожаров" (далее — Методические рекомендации).
В целях совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, совершенствования уровня готовности подразделений федеральной противопожарной службы предлагаю принять указанные Методические рекомендации к руководству.
Главный военный эксперт
генерал-полковник
П.В.Плат
УТВЕРЖДАЮ
Главный военный эксперт
генерал-полковник
П.В.Плат
от 27 февраля 2013 года N 2-4-87-1-18
Методические рекомендации по составлению планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров (далее — Методические рекомендации) определяют общие требования к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
1.2. В целях обеспечения готовности обслуживающего персонала (сотрудников, работников) организаций, а также пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее — действия по тушению пожаров) разрабатываются документы предварительного планирования действий по тушению пожаров, а именно: планы тушения пожара (далее — ПТП) и карточки тушения пожара (далее — КТП).
1.3. ПТП и КТП предназначены для:
обеспечения руководителя тушения пожара (далее — РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;
предварительного прогнозирования возможной обстановки на пожаре;
планирования основных действий по тушению пожаров;
повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;
информационного обеспечения при подготовке и проведении учений, а также при исследовании (изучении) пожара.
1.4. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.
1.5. ПТП и КТП на особо важные и режимные объекты составляются, хранятся и применяются в соответствии с установленным порядком по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень их секретности определяется режимной службой объекта.
2. Разработка и корректировка
Перечня организаций (объектов, сельских населенных пунктов) на которые должны составляться ПТП и КТП
2.1. ПТП и КТП составляются на все объекты и сельские населенные пункты, находящиеся в районе выезда подразделений, входящих в гарнизон пожарной охраны, и подпадающие под критерии, указанные в приложении N 1, а также иные объекты (на усмотрение начальников гарнизонов пожарной охраны).
Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.
2.2. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в каждом местном гарнизоне пожарной охраны должен разрабатываться и своевременно корректироваться Перечень объектов (сельских населенных пунктов), на которые должны составляться ПТП и КТП (далее — Перечень) (приложение N 2).
2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.
2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.
2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), ставится отметка о проведенной корректировке.
2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее — ЦППС), органа управления подразделениями пожарной охраны.
2.8. Копия Перечня направляется в соответствующий территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.
3. Составление и корректировка ПТП и КТП
3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение N 3), определяются лица из числа руководителей пожарных подразделений и начальников караулов (дежурных смен), ответственные за составление и корректировку ПТП и КТП и достоверность сведений, указанных в них.
3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.
3.3. Требования к оформлению и содержанию ПТП и КТП приведены в разделах 7 и 8 Методических рекомендаций.
3.4. Составлению ПТП и КТП предшествуют следующие мероприятия:
изучение и анализ оперативно-тактической характеристики объекта (сельского населенного пункта), в том числе сбор сведений о его противопожарной защите;
изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данному объекту;
прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития;
изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в объекте (сельском населенном пункте) и в аналогичных объектах (сельских населенных пунктах).
3.5. ПТП составляются не менее чем в трех экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация (объект), второй экземпляр — в ЦППС местного гарнизона пожарной охраны, третий экземпляр направляется руководству (собственнику) объекта.
3.6. КТП составляются не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе выезда которого находится объект (сельский населенный пункт), второй экземпляр направляется руководству (собственнику) объекта (администрации сельского населенного пункта).
3.7. Начальниками гарнизонов пожарной охраны определяется перечень ПТП и КТП, электронные варианты которых должны храниться на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами штабов пожаротушения, о чем делается соответствующая отметка в Перечне и Списке ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение N 4).
3.8. Электронные варианты ПТП и КТП должны отвечать следующим требованиям:
обеспечение ведения базы данных для неоднократного использования и своевременной корректировки данных;
обеспечение минимальных затрат на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;
простой и наглядный интерфейс, позволяющий использовать их при непосредственном тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
содержание системы встроенной интерактивной помощи, охватывающей все аспекты работы программного средства;
защита от внесения несанкционированных изменений в программное обеспечение.
3.9. ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже чем раз в 3 года.
Кроме того, ПТП и КТП подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства, изменении тактических возможностей подразделений пожарной охраны и т.д. Внесение корректив осуществляется не позднее месяца с момента возникновения изменений.
При корректировке ПТП и КТП соответствующие изменения вносятся также и в их электронные варианты.
3.10. На вновь построенные объекты ПТП и КТП составляются не позднее, чем через месяц с момента приема в эксплуатацию нового объекта или отдельных его элементов (установок и сооружений).
3.11. Корректировка ПТП и КТП, лицами, ответственными за указанное направление деятельности, осуществляется следующим образом:
изучение объемно-планировочных решений зданий объекта, технологического процесса, свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем дымоудаления и т.д.;
изучение расположения источников противопожарного водоснабжения (при их отсутствии на территории объекта (сельского населенного пункта) — ближайших к объекту водоисточников наружного противопожарного водоснабжения), возможности их использования для целей пожаротушения;
сопоставление текстовой и графической частей ПТП и КТП с реальной обстановкой, с последующим рапортом о выявленных несоответствиях на имя руководства пожарного подразделения и внесением соответствующих изменений в КТП и ПТП.
4. Согласование, утверждение и хранение ПТП и КТП
4.1. ПТП на объект, расположенный в районе выезда территориального (объектового, договорного) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего местного гарнизона пожарной охраны и согласовывается с руководителем (собственником) объекта.
4.2. ПТП на объект, расположенный в районе выезда специального подразделения ФПС, утверждается начальником соответствующего органа управления специальными подразделениями ФПС, согласовывается с руководителем (собственником) объекта и начальником территориального гарнизона пожарной охраны субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен охраняемый объект.
4.3. КТП на объект, расположенный в районе выезда территориального (объектового, договорного) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего подразделения пожарной охраны и согласовывается с руководителем (собственником) объекта.
4.4. КТП на объект, расположенный в районе выезда специального подразделения ФПС, утверждается начальником соответствующего органа управления специальными подразделениями ФПС, согласовывается руководителем (собственником) объекта и начальником местного гарнизона пожарной охраны.
4.5. КТП на сельский населенный пункт, расположенный в районе выезда территориального (специального) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего подразделения пожарной охраны и главой администрации сельского населенного пункта.
4.6. После утверждения ПТП и КТП, их содержание доводится до руководящего состава местного гарнизона пожарной охраны (в системе служебной подготовки либо в индивидуальном порядке) и заинтересованных служб объекта (сельского населенного пункта).
4.7. После утверждения, ПТП и КТП присваивается порядковый номер, под которым они включаются в список ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение N 4).
4.8. Список ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения, хранится на пункте связи части (далее — ПСЧ), при его отсутствии на ЦППС.
4.9. Первые экземпляры ПТП и КТП хранятся на ПСЧ, при его отсутствии — на ЦППС органа управления подразделениями пожарной охраны.
4.10. Электронные варианты ПТП и КТП хранятся в переносных персональных электронно-вычислительных машинах, позволяющих использовать их при действиях по тушению пожаров, резервные копии электронных вариантов ПТП и КТП хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ПСЧ, при его отсутствии — на ЦППС.
5. Отработка ПТП и КТП
5.1. Вновь составленные ПТП и КТП, а также ПТП и КТП, в которые были внесены изменения по результатам корректировки, в обязательном порядке отрабатываются со всеми дежурными караулами (сменами) подразделения пожарной охраны, в районе (подрайоне) выезда которого находится объект, на который они составлены.
5.2. Отработка ПТП и КТП проводится следующим образом:
выезд дежурного караула (смены) на объект (в сельский населенный пункт);
ознакомление с оперативно-тактическими особенностями объекта (сельского населенного пункта), изучение технологического процесса, объемно-планировочных решений зданий объекта, свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем дымоудаления и т.д.;
проверка работоспособности источников противопожарного водоснабжения (при их отсутствии на территории объекта (сельского населенного пункта) — ближайших к объекту водоисточников наружного противопожарного водоснабжения);
сопоставление текстовой и графической частей ПТП и КТП реальной обстановке, с последующим рапортом о выявленных несоответствиях на имя руководства пожарного подразделения.
5.3. По решению руководства пожарного подразделения или органа управления пожарными подразделениями, могут отрабатываться любые ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда пожарного подразделения.
График отработки ПТП и КТП на год составляется в соответствии с приложением N 5, при необходимости согласовывается с собственниками (руководством) объектов, вошедших в указанный график.
6. Требования к оформлению и содержанию ПТП
6.1. ПТП оформляются отдельной книгой (брошюрой) в соответствии с формой, установленной в приложении N 6.
6.2. Графическая часть ПТП выполняется в двух экземплярах (один экземпляр для использования на пожаре, как рабочий материал оперативного штаба).
Источник
РД 34.03.306-93 Методические указания по составлению оперативных планов и карточек тушения пожаров на энергетических предприятиях
Требования данных Методических указаний распространяются на эксплуатационные энергетические предприятия отрасли «электроэнергетика».
В Методических указаниях приведены основные требования по составлению оперативных планов и карточек тушения пожаров на энергетических предприятиях РАО «ЕЭС России».
С выходом настоящих Методических указаний утрачивают силу «Методические указания по составлению оперативных планов пожаротушения на энергетических предприятиях Минэнерго СССР: РД 34.03.306-88". (М.: ХОЗУ Минэнерго СССР, 1988).
Содержание
1. Общие положения
2. Требования к текстовой части оперативного плана
3. Требования к графической части оперативного плана
Приложение ОПЕРАТИВНАЯ КАРТОЧКА № 6 (примерная форма)
1. Общие положения
1.1.Оперативный план тушения пожара является основным документом, устанавливающим порядок организации тушения пожаров на энергетических предприятиях, взаимодействия персонала объекта и личного состава пожарных подразделений, прибывших на место пожара, а также применения средств тушения пожара с учетом обеспечения необходимых мер безопасности.
Не допускается составление и наличие на энергетических предприятиях других местных рекомендаций и положений (инструкций) по данному вопросу.
1.2. Оперативные планы тушения пожаров составляются для:
тепловых электростанций независимо от их мощности;
гидроэлектростанций мощностью 20 МВт и выше;
стационарных дизельных электростанций и газотурбинных установок мощностью 10 МВт и выше;
подстанций 500 кВ и выше;
районных станций теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Гкал;
резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).
Один экземпляр оперативного плана тушения пожара резервуарного парка должен находиться на щите у дежурного этого хозяйства, а другой — у начальника смены электростанции.
1.3. На подстанциях напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала допускается составлять только оперативные карточки действий персонала и схему расстановки передвижной пожарной техники (графическая часть).
1.4. Оперативный план тушения пожара должен состоять из текстовой части (оформленной отдельной книгой из плотной бумаги единого формата размером не менее 210×297 мм) и графической части.
1.5. Оперативный план разрабатывается совместно работниками пожарной охраны МВД Российской Федерации и специалистами энергетического объекта и утверждается соответственно начальником гарнизона пожарной охраны и директором энергетического предприятия.
По запросу территориальной государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации для составления оперативного плана (оперативных карточек) администрация объекта обязана предоставить необходимые материалы по технологии основного производства.
1.6. При разработке оперативного плана по действиям персонала энергопредприятий и пожарных подразделений в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей тепловой и электрической энергией при пожаре, а также обеспечения необходимых мер безопасности персонала.
1.7. Оперативный план должен разрабатываться в кратчайшие сроки, но не менее чем за месяц до пуска предприятия или отдельных энергетических установок и сооружений.
1.8. Корректировку оперативных планов и карточек необходимо выполнять при:
расширении или реконструкции энергетического предприятия;
выявлении недостатков во время проведения ежегодных совместных противопожарных тренировок (учений) или при тушении пожара;
получении указаний от соответствующих центральных управлений МВД Российской Федерации и Управления пожарной безопасности Департамента ГИЭС РАО «ЕЭС России»;
выявлении недостатков во время проведения проверок вышестоящими органами пожарной охраны МВД Российской Федерации, соответствующими подразделениями и работниками пожарной безопасности РАО «ЕЭС России».
1.9. При назначении нового руководителя энергетического предприятия или начальника гарнизона пожарной охраны МВД Российской Федерации дополнительное рассмотрение и переутверждение оперативного плана должно проводиться в срок не более трех месяцев.
Оперативные карточки действий персонала должны переутверждаться при смене главного инженера или руководителя соответствующего цеха.
1.10. После разработки и утверждения оперативный план тушения пожара на энергетическом предприятии должен быть доведен до сведения каждого работника предприятия (эксплуатационного, ремонтного и др.) с использованием группового или индивидуального метода обучения на данном объекте.
Начальники смен, диспетчеры подстанций и предприятий сетей, машинисты блоков, операторы и другой дежурный персонал энергетического предприятия обязаны знать содержание оперативного плана тушения пожара конкретного предприятия, а также технологических и других должностных инструкций.
1.11. Оперативный план тушения пожара должен практически отрабатываться на занятиях начальствующего состава гарнизона пожарной охраны и плановых противопожарных тренировках в соответствии с требованиями « Инструкции по организации противопожарных тренировок на энергетических предприятиях и в организациях Минэнерго СССР» (М.: СПО Союзтехэнерго, 1984).
1.12. Один экземпляр оперативного плана должен храниться постоянно на главном (центральном) щите управления совместно с бланками допуска на проведение работ по тушению пожара.
Допускается хранить оперативный план совместно с другой оперативной документацией, но при условии обеспечения возможности немедленного и беспрепятственного пользования им при пожаре.
Порядок хранения оперативных документов для подразделения пожарной охраны определяется соответствующими приказами и наставлениями МВД Российской Федерации.
1.13. При оснащении энергетических объектов АСУ ТП с применением информационных выводных устройств рекомендуется использовать эти системы для оказания помощи персоналу в отображении информации об аварийной зоне, работе систем пожарной защиты и выдачи рекомендаций по действиям персонала взамен оперативных карточек.
2. Требования к текстовой части оперативного плана
2.1. Текстовая часть оперативного плана должна включать краткую характеристику предприятия, основные обязанности дежурного персонала при возникновении пожара и организации его тушения, порядок встречи и взаимодействия с прибывшими пожарными подразделениями.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
2.2. Текстовая часть оперативного плана должна быть конкретной, без второстепенных деталей и пояснений, и содержать следующие основные обязанности оперативного персонала при возникновении пожара:
2.2.1. Порядок сообщения о пожаре в пожарную охрану, руководству предприятия, вышестоящему диспетчеру и другим должностным лицам.
2.2.2. Порядок проверки включения в работу установок пожаротушения и резервных насосов для повышения давления и расхода воды в противопожарном водопроводе.
2.2.3. Организация сбора персонала объекта и добровольных пожарных формирований для задействования средств пожаротушения и эвакуации людей (при необходимости).
2.2.4. Организация тушения пожара имеющимися силами и средствами, а также при необходимости охлаждение несущих металлических ферм, колонн, балок и близко расположенного оборудования.
2.2.5. Проведение необходимых операций с технологическим оборудованием, находящимся вне зоны пожара, для обеспечения устойчивого и безопасного режима его работы.
2.2.6. Сохранение собственных нужд объекта, производство переключений оборудования, сохранение электропитания насосов противопожарного водоснабжения и установок пожаротушения, а также узлов управления системами противопожарной защиты.
2.2.7. Установление конкретного ответственного лица по подготовке письменного допуска для тушения пожаров в электроустановках и на электрооборудовании .
(Измененная редакция. Изм. № 1)
2.2.8. Определение порядка выдачи индивидуальных средств защиты (диэлектрической обуви, перчаток, заземляющих устройств), а также заземления пожарной техники и проверки качества этого заземления.
2.2.9. Порядок встречи и сопровождения прибывающих подразделений пожарной охраны.
2.2.10. Участие в работе штаба пожаротушения и обеспечение технических консультаций для руководителя тушения пожара (РТП) из начальствующего состава пожарной охраны.
2.3. Исходя из особенностей технологии энергетического производства и применяемых строительных материалов, в оперативном плане тушения пожара следует учитывать необходимые требования безопасности при действиях личного состава пожарных подразделений и персонала объекта, а также давать конкретные и краткие рекомендации по тушению имеющихся на предприятии огнеопасных газов, жидкостей и твердых веществ для предотвращения их растекания, плавления и образования взрывоопасных концентраций.
2.4. В целях рациональных действий персонала в сложной обстановке пожара на технологических установках и электрооборудовании, а также в кабельных сооружениях разрабатываются оперативные карточки (картотека) действий персонала (образец дан в приложении).
В оперативных карточках должны конкретно указываться действия персонала при пожаре, которые определяются путем анализа возможных ситуаций на данном оборудовании или в помещении.
2.5. Оперативные карточки утверждаются главным инженером и передаются для руководства начальнику смены соответствующего подразделения предприятия, диспетчеру (дежурному) подстанции или предприятия сети.
В случае необходимости выполнения действий с оборудованием, находящимся в оперативном ведении территориального диспетчерского управления или влияющим на режим работы энергосистемы, оперативные карточки согласовываются с соответствующим территориальным диспетчерским управлением.
2.6. Для пожарных подразделений МВД Российской Федерации в оперативном плане указываются:
2.6.1. Расчет сил и средств для тушения развившегося пожара и определяется порядок быстрого их сосредоточения.
2.6.2. Особенности развития и борьбы с пожаром на данном объекте с вариантами решений по его тушению и использования специальной пожарной техники.
2.6.3. Рекомендации по оказанию помощи людям, находящимся в задымленных и горящих помещениях, рациональному использованию имеющихся в распоряжении РТП сил и средств для их активного взаимодействия.
2.6.4. Рекомендации РТП, начальнику штаба пожаротушения, начальнику тыла, другим членам штаба по обеспечению требований безопасности.
3. Требования к графической части оперативного плана
3.1. Графическая часть оперативного плана на энергопредприятиях должна представлять собой план-схему объекта произвольного масштаба, выполненную на белой бумаге размером не менее 2X1 м, на которую наносятся места расположения основных зданий, сооружений и ответственных пожароопасных установок, а также дорог, водоисточников (схема наружного водоснабжения) и входов в здания.
Допускается вместо план-схемы, выполненной на бумаге, использовать стационарные модульные планшеты, мнемосхемы или макеты объекта, которые необходимо размещать на видных местах для персонала щита управления.
3.2. На план-схему наносятся места расстановки пожарной техники в наиболее оптимальном варианте, удовлетворяющие различным ситуациям пожара на основном оборудовании энергообъекта, и места ее заземления, а также люки (входы) в кабельные помещения, все водоисточники и расстояния до основных зданий для определения варианта прокладки рукавных линий от пожарной техники.
3.3. При определении мест расстановки пожарной техники следует учитывать условия безопасности личного состава пожарных подразделений и пожарной техники от падения строительных конструкций, опор или высоковольтных проводов и кабелей, возможных выбросов горящих веществ и т.п.
3.4. На план-схеме необходимо указать места расстановки пожарной техники, находящейся в резерве.
3.5. Для наглядности допускается здания и сооружения энергетического предприятия на план-схеме раскрашивать в различные цвета.
3.6. План-схема оперативного плана тушения пожара должна рассматриваться и утверждаться начальником гарнизона пожарной охраны и руководителем предприятия.
3.7. При необходимости к оперативному плану прикладываются схемы внутреннего противопожарного водопровода, схемы установок пожаротушения, разрезы и поэтажные планы зданий и сооружений.
Приложение
ОПЕРАТИВНАЯ КАРТОЧКА № 6
(примерная форма)
Лицевая сторона карточки
Кабельный отсек № 6 под РУСН 6 кВ, 2-я секция.
Пожарная сигнализация типа «Алмаз» (ППКШ, в отсеке 8 извещателей ДИП-9.
Стационарная установка пожаротушения распыленной водой.
Оросителей ДВМ-10 — 20 шт.
Узел управления № 2 (ряд Б, ось 12), задвижка направления 6А.
Дистанционное управление на БЩУ (панель № 24).
Действия при пожаре
1. Указать порядок вызова пожарной охраны (телефон объектовой пожарной охраны, прямой телефон на БЩУ (ГЩУ, ЦЩУ), городской — 8-01), а также оповещения персонала, а именно: включение аварийной сирены (панель № 2), вызов по поисковой связи начальников смен, определение места сосредоточения членов добровольных пожарных формирований и задействования средств пожаротушения, порядок сообщения о пожаре диспетчерам, администрации (список 1) и в охрану объекта.
2. Проверить включение и работу автоматической установки пожаротушения (панель № 14) и дополнительных насосов водоснабжения (панель № 15).
3. При необходимости или аварийном отключении оборудования произвести операции по переводу работы на резервное оборудование, особенно в части сохранения собственных нужд, а также по переключению оборудования, а в исключительных случаях и к его выводу из работы, если трассы силовых, контрольных кабелей и цепей управления этого оборудования проходят в зоне пожара или если огонь приближается к ним.
Операции по переводу ответственного оборудования в зоне пожара отсека № 6 могут быть (примерно) следующими:
3.1. Включить MB ПЭН № 6 (ячейка № 43, секция 2А); перевести питание с 1-й на 2-ю секцию 0,4 кВ; включить MB трансформатора № 30 и пр.
3.2. Отключить АВР 1-й и 2-й секций 0,4 кВ; MB ячеек № 37, 39, 42, 57 (секция 2А).
3.3. Снять оперативный ток (панель № ________) и т.д.
3.4. Включить заземляющие ножи ячеек № 39, 42 (по команде диспетчера кабельной сети, а при отсутствии связи после проверки отсутствия напряжения) и др.
4. Направить дежурного электромонтера (дежурного обходчика или др.), хорошо знающего расположение подъездных путей, для встречи и сопровождения пожарных подразделений (при наличии объектовой пожарной охраны с выездной техникой эти действия могут быть самостоятельными, а при наличии пожарно-профилактической группы — входит в ее обязанности).
5. Принять возможные меры по созданию безопасных условий работы для персонала и пожарных подразделений по тушению пожара (включить стационарные заземляющие устройства или подключить переносные), выдать диэлектрические боты и перчатки.
6. Выдать письменный допуск на тушение пожара первому прибывшему старшему оперативному начальнику пожарной охраны (первому РТП).
7. Коротко проинформировать РТП о проведенных мероприятиях и дать свои предложения и рекомендации.
Источник
Что такое предварительное планирование действий по тушению пожаров
Помимо тушения пожаров и их профилактики, пожарная охрана занимается заблаговременным планированием действий при возгораниях. В случае промышленных объектов планирование затрагивает не только пожарную службу, но и руководство организации. Обе стороны заинтересованы в плодотворном взаимодействии.
Документы предварительного планирования
Документы предварительного планирования действий по тушению пожаров служат для:
- обеспечения пожарных информацией при возникновении возгорания;
- заблаговременного определения порядка действий персонала при пожаре;
- планирования принимаемых в случае воспламенения мер;
- заблаговременной подготовки персонала к критической ситуации.
Существуют две разновидности таких актов.
Планы тушения пожара
Главное назначение ПТП – прогноз развития критической ситуации и прояснение аспектов процесса тушения.
Как правило, документ состоит из текстовой и графической части. Первый раздел содержит следующую информацию:
- Сведения о строении и предприятии, которое его занимает. К этой части относят количество и состав пожарной нагрузки здания, направленность организации, наличие и вид системы защиты от пожара, данные о коммуникациях здания.
- Возможное развитие возгорания. К этому пункту относят локации потенциального загорания, причины появления огня, пути потенциального движения пламени, планируемый объем возгорания. Также учитывается степень опасности ситуации для людей, предполагаемая концентрация токсичных веществ в воздухе и тепловое излучение, места возможного обрушения и задымления.
- Данные об организации спасения пострадавших. В этом разделе учитывается количество работников предприятия и информация о путях эвакуации. Пожарная охрана рассчитывает примерное время, нужное на эвакуацию людей из здания.
- Организация процесса тушения. Для целостности плана спасатели заранее рассчитывают число сил и средств, приводят примеры ОТВ для борьбы с огнем, составляют схемы расположения сил для каждого из возможных сценариев развития ситуации.
- Меры, принимаемые сотрудниками объекта до приезда спасателей. В этом разделе перечисляются должностные лица предприятия с их контактными данными, обозначаются указания для персонала на случай возникновения возгорания. Также обозначается нахождение первичных средств борьбы с огнем и телефонов.
- Охрана труда и правила безопасности. Заранее прописываются все меры и правила техники безопасности, соблюдаемые на производстве.
Во второй раздел входят:
- План здания с обозначением планировки, водоисточников и места нахождения первичных средств борьбы с огнем.
- Ситуационная схема. Рассчитана на использование в случае возникновения воспламенения. На плане обозначают пункты сбора персонала служб обеспечения предприятия, места организации питания и обогрева боевых подразделений, ближайшие места дозаправки техники.
- Планы этажей и разрезы помещений. Обозначаются способы включения систем пожаротушения, пути эвакуации, лифты, места включения электроэнергии.
Карточки тушения пожара
Представляет собой краткую справку о строении и его помещениях, запасных выходов. Состоят из двух элементов: информационной таблицы и графической части.
Информационная таблица объединяет главные данные о постройке, к которым относятся:
- предназначение объекта;
- число людей, остающихся в помещениях днем и ночью (сколько из них детей);
- информация о здании: степень его огнестойкости, этажность, метраж, размеры, строительные материалы, особенности планировки;
- места включения электроэнергии и вентиляции;
- эвакуационные направления;
- экстренное водоснабжение;
- опасности для человека, оставшегося в постройке;
- взрывоопасные материалы и места их расположения.
В графический раздел включены:
- общий план строения;
- схемы этажей.
Перечень организаций, на которые нужны план и карточки
План составляется на некоторые организации без учета мощности производства:
- машиностроительные и металлургические цеха;
- цеха изготовления резины, каучука и минеральных удобрений;
- тепловые электростанции, котельные;
- установки с взрывоопасным производством;
- организации транспорта: железнодорожные станции, парковки, аэропорты, круизные терминалы, порты и доки;
- культурно-зрелищные объекты всех типов и назначений.
Существуют также некоторые здания, для которых составление ПТП требуется только при определенных показателях работы:
- нефтеперекачивающие станции с резервуарными парками объемом более 10 000 м3;
- нефтебазы с емкостью резервуарных парков более 20 000 м3;
- гидроэлектростанции мощностью более 20 МВт;
- подстанции мощностью более 500 КВт;
- жилые здания с горючим покрытием более 1 200 м2;
- целлюлозные предприятия с производительностью более 100 000 тонн в год;
- лечебные организации на более чем 150 койко-мест;
- детские сады и лагеря, рассчитанные более чем на 100 человек;
- школы-интернаты для 150 человек и больше.
Карточки тушения составляются для всех объектов, не попавших в перечень обязательного составления ПТП. К дополнительному списку относятся следующие организации:
- жилые поселения в деревенской местности;
- культурные учреждения;
- технические установки и их кабельные отсеки;
- детские заведения всех направленностей;
- лечебные учреждения;
- электроподстанции напряжением до 500 кВ с круглосуточным присутствием рабочих;
- транспорт: воздушные и плавучие суда.
Составление и корректировка ПТП и КТП
Предварительное планирование действий по тушению пожаров – это производная кооперации владельца предприятия с пожарной охраной. Разработке документов предшествуют несколько последовательных этапов:
- Изучение нормативной базы по организациям заданного типа. В качестве источников информации используются документы, находящиеся в общем доступе: законы, государственные стандарты, акты. Изучение проводится для того, чтобы определить уровень пожаро- и взрывоопасности территории.
- Анализ характеристик здания и организации. Производится путем изучения территории с согласия собственника. Цель этого этапа – узнать уровень противопожарной защиты здания и организации. Для этого анализируются такие параметры, как: строительные материалы здания, качество перегородок, наличие автоматических систем пожаротушения, тренированность сотрудников.
- Изучение отчетов по случившимся в здании возгораниям. Также анализируются данные по пожарам на объектах схожей направленности. Таким образом определяются наиболее распространенные причины воспламенений, анализируются ошибочные действия и выясняются недостатки предыдущих планов.
- Прогноз опасной ситуации. Как правило, пожарные выявляют наиболее опасные места в здании, где может возникнуть самый трудный в отношении ликвидации пожар. Помимо этого, планируется примерное развитие событий и масштабы последствий.
Согласование, утверждение и хранение
Составленный план или карточка согласуются с компаниями, задействованными в ликвидации возгорания, и начальником организации. При согласии с документом организации и владелец объекта ставят на титульном листе грифы утверждения.
Документ хранится в кабинете управляющего объектом. За перемещением акта установлен контроль: в специальный журнал заносится информация о том, кто, зачем, когда и на какое время взял документ.
Отработка
При составлении новых документов или корректировке старых проводится отработка ПТП и КТП. Таким образом пожарные и администрация объекта на практике оценивают эффективность планирования.
В отработку включаются следующие манипуляции:
- выезд спасателей на объект;
- изучение строения и его особенностей;
- испытания работоспособности пожарного водопровода;
- сопоставление документов реальности.
Требования к оформлению и содержанию
Нормы оформления документов прописаны законом. Ниже приведено краткое изложение основных требований.
План тушения оформляют в виде книжки формата А4 и больше. В состав брошюры входят следующие элементы:
Отражает место, где используется документ. На первом листе представлены следующие сведения: название предприятия, контактные данные, грифы утверждения и согласования.
В нем перечисляются все пункты и разделы плана, включая приложения, со страницами, где эти разделы начинаются. Если план содержит не больше 10 страниц, то содержание в него можно не включать.
Состоит из текстового и графического раздела.
В первом разделе отражены следующие пункты:
- данные о предприятии;
- возможный прогноз воспламенения;
- инструкция действий рабочих до приезда спасателей;
- организация помощи пострадавшим;
- кооперация пожарных с другими аварийно-спасательными предприятиями;
- организация процесса ликвидации воспламенения;
- раздел оперативных действий;
- охрана труда на объекте;
- журнал учета использования документа.
В графический раздел включают:
- схему здания с общими сведениями о планировке и средствах борьбы с огнем;
- ситуационный план, отражающий основные параметры, нужные для проведения операции спасения пострадавших и ликвидации возгорания;
- планы отдельных этажей и помещений для более подробной информации.
На заметку. Графическая часть изготавливается в двух экземплярах. Масштаб планов может быть от 1:50 до 1:200. Генеральный план рекомендовано выполнять в формате А3, а поэтажные схемы – в форматах А4 или А3, в зависимости от объема помещения. Для особо крупных объектов допускается использование формата А1. Все планы должны быть сложены до размеров брошюры.
Карточки оформляют на стандартных бланках размерами 15 на 20 см и складывают в книжку. Все, что написано на титульном листе, должно быть в виде прописных букв высотой от 8 до 12 мм. Масштаб черчения может быть от 1:200 до 1:500. Допускается черчение планов на листах размерами 30 на 20 см, сложенных до размера брошюры.
Требования к обозначениям и информации, указываемой на схемах, зависят от специфики здания. На схемах указывают следующие данные:
- Общий план: контуры здания, пути подъезда, смежные здания, водоисточники, места установки специализированной техники.
- Поэтажные схемы: планировка, проемы, перегородки, число людей в помещениях, места отключения электричества, расположение лифтов, места расположения персонала.
- Детские учреждения: помещение, в котором дети находятся в ночное время, обозначается красным фоном. Персонал учреждения обязан ежедневно сообщать в пожарную охрану количество детей, остающихся в строении на ночь.
- Торговые помещения и склады: информация о пожаро- и взрывоопасных, отравляющих и прочих опасных веществах, возможных опасных ситуациях, которые могут возникнуть при возгорании. В схему также включают сведения о расположении материальных ценностей.
- Кабельные туннели: входы, люки, порядок активации противопожарной системы, меры по организации безопасности пожарных, процесс выдачи допуска на тушение пожара.
Когда и почему пересматривается оперативный план пожаротушения
Вопросы «В каких случаях должен пересматриваться оперативный план пожаротушения?» и «В каком случае должно производиться переутверждение плана пожаротушения?» звучат схоже, но ответы на них будут разными.
Пересмотр плана организуется в следующих ситуациях:
- При выявлении недостатков существующего плана. Чаще всего недочеты проявляют себя во время практических учений и тренировок.
- В случае перепланировки здания организации. Из-за изменения положений проемов и перегородок могут сместиться пожароопасные зоны на объекте.
- После введения новых законодательных актов по пожарной безопасности для зданий подобного назначения.
Переутверждение плана проводится при смене руководства объекта или начальства подразделения пожарной службы. План или карточку переутверждают специальным приказом начальства обеих сторон.
Выводы
Пожароопасные работы устанавливаются «противопожарным режимом», где описываются основные требования к огневым работам.
Документы предварительного планирования на объектах помогают заранее спрогнозировать развитие критической ситуации и подготовиться к худшему сценарию. Спасатель, взявший документ в руки, получит всю нужную для проведения спасательной операции информацию.
План тушения характерен для объектов повышенной пожаро- и взрывоопасности. В нем прописываются прогнозы распространения возгорания и самые эффективные методы борьбы с ним.
Карточка тушения часто разрабатывается для мест общественного пребывания, детских учреждений и мест пребывания людей на круглосуточной основе. В ней указываются данные о числе людей в помещениях, а также отмечаются места их наиболее вероятного пребывания.
Оба документа предусмотрены для помещений с большим количеством людей, не способных позаботиться о себе, или же для объектов крайне высокой пожаро- и взрывоопасности.
Порядок учета пожаров и их последствий разработан с целью статистического наблюдения за возгораниями на территории РФ, а также оценки последствий с учетом принятых мер пожаротушения.
В документе указаны основные положения, технические характеристики приборов, спецтранспорта, численность личного состава, другие сведения, этим документом является справочник руководителя тушения пожара.
Источник
Разработка плана тушения пожара в 2021 году
Разработка плана тушения пожара нужна, чтобы заранее определить вероятные источники возгораний, алгоритмы действий и взаимодействия при ликвидации огня, спасения людей и имущества. Для все видов производства разработка планов является обязательной в силу Закона № 69-ФЗ. Специальные особенности предусмотрены для оформления документов на предприятия нефтегазового сектора, химической промышленности, иных потенциально опасных производств. В процессе разработки и после утверждения план необходимо согласовывать с подразделениями МЧС, которые будут принимать участия в ликвидации пожаров.
Читайте в статье, какие действия и мероприятия нужно предусмотреть при разработке плана тушения пожара, что входит в содержание и приложения документа, как найти специалистов для его оформления.
Что такое план тушения пожара
Даже незначительное возгорание является аварийной и чрезвычайной ситуацией, которая может повлечь вред людям, ущерб имуществу. При сильных пожарах последствия могут быть намного серьезнее, если вовремя не приступить к их ликвидации, эвакуации людей и имущества. В этих случаях от слаженных и скоординированных действиях ответственных лиц, персонала предприятия и аварийных служб зависит, как быстро будет локализован и потушен огонь, устранены опасные последствия. С этой целью разрабатываются планы пожаротушения.
По плану тушения будут осуществляться действия собственных специалистов и расчетов МЧС, алгоритмы взаимодействия при эвакуации людей.
Необходимость заранее оформить и иметь планы на случай возникновения пожаров связана со следующими обстоятельствами:
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:
8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)
8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
- нужно заранее обеспечить достаточные технические средства, оборудование и спецтехнику, которые будут использоваться при тушении огня и эвакуации;
- необходимо выявить все места, где может возникнуть возгорание или задымление;
- нужно определить лиц, которые будут отвечать за координацию действий в опасных ситуациях, расписать их обязанности и порядок взаимодействия;
- необходимо определить безопасные места, куда будут выводиться люди и эвакуироваться имущество при пожаре;
- нужно расписать алгоритмы взаимодействия внутренних служб и подразделений предприятия на случай пожаров, аварийных расчетов МЧС на месте тушения.
Имея план пожаротушения, можно значительно сократить время и количество действий для локализации и устранения угроз. Это поможет сохранить жизни людей, сократить имущественный ущерб для владельцев объекта и предприятия.
Комментарий эксперта. Даже при разработке максимально точного и объективного плана пожаротушения нельзя предвидеть некоторые моменты, связанные с человеческими или иными факторами. Однако имея единый документ на случай пожаров, можно избежать хаоса и беспорядочных действий, что многократно увеличивает риски и угрозы в чрезвычайных ситуациях. Поэтому планы рекомендуется иметь даже на объектах, для которых такое требование не обязательно по закону. Помощь в разработке документации окажут специалисты компании Смарт Вэй.
№ п/п | Основные мероприятия по пожарной безопасности | Описание |
1 | Инструктажи, практические занятия | На предприятии проводятся вводные и периодические инструктажи с работниками. Итоги инструктажей оформляются в журналах. |
2 | Проектирование, монтаж, эксплуатация систем защиты | Каждый объект должен быть оснащен системами противопожарной защиты – сигнализация, автоматическое тушение, оповещение и управление эвакуацией и т.д. Их перечень и характеристики определяются по показателям пожарных рисков. |
3 | Обеспечение средствами индивидуальной защиты и тушения | Для обеспечения безопасности персонала работодатель должен приобрести огнетушители, респираторы и маски, другие средства индивидуальной защиты. |
4 | Разработка локальных актов в сфере пожарной безопасности | В перечень локальных актов могут входить приказы, должностные инструкции, положения. планы, регламенты, множество других бланков и форм. Также на предприятии ведутся журналы с учетом проверок, инструктажей. |
Когда нужно разрабатывать планы по тушению
Как указано в ст. 21 Закона № 69-ФЗ, планы пожаротушения должны быть на всех видах производств. Для большинства из них есть ведомственные инструкции и приказы МЧС, предусматривающие особенности разработки и требования к содержанию планов. Документы нужно обязательно разрабатывать для следующих сфер деятельности:
- нефтегазовой и добывающей сферы, станций перекачивания нефти, резервуарных комплексов, газокомпрессорных установок, заводов, нефтебаз и т.д.;
- платформы и иные сооружения для добычи газа (нефти) в шельфовых зонах;
- нефтехимическая сфера, производство взрывопожароопасных веществ, шин и резинотехнической продукции, минеральных удобрений;
- электроэнергетический комплекс, в том числе все виды электростанций, объекты теплоснабжения, газотурбинные комплексы;
- машиностроение, металлургия и металлообработка;
- установки с использованием взрывоопасных технологий;
- здания на территории жилой застройки со сгораемым покрытием площадью от 1200 кв. м.;
- лесопереработка и хранение древесины, целлюлозы;
- транспортный сектор – автопарки, комбинаты, центры техобслуживания, вокзалы, аэропорты и т.д.;
- медучреждения с численностью коек от 150, иные виды стационарных и амбулаторных заведений;
- административные и общественные объекты с численностью персонала и посетителей от 150 человек – торговый центры, магазины, супермаркеты, гостиницы, рынки и т.д.
- учебные, детские заведения;
- культурно-зрелищные комплексы, кинотеатры, театры, музеи, дома культуры и т.д.;
- спортивные сооружения;
- пищевая, перерабатывающая индустрия;
- сельхозобъекты, в том числе заводы по производству и хранению комбикормов, мельницы, фермы, животноводческие комплексы и т.д.
Фактически, на любом крупном предприятии должен быть план тушения. Он обязательно носит индивидуальный характер, так как учитывает особенности здания, видов производственной деятельности, других показателей.
План тушения пожаров должен учитывать нормы по эвакуации. Тушение пожара может идти одновременно с эвакуацией.
Нормативная база для оформления планов тушения
От содержания плана тушения пожара и правильности выбранных действий зависит спасение жизни людей, быстрое устранение других опасных последствий. Поэтому для разработки указанного документа нужно следовать нормам:
- Закона № 69-ФЗ (скачать) – он описывает требования к пожарной безопасности на объектах и предприятиях;
- Закона № 123-ФЗ (скачать) – содержит требования к системам защиты и оборудованию для тушения пожаров, показателям огнестойкости материалов и конструкций;
- Письма МЧС № 43-956-18 (скачать) – содержит рекомендованную форму плана для заполнения;
- ведомственных актов под разные сферы деятельности и виды производств.
Ключевое значение имеет соответствие мер и действий, указанных в плане, и фактического состояния пожарной безопасности на объекте. Например, если планом предусмотрено взаимодействие МЧС с собственной пожарной охраной, ее необходимо создать, снарядить необходимым оборудованием и средствами. Поэтому планирование мер и действий должно опираться на ранее утвержденные документы по пож. безопасности.
Источник