16 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Расч т плавания судна по ДБК с помощью карты гномонической проекции

Расчёт плавания судна по ДБК с помощью карты гномонической проекции

На карте гномонической проекции ДБК изображается прямой линией, соединяющей пункты отхода и прихода судна.

По полученным координатам наносят промежуточные точки ДБК на карту равноугольной циллиндрической проекции. Эти точки соединяются прямыми линиями – локсодромиями, т.е. ДБК заменяется отрезками локсодромий – хордами. Для каждой хорды на карте равноугольной циллиндрической проекции измеряется локсодромический курс и расстояние.

Рисунок 2.1 Карта в гномонической прекции

3.1.3. Плавание по наивыгоднейшим путям

Плавание судна по ортодромии является наиболее коротким по расстоянию, но далеко не всегда самым коротким по времени и самым безопасным для судна.

На скорость хода судна и время, необходимое на переход влияют:

· длина выбранного пути между пунктами отхода и прихода;

· навигационные условия на переходе:

o сила и направление ветра;

o скорость и направление течения;

o высота волн и направление их фронта;

o ледовая обстановка по маршруту;

o длительность воздействия всех этих факторов на судно;

· способы судовождения и управления судном.

Вопросы для самопроверки:

1. Факторы, влияющие на выбор пути перехода.

2. Понятие локсодромии и ортодромии.

3. Способы расчёта ДБК.

Раздел 4. Навигационная подготовка судна к рейсу

Тема 4.1. Международные документы о планировании рейса.

ГЛАВА V — БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ

Безопасность судовождения и предотвращение опасных ситуаций

1 До выхода в море капитан должен обеспечить, чтобы намеченный рейс был спланирован, используя соответствующие морские навигационные карты и морские навигационные пособия на район плавания, принимая во внимание руководство и рекомендации, выработанные Организацией.

2 План рейса должен определить путь следования, который:

.1 принимает во внимание любые относящиеся к рейсу системы установленных путей движения судов;

.2 обеспечивает достаточное пространство для безопасного перехода в течение всего рейса;

.3 учитывает все известные навигационные опасности и условия погоды;

.4 принимает во внимание применимые меры по защите морской окружающей среды и избегает, насколько это практически возможно, действий и деятельности, которые могли бы нанести вред окружающей среде.

3 Владелец, фрахтователь или компания, как она определена в правиле IX/I, эксплуатирующая судно, или любое иное лицо не должны стеснять или ограничивать капитана при принятии им решения или выполнении любого решения, которое по профессиональному суждению капитана, необходимо для обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской окружающей среды.

ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСЕНИЯ ВАХТЫ

ЧАСТЬ 2 — ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЙСА

3 Предстоящий рейс должен планироваться заранее, принимая во внимание всю имеющуюся к этому отношение информацию, а любой проложенный курс должен быть проверен до начала рейса.

4 Старший механик должен, проконсультировавшись с капитаном, определить заранее потребности предстоящего рейса, принимая во внимание потребности в топливе, воде, смазочных материалах, химикатах, расходных и прочих запасных частях, инструментах, запасах и прочие требования.

Планирование до начала каждого рейса

5 До начала каждого рейса капитан каждого судна должен обеспечить, чтобы предполагаемый путь из порта отхода до первого порта захода планировался, используя соответствующие карты и другие навигационные пособия, необходимые для предстоящего рейса, содержащие точную, полную и откорректированную информацию в отношении тех навигационных ограничений и опасностей, которые имеют постоянный или предсказуемый характер, и которые имеют отношение к безопасности плавания судна.

Проверка и прокладка запланированного пути

6 По завершению проверки запланированного пути, принимая во внимание всю относящуюся к нему информацию, запланированный путь должен быть проложен на соответствующих картах и быть постоянно доступным для вахтенного помощника капитана, который до того, как лечь на соответствующий курс, обязан проверить его.

Отклонение от запланированного пути

7 Если в ходе рейса принято решение об изменении следующего порта захода или если необходимо отклониться существенно от запланированного пути по другим причинам, измененный путь должен прорабатываться заранее, до того, как он будет существенно изменен.

Принята 25 ноября 1999 года РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РЕЙСА

1.1 Разработка плана рейса или перехода, а также непосредственный и непрерывный контроль за следованием судна и его местоположением при выполнении такого плана очень важны для обеспечения безопасности человеческой жизни на море, надлежащего судовождения и защиты морской окружающей среды.

1.2 Все суда нуждаются в планировании рейса и перехода. Имеются различные факторы, которые могут отрицательно влиять на безопасное плавание всех судов, и дополнительные факторы, которые могут препятствовать плаванию крупнотоннажных судов или судов, перевозящих опасные грузы. Следует учитывать эти факторы при составлении плана и при последующем контроле его выполнения.

1.3 Планирование рейса и перехода включает оценку, т.е. сбор всей информации, касающейся предполагаемого рейса или перехода; подробное планирование всего рейса или перехода от причала до причала, включая те районы, где требуется наличие на борту лоцмана; выполнение плана и контроль за продвижением судна при выполнении плана. Эти составляющие планирования рейса/перехода рассматриваются ниже.

2.1 Должна учитываться вся информация, касающаяся предполагаемого рейса или перехода. При планировании рейса следует учитывать следующее:

.1 условия состояния судна, его остойчивость и оборудование; любые эксплуатационные ограничения; его допустимую осадку в море, на фарватерах и в портах; данные о маневренности, включая любые ограничения;

.2 любые особые характеристики груза (особенно опасного) его размещение, укладку и крепление на судне;

.3 обеспечение компетентным и отдохнувшим экипажем;

.4 требования в отношении поддержания на уровне современности свидетельств и документов, касающихся судна, его оборудования, экипажа, пассажиров или груза;

.5 соответствующий масштаб карт, их точность и приведение их на уровень современности, которые будут использоваться на переходе, а также любые соответствующие постоянные или временные извещения мореплавателям и действующие радионавигационные предупреждения;

.6 точные и приведенные на уровень современности лоции, описания огней и знаков навигационного ограждения и радиотехнических средств;

.7 любую соответствующую приведенную на уровень современности дополнительную информацию, включая:

.1 руководство по путям движения и карты в помощь планируемому переходу, изданные компетентными властями;

.2 современные атласы приливов и течений и таблицы приливов;

.3 климатические, гидрографические и океанографические данные, а также другая соответствующая метеорологическая информация;

.4 доступность услуг служб гидрометеорологической проводки судов (таких как включённые в том Д публикации № 9 Всемирной метеорологической организации);

.5 существующие системы установленных путей движения судов и системы судовых сообщений, службы управления движением судов и мероприятия по защите морской окружающей среды;

.6 объём судопотока, который вероятен при выполнении рейса или перехода;

.7 если придётся воспользоваться услугами лоцмана, то следует учитывать информацию, касающуюся лоцманской проводки, приёма и высадки лоцмана, включая обмен информацией между капитаном и лоцманом;

.8 имеющуюся информацию по порту, включая информацию, касающуюся береговых средств и оборудования, используемых при оказании помощи в чрезвычайных ситуациях;

.9 любые дополнительные вопросы, относящиеся к типу судна или его груза, о конкретных районах, через которые судно будет проходить, о характере предполагаемого рейса или перехода.

На основе вышеупомянутой информации должна быть дана полная оценка предполагаемого рейса или перехода. Эта оценка должна обеспечивать точное указание областей опасности и тех районов, где можно будет пройти безопасно; любых установленных путей движения судов или систем судовых сообщений, а также служб управления движением судов; и любых районов, где должны учитываться вопросы с точки зрения защиты морской окружающей среды.

3.1 На основе самой полной оценки должен быть подготовлен подробный план рейса или перехода полностью от причала до причала, включая те районы, в которых будут использоваться услуги лоцмана.

3.2 Подробный план рейса или перехода должен включать следующие факторы:

.1 ведение предварительной прокладки рейса или перехода на картах соответствующего масштаба; должен быть нанесён путь планируемого рейса, а также все опасные районы, установленные пути движения судов и системы судовых сообщений, службы управления движением судов, районы с точки зрения защиты морской окружающей среды;

.2 основные факторы обеспечения безопасности человеческой жизни на море, безопасного и эффективного судовождения и защиты морской окружающей среды во время предполагаемого рейса или перехода; такие факторы должны включать, но не должны ограничиваться такими характеристиками как:

.1 безопасная скорость вблизи навигационных опасностей, лежащих на предполагаемом пути, маневренные характеристики судна, его осадка относительно глубин;

.2 необходимые изменения скорости на пути, например, при ограничениях из-за перехода в ночное время или вследствие приливных течений; допуск увеличения осадки кормой на ходу или крена при поворотах судна;

.3 требуемая минимальная глубина под килём на мелководье;

.4 места, где требуется изменение состояния машин и механизмов;

.5 точки изменения курса с учётом циркуляции судна при запланированной скорости и ожидаемого воздействия приливных и других течений;

.6 способ и частота определения местоположения, включая главные и второстепенные способы; указание районов, в которых точность определения местоположения является особенно важной и где требуется максимальная надёжность;

.7 использование систем установленных путей движения судов и систем судовых сообщений, а также услуг СУДС;

.8 рассмотрение вопросов, касающихся защиты морской окружающей среды;

.9 планов действий в чрезвычайных ситуациях по выходу судна на большую глубину, следованию в порт- убежище или на безопасную якорную стоянку в случае какой-либо ситуации, требующей необходимости отступления от плана, учитывая существующие береговые средства и оборудование для оказания помощи в случае аварии, характер груза и саму аварийную ситуацию.

Или:  Бланк для тестирования образец

3.3 Подробности плана должны быть ясно обозначены и записаны надлежащим образом на картах, в рейсовом плане или на компьютерном диске.

3.4 Каждый план рейса или перехода, также как и все подробности этого плана должны получить одобрение капитана до начала рейса или перехода.

4. Выполнение плана

4.1 Закончив подготовку плана рейса или перехода, как только можно будет определить предполагаемое время отхода и прихода с достаточной точностью, рейс или переход должен выполняться в соответствии с планом или любыми внесенными в него изменениями.

4.2 Факторы, которые следует учитывать при выполнении плана или при решении об отступлении от него, включают:

.1 надёжность и состояние судового навигационного оборудования;

.2 предполагаемое время прибытия в определённые точки, учитывая высоту прилива и течение;

.3 метеорологические условия (особенно в районах, известных частыми периодами плохой видимости) также как и информацию о гидрометеорологической проводке судов;

.4 прохождение опасных точек днём по сравнению с их прохождением в ночное время, влияние этого факта на точность определения местоположения;

.5 условия судопотока, особенно в узловых, с точки зрения навигации, точках.

4.3 Важно, чтобы капитан рассматривал влияние конкретных обстоятельств, таких как прогнозы ограничения видимости в районе, где определение местоположения посредством визуальных наблюдений в ответственных местах является важнейшей особенностью рейса или перехода, чтобы решить вопрос о приемлемости риска в преобладающих условиях. Капитан должен также решать, в каких конкретных точках перехода может возникнуть необходимость в дополнительном персонале на палубе или в машинном отделении.

5.1 План должен быть всегда на мостике под рукой у вахтенных помощников, чтобы была возможность незамедлительно им воспользоваться.

5.2 Следование судна в соответствии с планом рейса должно тщательно и непрерывно контролироваться. Любые изменения, вносимые в план, должны соответствовать настоящему Руководству, они должны регистрироваться чётко и ясно.

Планирование перехода

Цель планирования перехода состоит в обеспечении его безопасности. План должен отражать действия судоводителя от причала до причала, при этом необходимо обеспечить безопасность судна, груза, окружающей среды, что достигается с помощью надежного контроля местоположения судна в течение всего рейса. Необходимость планирования становится еще более актуальной в связи с работой судов по более плотному расписанию, увеличением интенсивности судоходства, сокращением экипажей судов.

Практическое назначение планирования заключается в том, чтобы заранее выбрать соответствующие методы контроля местоположения судна на различных этапах перехода. На фарватерах и в стесненных водах наибольшее значение приобретает наблюдение за окружающей обстановкой, особенно по курсу судна, а также выбор оптимальных методов проводки судна. Для правильного применения этих методов необходимо заранее произвести детальную проработку перехода.

Правильное и тщательное планирование перехода обеспечивает безопасное плавание судна, однако, если план перехода не выполнен или выполнен ненадлежащим образом, то решение возникающих при этом навигационных проблем приводит к необоснованно большим затратам.

В Конвенции ПДМНВ-78/95, в разделе «Основные принципы наблюдения при несении ходовой вахты» говорится: «Предстоящий рейс должен быть спланирован заранее с учетом всей информации, а любой проложенный курс должен быть проверен до начала рейса».

Необходимость планирования рейса и общие требования к выполнению этой процедуры излагаются в следующих международных документах:

— СОЛАС 74/78, глава V, Безопасность.

— ПДМНВ 78/95, глава VIII, часть 2 (Общие требования по планированию рейса).

— Резолюция ИМО А.893(21) от 25 ноября 1999 года «Руководство по планированию рейса».

Планирование перехода может рассматриваться как действие, направленное на контроль управления и возможность заблаговременной проработки по всему переходу. В процессе планирования необходимо выполнять следующее:

— собрать, всю относящуюся к рейсу информацию;

— привести в рабочее состояние все навигационные приборы и определить их поправки;

— точно отметить запретные для захода районы;

— определить использование навигационных методов по всем участкам перехода и подготовить безопасные пути;

— убедиться, что переход по требуемому пути можно эффективно контролировать;

— обеспечить эффективный контроль поворотов;

— ясно указать течения, отметить районы с системами разделения движения, места интенсивного судоходства;

— выписать частоты для связи по УКВ с лоцманом, СУДС, портом и точки обязательных докладов;

— планировать скорость по всем участкам перехода;

— обеспечить достаточное освещение лоцманского трапа и требуемых частей якорного устройства;

— определить время необходимое для подготовки команды и точки, в которых необходимо усилить состав мостика;

— довести в последовательном изложении план перехода так, чтобы он стал понятен всему составу мостика, включая лоцмана, если используются услуги последнего;

— убедиться, что офицеры являются специалистами, имеющими необходимую квалификацию для выполнения плана и, если необходимо, пройти учебную тренировку или изучить программное руководство.

Помощник, ответственный за составление плана, должен ожидать, что план подвергнется обсуждению и внесению поправок. Если переход сложный, целесообразно подготовить черновик, обсудить план и только после этого подготовить окончательный вариант. Уровень планирования должен соответствовать обстоятельствам перехода.

Схема плана перехода не оговорена в Резолюции ИМО А.893(21). Поэтому судоходные компании для своих судов самостоятельно разрабатывают план перехода, который может достигать до 24 листов.

Рейсовое задание

Планирование любого перехода начинается с рейсового задания. Существует несколько основных типов рейсовых заданий как-то:

1) port – to – port(из порта стоянки в порт назначения)

2) port – to – deviationpoint (из порта стоянки в базовую точку изменения маршрута)

3) deviationpoint – to – port(из базовой точки изменения маршрута в порт назначения)

Источник

Отчет по практике на корабле

Целью прохождения данной практики являлось закрепление знаний и навыков, полученных в течение трех лет обучения в МГА. Теоретически мы уже получили представление о судне, представляющем собой сложное инженерное сооружение, предназначенное для транспортных и производственных целей: рассчитывали план загрузки судна различными грузами с учетом их физико-химических свойств во время изучения дисциплины «Технология и организация перегрузочных работ», изучали устройство и конструктивные особенности судна – «Теория устройства судна», высчитывали заработную плату работникам порта – «Экономика и социология труда». Данная практика позволила нам ознакомиться с судном, с его оборудованием и с теми людьми, которые обеспечивают его жизнедеятельность.

Содержимое работы — 1 файл

Отчет по плавательной практике.doc

Рейсовое задание капитану судна, не работающему на определенной линии, а выполняющему нерегулярный (трамповый) вид судоходства, может быть выдано групповым диспетчером радиограммой либо на специальном бланке, если судно находилось в своем порту.

Радиограмма диспетчера (РДО ПРД, пли ДИСП) содержит указание о предстоящей работе судна:

  • время начала рейса;
  • порт или порты погрузки и выгрузки;
  • род и количество грузов к погрузке;
  • наименование отправителя и получателя;
  • адреса агентов (при загранперевозках);
  • адреса, по которым капитан должен направить нотисы о готовности судна к погрузке и о дате и времени прибытия в первый порт погрузки.

При необходимости диспетчер сообщает кратко капитану обычаи или другие особенности портов погрузки и выгрузки. Началом предстоящего рейса считается время, указанное диспетчером в РДО. Бланки рейсовых заданий составляются по форме службы эксплуатации пароходства или управления рейсового флота и подписываются старшим групповым диспетчером.

Все разделы и пункты рейсового задания имеют графу планируемых показателей и рядом графу фактического выполнения, что упрощает работу по составлению рейсового отчета капитана.

Расчетную часть рейсового задания выполняет второй помощник капитана. Расчеты и все рейсовое задание проверяет капитан, который со старшим групповым диспетчером подписывает этот документ.

С получением рейсового задания капитан уточняет отдельные вопросы, а в случае невозможности выполнения каких-либо его положений извещает об этом диспетчера, сообщая при этом причины невыполнения.

Капитан обязан ознакомить с рейсовым заданием командный состав судна и дать указания о подготовке судна к предстоящему рейсу. Если по условиям предстоящей работы судно недостаточно укомплектовано судовыми запасами либо материалами и средствами, обеспечивающими сохранность ожидаемого груза, капитан дает заявки соответствующим службам пароходства. По радио направляются также нотисы в порт погрузки грузоотправителю и другим адресатам, указанным диспетчером в рейсовом задании. С приходом судна в порт погрузки капитан направляет нотис о готовности судна к погрузке. По принятии нотиса начинается ведение акта учета стояночного времени (таймшита).

Готовность трюмов и всех других судовых грузовых устройств к приему груза удостоверяется составлением внутрисудового акта и записью в судовом журнале, а при необходимости актами и документами, составленными представителями порта или других компетентных организаций, контролирующих качество подготовки грузовых помещений и дающих разрешение на погрузку соответствующих грузов, указанных в рейсовом задании.

Время рейса определяется по формуле:

tст = tст погр + tст выгр

где tр – время рейса, сут.;

tх, tст – ходовое и стояночное время судна в грузу и в балласте соответственно, сут.;

tx груз ,tх бал – ходовое время судна в грузу и в балласте соответственно, сут.;

tст погр , tст выгр – стояночное время судна в порту погрузки и выгрузки соответственно, сут.

Или:  Образцы доклада школьника 2 класс
где Lгр ,Lбал – расстояние, пройденное судном в грузу и в балласте соответственно, мили;

Lогр – расстояние, пройденное судном с ограниченной скоростью (проливы, каналы);

Vгр ,Vбал – скорость судна в грузу и в балласте соответственно, узлы.

  1. Подготовка судна к отходу. Проработка перехода. Подбор комплекта карт, пособий, приборов, оборудования, документов и т.д. Заказ и прием бункера, воды, снабжения, расходных материалов и продовольствия.

Процесс подготовки судна к рейсу включает в себя следующие элементы:

  • укомплектование установлений судовой коллекции навигационными морскими картами, руководствами и пособиями;
  • получение материалов для корректуры судовой коллекции;
  • подбор навигационных морских карт, руководств и пособий на предстоящий переход, их корректуру;
  • подготовку технических средств навигации и при необходимости их ремонт,
  • получение информации о минной, ледовой и гидрометеорологической обстановках;
  • изучение районов плавания, выбор маршрута и выполнение предварительной прокладки, ввод путевых точек;
  • проработку выбранного маршрута перехода со штурманским составом;
  • проверку наличия информации о маневренных характеристиках судна;
  • проверку исправности средств звуковой, световой и аварийной сигнализации, сроков годности пиротехнических средств.

Изучение района плавания в полном объеме выполняется судоводительским составом перед выходом в первое плавание по данному маршруту. Перед повторным рейсом по ранее изученному маршруту уточняются уже известные положения и изучаются новые данные, связанные с изменениями в навигационной обстановке, объявленными в корректурных документах, а также учитывается опыт, полученный в предыдущих рейсах.

После изучения района плавания капитан по генеральной навигационной карте выбирает маршрут перехода судна, разделив весь маршрут на участки в зависимости от обстановки и гидрометеорологических условий, намечает мероприятия для обеспечения безопасности плавания судна. Перед рейсом предварительная прокладка выполняется как минимум в объеме, необходимом для плавания судна в течение одних суток.

Бункеровка судна осуществляется по заявкам с судов, а потребное количество топлива определяется в зависимости от продолжительности рейса, возможности пополнения топлива во время рейса, мощности СЭУ и т.д. При бункеровке судно должно получить необходимое количество топлива и смазочных материалов определенного качества. В некоторых портах бункеровку жидким топливом производят у основных причалов, подавая топливо по трубам, уложенным на причалах.

Снабжение судов водой производится обычно в портах стоянки при помощи таких средств, которые не требуют дополнительных маневров судна, его простоя и могут быстро и в необходимом количестве обеспечить судно водой в период грузовых операций. Запас пресной воды определяется нормами расхода, наличием емкостей и районом плавания судна в предстоящем рейсе. Судно до своего подхода в порт подает заявку диспетчеру порта на потребное количество пресной воды. Время обеспечения судна пресной водой не входит в сталийное время. В данном случае порт обязан обеспечить судно водой в процессе грузовых операций. Суда, стоящие у причалов, где имеется колонка с пресной водой, подключаются к ней своими шлангами и берут оттуда пресную воду во время производства грузовых операций. Ответственность за своевременное снабжение судов пресной водой несет главный диспетчер порта.

Снабжение продовольственными продуктами производится на основе нормы ($ 5 в сутки на человека) в зависимости от численности экипажа и продолжительности рейса с учетом возможности пополнения.

  1. Организация работы с агентами обслуживающими судно в портах захода.

Агентские операции в международном судоходстве состоят в поручении одной стороной, именуемой принципалом, не зависимой от нее, другой стороне, именуемой морским агентом, совершения фактических и юридических действий, связанных с обслуживание судов за счет и от имени принципала – судоходного предприятия. В международном судоходстве агентские фирмы выступают от имени и за счет принципала – судоходного предприятия.

Задача агентского обслуживания морских судов заключается в том, чтобы обеспечить прибывающим в порт судам наискорейшее, наилучшее и наиболее дешёвое выполнение всех относящихся к судну операций во время его пребывания в порту.

Агентирование судна в основном сводится к выполнению следующих операций:

  • оформлению судна в порту (декларирование);
  • технико-снабженческому обслуживанию, бункеровке, ремонту и т.д.;
  • коммерческим услугам (погрузка, выгрузка, заказ причала, сдача груза, аквизиция грузов, расчеты за фрахт и т.д.).

Агент выполняет эти работы в строгом соответствии с поручением судовладельца. Морской агент, будучи заранее извещён о прибытии судна, обеспечивает ему своевременную лоцманскую проводку и буксировку, если это вызывается необходимостью, принимает меры к предоставлению причала, передаёт нотис о готовности судна к погрузке или выгрузке, организует ПРР. Морской агент знакомит капитана с действующими в порту пребывания судна правилами, условиями и обычаями, заботится о предоставлении капитану необходимых средств сообщения.

Вместе с капитаном агент составляет грузовой план. В соответствии с условиями чартера он ведёт учёт грузовых операций и составляет документ, удостоверяющий расчёт времени, потраченного на грузовые операции. Морской агент выписывает также коносаменты и составляет манифесты. Если судно нуждается в бункере, пресной воде, судовых припасах и материалах, то агент, по просьбе капитана, или приобретает необходимое, или оказывает содействие в приобретении. В случае общей или частной аварии морской агент оказывает помощь капитану при оформлении морского протеста и других необходимых документов.

По окончании всех операций по судну в порту агент на основании оправдательных документов, подписанных капитаном, составляет общий счёт всех расходов и вручает его капитану для подписи. Услуги агента оплачиваются по твердым ставкам агентского вознаграждения, устанавливаемым законом страны или решением местного совета морских агентов. Чаще всего ставки агентского вознаграждения рассчитываются в зависимости от брутто-регистрового тоннажа судна, от вида груза, количества коносаментов. Судовладелец оплачивает агенту также услуги, связанные с оперативным обслуживанием судна (почта, телеграф, транспорт и т.д.), но не вытекающие из прямых обязанностей судового агентирования.

  1. Оформление отхода, заказ лоцманов, буксиров. Подготовка к отходу. Отход из порта. Организация работ по отшвартовке судна.

За 2-3 часа до отхода судна Инспекции портового надзора должны быть предъявлены: заявление на право отхода, подписанное капитаном судна, судовая роль, дипломы командного состава с контрольными талонами, обязательные судовые документы, свидетельство пожарной охраны и разрешение санитарно-карантинного отдела на право выхода в море. Для получения разрешения на выход судна в море на судовую роль ставится штамп отхода. Разрешение действительно в течение 24 часов. Если в течение этого срока судно по какой-либо причине не покинуло порт, отход должен быть оформлен заново.

Отход пассажирских судов оформляется представителем Инспекции государственного надзора на борту судна.

Для проводки судна в порт пользуются услугами лоцмана. Лоцманская проводка при плавании на акватории порта для судов валовой вместимостью свыше 200 БРТ обязательна.

Лоцман обязан прибывать на судно по вызову капитана к указанному в заявке времени. Капитан судна в свою очередь обязан принимать все необходимые меры к скорейшему и безопасному приёму лоцмана и к сохранению в целости лоцманского бота.

По прибытии на судно лоцман предъявляет капитану лоцманское удостоверение и вручает ему особый бланк. Капитан заполняет этот бланк и расписывается в нём. Лоцману запрещается без разрешения капитана оставлять судно раньше, чем он поставит его на якорь или отшвартует в безопасном месте, или будет сменён другим лоцманом. Если капитан, приняв на судно лоцмана, действует вопреки его рекомендациям, последний имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна. Однако лоцман обязан оставаться на мостике и сообщать капитану сведения, необходимые для безопасного плавания.

Для обеспечения судов буксирными услугами судно подаёт заявку не менее чем за 2 часа начальнику смены Инспекции портнадзора через диспетчера порта или судового агента. Служебно-вспомогательная буксировка – это обычная, повседневная буксирная операция по вводу транспортных и других судов в порт и выводу их из порта. Основанием возникновения правоотношений по морской буксировке является договор, заключаемый обычно в устной форме. Оплата за услуги лоцмана и буксиров взимается в виде сборов: лоцманского – взимается за 1 куб. м. условного объёма судна за каждую милю проводки + плата за доставку лоцмана, буксирного – по ставке за 1 куб. м. условного объёма судна с учётом количества буксиров, района работы и времени работы. Все расходы сводятся в дисбурсментский счёт.

Источник

Планирование морских перевозок грузов

Для обеспечения выполнения месячной части квартального плана перевозок в каботаже в управлениях пароходств обычно составляют месячные графики подачи судов под обработку грузов, перевозимых в каботаже. Квартальные (с распределением по месяцам) планы перевозок экспортных и импортных грузов уточняют в установленном порядке месячными графиками расстановки судов и грузовыми списками (на перевозку грузов, закрепленных за линейными судами), которые составляют на основании выдаваемых отправителями поручений на перевозку грузов. Месячные графики расстановки судов утверждаются совместно ММФ и МВТ. По согласованию графики могут составляться на более длительные сроки. Грузовые списки на перевозку грузов линейными судами составляют и согласовывают на основании расписаний движения линейных судов.
Грузовой список устанавливает следующие данные: линия, наименование судов, наименование и количество грузов, номера поручений, наименование отправителей, получателей и др.
Грузы, перевозимые судами рейсового плавания (кроме перевозимых судами линейного плавания), включаются в так называемый коммерческий график перевозок экспортно-импортных грузов, в который включается ряд коммерческих условий и дополнительных обязательств сторон, обычно излагаемых в примечаниях.
Годовой план судна является частью общего плана работы флота пароходства. Годовые планы судов и их показатели разрабатываются плановоэкономическими отделами пароходств в соответствии с годовой расстановкой судов и планами движения флота. Годовой план транспортного судна утверждается начальником пароходства.

Или:  Образец трудовой договор с ассистентом

В годовом плане грузового, грузопассажирского и пассажирского судов заграничного плавания предусматриваются следующие расчетные и основные показатели:

  • продолжительность планового периода, включающего продолжительность эксплуатационного периода по законченным рейсам, продолжительность аренды, продолжительность внеэксплуатационного периода, в том числе в ремонте и на отстое;
  • доходы в иностранной валюте за плановый период и на сутки эксплуатации;
  • расходы в иностранной и советской валюте по основным статьям затрат за плановый период;
  • расходы в советской валюте по содержанию судна в сутки на ходу и на стоянках;
  • чистую валютную выручку;
  • расходы в советской валюте на 1 руб. чистой выручки в иностранной валюте;
  • финансовый результат (прибыль иди убыток).

Годовым планом для судов каботажного плавания устанавливаются показатели:

  • продолжительность планового периода: эксплуатационного по законченным рейсам и внеэксплуатационного (ремонт, отстой);
  • объем грузоперевозок в тоннах и тонномилях, по грузопассажирским судам—число пассажиров и количество пассажиромиль;
  • доходы, расходы, себестоимость перевозок и финансовый результат.

Рейсовый план-задание является основой планирования работы судна и разрабатывается на основе плана перевозок пароходства (месячного графика) но утвержденным нормативам с учетом условий рейса и конструктивных особенностей судна.

В рейсовом задании указывают:

  • порты погрузки, выгрузки;
  • род и количество груза;
  • нормы погрузки и выгрузки в портах;
  • доходы и другие эксплуатационные и коммерческие данные, касающиеся данного рейса.

Порядок разработки и утверждения планов перевозки грузов установлен Правилами планирования перевозок грузов морским транспортом, утвержденными министром морского флота СССР. В указанных Правилах предусмотрен порядок годового и квартального планирования перевозки грузов в малом каботаже, в прямых смешанных сообщениях, в заграничном плавании.
Порядок планирования в основном сводится к следующему. Организации, планирующие перевозки грузов, разрабатывают заявки установленной формы и представляют их к указанным в Правилах срокам установленным адресатам, ММФ и управлениям пароходств. На основании этих заявок пароходства составляют проекты планов и представляют их ММФ. Последнее, по согласованию с заинтересованными министерствами и плановыми органами, утверждает годовой и квартальные планы и сообщает их соответствующим министерствам и ведомствам, Центральному статистическому управлению, госпланам союзных республик и Госплану СССР, управлениям пароходств. Учет выполнения планов в каботаже производится портами ММФ по учетным карточкам, заведенным для каждого клиента. Учетную карточку составляют в двух экземплярах. По окончании отчетного месяца один экземпляр карточки направляют в пароходство для производства расчетов с грузоотправителями.
Одновременно с этим в Управлении пароходства ведется контроль по выполнению плана перевозок по отчетам портов и по основным транспортным документам (коносаментам, накладным и т. п.). По экспортно-импортным перевозкам учет выполнения коммерческого графика ведется в управлении пароходства на основании суточных диспетчерских сводок по судам и первичных транспортных документов (коносаментов).
Учет по рейсовым планам-заданиям ведется непосредственно на судне—нарастающим итогом за месяц, квартал и год по законченным рейсам.

Источник



§ 46. Подготовка к переходу

Рейсовое задание и рейсовый план. Основным видом технологического процесса работы морского транспортного судна является его рейс, определяемый рейсовым заданием, которое сообщается капитану судна заблаговременно.

Для администрации судна такое рейсовое задание является основой (базой) для тщательного изучения и анализа всех обстоятельств намечаемого рейса и для разработки рейсового плана. Последний является оперативным заданием, осуществление которого за соответствующий рейсу отрезок времени обеспечивает выполнение судном его календарных планов. Рейсовый план содержит все необходимые инструктивные указания, разъясняющие и уточняющие условия выполнения предстоящего рейса: наименование портов назначения и последовательность захода судна в них, род и количество грузов; характер грузовых операций и т. д. Очень важным элементом рейсового плана является продолжительность рейса с указанием времени его начала и конца. Продолжительность рейса, определяющая расходы на перевозку и ее эффективность, включает в себя ходовую tx и стояночную 4 составляющие.

Ходовая составляющая tx продолжительности рейса рассчитывается по протяженности I всех отдельных его участков и скорости судна V при плавании по каждому из таких участков. При планировании рейса длина пути I выбирается из специальных таблиц морских расстояний. Однако следует иметь в виду, что в различных по длине пути рейсах навигационные условия плавания также различны, а поэтому фактически проходимые судном расстояния часто отличаются от табличного, так как судоводитель выбирает курсы судна и скорость его движения в зависимости от конкретных условий плавания. Затраты времени, например на вспомогательные ходовые операции, зависят прежде всего от числа таких операций, т.

Удобным пособием для быстрого определения времени, необходимого на переход судна, может служить специальный график (рис. 122).

Заблаговременная выдача судну рейсового задания со всей располагаемой сопутствующей информацией и разработка администрацией судна детального рейсового плана на предстоящий переход позволяют правильно определить и оптимально сократить продолжительность рейса. В этом заложена основа четкой реализации непрерывного графика работы флота и повышения эффективности работы судов.

Подбор навигационных пособий на переход. Получив рейсовое задание на судне, одновременно с прочими работами начинают навигационную подготовку к предстоящему переходу: с помощью Каталога карт и книг подбирают все необходимые для успешного выполнения рейса навигационные пособия, корректируют их по самым последним корректурным документам, изучают трассу предстоящего перехода в гидрометеорологическом и навигационном отношениях, выбирают наиболее выгодные пути и производят предварительную прокладку, которой предшествует составление штурманской справки на переход.

На переход должны быть подобраны: морские навигационные карты (генеральные, путевые, частные) и планы; вспомогательные, справочные и специальные карты (обзорные, радиомаяков и радиостанций, рекомендованных путей, часовых поясов, радионавигационные, гидрометеорологические, карты-сетки и др.); руководства для плавания (лоции, «огни и знаки», «Радиотехнические средства навигационного оборудования», «Океанские пути мира», «Радиолокационные описания маршрутов» и др.); атласы; описание и правила плавания; общие справочные и специальные пособия, включая «Свободное описание районов, в которых запрещено или ограничено плавание судов» (по морям и океанам); таблица расстояний; комплект Извещений для мореплавателей.

Корректура пособий, подобранных для перехода. Карты и руководства для плавания, полученные из базовой радионавигационной камеры, будут откорректированы в (БЭРНК) пароходства по день их выдачи на судно. Ранее имевшиеся на борту карты и руководства для плавания корректирует третий помощник капитана на основании последних корректурных документов по день выхода судна в рейс. В условиях плавания корректуру дополнительно производят по радиоизвещениям мореплавателям: НАВАРЕА, НАВИП, ПРИП и местным.

В первую очередь корректируют карты и руководства для предстоящего перехода и лишь затем все другие навигационные судовые пособия. Более того, при коротких стоянках часть корректуры для предстоящего плавания производится на переходе. Эта работа долж

на осуществляться так, чтобы на последующие 1—2 сут перехода карты и руководства для плавания были откорректированы в предшествующие сутки.

Штурманская справка на переход. После корректуры карт и руководств для плавания с их помощью прорабатывают переход (изучают трассу в навигационном отношении) и составляют штурманскую справку. Если стоянка непродолжительная, прорабатывают только часть рейса, а остальную работу проводят в море. В штурманской справке в достаточной мере должны быть отражены следующие вопросы:

гидрометеорологические условия плавания — видимость, туманы, господствующие ветры, штили и штормы, постоянные и дрейфовые течения, приливы и приливо-отливные течения, ледовая обстановка и т. д.;

навигационная обстановка перехода — общая длина пути, характеристика береговой черты, надводные и подводные опасности, запретные и опасные районы, средства навигационного оборудования, приметные ориентиры и радиолокационные объекты, условия подхода к портам захода и якорным стоянкам, портовые правила и т. д. Особенно подробно должны быть отмечены: наименьшие глубины, встречающиеся на пути следования; описание всех опасностей (банок, рифов, мелей и т. д.), расположенных вблизи курса судна; расстояния от опасностей до курса следования судна и признаки приближения к таким опасностям (ограждающие пеленги, горизонтальные и вертикальные углы опасности, опасные радиолокационные расстояния); наиболее выгодное и безопасное расположение курсов при различных гидрометеорологических условиях в соответствии с указаниями лоций; наиболее удобное время для прохода опасных мест; возможности получить уверенные обсервации и рекомендации по оптимальным способам определения места судна; при подборе способов определения места судна в первую очередь учитывают их точность, возможность контроля правильности опознания ориентира, измерений и прокладки их результатов на карте, а также трудоемкость способа.

Описания особо опасных моментов должны быть отмечены в штурманской справке красными чернилами или красным карандашом.

§ 47. Предварительная прокладка

Штурманская справка должна быть проработана всем судоводительским составом судна. На основании этой справки выполняют предварительную прокладку. При ее осуществлении вновь подсчитывают и корректируют общую длину пути, необходимую для точного

Источник