Речевые образцы материал по русскому языку на тему
Речевые образцы
материал по русскому языку на тему
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что.
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли.
— В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о .
— В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: .
— В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о . но и о . Такой смысловой емкости автор достигает при помощи .
— Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: .
— Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
— Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о . автор подразумевает .
Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Одобрение Нейтральная позиция (констатация фактов) Порицание, осуждение
словно приглашает вместе с ним полюбоваться . ;
с интересом наблюдает за тем . ;
любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о
Автор размышляет о . ;
словно приглашает читателя к диалогу . ;
делится своими мыслями, наблюдениями . ;
ставит перед читателями важную, злободневную проблему . ;
пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
Автор с болью в сердце пишет о том, что . ;
с горечью говорит о…
у автора вызывает негодование . ;
автор не может мириться с тем . ;
с горькой иронией пишет о том . ;
свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом.
Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.
а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
Несмотря на то, что и раньше я много думал о . интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о .
Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема . не может не волновать моих современников. Известный публицист . в своей статье говорит о .
Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
На уроках . я изучал в разделе . поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных . как .
Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что .
Признаться, я никогда раньше не читал о . так что текст . заинтересовал меня, я узнал много нового о…
Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о .
Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о .
Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что . (я узнал, что)
Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о .
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
Вот несколько удачных заключительных фраз из сочинений выпускников:
1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.
3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
В упражнении III учащимся предлагается выучить основные речевые образцы урока . Это не единственный случай, когда автор предлагает выучивать тот или иной материал наизусть: при работе над иностранным языком это дело полезное. Но мы категорически против того, чтобы вы запоминали фразы, предложения, слова, смысл которых вам неизвестен или известен приблизительно. [2]
В первой части даны тематические диалоги, в которых собраны речевые образцы и лексические единицы по данной теме. [3]
Для более тщательной отработки материала второго эпизода можно добавить следующие виды работы: проверка новых слов ( особенно терминов), встретившихся в диалоге и непредставленных в основном тематическом тексте; повторение зачинов диалогов и отработка этих коммуникативных элементов на основе любого лексического наполнения; изучение дополнительных речевых образцов , которые могут быть использованы с лексикой данной тематики; составление диалогов с предложенными зачинами на материале отдельных сюжетов основного текста; составление текста на основе лексики диалогов. [4]
Для работы над второй и третьей частями пособия используется только магнитофонная запись. При выполнении грамматических упражнений учащиеся слышат речевые образцы и во время паузы производят с ними указанные действия. Для контроля даны ключи. Таким образом, работа идет на четыре такта: слышу — отвечаю — проверяю по ключу — воспроизвожу правильный вариант. Каждому упражнению предшествует обобщающее правило. Оно дается в рамке в виде примеров на соответствующий раздел грамматики. Это помогает учащимся сосредоточить все внимание на данном разделе и создает возможность автоматизировать грамматические формы. [5]
В современных автоматизированных системах особую актуальность приобретает проблема выбора рациональной системы сигналов, с помощью которых происходит обмен информацией между человеком и машиной. Успешному решению этой проблемы способствует обучение автоматических систем распознаванию речевых образцов . При разработке системы речевого управления необходимо учитывать специфику конкретной подсистемы АСУ и ограничения, связанные с возможностями распознающего устройства. [6]
Пособие имеет коммуникативно-речевую направленность и предполагает преимущественное использование на занятии метода интенсивного обучения, активной речевой коммуникации. В пособии широко применяется принцип языкового моделирования, работа по речевым образцам . [7]
Раздел А включает грамматический материал для активного усвоения и текст, предназначенный для развития навыков устной речи. Поскольку учебник представляет собой продолжение курса обучения на базе 8 классов, то в нем соблюдается определенная преемственность в тематике текстов, построенных на основе речевых образцов , сгруппированных по темам. [8]
Упражнения данного типа являются упражнениями продуктивными. Они делятся, в свою очередь, на два подтипа, в первом из которых предлагается отрабатывать отдельные виды речи, опираясь на характерные для них речевые образцы . [9]
Задачей второго эпизода в каждом разделе является закрепление новой лексики в диалогах. В связи с этим система упражнений в эпизодах этого типа, помимо заданий к основному тексту-диалогу, включает в себя упражнения на отработку лексики с использованием ряда речевых образцов . [10]
Основой каждого урока является текст. После текста в рамке даны короткие диалоги или фразы, употребляемые в английской разговорной речи и дополняющие тему урока. Задачей этих речевых образцов является расширение диалогического текстового материала. Их рекомендуется заучивать наизусть и использовать в качестве упражнения для развития навыка диалогической речи. Соответствующее задание учтено в системе упражнений и систематически дается в разделе Упражнения на развитие навыков устной речи. Кроме того, материал, данный в рамках, широко используется в диалогах делового характера, предлагаемых для заучивания наизусть и инсценировки в классе. [11]
Характерной лексической ( языковой) особенностью малой группы, как формальной, так и неформальной, выступает ее речевая однородность. Эта особенность определяется фактором сплоченности, длительностью и регулярностью контактов. Часто в таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы и штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен лишь посвященным. [12]
Источник
Структура речевого образца — это последовательность форм слова, которая отражает информацию, выражаемую предложением.
Методическая ценность речевого образца состоит том, что в простом и естественном для языка речевом действии реализуется связь всех аспектов языка — грамматического, лексического, смыслового.
Постоянные элементы и структуры речевого образа (на уровне предложения) могут быть формализованы и условно обозначены соответствующими символами, образуя формулу. Эту формулу можно считать инвариантом конкретных высказываний, построенных по аналогии с ней.
Речевой образец отличается от языковой модели предложения по следующим параметрам: 1. Конкретным, ситуативно и контекстно обусловленным лексическим наполнением и наличием обязательных членов. 2. Коммуникативной задачей, содержанием высказывания и ритмико-интонационным рисунком, обусловленным типом предложения — вопрос, повествование, рассуждение. 3. Конкретным морфологическим оформлением своих членов в соответствии с нормами данного языка.
Другими словами, языковая модель и речевой образец относятся друг к другу как инвариант и конкретный вариант реализации данной языковой модели в конкретной ситуации общения.
Источник: Методика преподавания иностранных языков: общий курс [учеб. пособие] / отв. ред. А.Н. Шамов. — М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток — Запад, 2008.
Источник
РЕЧЕВОЙ ОБРАЗЕЦ
штамп речевой — 1. Готовый образец, трафарет, которому слепо следуют. 2. Вид речевых ошибок, состоящий в неоправданном использовании слишком часто употребляемых образцов, оборотов речи, из за частого употребления потерявших свою яркость: светлые образы , красной … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Цели и задачи обучения — активное владение языком, владение языком, владение языком активное, воспитательная цель обучения, вторичная языковая личность, грамматическая компетенция, задачи обучения, коммуникативная задача, коммуникативная компетенция, коммуникативная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Модель предложения, отражающая коммуникативный тип фразы. С. м. п. позволяют все многообразие предложений свести к определенному минимуму моделей, наполняемых различной лексикой. Применение С. м. п. обеспечивает… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ТИПОВАЯ ФРАЗА — ТИПОВАЯ ФРАЗА. То же, что речевой образец … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЯЗЫКОВАЯ МОДЕЛЬ — ЯЗЫКОВАЯ МОДЕЛЬ. Языковое образование, состоящее из постоянных элементов, объединенных закономерной связью, которые могут быть выражены символами. Ср. речевой образец. См. также модель предложения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
ЛПИ — Лесосибирский педагогический институт филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Сибирский федеральный университет Год основания 22 июня 1940 года Тип … Википедия
Обучение говорению — активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Источник
Речевой образец что это такое
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Источник