8 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Сказки для формирования нравственных качеств

О нравственности

Владимир Сытник Поведение — это зеркало, в котором каждый
показывает свой лик.
В. Гёте.
На протяжение всей человеческой истории вопрос о нравственности был всегда в центре внимания мыслителей разных эпох. С течением времени и развитием человеческих обществ изменялись подходы к понятию нравственности как предмета, изучаемого этикой, тем более, что жизнь давала все новые яркие примеры нравственных взлетов.
Что же такое нравственность? Многие авторы интерпретируют это философское понятие по-разному, часто смешивая признаки нравственности с признаками морали. Действительно, эти понятия близки, но все-таки различаются, и весьма существенно. У истоков сущностного понимания нравственности в том виде, какой мы ее понимаем сегодня, стоял немецкий ученый Г.В.Ф. Гегель.
В своих трудах Гегель четко разграничивал понятия мораль и нравственность. Мораль, по Гегелю, является продуктом классового общества (рабовладельческого, капиталистического), в котором люди разъединены, отчуждены от государства. Они должны руководствоваться юридическими нормами и выполнять определенные обязанности. То есть мораль является внешним требованием к поведению (поступкам) человека, так же как и закон (право). Нравственность же, по Гегелю, «. есть идея свободы, как живое добро, которое в своем самосознании имеет свое знание, воление, а через его действование свою действительность. » (1) . Говоря другими словами, нравственность — внутренняя потребность человека совершать поступки в соответствии со своей совестью и волей (выделено автором — В.С.).
Понятие «воля» я выделил намеренно. Этот момент очень важен. И вот почему. Человек, не обладающий волей, не может быть нравственным. Человек в экстремальной ситуации, когда на кону само его существование, перешагивает через страх и совершает тот поступок, который диктует его совесть. Примеров в истории, искусстве и литературе множество. Например, известный жертвенный подвиг Александра Матросова, который ценой своей жизни спас товарищей. Другой пример, из мирной жизни. 15 октября 1970 года стюардесса Надежда Курченко была убита террористами, когда пыталась преградить им путь в кабину пилотов. Слабовольный человек в этих ситуациях уступил бы инстинкту самосохранения.
Другой важный момент, по моему мнению, четкое размежевание нравственности и морали. Об этом я уже упоминал выше, но хочу остановиться на этом подробнее. Дело не только в том, что мораль, в отличие от нравственности,- духовный продукт общества, действующий на индивида извне. Не менее важным я считаю то, что мораль эндемична*. Подобно биологическим видам, которые распространены в определенном ареале, мораль разных цивилизаций, культур и даже социальных групп может сильно различаться.
Возьмем для примера эллинское и современное западное общества. По мнению А. Дж. Тойнби, «. можно говорить о наличии сыновне-отеческих отношений между западными и эллинскими обществами» (2) . Значит, по логике вещей, можно говорить о идентичности моральных ориентиров в этих обществах. Отнюдь не бывало. Мы можем найти множество сходных моментов, но обнаружим не меньше различий.
Даже в одном обществе, но в разных социальных группах мы можем столкнуться с проблемой поиска общности моральных установок. Например, мораль университетского объединения профессоров, как небо и земля отличается от морали преступного сообщества.
В отличие от морали, критерии нравственности всегда стабильны. Они не подвержены изменениям ни под воздействием социально-экономических особенностей того или иного общества, ни под воздействием времени.
Именно с нравственностью связано различие добра и зла. Мораль же может «жонглировать» этими понятиями в разные эпохи и в разных обществах, придавая им разное содержание, и даже меняя их местами в иерархии ценностей.
Как было сказано выше, главные критерии нравственности — добро и зло — не подвержены изменениям. Если мы проследим эволюцию нравственности в истории этики, то увидим, что античная этика характеризуется как учение о добродетельной личности. Здесь добродетель идентифицируется с такими нравственными качествами, как мужество, мудрость, справедливость, милосердие. В этике нового времени смысл нравственности не изменился, а лишь получил несколько иное звучание. В конце 18 века нравственные критерии получили название «золотого правила», которое звучит так: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Думаю, каждый из нас хотел бы, чтобы по отношению к нам относились справедливо и милосердно. В тоже время мы хотели бы видеть себя мужественными, принципиальными, добрыми.
Наряду с выше сказанным, я считаю, что «вес» нравственных поступков не всегда одинаков, и зависит он от количества душевной энергии и волевых усилий, затраченных на их совершение. В самом деле, «игнорирование» смертельной опасности при отстаивании своих принципов требует от человека неизмеримо больших психологических затрат, нежели, например, чтобы сдержать себя и не ответить грубостью на грубость, или бросить монету в шапку нищего.
Я вынужден констатировать, что современная безжалостная реальность диктует безнравственные нормы. Нет, нравственные нормы не стали менее нравственными, но люди все чаще «отбрасывают» их, чтобы они не мешали на пути к цели. Все чаще для достижения материальных успехов человек переходит границы дозволенного. Такие люди, не имея в своем зачете нравственных поступков, стремятся убедить нас в своей нравственности. Мы наблюдаем все меньше нравственных примеров и все больше разглагольствований: «Ах, какой я нравственный человек!». Многие общественные лидеры стараются убедить окружающих в том, что по своим нравственным критериям они превосходят других. А ведь еще в 5 веке до нашей эры древнекитайский философ Лао-Цзы говорил: » Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность» (3) .
К сожалению, сегодня мы все реже встречаем высоконравственных людей. Да и откуда им взяться?! Общество, поклоняющееся «золотому тельцу» и массовой низкопробной культуре, трансформировало многие моральные ценности. Нынче в моде не дружба, а «своя рубашка», не бескорыстная помощь, а принцип «баш на баш»**. Простой человек поставлен в такие условия, что не может поступать нравственно. Поступить согласно своей совести, не «идти по головам» к цели, значит обречь себя и близких на медленное умирание без средств к существованию.
В деле распространения нравственной культуры огромная роль отведена телевидению. Однако, с сожалением можем констатировать, что сегодняшнее телевещание приносит больше вреда, чем пользы. Особенно восприимчива к «телемусору» молодежь. В советские годы в стране была хорошо разработанная, эффективная политика. Все СМИ работали в одном направлении. Сегодня телекомпании, каждая на свой лад, потчуют нас зарубежной низкопробной продукцией, чуждой нашему менталитету.
Средство информации — это способ привлечения внимания людей, проникновения в их души. Всем известно, что телевизор больше всего смотрят дети и молодежь, однако этот факт, к сожалению, не принимается во внимание. Прежняя политика имела в своей основе правильную, доброжелательную направленность. Велась достаточно серьезная работа по воспитанию молодежи, обогащению ее внутреннего мира. При этом СМИ старались не травмировать еще не окрепшие души молодого поколения.
Другие традиционные источники нравственного воспитания — школа и семья — тоже теряют свой потенциал. Для них тоже наступили трудные времена. Школа, терзаемая бесконечными экспериментами, часто вредными инновациями и «сжавшаяся» из-за частых оптимизаций, в значительной мере уже не та, что была двадцать лет назад.
У семьи свои проблемы. Зачастую родители, метаясь в поисках куска хлеба, пускают воспитание детей на самотек. Нередко родители, не сумевшие вписаться в новые рыночные реалии, опускаются на дно общества и не могут быть нравственным примером для своих детей.
К счастью, в нашем постсоветском обществе еще есть люди с высокой нравственностью. С таким человеком я познакомился в «мутные» девяностые. Тогда ему было далеко за семьдесят, но он продолжал трудиться плотником в школе. Звали его Константин Готлибович. Сразу скажу, что более нравственно чистого и честного человека мне не приходилось встречать. Мы часто беседовали, обсуждали события, происходящие в стране, которых было много «на переломе». Он часто рассказывал о своей нелегкой судьбе, судьбе советского немца. Один из рассказов я хорошо запомнил, потому что он особенно поразил меня. Привожу его, поскольку он имеет прямое отношение к обсуждаемой теме. Вот он:***
«Летом 46 года привычное течение нашей жизни было прервано происшествием, которое лишило сна наше начальство и взбудоражило размеренное время нашей службы. С одного из участков объекта неизвестно каким образом бежал заключенный. Это вызвало переполох во всех воинских частях, расположенных в округе. Кроме прямых обязанностей, теперь бойцы вели поисковую службу, ходили в патруль на дороги и станции. Кроме того, в течение двух недель нас то и дело бросали на прочесывание окрестных лесов. По мнению солдат нашего отделения, поиски беглеца по прошествии долгого времени — безнадежное дело. В этом краю гор и лесов, многочисленных брошенных рудников и карьеров, можно затаиться на длительное время. Благо сейчас лето. Леса полны разной ягодой. Кроме того, в округе много рабочих поселочков, лесопилен, где всегда можно найти сочувствующих. Так думали мы, но начальство размышляло иначе. Оно готово было с настойчивостью и ожесточением гончих идти по следу, пока жертва не попадется в расставленные силки или не упадет обессиленная.
В конце второй недели часть нашего отделения и десяток бойцов строевой части (нам по-прежнему не доверяли) под началом старшего лейтенанта были в патруле недалеко от нашего города, на небольшой станции. Людей было мало. Проверка документов не занимала много времени. Наш пожилой лейтенант не докучал строгостями и мы, усевшись на одной из скамеек перрона, курили и тихо разговаривали ни о чем. После полудня поступила команда проверить отработанный рудник на окраине. Мы двинулись к нему. Вход в него был частично завален глыбами породы и зарос лопухами. Включив фонари, мы осторожно, по одному, стали протискиваться во
внутрь. Когда мы вошли, то оказались в довольно просторной штольне. Посередине была проложена узкоколейка, местами пришедшая в негодность. Как было отмечено на плане, который был у лейтенанта, метров через сорок штольня разделялась на два рукава. Лейтенант отдал приказ:
— Ты сержант, с бойцами, проверь левый туннель, а я с людьми осмотрю правый.
Я и еще пять или шесть солдат пошли налево. Мы шли медленно, осматривая завалы из обрушившейся горной породы, ниши в стенах, лежащие на боку ржавые вагонетки. Я ушел немного вперед и дошел до тупика. Здесь валялись несколько вагонеток и полуистлевшие бревна крепежа. Я стал осматриваться. Неожиданно, за одной из вагонеток, в слабом луче фонаря, блеснули глаза, которые, не мигая, смотрели на меня. Я отпрянул чуть, не вскрикнув, а руки сами направили дуло карабина в том направлении. Придя в себя, я нащупал лучом то место и подошел с опаской ближе. Это был человек. Он сидел на корточках, сжавшись в комок и держа в левой руке нож. Правой рукой он прижимал к груди какую-то котомку.
— Ты кто?- тихо спросил я.
Человек шепотом, сбивчиво зашептал:
— Я. я заключенный. Я сбежал. Они меня ни за что сюда. Я ничего не сделал. Я воевал. Я попал в плен весной сорок второго, под Харьковом. Они мне сказали, что я предатель, раз в плену был. Пятнадцать лет мне ни за что.
Он еще что-то говорил, а моя мысль лихорадочно работала: что делать. Ребята уже приближаются. Как поступить. А если его действительно ни за что, как меня и многих других. А если он преступник.
Я еще раз навел фонарь на его лицо. Оно поросло щетиной. В глазах отражались страх и страдание, а еще мольба.
— Ну что там сержант?- окликнул парень из нашего отделения, приближаясь ко мне.
Я повернулся к нему и сказал:
— Фонарь выключи, что в глаза светишь. Ничего тут нет. Тупик. Можно назад возвращаться. Мы пошли в обратном направлении.
Об этом я никому никогда не рассказывал: ни друзьям, ни жене потом. Многие годы мысль сомнения мучила меня. Правильно ли я тогда поступил? Я много об этом думал. Что если он был настоящим преступником? Ну, нет, глаза у преступников другие. Взгляд другой: колючий, дерзкий, с ненавистью. Разве я не видел лиц настоящих рецидивистов? То совсем другие лица. И все же, правильно ли я сделал, что не доложил? Ведь я не выполнил своего воинского долга. А разве те, что наверху, всегда выполняют то, что им положено? Разве всегда поступают правильно? Не они ли, обличенные властью, чаще других попирают элементарные общечеловеческие ценности: право на честь и достоинство, право на неприкосновенность личности, право на жизнь, наконец?! Нет, высшая ценность — жизнь человеческая. Не » заложив » его, я, можно сказать, дал ему жизнь. Нет, все правильно. Настоящие преступники: паханы, рецидивисты, воры в законе и прочая мразь, те в лагере как дома, живут припеваючи: не работают, имеют курево, водку и женщин. А те, кто по мелочи какой попали, или несправедливо осужденные или, как я, трудармейцы — тех тысячи погибли и погибают ни за что. К этим людям и лагерное начальство относится несравнимо хуже, как будто они настоящие преступники. Пусть даже я ошибся тогда, но я сделал, что мог, чтобы дать ему шанс на жизнь. В то время за побег ему, наверняка, добавили бы лет десять, а это уже был бы точно конец. Моя совесть чиста. Не знаю, есть ли Бог или какая-то Высшая сила. Если есть, то они уберегли меня от противоестественного в тех обстоятельствах поступка. Мама когда-то говорила, что Он, тот, что на небе, все видит. Ну, и пусть видит. Мне нечего скрывать от Него».
Такие поступки не могут не вызывать восхищения! Не каждый человек в тисках гнетущей моральной атмосферы, сам недавно чудом выживший в трудармии, найдет в
себе силы не поступиться нравственными принципами. Чтобы по достоинству оценить этот поступок, необходимо помнить, что это было тяжелое послевоенное время.
Великий сын казахского народа Абай Кунанбаев (Абай ;;нанбай;лы) называл высоконравственного человека «человеком с сердцем». Вот что он писал: «Называя кого-то человеком с сердцем, люди почитают его за батыра. Милосердие, доброта, умение принять чужого за родного брата, желая ему благ, которые бы пожелал себе — все это веление сердца» (4) .
Именно веление сердца подсказало тогда двадцатидвухлетнему Косте единственно правильное решение. При этом он рисковал всем: своей жизнью, жизнью родных, которые находились под комендатурой в Кустанайской области.
Вся его жизнь была нравственным подвигом. Не столь важно, в каких поступках проявлялась его нравственная чистота: в помощи бездомным детям и взрослым в девяностые или в безвозмездной помощи учителям, просившим Константина Готлибовича «подсобить» в домашнем хозяйстве, в том, что касалось плотницкого дела. Несмотря на испытания, которые ему устраивала судьба, он всегда оставался человеком «с большим сердцем»: добрым, справедливым и милосердным.
Неотъемлемой составляющей нравственного человека является развитое чувство стыда. «Люди, способные пережить. стыд, отказываются от еды, теряют сон, случается, что в отчаянии они кончают жизнь самоубийством. Стыд — это человеческое достоинство, заставляющее изнутри признать свою вину и вынести себе наказание» (5) .
Думаю, каждый хоть раз в жизни терзался внутренне, испытывая стыд за безнравственный поступок. Но дело в том, что одни люди делают выводы и стараются не повторять дурных поступков, а другие, подобно застенчивому «голубому воришке» Альхену из «Двенадцати стульев», продолжают их совершать. По Гегелю, стыд является первым основным признаком человечности. Именно на этой эмоциональной базе взрастает совесть. У «голубого воришки» Альхена, по-видимому, недоразвито чувство стыда и поэтому отсутствует совесть. У моего знакомого и того, и другого в достатке, поэтому он совершает высоконравственные человечные поступки, то есть, как говорят в народе, «живет в ладу со своей совестью».
Личности, подобные Константину Готлибовичу, как звезды в черноте ночи, вспыхивают то там, то здесь, освещая нам путь в сумерках сегодняшнего бытия, заставляя нас стараться сделаться лучше
___________________________________
* Эндемики, виды животных и растений ограниченные в своем распространении относительно небольшой территорией.
** Иначе говоря: ты мне, а я тебе.
*** Здесь я не передаю тот особенный колорит разговорной речи пожилых советских немцев, когда русские слова перемежаются словами немецкого диалекта.

Или:  Мячи для зала Любительский уровень

___________________________________
1. Г. В. Ф. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990., часть 5, § 145.
2. А. Дж. Тойнби. Постижение истории. М.: Айрис Пресс, 2008, с. 47.
3. Лао-Цзы. Книга пути и благодати. Вторая книга, XXXVIII. Источник: http://www.samomudr.ru/d/Lao-Czy
4. Абай Кунанбаев. Книга слов. Алматы, Ел, 1993, с. 167.
5. Абай Кунанбаев. Книга слов. Алматы, Ел, 1993, с. 210.

О нравственности
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. (И. Кант).
——————————————————-

Кант не говорит о моральном законе как о социальном инстинкте или следовании внешним законам общества. Нравственность – это то, что существует «во мне» как внутренний «закон» самосохранения своей собственной идентичности (личности). Он (закон) не зависит от пространства и времени и тем самым обеспечивает моё бытие в вечности защищая меня от действий, слов и мыслей, которые способны нарушить или прервать то, что я называю своей жизнью. Вне признания реальным бытие Бога, олицетворяющего Собой высшую нравственность, самого понятия о внутреннем законе не существует.

Видеть свои собственные «нестроения» и прегрешения можно только в Свете Слова Божьего (Истины=Бог есть Любовь), живущей во мне. Бог смотрит не на внешние проявления моей религиозности как сосуществования в определённом социуме, но видны Ему внутренние «движения» души, искреннее стремление вести себя так, как поступал бы на моём месте Он Сам, проявляя Себя, как ТОЛЬКО Любовь. Образец такого поведения Иисус Христос дал Своим Воплощением, Крестом и Воскресением, являя Собой Истину.

Бесконечно далёк я от того Образа (мыслей) и Подобия (отношений) к которым стремлюсь, но именно в этом и состоит залог вечности моей жизни. Сложно стать таким человеком, каким задумал меня Господь, но ещё сложнее оставаться человеком каждый миг бытия, а без нравственного закона (Бог есть Любовь) общего для Бога и для меня это было бы вообще невозможно.

Воля, как свойство моего разума следовать Слову Божьему, и личная ответственность за его осуществление – это и есть подлинная свобода от греха смерти, способность не сваливать всё на обстоятельства и Бога, но самому принимать решения, за которые не стыдно будет отвечать перед Ним.

Божественная Истина — суть ЖИЗНЬ, как Её проявление в Духе Святом.
Истина, живущая в человеке — суть понимание Слова Божьего.
Дух человеческий, Рождённый от Духа Святого — суть сердцевина личности, «мерило» нравственности, СОВЕСТЬ.

Источник

Презентация на тему: Образцы нравственности в культуре Отечества 4 класс

№ слайда 1 Урок 26 Образцы нравственности в культуре Отечества

Урок 26 Образцы нравственности в культуре Отечества

Или:  Договор купле продажи образец срок поставки

№ слайда 2 Основные термины и понятия Нравственность. Культура. Патриот. Защитник Отечества

Основные термины и понятия Нравственность. Культура. Патриот. Защитник Отечества. Труженик. Коллективист.

№ слайда 3 Продолжите предложения Культура — это … нравственные, моральные и материальные ц

Продолжите предложения Культура — это … нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Нравственность – это… совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Именно с нравственностью связано различение добра и зла. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

№ слайда 4 Образцы нравственности в культуре Отечества

Образцы нравственности в культуре Отечества

№ слайда 5 Труженик - трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и дух

Труженик — трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа.

№ слайда 6 Патриотизм Любовь к Родине, земле, на которой родился и вырос, гордость за истор

Патриотизм Любовь к Родине, земле, на которой родился и вырос, гордость за исторические достижения народа, готовность подчинить личностные интересы общим, самоотверженно служить стране и защищать ее. Патриот Патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

№ слайда 7 Воин Защитник Отечества. Они являются нравственными идеалами, потому что защищал

Воин Защитник Отечества. Они являются нравственными идеалами, потому что защищали родную землю, свой народ, не щадя своей жизни.

№ слайда 8 Коллективизм - это сотрудничество, взаимопомощь. Коллективист - это человек, кот

Коллективизм — это сотрудничество, взаимопомощь. Коллективист — это человек, который заботиться об интересах коллектива. Нужно научиться жить и работать в коллективе. Так можно добиться лучших результатов в любом деле.

№ слайда 9 Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетр

Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами труженик воин патриот коллективист

№ слайда 10 Задание на дом Обсуди с родителями, кого из наших современников можно назвать ге

Задание на дом Обсуди с родителями, кого из наших современников можно назвать героями, защитниками Отечества. Есть ли такие люди в твоей семье?

Источник

Сказки для формирования нравственных качеств

У ребенка с 4-5 лет начинают формироваться нравственные качества: чуткость, доброта, великодушие, отзывчивость, любовь к природе, чувство дружбы и постепенно — чувство долга. Очень важно на данном этапе воспитывать у него адекватное отношение к окружающему миру.

Идея о сказках собственного сочинения, возникла из собственных наблюдений за отношениями между детьми в группе. Сказки помогают легче воспринимать реальность мира, принимать его нормы и правила. Для того чтобы дети не забывали сказки, мы вместе с ними сождали мнемотаблицы, которые помогают в памяти воспроизвести содержание сказок. Иллюстрированный сюжет сказки с мнемотаблицей мы вывешаем на нашем экране «Остров сказок»

Сказки для формирования нравственных качеств

Сказка для детей, которые не хотят убирать за собой игрушки и свои вещи

Жил-был мальчик. Он был еще маленьким, но очень умным. У мальчика было очень много книг, игрушек и вещей. И каких только игрушек не было… Разные машинки, мягкие игрушки, конструктор. Только чем больше у мальчика становилось игрушек, тем меньше он желал их собирать после игры и постоянно ломал. Книги, игрушки, вещи были разбросаны повсюду.

И вот, однажды, когда мальчик уснул, игрушки решили пожаловаться Волшебнику из Страны Добрых дел.

— Я не хочу быть в этом доме, он меня постоянно кидает, откручивает колеса, – сказала машинка

— А меня постоянно ногой пинает и везде меня кидает, – ответил плюшевый мишка.

— А у меня детальки, мои друзья потерялись, – заплакал конструктор.

Игрушки все возмущались и решили и попросили Волшебника забрать в его Страну. А чтобы мальчику не было скучно, позвали Дидюку.

Когда мальчик проснулся, то увидел, что в комнате пусто, а в углу сидела Дидюка и громко смеялась: — Ой, как я люблю таких вредин – деток. Теперь я буду с тобой играть.

Мальчик заплакал. И сказал, что больше так не будет, он будет любить свои игрушки и книги, не будет их ломать, рвать, будет убирать все на место. Волшебник услышал мальчика, взял свой волшебный колпак, и прилетел в комнату, накрыл колпаком Дидюку. Вредина испугалась и улетела. Потом он подошел к мальчику, положил около кроватки большой мешок с игрушками и сказал: — Больше не обижай свои игрушки или они больше не вернуться к тебе, а вернется только Дидюка, я тебе дарю волшебную книгу, которая расскажет о добрых делах. И улетел в свою страну. С тех пор мальчик очень любил свои игрушки, вещи и книги. И Дидюка не прилетала больше к нему

Автор: Удодова В. А.

Сказка «Мусорный букет»

Однажды девочка сидела на скамейке и ела вкусное, клубничное мороженое. Съела мороженое, встала со скамейки и ушла. Только вот про фантик то от мороженого забыла на скамейке. Подул ветер и фантик полетел и прилетел в страну Вредин к самой Дидюке. Дидюка, увидав фантик, обрадовалась: — Как я люблю мусор и детишек, которые мусорят, — взяла фантик, свой волшебный зонтик и отправилась в город, где жила девочка.

По дороге Дидюка собрала для девочки настоящий мусорный букет из оберток от конфет, мокрой бумаги и фантиков шоколадок, и даже из грязных коробок от сока.

Собрав большой букет из мусора, Дидюка с радостью отправилась к девочке.

— Здравствуй, девочка, — поздоровалась Дидюка.

— Здравствуйте, а кто Вы? – удивилась девочка.

— Ты что меня не знаешь? Я главная Вредина Дидюка, прилетела к тебе с подарком, вот держи от меня тебе мусорный букет, он такой разноцветный, а ты мне книги — сказки…

— Мне не нужен ваш букет, он не красивый, плохо пахнет и грязный, — ответила девочка, отвернулась и заплакала.

— Ты что? Бери, я специально собирала для тебя, в букете есть и твой фантик от мороженого.

Дидюка положила букет на кровать, собрала все любимые сказки девочки и уже хотела уйти, но вдруг фея из Страны добрых дел, услышав плач девочки, взмахнула крыльями и прилетела в комнату.

— Моя прелестная девочка твой фантик от мороженого, который ты оставила на скамейке, решил к тебе вернуться, да не один, а с друзьями, и Дидюка ему помогла. Мусор живет в своем доме, а дом этот называется мусорное ведро.

— Я больше не буду оставлять мусор, я буду его выкидывать, — ответила девочка, взяла мусорный букет и отнесла его в мусорное ведро.

Фея подлетела к Дидюке, взмахнула крыльями, и Вредина тотчас же исчезла, оставив после себя книги-сказки, которые хотела забрать.

— Спасибо, тебе фея, что прогнала Дидюку!- отблагодарила девочка.

Фея раскрыла свои красивые, большие крылья, а в них лежала волшебная книга.

— Больше не забывай про мусор, а то Дидюка опять к тебе прилетит с мусорным букетом!

Фея положила книгу на кровать, поцеловала девочку и улетела к себе в страну.

С тех пор девочка не мусорит, а даже убирает мусор за другими.

Автор: Удодова В. А.

Сказка «Обиженное дерево»

Однажды детям стало скучно, и они решили поиграть с деревом. Они стали раскачиваться на ветках дерева, так, что слышен был хруст. Дидюка увидала забаву детей и тоже решила вместе с ними поиграть, она очень любит деток, которые ломают деревья.

Дети вместе с Дидюкой решили проверить, что же находится под корой дерева. Мальчик оторвал кору и увидел под ней голый столб и много-много жучков. Девочка и Дидюка выдергивали корни. Все веселились, лазили по деревьям, но вдруг что-то простонало.

— Ой, мои бедные маленькие веточки сломаны, мои корешки вырваны, моя кора содрана, как же мне больно, — заплакало дерево и согнулось вниз, закрыв деток и Дидюку своими ветками. Мальчик, девочка и Дидюка хотели убежать, но веточки деревьев сомкнулись крепко так, что они оказались в ловушке самого дерева. Даже зонтик Дидюки не смог помочь.

Дети испугались и сказали дереву: — Мы не будем больше тебя обижать, мы сейчас твои веточки свяжем ленточками, корешки вкопаем в землю, отпусти нас, пожалуйста, а ты – Дидюка, уходи, мы не будем с тобой больше играть.

Но дерево только стонало и ничего не отвечало. Дети заплакали. Тогда волшебник и фея из страны добрых дел, услышав плач детей, прилетели.

Волшебник поднял большие ветки, фея взлетела и привязала их ленточками к стволу, волшебник достал волшебную мазь, помазал ствол, и на нем появилась кора, а потом и выросли новые веточки. Затем волшебник и фея дали лопату девочке, мальчику и Дидюке и попросили вкопать корни в землю.

— Я не буду ничего делать – отвернулась Дидюка.

Рассердился тогда волшебник, накрыл Дидюку волшебным колпаком и Вредина исчезла.

Дерево наклонилось волшебнику и фее, своими веточками прижала к себе и сказало: — «Спасибо!»

-Посмотрите на дерево, какое оно красивое, большое и улыбается теперь вам. Берегите деревья, они нужны нам, они дарят нам чистый воздух, плоды, жилье для насекомых, красоту,- сказал волшебник и исчез, а фея подарила книгу добрых дел детям, поцеловала их и улетела к себе в страну.

С тех пор дети никогда не обижали деревья.

Автор: Удодова В. А.

Сказка про Дружбу»

Однажды малыши дружно играли вместе, им было весело. Дидюка из страны Вредин увидела, как радуются дети, решила повредничать, помешать игре. Дети начали водить хоровод, как вдруг появилась Дидюка.

Дидюка раскрыла зонтик и взлетела над хороводом: — Не бывать этому, не будете дружно играть, не будет вам весело. Кружилась, кружилась и остановилась, произнеся заколдованные слова: «Замрите и себя в детей — вредин превратите».

Или:  Платежное поручение по УСН в 2021 году изменения

И вдруг малыши начали ссориться друг с другом, драться, слабый стал обижать сильного, отбирать у него игрушки. А Дидюка только летала и язык показывала всем.

Все бы так и продолжалось, но Дидюка не заметила на качели одного мальчика, до которого не долетели заколдованные слова вредины.

Мальчишка увидел, как дети стали ссориться, побежал и начал всех мирить, защищать слабых, но его никто не слышал, а только толкали и дразнили. Волшебник из страны добрых дел увидел, что маленькому другу одному не справиться и прилетел к нему на помощь. Волшебник подошел к каждому малышу, накрыл своим синим, большим колпаком и дети замерли на месте. Потом он обратился с просьбой к самой вредине:

— Расколдуй, пожалуйста, малышей или не видать тебе твоего зонтика.

Дидюка испугалась, подлетела к ребятам, раскрыла свой зонтик, произнеся слова: — «Отомрите и себя в добрых детей превратите» и улетела в страну Вредин.

А дети опять начали играть вместе.

— Ты оказался смелым мальчиком, — обратился волшебник к малышу,- начал всех мирить, защищать слабых, не испугался главной вредины. За твой добрый поступок я тебе дарю волшебную книгу добрых дел. Я жду тебя в гостях в своей стране, — поклонился Волшебник и улетел.

Автор: Удодова В. А.

Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» НРАВСТВЕННОСТЬ — особая форма общественного сознания.

Консультация для воспитателей «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Калинка» «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» В форме технологической ситуации.

Деловая игра «Формирование нравственных качеств у дошкольника посредством чтения художественной литературы» Цель: — создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры; — сформировать представления о многообразии.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Нравственное воспитание деток дошкольного возраста является одной из сложнейших задач обучения в критериях современного дошкольного образовательного.

Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Представление моего опыта работы на районном августовском совещании. (Слайд № 1) Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами.

Формирование у детей нравственных качеств средствами театральной деятельности Цель: Воспитывать у детей нравственно-эстетические качества, культуру поведения в жизни, доброжелательность, доброжелательное отношение.

Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных качеств личности с помощью сказки» В нacтoящее вpемя в пcихoлoгo-педaгoгичеcкoй paбoте ocтaетcя aктуaльным вoпpoc o знaчении вocпpиятия и пеpеживaния cкaзки для пcихичеcкoгo.

Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» цель и задачи опыта. Цель: Формирование духовно — нравственных качеств дошкольника через детскую субкультуру. Задачи: 1. Создать условия.

Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.

Формирование нравственных качеств дошкольников в процессе ознакомления детей с природой родного края Формирование нравственно качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа с детьми должна.

Источник



Образы нравственности в культуре Отечества

Россия — великая страна. Она развивается своим путём, в основе которого лежат особые культурные традиции.

Культура России — это пример огромных достижений. Она дала человечеству гениев мировой величины.

Культура России — сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта и устойчивых норм-образцов нравственного поведения.

К таким образцам относятся труженик, патриот, воин, коллективист.

Труженик — трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны.

Патриотизм является одним из древнейших качеств и идей нравственного сознания. Патриотизм — это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.

Патриот — человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Без патриотизма всех народов России невозможна была бы победа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Народы России всегда прославляли воина — защитника Отечества. Воины наделялись разными добродетелями, были для всех нравственными идеалами, потому что они защищали родную землю, свой народ, не щадя своей жизни.

Коллективизм ещё одна важная черта нравственности россиян. Коллективизм — это сотрудничество, взаимопомощь. Коллективист заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным.

Человек с детства приучается жить в коллективе. Сначала это коллектив детского сада, школьный коллектив — класс, затем студенческий или производственный коллектив.

В России принято принимать близко к сердцу всё, что происходит с коллективом. По традиционным российским представлениям человеку труднее добиваться всего самому без поддержки семьи, друзей, трудового коллектива, страны в целом. Ощущение своей силы за счёт мощи народа всегда позволяло человеку гордиться «своими» и чувствовать собственное достоинство от принадлежности к сильному коллективу.

Этикет

Человек встречается с друзьями, ездит в транспорте, ходит в кино и театры, в магазины, принимает пищу, выбирает одежду. Во всех этих случаях он оказывается среди других людей. Человек в зависимости от своего настроения может по-разному относиться к окружающим. И он своими действиями, мимикой, жестами или словами передаёт своё к ним отношение.

Этикет — это правила хорошего поведения. Слово «этикет» возникло во Франции от названия карточки-этикетки. Этикетка — описание товара, а этикет — описание образцов поведения.

Эти образцы вырабатывались многие сотни лет. И каждый человек в принципе знает, как вести себя вежливо. Знает, что надо здороваться, говорить «пожалуйста» и «спасибо», что нельзя разговаривать с набитым ртом и т. д. В этикете ещё много других правил. Рассмотрим некоторые из них.

Выбор одежды, точнее, костюма. Этот выбор зависит от времени года, вкусов, финансовых возможностей человека и моды. Но с точки зрения этикета главное — уместность одежды. Для работы необходим деловой костюм, для занятий физической культурой — спортивный костюм. Дискотеки и театры предполагают нарядную одежду, но тоже разную.

Огромное значение в этикете придаётся речи. Человек должен уметь контролировать её громкость, тон, темп и содержание. Громкость речи должна быть такой, чтобы всё слышал только тот, кому она адресована.

Заставлять человека вслушиваться с напряжением так же невежливо, как и кричать. Одно слово или одну и ту же фразу можно произнести разным тоном: доброжелательным, раздражённым, добродушным, ласковым, злым, пренебрежительным и др. От тона меняется смысл слов. Этикет запрещает оскорбительный, унизительный тон речи. Темп речи должен быть неторопливым. Самая важная сторона речи — её содержание, т. е. то, о чём мы говорим. Не принято спрашивать у человека, какой он национальности, сколько он зарабатывает, не надо никому, кроме врача, рассказывать о своих болезнях. Не следует плохо говорить об отсутствующих.

Речь — важнейший способ общения между людьми. Не надо бояться завязывать разговор первым с незнакомым мальчиком или девочкой. Можно просто сказать: «Привет! Меня зовут Иван».

Правил этикета много. А вот основа у всех правил одна — здравый смысл и уважение к другим людям. Каждый может быть уверен: люди, которые не знают вас близко, не знают, какой вы замечательный человек, будут судить о вас по вашему поведению, внешнему виду, манерам и речи. Правила этикета конкретны, ценны и доступны каждому. Знание этих правил не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны учиться.

Семейные праздники

Создавая наиболее благоприятные условия для своей жизни, древним людям приходилось много трудиться: обрабатывать землю, строить жилища, охотиться и т. п. Чтобы облегчить себе труд, они просили поддержки, помощи и защиты у разных сил природы. Люди обращались к небесным светилам (солнцу, звёздам), стихиям (ветру, рекам и океанам), позже к духам, а затем к богам. Им они приносили дары, пели и танцевали, произносили хвалебные слова. Для этого люди освобождались от работы в определённые дни. Так возникли праздники.

Праздниками отмечали всё новое: наступление весны, нового года, дни рождения, день свадьбы. В такие дни собирались все вместе, чтобы почувствовать поддержку, взаимопомощь, радость оттого, что каждый из них не одинок.

Сейчас праздник — это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу. Праздники напоминают людям обо всем хорошем, что происходило с ними раньше.

История жизни каждого человека, семьи, народа и государства, а теперь и всего человечества отражается в праздниках. Отмечая важные даты, люди вспоминают события, которые произошли в эти дни много лет назад. Праздники — это историческая память человечества.

Праздники бывают государственные (23 февраля — День защитника Отечества,

8 Марта — Международный женский день,

9 Мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг., 12 июня — День России, 4 ноября — День народного единства и др.), общественные (День учителя, День города), семейные (дни рождения, свадьбы). Отмечаются они и официально, торжественно, и по-домашнему тепло. И только семейные праздники сочетают в себе и то и другое.

Каждый праздник имеет свой порядок проведения — ритуал. Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках. Красиво упакованный, купленный от души подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначается.

Чтобы праздник удался, нужно не только накормить гостей, но и позаботиться о том, чтобы им было весело. Однако в веселье следует соблюдать меру. Слишком шумное, агрессивное и оскорбительное поведение испортит любой, самый прекрасный праздник. Праздничное настроение хрупкое. Надо, чтобы праздники приносили людям только радость и оставляли приятные воспоминания.

Источник