9 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Статья 88 КВВТ Договор буксировки

Статья 88 КВВТ РФ. Договор буксировки

1. В соответствии с договором буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно или плавучий объект (далее — буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.

Транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме буксируемого объекта для буксировки (далее — буксировочные документы) подтверждают заключение договора буксировки.

Формы и порядок заполнения буксировочных документов устанавливаются правилами буксировки судов и плавучих объектов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее — правила буксировки).

2. Буксировка буксируемых объектов (далее также — буксировка) осуществляется в соответствии с правилами буксировки и договором буксировки.

3. Кроме буксировочных документов для оформления отношений, возникающих в связи с буксировкой, применяются другие документы, формы и порядок оформления которых устанавливаются правилами буксировки.

4. На основании заявки в письменной форме владелец буксирного судна может за вознаграждение осуществлять работы на рейде порта, если это не предусмотрено договором буксировки.

5. При необходимости осуществления систематических буксировок стороны могут заключить договор об организации буксировок, в котором устанавливаются ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, осуществления буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок.

6. К отношениям, не урегулированным правилами, предусмотренными настоящей главой, применяются соответствующие положения главы XI настоящего Кодекса.

1. В комментируемой статье дано определение и приведены существенные признаки договора буксировки судов или плавучих объектов. В отличие от соглашений по перевозке грузов, пассажиров и багажа, данный вид договора (видимо, в силу существенно меньшей распространенности) не поименован в ГК, следовательно, его правовое регулирование осуществляется положениями комментируемого Кодекса, а также общими положениями ГК об обязательствах и договорах.

Предмет договора закреплен в п. 1 комментируемой статьи. Речь идет об услугах по перемещению плавучего объекта (или судна, если оно не перемещается самостоятельно, например, по причине поломки) в порт назначения. Предметом договора также охватывается передача перемещенного имущества получателю, указанному в транспортной накладной.

Исходя из законодательной формулировки, этот вид договоров следует относить к возмездным, консенсуальным, двусторонним.

Возмездность предполагает наличие встречного предоставления за оказанные буксировщиком услуги по доставке того или иного плавучего объекта в место назначения. Как правило, таким встречным предоставлением является денежная сумма, размер которой должен быть согласован сторонами. Однако законодатель не исключает и иной формы встречного предоставления, если возможно определить ее денежный (стоимостной) эквивалент.

Консенсуальность договора буксировки означает, что он считается заключенным и порождает соответствующие права и обязанности только после достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям. По общему правилу, к существенным относится условие о предмете, а также все иные условия договора, которые названы в качестве таковых в законе. Кроме того, существенным условием является то, на включении которого в договор настаивает сторона (ст. 432 ГК).

Все эти условия должны быть явно выражены в договоре, а поскольку законодатель определяет в комментируемой статье, что заключение договора буксировки может быть подтверждено транспортной накладной, дорожной ведомостью и квитанцией о приеме буксируемого объекта, то и указанные документы в совокупности должны давать исчерпывающее и точное представление о существенных условиях договора буксировки.

Двусторонность договора буксировки означает, что он обязывает к юридически значимому поведению двух субъектов — буксировщика и отправителя. В качестве сторон договора могут выступать физические и юридические лица, преимущественно коммерческие организации (для буксировщика оказание подобного рода услуг может быть источником дохода, следовательно, видом предпринимательской деятельности, как ее понимает ст. 2 ГК <124>).

<124> То, что буксировщик является именно профессиональным участником правовых отношений, можно понять по ст. 117 КВВТ, закрепляющей безвиновную ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа, равно как и буксировщика — за утрату или повреждение буксируемого объекта (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 сентября 2016 г. N Ф07-6911/2016 по делу N А05-10031/2015).

2. Как следует из абз. 3 п. 1, п. 2 и 3 комментируемой статьи, отношения по буксировке судов и плавучих объектов регулируются не только договорами, но и административными актами многократного применения, а именно правилами буксировки. Законодатель предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти в сфере транспорта утверждает правила буксировки судов и плавучих объектов (в прежней редакции этого правила не было).

В настоящее время нормативные правовые акты федерального уровня, регулирующие буксировку, отсутствуют (показательно, что буксировка, регулируемая нормами КТМ, выступает предметом регулирования и для подзаконных нормативных правовых актов <125>, причем некоторые из них могли бы по аналогии применяться и к внутреннему водному транспорту).

<125> См., например, Инструкцию по безопасности морских буксировок (утв. Росморфлотом России 2 июля 1996 г.).

На сегодняшний день Правила буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте существуют лишь в виде проекта, подготовленного Минтрансом, 19 мая 2017 г. но не утвержденного по неизвестным причинам <126>.

<126> URL: https://regulation.gov.ru/p/66303 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

В данном документе указано, что Правила определяют порядок предъявления судов и плавучих объектов (далее — буксируемый объект) для буксировки, порядок оформления документов, применяемых при оформлении отношений, связанных с буксировкой (далее — буксировочные документы), порядок буксировки буксируемых объектов, порядок оформления документов, связанных с простоем буксируемых объектов, порядок сдачи буксируемых объектов. Правила применяются при осуществлении буксировки буксируемых объектов независимо от способа буксировки (с использованием буксирного троса, методом толкания или под бортом) по внутренним водным путям.

Правила не распространяются на буксировку, осуществляемую в ходе спасательной операции, на буксировку судов (составов), осуществляющих перевозку грузов в соответствии с правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, предусмотренными ст. 66 КВВТ, и правилами перевозок опасных грузов, предусмотренными ст. 86 КВВТ.

Понятно, что в ситуации отсутствия нормативного регулирования буксировка должна осуществляться в соответствии с правилами, определенными сторонами договора. Строго говоря, может оказаться, что сколько договоров, столько и правил, хотя профессиональные участники рынка, без сомнения, уже выработали на практике некие оптимальные формы оказания соответствующих буксировочных услуг, так что абсолютного плюрализма здесь нет. Тем более (и на это указывают судебные органы <127>), к отношениям, вытекающим из договора буксировки, могут применяться положения гл. 40 ГК о договоре перевозки, что отчасти выступает унифицирующим фактором в правовом регулировании (сама статья в п. 6 говорит о применении правил о перевозке грузов, содержащихся в гл. XI комментируемого Кодекса).

<127> См., например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2015 г. N Ф06-3891/2015 по делу N А06-556/2015.

3. Как следует из п. 4 и 5 комментируемой статьи, стороны договора буксировки могут выходить за пределы изначально установленных обязательств.

В одном случае буксировщик (в тексте статьи он назван владельцем буксирного судна) может оказывать дополнительные погрузочно-разгрузочные услуги в порту. Если такая возможность не была предусмотрена в момент заключения договора, законодатель позволяет расширять его содержание посредством направления буксировщиком заказчику заявки в письменной форме.

Для применения данное положение Кодекса не очень удачно, поскольку сформулировано в самом общем виде. Не ясно, во-первых, в какие сроки заявка должна направляться заказчику, и как он должен (может) на нее реагировать. Во-вторых, нелегко ответить на вопрос, как стороны договора будут согласовывать стоимость тех работ на рейде порта, которые предполагает совершать буксировщик (заявка — документ по своей природе односторонний, но требующий последующего одобрения другой стороной, определенно выраженного в какой-либо форме).

Другой вариант развития договорных отношений состоит в том, что стороны могут заключить договор об организации буксировок, если есть потребность в систематическом осуществлении данного вида услуг.

Правы те исследователи, которые полагают, что речь в данном случае идет не о множестве договоров буксировки, а о другом типе обязательства, поскольку его содержание оказывается иным: одна сторона обязуется в установленные сроки принимать, а другая — предъявлять буксируемые объекты для буксировки. Этот договор имеет другую цель, он направлен лишь на «обеспечение планомерности предстоящих буксировок» <128>.

<128> Котухов С.А., Бирюкова Т.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (постатейный) / Под ред. С.Ю. Морозова. М., 2015.

Разница в данном случае, действительно, присутствует: договор об организации буксировок и логически, и по времени предшествует заключению договоров буксировки, выступая по отношению к ним предварительным договором. Следовательно, заключаемые сторонами договоры буксировки должны будут соответствовать не только правилам КВВТ и ГК, но и договору об организации буксировок.

4. Положения п. 6 комментируемой статьи распространяются на отношения, вытекающие из договоров буксировки, правовой режим, характерный для перевозки грузов. В данном случае речь идет лишь о субсидиарном правовом регулировании, когда правила, к которым сделана отсылка, используются в случае отсутствия соответствующих положений в основном разделе текста закона. В рассматриваемом здесь случае речь может идти, например, о предписаниях ст. 76 КВВТ о необходимости соблюдения сроков доставки грузов, ст. 77 — об ограничении или запрещении движения судов, ст. 84 — о последствиях невозможности доставки груза в порт назначения или выдачи его указанному в документах лицу и пр.

Источник комментария:
«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ»
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

Или:  Титульный лист образцы образование

суда первой инстанции, указал на ошибочность довода ответчика о неправомерности включения в размер судна плотов перевозимых буксировщиками, при расчете сбора в соответствии с пунктами 1.7, 1.9 Правил от 20.12.2007, отметив, что из системного толкования статей 3, 88 Кодекса внутреннего водного транспорта следует то, что плот является частью составного плавучего объекта. При этом суд нашел ошибку в расчете исковых требований, поэтому изменил решение суда первой инстанции в этой части.

Источник

Примерная форма договора морской буксировки (подготовлено экспертами компании "Гарант")

[ Полное наименование организации, предприятия с указанием организационно-правовой формы ], в лице [ должность, Ф. И. О. руководителя организации, предприятия ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ], именуемое в дальнейшем "Буксировщик", с одной стороны и [ полное наименование организации, предприятия с указанием организационно-правовой формы ], в лице [ должность, Ф. И. О. руководителя организации, предприятия ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ],именуемое в дальнейшем "Заказчик", с другой стороны, именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Заказчик поручает, а Буксировщик обязуется за вознаграждение выполнить морскую буксировку 2-х несамоходных плавучих земснарядов [ дать описание земснарядов с точным указанием данных согласно регистрационным документам ], именуемые далее "Объекты", из порта [ наименование порта ] в порт [ наименование порта ].

2. Прием Объекта к буксировке

2.1. Объекты принимается к буксировке капитаном судна, далее именуемое "Буксир", на рейде порта [ наименование порта ] или так близко к порту, как может подойти Буксир, оставаясь на плаву.

2.2. Прием Объектов к буксировке оформляется двухсторонним актом. Заказчик передает капитану Буксира комплект документации, включающий в себя Свидетельство на разовый перегон Объектов, проект морского перегона и инструкцию капитану Буксировщика.

2.3. Заказчик обязан выполнить все требования капитана судна Буксира по оборудованию Объектов, вытекающие из условий обеспечения его безопасности при буксировке.

3. Обязанности Сторон

3.1. Заказчик обязуется за свой счет:

3.1.1. подготовить Объекты к буксировке, привести их в мореходное состояние, выполнив все работы, предусмотренные проектом морского перегона;

3.1.2. предъявить Объекты контролирующим органам (Морской регистр судоходства Российской Федерации) и оформить все необходимые документы, включая Свидетельство на разовый переход и в случае необходимости таможенные документы;

3.1.3. оформить отход Объектов в Инспекции портового надзора порта отправления;

3.1.4. вывести Объекты на рейд порта отправления или в место, согласованное с капитаном Буксира;

3.1.5. сдать Объекты в порту отправления в течение [ значение ] часов после вручения Буксировщиком нотиса о готовности к буксировке;

3.1.6. принять Объекты от капитана Буксира в течение [ значение ] часов в порту назначения;

3.1.7. оплатить договорную стоимость морской буксировки.

3.2. Буксировщик обязуется:

3.2.1. подать Буксир в согласованные сроки и место в мореходном состоянии, надлежащим образом снабженным и укомплектованным экипажем. Точная дата подачи Буксира согласовывается дополнительно;

3.2.2. с момента выхода Буксира информировать Заказчика или его представителя о полагаемом времени прибытия Буксира в порт отправления Объектов. Последующие уточнения производятся за 48, 24, 12, 4 часа;

3.2.3. выполнить буксировку Объектов без перерывов и задержек, за исключением вызванных необходимостью рейса или обеспечением безопасности буксируемых Объектов и в соответствии с обычной морской практикой;

3.2.4. организация работ по настоящему договору начинается после оплаты Заказчиком договорной стоимости буксировки.

4.Управление караваном и условия выполнения буксировки

4.1. Управление морской буксировкой возлагается на капитана Буксира.

4.2. Морская буксировка выполняется только в условиях благоприятной погоды и ледовой обстановки. Маршрут и скорость перехода выбирается капитаном Буксира исходя из фактических метеоусловий ледовой обстановки на пути следования с учетом ограничений, установленных для Объектов "Свидетельством на разовый переход", Проектом морского перегона и Инструкцией капитану Буксировщика.

4.3. Началом выполнения морской буксировки по настоящему договору считается момент выхода Буксира в рейс к месту нахождения Объектов. Окончанием работы считается момент возвращения Буксира в базовый порт или в любой другой порт, в который он будет направлен Буксировщиком, если этот порт расположен ближе базового порта.

4.4. При выводе Объектов из порта, вводе их в порт, прохождении узкостей и каналов и при другой необходимости, возникшей в процессе морской буксировки, капитан Буксира может прибегать к помощи вспомогательных буксиров и лоцманов. Расходы по вспомогательным буксирам и лоцманам Заказчик возмещает Буксировщику по фактическим затратам сверх стоимости буксировки, предусмотренной настоящим договором.

4.5. Если из-за штормовой погоды, ледовых условий или других стихийных обстоятельств потребуется помощь других судов, капитан Буксира имеет право привлечь для оказания помощи любые суда, оказавшиеся поблизости. В этом случае расходы, связанные с привлечением дополнительных судов, несет Заказчик.

4.6. Буксировщик имеет право использовать любой порт или место-убежище, расположенное на пути следования, в случае:

4.6.1. неблагоприятной погоды и ледовой обстановки;

4.6.2. необходимости осмотра буксируемых Объектов и буксирных линий или исправления полученных ими повреждений;

4.6.3. пополнения судовых запасов;

4.6.4. других целей, необходимых для продолжения рейса или обеспечения безопасности плавания;

4.7. Все расходы по заходам в промежуточные порты и пункты-убежища на пути следования, выходу из порта отправления, прохождения узкостей и каналов, заходу в порт назначения несет Заказчик.

4.8. Буксировщик вправе прекратить морскую буксировку Объектов с целью оказания помощи другим судам, предварительно поставив Объекты в безопасное место. После окончания спасательных работ буксировка Объектов должна быть продолжена.

4.9. При возникновении в процессе морской буксировки необходимости в ремонте буксируемых Объектов или их устройств, в объеме, необходимом для завершения рейса, ремонт производится за счет Заказчика. Время, затраченное Буксиром на ожидание окончания ремонта Объектов, оплачивается Заказчиком сверх стоимости морской буксировки, предусмотренной настоящим договором, по ставке содержания Буксира на стоянке.

4.10. Исключительные услуги, оказанные Буксиром Объектам в процессе морской буксировки, оплачиваются сверх суммы настоящего договора на условиях главы ХII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ.

4.11. Если по условиям плавания капитан Буксира будет вынужден прибегнуть к ледокольной проводке, а также при всех буксировках по трассе Северного морского пути Заказчик оплачивает ледокольный сбор и возмещает Буксировщику все расходы, связанные с ледокольной проводкой, по фактическим затратам.

4.12. Если лица, сопровождающие Объекты, согласно требованиям проекта перегона и Свидетельства на разовый переход следуют на борту Буксира, Заказчик оплачивает Буксировщику их проезд из расчета стоимости проезда в каюте ___ класса и возмещает фактические расходы по их содержанию на борту Буксира.

4.13. В случае, когда в силу стихийных обстоятельств Буксир не может продолжать буксировку или доставить Объекты в безопасное место-укрытие, а его дальнейшее пребывание у Объектов угрожает безопасности Буксира, капитан Буксира вправе, приняв все меры к снятию находящихся на Объектах людей, оставить Объекты и сообщить об этом Буксировщику и Заказчику.

5. Ответственность сторон и штрафные санкции

5.1. Буксировщик отвечает только за те убытки, которые, как должно быть доказано Заказчиком, произошли по его вине.

5.2. Буксировщик во всех случаях не отвечает за:

5.2.1. возможные задержки в пути из-за метеоусловий;

5.2.2. ущерб, причиненный буксируемым Объектам или находящемуся на них имуществу буксировкой в ледовых условиях, если не будет доказано, что ущерб причинен по вине Буксировщика;

5.2.3. повреждения или гибель Объекта (Объектов), если они произошли по причине их конструктивных недостатков, некачественной конвертовки, слабости корпуса, воздействия непреодолимых сил стихии или несоответствия фактической погоды, полученным метеопрогнозам;

5.2.4. убытки, возникшие в результате неисполнения экипажами Объектов, или лицами, сопровождающими Объекты, или служащими Заказчика распоряжений капитана Буксира;

5.2.5. убытки, возникшие в результате отказа Заказчика от морской буксировки до ее начала;

5.2.6. убытки при отказе от буксировки из-за неподготовленности Объектов в соответствии с требованиями Проекта морского перегона и Свидетельства на разовый перегон;

5.2.7. убытки, возникшие в результате невозможности продолжать морскую буксировку в силу метеоусловий, ледовой обстановки, других стихийных условий, а также в силу других, не зависящих от сторон настоящего договора обстоятельств. В этом случае Заказчик оплачивает Буксировщику фактически выполненную работу и расходы по возвращению Буксира в базовый порт;

5.2.8. убытки, возникшие вследствие недостатков Буксира, если эти недостатки не могли быть обнаружены Буксировщиком при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).

5.3. Ответственность Буксировщика во всех случаях ограничивается положениями главы ХХI Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

5.4. Заказчик не несет ответственности за ущерб, возникший вследствие недостатков Объектов, если эти недостатки не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).

5.5. В случае, если прием Объектов в порту отправления и их сдача в порту назначения займет по вине Заказчика больше времени, чем это предусмотрено пунктами 3.1.5 и 3.1.6 настоящего договора, это время оплачивается Заказчиком сверх суммы настоящего договора по суточной ставке содержания Буксира на стоянке.

5.6. В случае отказа Заказчика от морской буксировки до ее начала или ее прекращения до прибытия в порт назначения Заказчик оплачивает Буксировщику полную стоимость морской буксировки.

5.7. В случае отказа Буксировщика от морской буксировки по причине неготовности Объектов к морской буксировке в соответствии с требованиями Проекта морского перегона по вине Заказчика последний оплачивает Буксировщику фактически понесенные расходы и расходы по возвращению Буксира в базовый порт.

5.8. В случае неисполнения Буксировщиком своих обязательств по настоящему договору Буксировщик возвращает Заказчику полученные от него суммы.

6. Стоимость морской буксировки и порядок расчетов

6.1. Договорная стоимость морской буксировки ("LUMPSUM") составляет [ цифрами и прописью ] рублей.

6.2. Расходы по буксировке по условиям договора не входящие в ее стоимость, оплачиваются Заказчиком против счетов Буксировщика с приложением подтверждающих расходы документов.

Или:  Как проводить для работников вводный инструктаж по гражданской обороне с 2020 года

6.3. В случае необоснованного отказа от оплаты счетов Буксировщика Заказчик уплачивает штраф в размере [ значение ] % от необоснованно отказанной в оплате суммы.

ГАРАНТ:

Договор морской буксировки должен соответствовать согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, так называемым императивным нормам, которые действуют в момент заключения договора. Статьи 225-229 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, предусматривающие правила морской буксировки, носят диспозитивный характер. В связи с этим стороны по договору морской буксировки предусматривают в договоре такие формулировки, которые они считают приемлемыми для себя.

Однако судовладельцы, которые занимаются морской буксировкой, создают свои объединения и вырабатывают свои типовые договоры.

Решение об учреждении БИМКО (Baltic and International Maritime Konference BIMCO) было принято летом 1905 года на Совещании судовладельческих фирм Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Италии, Норвегии, России, Финляндии и Швеции. БИМКО является неправительственной организацией. Её правовой статус определяется законодательством Дании. Штаб-квартира находится в Копенгагене.

К середине 20-х годов членами Конференции стали судовладельцы США.

Практическая деятельность БИМКО заключается:

а) морская судоходная политика;

б) унификация транспортной документации;

в) Информация членов по различным аспектам международной торговли.

Для морских буксировок БИМКО рекомендует использовать два типовых контрактов: "Towhire" и "Towcon", которые мало чем отличаются друг от друга. Учитывая рекомендации БИМКО, судовладелец имеет право в договоре морской буксировки по своему усмотрению применить один из рекомендованных способов оплаты за морскую буксировку. Первый способ заключается в том, что при оплате буксировки стороны исходят из количества затраченных дней на осуществление буксировки, а второй — в оплате за буксировку в целом и называется "LUMPSUM". И этот способ оплаты применен в настоящем договоре.

7. Арбитраж и применимое право

7.1. Все споры и/или разногласия, могущие возникнуть из настоящего договора и/или в связи с ним, подлежат рассмотрению в Морской Арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

7.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и другими нормативными актами, действующими на морском транспорте.

7.3. В случае изменения цен, тарифов и системы налогообложения договорная стоимость буксировки будет пересмотрена сторонами.

8. Юридические адреса сторон и банковские реквизиты

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Договор морского фрахтования

По договору морского фрахтования судовладелец, являющийся собственником судна или нескольких судов, передает другой стороне – фрахтователю одно или несколько транспортных средств на некоторое количество рейсов, число которых зафиксировано в договоре. Передача судов осуществляется на возмездной основе. Договор регулируется действующим законодательством.

Стороны имеют право заключить как договор фрахтования судна без экипажа, так и тайм-чартер (пользование судном на время). В первом случае владелец судна передает фрахтователю только судно, без экипажа (другое название услуги бербоут-чартер). Во втором – фрахтователь получает в пользование полностью укомплектованное и готовое к отплытию транспортное средство вместе с членами экипажа.

Особенности договора фрахтования

В договоре следует зафиксировать описание судна, его основные характеристики, время, на которое оно будет предоставлено, цели фрахтователя и проч. В тексте соглашения также в обязательном порядке указывается, передается ли судно с экипажем или без него.

Договор надлежит заключать только в письменной форме.

Другими важными положениям являются:

  • район мореплавания,
  • порт отправления и прибытия;
  • цель, с которой фрахтователю передается судно;
  • время, на которое судовладелец передает судно;
  • время и место передачи и возврата судна;
  • размер вознаграждения судовладельца;
  • способ и порядок расчетов по договору;
  • срок действия договора;
  • ответственность сторон в форс-мажорной ситуации;
  • основания для расторжения договора или для внесения в него изменений и проч.

Соглашаясь на заключение договора морского фрахтования, судовладелец обязуется заблаговременно привести судно в мореходное состояние, т.е. обеспечить техническую готовность к спуску на воду. Судовладелец несет ответственность за состояние судна, за исправность всех его механизмов и проч.

Основной обязанностью фрахтователя при перевозке груза является обеспечение сохранности имущества судовладельца.

Груз должен быть хорошо упакован, чтобы не повреждать и не загрязнять судно. Если фрахтователь намерен перевозить на судне опасные вещества или предметы он обязан поставить в известность судовладельца заранее и получить его согласие на транспортировку. Тара для груза должна обеспечивать его целостность. Для продукции, предусматривающей при перевозке нанесение маркировки, маркировка наносится в обязательном порядке.

Источник

Договор буксировки: скачать образец заполнения

Договор буксировки – документ, регулирующий отношения между буксировщиком и заказчиком услуги. Кодекс торгового мореплавания предусматривает оказание услуги по буксированию судна (плота, любого плавучего объекта), которое по некоторым причинам необходимо переместить на требуемое расстояние.

Внизу статьи предлагаем примерный образец оформления договора буксировки (word).

Кратко о видах буксировки

Кодекс торгового мореплавания и Кодекс внутреннего водного транспорта (соответственно статья 225 и 88) определяют два вида буксировки:

  • перетягивание объекта из одного порта в другой;
  • перетягивание судна в акватории порта для выполнения необходимого маневра.

Наиболее востребованный вид услуги – буксировка плавучего объекта на дальнее расстояние. Портовое перемещение – маневр с целью создания, например, удобства при проведении разгрузочных работ между причалами одного порта.

Условия заключения договора

По сфере применения различают договор морской буксировки или речной. Каждый из них имеет свои особенности, но в основном составляются в письменной произвольной форме.

Основными пунктами документа являются:

  • указание места отправления и назначения буксируемого объекта;
  • определение прав и обязанностей сторон;
  • обозначение особенностей плавучего средства, которые связаны с безопасностью передвижения;
  • определение ответственности за нарушение условий соглашения.

Договором ответственность по управлению процессом возлагается на капитана буксировщика. Он обязан в сохранности и в срок доставить объект в обозначенный порт и сдать его по транспортной накладной получателю.

Однако при осуществлении морского буксирования сроки обычно не указываются. Владелец тягача по объективным причинам не может гарантировать установленную скорость движения каравана.

Получатель, в свою очередь, согласно договору, обязан предоставить объект буксирования и после завершения работы оформить соответствующую оплату.

Отличия договорных обязательств буксирования и перевозки объектов

Основное содержание соглашения – непременное участие экипажа, назначенного отправителем, для сопровождения перемещаемого плавучего средства. Состав команды во время выполнения услуги не передается буксировщику.

В отличие от договора перевозки в буксировании принимают непосредственное участие обе стороны: владелец перемещаемого объекта и собственник буксировщика. Осуществляя деятельность, буксировщик предоставляет соответствующее оборудование или использует якоря, цепи, средства связи буксируемого судна без дополнительной оплаты.

Заключение договора, как правило, является консенсуальным, то есть предварительно стороны обговаривают время подачи тягача, индивидуальные особенности предстоящего перемещения плавучего средства и т. д.

Источник



Договор морской буксировки

1.1. Владелец буксира обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по буксировке судна Заказчика на определенное в п. 1.3 договора расстояние, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

1.2. Характеристики судна Заказчика:

1.2.1. Наименование, тип: ____________________________________________.

1.2.2. Валовая регистровая вместимость/водоизмещение _________________.

1.2.3. Максимальная длина — ____ м, максимальная ширина — ___ м, осадка средняя — ___ м, высота от действующей ватерлинии — ____ м.

1.2.4. Флаг и место регистрации ______________________________________.

1.2.5. Зарегистрированное название владельца судна ___________________.

1.2.6. Классификационное общество ____________________________________.

1.2.7. Общее состояние судна _________________________________________.

1.3. Расстояние буксировки:

1.3.1. Общее расстояние: ________________________________________ миль.

1.3.2. Порт отправления: _____________________________________________.

1.3.3. Порт назначения: ______________________________________________.

1.3.4. Остановки: ____________________________________________________.

(Вариант: Расчетный маршрут буксировки: наиболее безопасный и прямой согласно хорошей морской практике по усмотрению капитана буксира.)

Место отхода ______________________. Место назначения _______________.

1.4. Свободное время: в месте отхода ____________, в месте назначения __________.

1.5. Нотисы в месте отхода:

а) первоначальный срок отхода: _______________________________________;

б) первоначальный нотис об отходе (нотис о днях/дни периода) _________;

в) окончательный период отхода и нотис (нотис о днях/дни периода) _____________;

г) нотис об окончательной дате и времени отхода (нотис о днях) _______;

д) нотисы должны быть посланы в адрес: _______________________________.

1.6. Расчетное ходовое время перехода от пункта отхода _______________ до пункта назначения _____________________ (без учета времени стоянок и задержек) составит ориентировочно __________ суток.

2. ПРИЕМ СУДНА К БУКСИРОВКЕ

2.1. Буксируемое судно принимается к буксировке капитаном буксира на рейде порта ________________________________________________________.

2.2. Заказчик предоставляет Владельцу буксира судно, годное во всех отношениях к морской буксировке в соответствии с проектами конвертовки и перегона и в сроки, оговоренные в п. 1.6 договора.

2.3. Экипаж буксира осуществляет сцепку буксира и буксирного устройства под надзором и по рекомендациям представителя Российского морского регистра судоходства, страхового сюрвейера и в соответствии с хорошей морской практикой.

2.4. Заблаговременно согласовав с Владельцем буксира, Заказчик должен представить капитану буксира перед отходом из порта отправления окончательный проект перегона, согласованный с Российским морским регистром судоходства и подтвержденный его штампами «принято к сведению», «одобрено», а также другие документы, необходимые для оформления портовыми властями отхода каравана в соответствии с действующими местными требованиями, правилами и обычаями порта отхода.

2.5. Прием буксируемого судна к буксировке оформляется двусторонним актом.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Заказчик обязуется за свой счет:

3.1.1. Подготовить буксируемое судно к буксировке, привести его в мореходное состояние, выполнив все работы, предусмотренные проектом морского перегона.

Или:  Фиксируем отсутствие трудовой книжки

3.1.2. Предъявить буксируемое судно контролирующему органу (Морской регистр судоходства Российской Федерации) и оформить все необходимые документы, включая Свидетельство на разовый переход и, в случае необходимости, таможенные документы.

3.1.3. Оформить отход буксируемого судна в Инспекции портового надзора порта отправления.

3.1.4. Вывести буксируемое судно на рейд порта отправления или в место, согласованное с капитаном буксира.

3.1.5. Сдать буксируемое судно в порту отправления в течение ____ часов после вручения Владельцем буксира нотиса о готовности к буксировке.

3.1.6. Принять буксируемое судно от капитана буксира в течение __ часов в порту назначения.

3.1.7. Уплатить Владельцу буксира вознаграждение в соответствии с условиями договора.

3.2. Владелец буксира обязуется:

3.2.1. Подать буксир в согласованные сроки и место в мореходном состоянии, надлежащим образом снабженный и укомплектованный экипажем.

3.2.2. С момента выхода буксира информировать Заказчика или его представителя о предполагаемом времени прибытия буксира в порт назначения.

3.2.3. Выполнить буксировку без перерывов и задержек, за исключением вызванных необходимостью рейса или обеспечением безопасности буксируемого судна и в соответствии с расчетным маршрутом буксировки.

3.3. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты Владельцу буксира фактически понесенных им расходов.

3.4. Владелец буксира вправе отказаться от исполнения обязательств по Договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.

4. УПРАВЛЕНИЕ КАРАВАНОМ И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БУКСИРОВКИ

4.1. Владелец буксира выполняет буксировку в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и нормами международного морского права.

4.2. В портах отхода и назначения Сторонами составляются акты о начале и окончании выполнения услуг по договору с занесением информации в судовые журналы.

4.3. Управление, командование буксировкой возлагаются на капитана буксира.

4.4. Владелец буксира сообщает Заказчику координаты, курс и скорость движения каравана, погоду, волнение моря, условия буксировки и другие данные по обстановке ежедневно по состоянию на __ и __ часов московского времени.

4.5. В случае если из-за штормовой погоды или других обстоятельств потребуется помощь других судов, капитан буксира имеет право привлечь для оказания помощи любые суда, оказавшиеся поблизости. В этом случае расходы, связанные с привлечением дополнительных судов, несет Заказчик.

4.6. Владелец буксира имеет право использовать любой порт или место-убежище, расположенные на пути следования, в следующих случаях:

— фактической или прогнозируемой неблагоприятной погодной обстановки;

— необходимости осмотра, ремонта/замены оборудования или дооборудования буксируемого судна, а также ремонта/замены буксирных устройств;

— пополнения судовых запасов, бункеровки;

— необходимости высадки на берег больных членов экипажей;

— когда неосмотрительно поступать иначе вследствие какой-либо веской причины, находящейся вне контроля капитана буксира.

Все действия согласовываются с Заказчиком. В случаях, не терпящих времени для согласования, действия выполняются с последующим информированием Заказчика.

4.7. Владельцу буксира предоставляется право привлечения третьих лиц для выполнения договора и замены буксира в целях осуществления данной буксировки другими равноценными за счет Буксировладельца по согласованию с Заказчиком.

4.8. Владелец буксира вправе прекратить буксировку с целью оказания помощи другим судам, предварительно поставив буксируемое судно в безопасное место. После окончания спасательных работ буксировка должна быть продолжена.

4.9. Дополнительные услуги, оказанные Владельцем буксира в процессе морской буксировки, оплачиваются сверх суммы вознаграждения на условиях дополнительного соглашения.

4.10. В случае когда в силу стихийных обстоятельств буксир не может продолжать буксировку или доставить буксируемое судно в безопасное место, а его дальнейшее пребывание у буксируемого судна угрожает безопасности буксира, капитан буксира вправе, приняв все меры к снятию находящихся на буксируемом судне людей, оставить буксируемое судно и сообщить об этом Владельцу буксира и Заказчику.

5. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА МОРСКУЮ БУКСИРОВКУ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

5.1. Вознаграждение Владельца буксира с учетом ставки люмпсум по буксировке и портовых расходов и сборов в порту отхода, в пункте назначения, в промежуточных портах захода, всех сборов и расходов, связанных с проходом через каналы и проливы, составит ориентировочно ______________ рублей, в том числе НДС — ____ процентов.

5.2. Расходы по буксировке, не указанные в п. 4.1, оплачиваются Заказчиком против счетов Буксировладельца с приложением подтверждающих расходы документов.

5.3. Владелец буксира обязан своевременно выставлять Заказчику счета по мере наступления времени оплат и оказания услуг согласно данному договору.

5.4. Владелец буксира выставляет счета для проверки и акцепта с приложением оправдательных документов, подтверждающих выполнение соответствующих этапов договора по буксировке и предоставлению услуг. Срок акцепта — не более __ (_____) дней.

К оправдательным документам относятся:

— официальные нотисы капитанов буксиров;

— акты начала и окончания буксировки;

— радиограммы капитанов буксиров о прохождении портов или каналов;

— выписки из судовых журналов.

Заказчик производит оплату выполненных работ и услуг в течение __ (________) банковских дней по поступлении акцептованных счетов.

В случае необоснованного отказа от оплаты счетов Владельца буксира Заказчик уплачивает штраф в размере _____% от необоснованно отказанной в оплате суммы.

5.5. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине Заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме.

5.6. В случае когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из Сторон не отвечает, Заказчик возмещает Владельцу буксира фактически понесенные им расходы.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

6.1. В случае нарушения условий договора Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. Буксировщик во всех случаях не отвечает за:

6.2.1. Возможные задержки в пути из-за метеоусловий.

6.2.2. Ущерб, причиненный буксируемому судну или находящемуся на нем имуществу буксировкой в ледовых условиях, если не будет доказано, что ущерб причинен по вине Владельца буксира или капитана буксира.

6.2.3. Повреждение или гибель буксируемого судна, если они произошли по причине его конструктивных недостатков, некачественной конвертовки, слабости корпуса, воздействия непреодолимых сил стихии или несоответствия фактической погоды полученным метеопрогнозам.

6.2.4. Убытки, возникшие в результате отказа Заказчика от морской буксировки до ее начала.

6.2.5. Убытки при отказе от буксировки из-за неподготовленности буксируемого судна в соответствии с требованиями Проекта морского перегона и Свидетельства на разовый перегон.

6.2.6. Убытки, возникшие в результате невозможности продолжать морскую буксировку в силу метеоусловий, ледовой обстановки, других стихийных условий, а также в силу других не зависящих от Сторон договора обстоятельств. В этом случае Заказчик оплачивает Владельцу буксира фактически выполненную работу и расходы по возвращению буксира в базовый порт.

6.3. Ответственность буксировщика во всех случаях ограничивается положениями главы XXI Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

6.4. Заказчик не несет ответственности за ущерб, возникший вследствие недостатков буксируемого судна, если эти недостатки не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).

6.5. Задержка буксира Заказчиком свыше времени, указанного в п. 1.5 договора, в портах отхода и назначения, а также в процессе буксировки по вине Заказчика оплачивается им дополнительно по суточной ставке содержания буксира на стоянке.

6.6. В случае нарушения Владельцем буксира условий договора Владелец буксира выплачивает Заказчику штраф в размере __% буксирной ставки люмпсум за каждый день задержки по вине Владельца буксира, но не более __%.

6.7. В случае отказа Заказчика от морской буксировки до ее начала или ее прекращения до прибытия в порт назначения Заказчик оплачивает Владельцу буксира полное вознаграждение.

6.8. В случае отказа Владельца буксира от морской буксировки по причине неготовности судов к морской буксировке в соответствии с требованиями Проекта морского перегона по вине Заказчика последний оплачивает буксировщику фактически понесенные расходы и расходы по возвращению буксира в базовый порт.

6.9. В случае неисполнения Владельцем буксира своих обязательств, предусмотренных пунктом 3.2 договора, он возвращает Заказчику полученные от него суммы.

7. ФОРС-МАЖОР

7.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.

7.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 7.1 договора, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по договору.

7.3. Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п. 7.2 договора, то она обязана возместить другой Стороне понесенные ею убытки.

7.4. В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 7.1 договора, срок выполнения Стороной обязательств по договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

7.5. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 7.1 договора, и их последствия продолжают действовать более _____ месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения договора.

8. АРБИТРАЖ И ПРИМЕНИМОЕ ПРАВО

8.1. Заказчик и Владелец буксира обязуются прикладывать все максимальные усилия по устранению возникающих разногласий в процессе осуществления данной буксировки исключительно путем переговоров. При невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде ______________________.

9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

9.1. Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения взаимных обязательств или расторжения. Он может быть изменен или дополнен при взаимном согласии Сторон.

9.2. Договор составлен в ________ экземплярах, каждый на русском и ______________ языках, причем оба текста имеют одинаковую юридическую силу.

Источник