16 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Профессиональная этика кодекс нравственности специалиста

Социальные нормы: что это, зачем нужно и как действует

Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.

Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.

Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён.

По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.

Признаки социальных норм

Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:

  • является общим для всех членов общества,
  • направлено на регулирование общественных отношений,
  • имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
  • возникло в процессе исторического развития,
  • действует непрерывно,
  • соответствует типу культуры и социальному устройству общества.

Виды социальных норм

Все социальные нормы можно разделить на следующие группы:

Рассмотрим подробнее эти виды социальных норм и приведём примеры каждого из них.

Обычаи, ритуалы, традиции

Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.

Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте.

Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая.

Нормы морали

Нормы морали, или этические нормы, — социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости. Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.

При этом цивилизованный человек способен оценивать и корректировать своё поведение без постороннего контроля — за это отвечают такие качества личности как совесть, честь, чувства долга и собственного достоинства. Пример этической нормы — «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь для себя.

Нормы права

Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ.

В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм.

Религиозные нормы

Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.

Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы (грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета.

Эстетические нормы

Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены.

Для каждого общества на каждом этапе развития характерны свои представления о прекрасном, которые могут меняться с течением времени. Пример эстетической нормы — золотое сечение.

Корпоративные нормы

Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников.

Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.

Формы социальных норм

Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.

По способу закрепления социальные нормы делятся на:

  • устные (нормы обычаев и морали);
  • письменные (правовые и корпоративные нормы).

Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.

По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:

  • межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);
  • групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);
  • национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);
  • общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться).

Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:

  • рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
  • побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);
  • повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);
  • запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).

По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.

Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.

Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.

Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.

Функции социальных норм

Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:

Источник

Профессиональная этика: кодекс нравственности специалиста

Что такое профессиональная этика: понятие и принципы

Общепринятыми принципами этики и морали руководствуются все люди, взаимодействуя друг с другом. Дополнительные моральные и этические ограничения есть в деловом общении, при взаимодействии партнеров, руководителя и подчиненного, членов рабочего коллектива, коллег.

Кроме того существует такое понятие, как профессиональная этика — негласный свод правил и принципов, регламентирующий нормы нравственности, установленные для конкретных профессиональных сообществ. Этими нормами регулируют, как правило, отношения между членами таких сообществ и людьми, которые вынуждены обращаться к ним как к профессионалам. В процессе исполнения своих должностных обязанностей профессионалы получают о других людях информацию личного характера, которая может быть использована во вред или с целью шантажа.

Правила профессиональной этики устанавливают там, где дополнительные нравственные ограничения необходимы как гарантия личной безопасности и неприкосновенности личной жизни. Они регламентируют профессиональную деятельность медиков, педагогов, судей, работников сферы обслуживания. Эти правила действуют и в тех случаях, когда профессия связана с чужими коммерческими тайнами, как, например, аудитор.

Нормы профессиональной этики обязательны и для тех специалистов, кто работает с кадрами, занимается управлением персоналом. Специфика деятельности таких специалистов предполагает работу с персональными данными, их изучение и обработку. Они имеют доступ к личной информации и поэтому в своей деятельности также должны руководствоваться принципами профессиональной этики.

Основные принципы профессиональной этики

Специалист, чья профессиональная деятельность связана с личными данными других людей, в своей работе должен руководствоваться положениями, которые накладывают ограничения на доступ к этим данным посторонних.

В рамках своего служебного положения он должен:

  • не допускать утечки конфиденциальной информации, принимать все меры, чтобы исключить ее передачу третьим лицам;
  • не использовать ставшие известными в процессе профессиональной деятельности сведения для манипулирования, шантажа, во вред лицу — владельцу этих сведений;
  • терпимо и с пониманием относится к любой информации, не демонстрировать свое неприятие и неодобрение;
  • принимать решения справедливо, основываясь на действиях человека, а не на тех сведениях о нем, которые стали известны в силу профессиональной принадлежности.

5 принципов профессиональной этики

Принцип 1. Не допускать по отношению к партнерам, руководству, подчиненным или коллегам неэтичных действий, противоречащих общепринятым моральным нормам.

Принцип 2. Обязательно исправлять этическое нарушение, независимо от того, кто и когда его допустил.

Принцип 3. Действовать, руководствуясь нормами закона и нормативных актов, утвержденных работодателем.

Принцип 4. Не предпринимать действий, ограничивающих права и свободы других людей, мешающие их развитию.

Принцип 5. Сохраняйте толерантность и терпимость, не осуждайте и не высмеивайте других людей за их убеждения, гендерную или религиозную принадлежность и пр.

Во многих компаниях профессиональная этика сотрудников регламентируется отдельным локальным нормативным актом — кодексом.

Кодекс или Положение о профессиональной этике — это свод правил поведения, адаптированный специфике профессии и особенностям производственной деятельности конкретного предприятия. Требования, изложенные в документе, обязательны для выполнения всеми работниками или только той части, которые выполняют конкретные профессиональные обязанности.

Мой менеджер по подбору персонала совершил проступок, который не попадает под административное или гражданское право, но противоречит нормам этики и морали. Как и где прописать, что делать такое нельзя, а виновного ждет наказание? Читать ответ эксперта

Основные виды профессиональной этики

Высокий уровень нравственности не может быть обеспечен только регламентами. Но его нужно рассматривать как важную компетенцию, необходимое человеку качество, подтверждающее профессиональную пригодность.

К основным видам корпоративной профессиональной этики относятся:

  • Врачебная. Среди главных и древнейших принципов которой: «не навреди» и ценность человеческой жизни. Вместе с тем современные медики вынуждены решать такие морально-этические вопросы, как добровольный уход пациента из жизни и трансплантология.
  • Педагогическая. Она предполагает обязательное наличие высоких нравственных качеств у тех, кто занимается воспитанием и обучением детей и молодежи — будущего нации. Профессиональная этика работников образования основывается на таких качествах педагога, как порядочность, честность, терпение, справедливость.
  • Юридическая деятельность. Ее главный принцип — восстановление справедливости при вынесении судебных решений, основанных на букве закона, но не соответствующих этическим требованиям.
  • Адвокатской деятельности. Она содержит нравственные нормы, на которые адвокат опирается при выборе линии защиты и поведения клиентов.
  • Судебная. Основа профессиональной этики судей — моральные принципы, которыми они должны руководствоваться: честность, независимость, непредвзятость, справедливость и строгое соответствие букве закона.
  • Сфера обслуживания. Она основывается на принципе «клиент всегда прав» и предоставлении услуг высокого качества, соответствующего запросам.

О том, можно ли уволить работника за нарушение профессиональной этики и совершение аморального поступка, читайте в «Системе Кадры».

Нормы служебной профессиональной этики руководителей

Хоть руководитель это не профессия, но применительно к этой категории специалистов также можно говорить о принципах и нормах профессиональной этики. Они наделены особыми полномочиями и властью над другими людьми, своими подчиненными. Поэтому важно, чтобы руководитель не злоупотреблял этой властью и не пользовался своими полномочиями для достижения корыстных целей.

Профессиональной этикой руководителей регламентируют такие вопросы, как:

  • моральные нормы и правила служебного поведения;
  • взаимоотношения с подчиненными.

Согласно профессиональной этике, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, это человек, который:

  • обладает необходимым опытом и знаниями в своей профессиональной области;
  • отличается высоким уровнем ответственности, надежности и справедливости;
  • имеет необходимые лидерские качества;
  • устойчив к стрессам и способен сохранять самообладание в критических ситуациях;
  • принимает взвешенные решения и несет за них ответственность;
  • справедливо и уважительно относится к подчиненным, основываясь исключительно на адекватной оценке их деловых качеств;
  • не допускает ни панибратского отношения, ни грубости по отношению к подчиненным.
Или:  Образец оплаты услуг банковской картой

Нормы профессиональной этики необходимо сформулировать и оформить локальным нормативным актом. Требования и правила, изложенные в кодексе или Положении о профессиональной этике, станут руководством для каждого сотрудника компании и позволят повысить культуру внутреннего и внешнего взаимодействия.

Источник

Формирование норм и образцов поведения

Автор: Вольнова Татьяна Владиславовна

Организация: ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево СПДС «Соколенок»

Населенный пункт: Самарская область, с. Верхнее Санчелеево

Ведущее место в формировании всесторонне развитой личности занимает нравственное развитие ребенка. В этом возрасте в наибольшей степени формируются благополучные требования для нравственного развития детей. В данный период обогащаются и преобразуются этапы взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, устанавливается коллективная со сверстниками деятельность. Дошкольник сосредоточенно приглядывается к миру взрослых, начинает акцентировать в нем взаимоотношения в обществе. Ребенок узнает мир человеческих отношений, раскрывает приемы, по которым создается взаимосвязь людей, то есть нормы поведения. Когда дошкольник желает стать взрослым, он подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Дошкольник способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии, только тогда, когда он полностью овладевает моральным поведением.

Русские цивилизаторы А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен анализировали нравственное воспитание как обязательный критерий для гармоничного формирования личности [2].

Нынешние педагоги и психологи уделяют немалый интерес к положениям нравственного воспитания. Исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой обнаружили, что результативность нравственного воспитания в целом зависит от правильного основания коллективной деятельности детей, от умения сочетать ее с приемами убеждения, накопления конкретного морального опыта. В своих работах ученые акцентируют внимание на важности воспитания нравственных чувств ребенка, формирования нравственных отношений [1].

Для старшего дошкольника важное место начинают занимать интересы, желания другого человека. Дети этого возраста используют в речи слова, которые обозначают нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадный, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из личного опыта, что объясняется конкретной красочностью детского мышления.

Если ребенок отчетливо замечает последствия соблюдения или нарушения нормы, то он без труда может понять ее сущность и отнести к себе. Если норма конкретна, и она близка к собственному опыту ребенка, то она легче им осознается.

Дети старшего дошкольного возраста понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона действий героев пробуждает резкое несогласие и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра [3].

В 5-7 лет дошкольники переходят от естественной нравственности к осознанной. Для детей нравственная норма устанавливается как регулятор отношений между людьми. Ребенок 5–7 лет понимает, что норму нужно не нарушать для того, чтобы совместная работа была успешной. Необходимость во внешнем наблюдении за выполнением нормы со стороны взрослого исчезает. Поступок ребенка делается нравственным даже тогда, когда отсутствует взрослый и в случае, если ребенок убежден в безнаказанности своего поступка и не видит пользы для себя.

Из этого следует что, формирование моральных взглядов и оценок обязательно, но недостаточно для нравственного развития. Необходимо организовать условия, когда норма морали приступит исправлять настоящее поведение ребенка, а именно определить связь посреди нравственного сознания и нравственного поведения. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и исполняет провоцирующую смыслообразующую роль. Тогда осознание ребенка перемещается с результата на процесс выполнения нормы, и он подобает норме ради нее самой, потому что не может сделать по-другому. А выполнение правила выступает эмоциональной поддержкой для дошкольника.

В области формирования нравственного поведения важное место занимает пример взрослого. «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей», выделял В.А. Сухомлинский. Положительный пример родителей содействует тому, что ребенок легко и неназойливо готовится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только объявляется, но не поддерживается взрослым, никогда не начнет проявляться в поведении ребенка. Больше того, ребенок поймет, что нравственные нормы можно свободно нарушать, исполнять необязательно.

Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель формирующего этапа эксперимента: формировать у детей 5-7 лет умение соблюдать нормы морального поведения.

В данной работе нами вводится ограничение, используем не все группы норм и правил поведения, а только:

  1. Нормы и правила поведения за столом (скажи спасибо, пожалуйста, приятного аппетита, сидеть прямо, локти на стол не ставить, не набивать рот едой, не разговаривать, попросить передать блюдо, правильно использовать столовые приборы);
  2. Нормы и правила поведения в общественных местах (не сори, не разбрасывай, уступи место, поздоровайся, не балуйся, не кричи, не бегай, не груби, скажи до свидания, не трогай руками);
  3. Нормы и правила поведения по отношению к людям (взрослые и дети: не жадничай, не груби, поблагодари, помоги, уважай, не дерись, дружно играй, не обижай, веди себя хорошо, не опаздывай, будь вежливым, добрым).

Для реализации поставленной цели нами были подобраны и реализованы различные виды деятельности, способствующие формированию умения соблюдать нормы морального поведения у детей старшей группы.

Виды деятельности были направлены на реализацию следующих задач:

  1. формирование представлений о нормах и правилах морального поведения;
  2. побуждение детей к овладению способами выполнения норм и правил морального поведения;
  3. формирование желания выполнять нормы и правила морального поведения;
  4. формирование умения реализовывать представления и способы в поведении и деятельности.

На формирующем этапе, в связи с поставленной нами гипотезой, мы предположили, что для формирования умения соблюдать нормы морального поведения у старших дошкольников, необходимы следующие психолого-педагогические условия:

– включение информации о нормах и правилах морального поведения в процессе организации разных видов деятельности;

– обучение детей старшего дошкольного возраста способам выполнения норм и правил морального поведения;

– расширение содержания предметно-пространственной среды для умения реализовывать представления и способы в поведении и деятельности.

Работа по формированию у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы и правила морального поведения в нашем детском саду была условно разбита на три этапа.

Целью первого этапа (мотивационный) стало побуждение детей к соблюдению норм и правил морального поведения.

Цель второго этапа (преобразовательный): обучение детей способам выполнения норм и правил морального поведения.

Цель третьего этапа (деятельностный): реализация знаний и способов выполнения норм и правил морального поведения в деятельности.

В ходе работы на первом этапе использовались следующие формы работы, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Формы работы с детьми на мотивационном этапе формирующего эксперимента

работы с детьми

  • настольная игра «Добро или зло»
  • игровое упражнение «Только хорошее»
  • дидактические игры «Оцени поступок», «Коробочка добрых поступков»
  • беседа «Как вести себя за столом»
  • беседа «Хорошие – плохие поступки», рассматривание картинок «Общественные места»
  • беседа «С чего начинается утро или слово «Здравствуй»,
  • педагогические ситуации
  • просмотр мультфильмов «Король Лев», «Мама для Мамонтенка»
  • ситуации-иллюстрации «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать»

Восприятие художественной литературы и фольклора

  • чтение потешки «Пошёл котик на торжок», «Кисонька – Мурысонька»,
  • чтение сказок «Дюймовочка», «Гуси-Лебеди», «Айболит», «Снежная Королева»
  • чтение рассказа В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Продолжение таблицы 1

  • выставка рисунков на тему «Хорошо или плохо»
  • рассматривание картин «Как вести себя со сверстниками и взрослыми», «Животные-наши друзья», «Правила поведения в общественном месте», «Культура поведения за столом»
  • коллаж на тему «Можно-нельзя-надо»
  • театрализация сказки «Три поросенка» (на новый лад)
  • игровые упражнения «Ромашка», «Ручеек»

В ходе игровой деятельности с несколькими подгруппами первоначально была проведена настольная игра «Добро или Зло». В процессе ее дети определяли по внешнему признаку, поведению, характеру сказочных персонажей, добрый он или злой. При проведении игрового упражнения «Только хорошее», мы сформировывали у детей представление о добре, развитие творческого мышления и воображения. При помощи дидактической игры «Оцени поступок» мы формировали у детей умение оценивать поступки героев сказок, давать собственное описание поступка, выражать личное отношение, развивать устную речь, обогащать общественный опыт детей. Во время дидактической игры «Коробочка добрых поступков». формировали у детей умение оценивать свои поступки и поступки своих сверстников, формировать нравственные качества (доброту, отзывчивость и т.п.), развивать уверенность в себе, способствовать усвоению норм морального поведения.

В ходе коммуникативной деятельности была проведена беседа «Как вести себя за столом». При помощи данной беседы мы формировали столовый этикет, учить употреблять слова (спасибо, пожалуйста). Далее была проведена беседа «Хорошие – плохие поступки». Мы уточняли и расширяли знания детей о хороших и плохих поступках. Следующая форма работы была направлена на расширение представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим людям; на формирование представлений о правилах поведения в общественном транспорте. Затем была проведена беседа «С чего начинается утро или слово «Здравствуй». Мы формировали умение здороваться или прощаться. После детям были предложены педагогические ситуации. Мы зачитывали ребятам ситуации, а они должны были сказать, правильно ли поступают люди в той или иной ситуации.

В ходе познавательно-исследовательской деятельности был организован просмотр мультфильмов «Король Лев» и «Мама для Мамонтенка». При просмотре данных мультфильмов, мы хотели показать детям, что и мультипликационные герои могут быть добрыми, искренними, преданными, умеют ценить дружбу и владеют другими важными для развития индивидуальности качествами. При организации следующей формы работы с детьми, мы использовали ситуации-иллюстрации «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать». С помощью игрушек, либо героев настольного или пальчикового театра мы разыгрывали ситуации, которые отражают те стороны жизни, в которых ребенку необходимо было сориентироваться и обрести представление о правильном поведении.

При организации восприятия художественной литературы и фольклора мы читали ребятам потешки «Пошёл котик на торжок», «Кисонька – Мурысонька». После прочтения детям задавались вопросы по содержанию. При прослушивании потешек у дошкольников воспитывалось отрицательное отношение к жадности. Для детей были прочитаны сказки «Дюймовочка», «Гуси-Лебеди», «Айболит», «Снежная Королева», а после прочтения рассматривали иллюстрации к ним изображающих добрых и злых героев. Каждый ребенок описывал персонажей. Так мы учили ребят отличать добро от зла. Также был прочтен рассказ В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», после прочтения был произведен анализ, просмотрены иллюстрации.

При организации изобразительной деятельности с детьми были нарисованы рисунки на тему морального поведения. Дети изображали культуру поведения в общественном месте, за столом, и по отношению к взрослым людям и сверстникам. Рисунки отображали как положительные черты морального поведения, так и отрицательные, объясняя это тем, что так поступать нельзя. После была организована выставка рисунков на тему «Хорошо или плохо». Вместе с детьми были рассмотрены картины «Как вести себя со сверстниками и взрослыми», «Животные – наши друзья», «Правила поведения в общественном месте», «Культура поведения за столом», о каждой картине педагог рассказывал небольшой рассказ, после детям задавались вопросы.

При организации конструирования нами была выбрана форма работы с детьми коллаж на тему «Можно-нельзя-надо». Коллаж был составлен из фотографий, картинок, которые иллюстрировали различные поступки о том, как можно поступать, как нельзя поступать и как необходимо поступать. После с детьми была проведена беседа, в ходе которой дети давали свои ответы, на конкретные вопросы, например, надо ли уважать старших? Можно ли обижать маленьких детей? Нельзя ли быть жадиной и т.д.

В ходе музыкальной деятельности была организована театрализация сказки «Три поросенка» (на новый лад).Мы формировали у ребят доброжелательное отношение к окружающим, к сверстникам; расширяли представления о дружбе, причинах возникновения конфликтных ситуаций и способах их разрешения; формировали умение описывать сверстников, выделяя их характерные признаки; упражняли в применении геометрических фигур.

В ходе организации двигательной деятельности были проведены игровые упражнения «Ромашка» и «Ручеек». Здесь мы формировали доброжелательные отношения между сверстниками.

Таким образом, на первом этапе мы познакомили дошкольников с многообразием норм и правил морального поведения в процессе организации разных видов деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора и др. Сформировали побуждение детей к соблюдению норм и правил морального поведения.

Опираясь на результаты первого этапа, который показал повышение общего уровня детей по формированию умения соблюдать нормы и правила морального поведения, мы перешли к следующему этапу нашей работы – обучение детей старшего дошкольного возраста способам выполнения норм и правил морального поведения.

Или:  Самоанализ интегрированного урока

Проводить непрерывную образовательную деятельность мы начали с игры «Фу!» или «Ура!». Вместе с детьми мы разместились в центре группы и образовали круг. Ребятам мы поочередно называли разные поступки, например: «оторвал кукле руку», «сломал машинку», «обидел сестренку» и многие другие. После произношения нами какого-либо высказывания, дети хором их оценивали, возгласами «Фу!» или «Ура», т.е. возглас «Фу!» дети кричали, когда мы озвучивали плохой поступок, а «Ура!», когда говорили хороший поступок. После проведения игры мы задавали детям вопросы, если они делали ошибки. Вопросы могли быть такими: действительно ли ты считаешь, что ругаться хорошо? Может быть, ты пошутил? Или просто ошибся? Вопросы типа «В нашей группе есть дети, которые совершают такие плохие поступки?» категорически запрещались.

Далее проводилась игра «У нас все хорошие». Цель: формирование доброжелательного отношения ко всем членам группы. Прежде чем начать играть в эту игру, мы в течение дня наблюдали за детьми. Особенность игры состоит в том, что и сам ребенок, и все остальные слышали о каждом что-то хорошее. Главное в этой игре то, что мы говорили, должно было соответствовать реальному положению дел, чтобы ребята знали, что мы говорим правду. Либо, если кто-то из детей ничего хорошего не сделал, то о них также следовало сказать что-то хорошее. Главное, чтобы дети понимали, что мы нашли в каждом из них что-то хорошее. Плохие поступки детей во время этой беседы ни в коем случае не упоминались.

Далее проводилась игра «Злой великан и муравьи». Цель: предотвращение жестокости в отношении живых существ. Эту игру мы провели, потому что большинство детей переносят стремление манипулировать предметами на животных: муравьев, кузнечиков, котят, рыбок, бабочек и т.п. Данная игра помогла понять детям, что нельзя причинять боль живым существам.

Далее ребятам были предложены проблемные ситуации. Дети должны были найти решение для каждой ситуации. Большинство детей показало высокий уровень понимания данной темы.

И в заключение второго этапа мы проводили рисование на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо».Ребята изображали хорошее отношение к животным, к пожилым людям, правила этикета, аккуратности и т.п. В плохих поступках они изображали злость, жадность, грубость.

В итоге проведения всех видов деятельности мы обучили детей способам выполнения норм и правил морального поведения.

После мы перешли к третьему этапу формирующего эксперимента, цель которого стала: реализация знаний и способов выполнения норм и правил морального поведения в деятельности.

Важным условием для реализации задач формирования знаний и представлений дошкольников о нормах и правилах морального поведения является организация в детском саду предметно-развивающей среды. Среда позволяет формировать у дошкольников поведенческий компонент, а именно создавать условия для применения представлений в разных видах деятельности и в поведении.

Расширено содержание предметно-пространственной среды в группе. Мы оформили уголок, в котором были представлены различные картинки о культуре поведения за столом, в общественных местах и т.п., который состоял из иллюстраций с правилами поведения дома, в больнице, в гостях и т.п. Также мы включили книжные издания для детей по воспитанию норм и правил морального поведения. Во время проведения непрерывной образовательной деятельности был предложен иллюстративный материал, во время игр дети использовали разные атрибуты, маски. Все ребята дети активно отвечали, с удовольствием с нами играли.

На данном этапе нами были организованны «Педагогические ситуации». Детям предлагалось прослушать каждую ситуацию, а затем дать на нее соответствующий ответ. Все роли исполняли педагог, помощник воспитателя и дети. Наибольшая часть дошкольников с легкостью отвечали на все ситуации.

Кроме того, мы использовали конкретные игровые ситуации, которые необходимо разыграть, используя знания об умениях соблюдать правила и нормы поведения.

Таким образом, на третьем этапе мы научили дошкольников реализовывать знания и способы выполнения норм и правил морального поведения в деятельности.

В ходе формирующего этапа эксперимента, мы помогли детям расширить их представления о нормах и правилах морального поведения; побуждали детей к овладению способам выполнения норм и правил морального поведения; сформировали желание выполнять нормы и правила морального поведения и умение реализовывать представления и способы в поведении и деятельности.

1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика[Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М. : Академия, 1997.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Р.С. Буре [и др.] / под. ред. А.М. Виноградовой, 1999.

3. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] / И.Ф. Мулько. – М., 2004.

Источник

Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей дошкольного возраста

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.

Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности. В наше современное, технологичное время мы можем выявить неумение детей свободно идти на контакт, общаться и взаимодействовать друг с другом. Следовательно, можно с уверенностью отметить, что дети не владеющие, навыками культуры общения хуже других усваивают программный материал, а так же, как показывает опыт — знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместной и коллективной деятельности. Отсутствие умений сотрудничать со сверстниками порождает не успешность ребенка в познавательной деятельности, а следовательно, в результате этого возникают трудности его адаптации в школе.

Поэтому,считаю актуальным: помочь детям войти в современный мир, знающими нормы и правила коммуникативного общения. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в необходимости поддерживать и развивать сформированные коммуникативные способности.

Целью методической работы является создание системы педагогического воздействия направленной на формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми: привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремления радовать старших хорошими поступками; умения самостоятельно находить общие интересные занятия.

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим.

3. Формирование желания заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; развитие сочувствия, отзывчивости.

4. Воспитание скромности, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

5. Формирование умения спокойно отстаивать свое мнение.

6.Развитие волевых качеств: умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.

7. Обогащение словаря детей вежливыми словами.

1. Описание опыта работы

В работе с дошкольниками освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение всех поставленных задач.

Данные задачи решаю в специально организованной игровой деятельности, НОД, которые способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивая нравственные мотивы поведения.

Для организации работы по данной теме «Формирование основ общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста» я подобрала и изучила методическую литературу,на основе которой разработала:

— перспективные планы на старшую, подготовительную группы

— картотеку игр и игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков общения;

— консультации для родителей и педагогов (наглядно – письменные и устные)

— семинар –практикум для воспитателей по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей через игровые приёмы»;

— наглядно- демонстрационный материал «Мирилки»

— картотека «Загадки о вежливых словах».

Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности и формируются основы общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого в групповой комнате оформила игровые зоны, также театрализованные, дидактические, настольные игры. У нас в группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.

Играя с детьми, старалась способствовать развитию основных умений общаться. Игровые упражнения подбирала по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Работа начиналась на основе простых игр и упражнений,например: игры «Колобок», «Ладушки», «Паровозик с именем».

Для детей старшего дошкольного возраста игры и упражнения усложнялись,игровые упражнения: «Чудесные пуговицы», «Эхо», «Волшебные очки» помогают ребенку почувствовать себя в центре внимания, осознать свою индивидуальность, а также способствуют сближению детей друг с другом.

На протяжении всей работы, по приобщению детей к правилам и нормам общения, у них прослеживался повышенный интерес и желание играть, обучаться и общаться.

Игры и игровые упражнения использовала как в непосредственной образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

Самый лучший способ привить детям хорошие манеры и навыки общения — это показывать пример из личного опыта. С целью привлечения всех участников воспитательного, образовательного процесса, использую разнообразные формы работы с родителями (наглядная информация, консультации, родительские собрания, дискуссии, анкетирование). Так же были предложены родителям консультации в индивидуальной форме по темам: «Воспитание дружеских взаимоотношений в игре», «Учим детей общаться», «Для чего ребенку нужно общение».

«Организация сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками» выступление на родительском собрании Мы не можем и не стремимся научить ребенка учиться (учить себя сначала с помощью взрослого, а потом и без этой помощи). Далеко не всякое.

Формирование дружеских взаимоотношений детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте в ФГОС подчеркнуто, что выпускник детского сада-это ребенок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками. Он.

Формирование навыков общения малышей со сверстниками и взрослыми Такие задатки ребенка дошкольного возраста, как формирование собственного самосознания, подчинение общепринятым нормам человеческой жизни,.

Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,.

Использование схем взаимодействия в процессе развития у детей дошкольного возраста навыков сотрудничества со сверстниками муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Использование схем взаимодействия в процессе развития у.

Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой определенные требования в социально- коммуникативном.

Консультация «Общение детей дошкольного возраста со сверстниками» Общение дошкольников со сверстниками Чернышова Олеся Александровна Воспитатель ГБДОУ детский сад №66 Общеразвивающего вида с приоритетным.

Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Опыт работы по теме: «Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками» в старшей логопедической.

Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками 1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 17 октября 2013г. Приказом Министерства.

Воспитание гуманных чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками Воспитание гуманных чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня.

Источник



ДОКЛАД «Формирование норм поведения у дошкольников»
методическая разработка по теме

МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность

упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки

привычек.

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 54.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 «Солнышко»

Заведующий Буянова С.В.

«Формирование норм поведения у дошкольников»

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему

взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и

приобретает опыт общественного поведения. Формирование у детей навыков

поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу,

товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного

общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на

практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать

отношения с окружающими.

Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их

поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности

повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических

ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность

упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки

Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки,

умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку

приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих

ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и

умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе

Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и

утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с заведующей,

муз. hуководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку

осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день

впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.

Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе

утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное

отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие –

только после напоминая, третьи – только не здороваются совсем или

здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости

рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему

ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются

формально, не понимая смысла этого правила.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость,

отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу

трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» — вот

правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.

Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и

целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети

начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам

становиться для них нормой поведения.

Первая младшая группа

Одна из задач воспитания детей I младшей группы — формирование у них

предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети

3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем

воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к

новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами

приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим

методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними

Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в

постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут

развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его

взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей

положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком

нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает

интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам

общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к

доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень

естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно

рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются.

Вторая младшая группа

С переходом в эту группу программные требования к воспитанию у них навыков

культуры поведения, планирование воспитательного процесса, усложняется.

У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность,

умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к

выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к

игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять

формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения,

организованного поведения в детском саду, на улице.

Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких

качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность,

которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как

следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим

Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер

Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора

по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению

привязанности, доверия к нему ребенка – важнейшего условия нравственного

воспитания. На вечерние час также могут быть запланированы инсценировки

несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок педагог

черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

Минул еще год. Дети подросли, овладели рядом навыков культурного

поведения, много узнали. А между тем работа педагога по воспитанию у ребят

навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется.

Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы

становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются

возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом

детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе

труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера

жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и

качеств особое значение.

Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной

деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду

взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному

расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.

Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей

к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к

близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых

о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и

оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее

средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и

играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально

в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к

родителям, педагогам, няням.

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и

привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание

педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к

родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного

стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным

окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно

формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща,

умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших

людей, положительным, героическим персонажем известных художественных

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое

место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим,

доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе

сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль,

взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных

качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным,

отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к

себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет

действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом

волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения,

которое надо развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени

старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и

деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения,

формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений

старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны

органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе

состоит, прежде всего в закрепление, углублении и расширении всего того,

что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в

детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен

стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и

их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране –

более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о

явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как

справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся

более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного

поведения – более естественными и прочными, обретают большую широту и

устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском

саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под

контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в

данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании

потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной

взаимопомощи детей в различной режимных процессах, в формировании волевых

качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

Используя нравственного направленные методы воспитания, педагог формирует

этические понятия культуру поведения в общественных местах, культуру

взаимоотношений культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить,

что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые приемы,

включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами,

педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного

общения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы

содержали не только правило этикета, но и интересные практические

упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнее воздействовать на

внутренний мир ребенка.

Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения

повышается, если педагог устанавливает органическую связь между

разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно

найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.

Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за поступками детей.

Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенка

предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т.д.

Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение

Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных

представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти

представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они

начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в

опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.

Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника,

необходимо знать его возрастные особенности.

Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы

взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольном возрасте. В

старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они

усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования.

Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся

личности моральная информация.

Определить цепь зависимости: нравственные представления, эмоциональные

отношения, нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие

разнообразные аспекты жизни, и тем самым ребенок ставится перед

необходимостью свершить то или иное действие. Проводятся также беседы по

сюжетным картинкам в таком аспекте, чтобы испытуемый мог сказать, как

поступил бы он в данной ситуации.

Моральная активность анализируется по степени личностной

заинтересованности испытуемого в изменении ситуации к лучшему. Ведь чем

активнее помощь, поддержка, сочувствие (что зависит в первую очередь от

того, насколько эмоционально затронут ребенок), тем самостоятельнее и

успешнее разрешается ситуация.

Педагог должен подсказать своему воспитаннику путь самостоятельного

решения нравственной ситуации, путь, разумеется, доступный его возрасту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»

Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного — ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св.

Доклад на тему: « Воспитание норм поведения у дошкольников с помощью «сказкотерапии»

Доклад представлен в форме презентации.

стендовый доклад «Формирование здоровьесберегающего поведения у детей в ходе реализации проекта “Как устроен человек”.

За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Поэтому очень важным на сегод.

Доклад на тему «Формирование норм поведения для старших дошкольников»
Доклад «Формирование нравственных ценностей у дошкольников как основа здоровья нации»

Доклад для районного семинара.

Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного повед.

Доклад «Формирование нравственных ценностей у дошкольников через театрализацию»

Проблема нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание. Формировать нравственных качеств необходимо начин.

Источник

Или:  Частые вопросы об оформлении ИП по доверенности