9 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Преимущества новой модели аттестации учителей

Аттестация учителей по новым правилам в 2021 году: что об этом уже известно?

Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.

Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.

По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.

  • Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
  • Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
  • В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  • В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.

Виды аттестации педагогов профессионального образования: обязательная и добровольная

Аттестация учителей бывает двух видов:

  • Обязательная, подтверждающая, что педагог оправданно занимает должность;
  • Добровольная — установление степени квалификации.

Обязательное подтверждение проводится с периодичностью в пять лет и подразумевает оценивание трудовой деятельности. Учителя представляет к аттестации директор образовательного учреждения, в то время как для присвоения квалификации (первой или высшей) педагог самостоятельно заявляет о таком желании.

Если педагогический работник числится одновременно на нескольких должностях, то аттестацию можно проводить по каждой из них.

Перед тем, как пройти аттестацию педагог формирует пакет документов, состоящий из:

  • Документации, удостоверяющей личность и образование;
  • Данные о прошлых оценках и присуждении квалификации;
  • Удостоверения о совершенствовании уровня компетенций;
  • Профессиональных и деловых достижений педагога;
  • Характеристики с места работы.

Преимущества новой модели аттестации учителей

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Новая модель также позволит:

  • стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;
  • выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;
  • определять траекторию карьерного роста педагога;
  • формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;
  • корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;
  • учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.

Сроки независимой аттестации педагогов

При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.

Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.

Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.

Сроки независимой аттестации педагогов изображение

Особенности проведения отдельных аттестационных процедур

  • Профессиональный педагогический экзамен

Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.

На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.

Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.

При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.

  • Оценка динамики образовательных результатов педагога

При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:

  1. результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
  2. результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
  3. данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
  4. участие в образовательных олимпиадах различного уровня

Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.

  • Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя

Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:

  1. об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);
  2. об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);
  3. о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).

Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.

  • Оценка индивидуальных достижений учителя

Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:

  1. участие в конкурсах профессионального мастерства;
  2. полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;
  3. результаты научной, методической и наставнической деятельности;
  4. мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.

Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.

Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.

Какие условия и формы аттестации

Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.

Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.

В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:

  • ответы на профессиональные вопросы;
  • прохождение тестов на компьютере,
  • подготовка конспекта проведения урока;
  • решение нестандартных ситуации;
  • собеседование.

При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов.

Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы

(ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта

. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает

именно второй пункт.

Особенности

Аттестация преподавателей проходит по нескольким темам, она достаточно сложная. Педагог должен ответить на вопросы по психологии и педагогике, по законодательству, по методам и средствам преподавания. Также он должен отлично знать свой предмет.

ВАЖНО! Основная форма прохождения аттестации – тестирование.

Оно будет считаться пройденным, если педагог ответить как минимум на шестьдесят из ста вопросов. Дается время на ответы – два с половиной часа.

Результаты аттестации работнику должны быть известны сразу. Составляется протокол, в нем указываются результаты, документ подписывается каждым членом комиссии. Если педагог не согласен с результатами аттестации, он может их обжаловать.

Процесс обжалования регулируется Приказом Министерства РФ под номером 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педработников…». Подается заявление в комиссию по трудовым конфликтам, можно также обратиться в суд. Время на подачу заявления по обжалованию – три месяца.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться

, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России

, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе

Источник



Аттестация работников

Аттестация работников – это проверка их соответствия занимаемой должности с точки зрения деловых качеств и итогов работы. В статье – пошаговая инструкция по проверке, образцы документов и бесплатные справочники.

Читайте в статье:

Проведение аттестации работников имеет целью проверить, соответствуют ли они той должности, которую занимают. В ходе проверочных мероприятий специальная комиссия по законодательно определенной процедуре оценивает деловые качества сотрудников и итоги их работы. Значимость аттестационной проверки такова, что по ее итогам, если они оказываются неудовлетворительными, человека можно даже уволить.

Или:  Образец договора магазин поставщика

Тем не менее, пока что проведение аттестации работников не является повсеместно обязательным. На текущий момент под эти проверочные мероприятия подпадают преимущественно госслужащие или лица, работающие в условиях повышенной вредности или опасности. Но это не значит, что остальных работодателей не касается проблема оценки соответствия сотрудников их должностям. По действующим правилам, инициатором проверочного мероприятия, даже когда оно не обязательно, может быть любая из сторон трудового договора.

Оформить результаты аттестации работников 2019 года правильно вам помогут следующие справочники, их можно скачать:

Инициатором оценки должностного соответствия может быть и сотрудник, и работодатель.

Далее в статье – подробно про проведение аттестации работников, а также бланки и образцы необходимых документов, которые можно скачать.

Другие справочники по работе с персоналом

Ознакомившись с проведением аттестации работников, не забудьте посмотреть следующие справочники, они помогут при расчетах с персоналом:

Аттестация работников 2019 года: что важно знать

Положительной стороной аттестации работников 2019 года является возможность для работодателя, получив объективные итоги проверки и приняв определенные кадровые решения, повысить общую эффективность работы и качество ее выполнения, выделить наиболее перспективных специалистов с точки зрения дальнейшего карьерного роста, оптимизировать расстановку кадров в организации, а также найти способы побудить сотрудников заниматься самообразованием и повышать свою профессиональную квалификацию.

В зависимости от того, является ли обязательной оценка деловых качеств сотрудника и итогов его работы, проверочные мероприятия могут происходить:

  1. В обязательном порядке.
  2. По заявлению сотрудника.
  3. По инициативе работодателя.

Обязательная аттестация работников организаций

Обязательной пока что считается аттестация работников организаций госсектора, а именно:

руководителей федеральных ГУПов.

Кроме того, оценка соответствия должности обязательна для лиц, занятых на следующих работах с повышенной вредностью или опасностью.

  1. В авиации.
  2. На опасных объектах производственного характера.
  3. В обеспечении безопасного движения на дорогах.
  4. В маневровой работе на железных дорогах общего пользования.
  5. При движении поездов по железным дорогам общего пользования.

С профессиональной точки зрения под проведение аттестации работников организаций подпадают лица:

ведущие педагогическую работу;

занятые на таможне.

Например, для специалистов, занятых на опасных объектах производственного характера, установлены следующие сроки проверочных мероприятий.

Таблица. Аттестация работников организаций, занятых на опасных объектах

Вид проверки

Когда проводить проверку

В течение одного месяца при:

приеме на работу

переводе на другое место работы

переходе в другую фирму

Не реже чем раз в 5 лет

Внеочередная проверка руководителя в Центральной комиссии

В случае аварии или смерти сотрудника

Проведение аттестации работников в других случаях

Инициатором проведения аттестации работников 2019 года в ситуации, когда она не обязательна по требованиям законодательства, могут быть:

Если желание проверить специалиста на соответствие исходит от работодателя, то необходимо убедиться, что обязанность пройти такую проверку вменена сотруднику по условиям трудового договора.

Возможность аттестационных проверок стоит закрепить в трудовых договорах.

В то же время по желанию работодателя, который практикует оценку соответствия наемного персонала занимаемым должностям, отдельные категории сотрудников могут быть выведены из-под этой обязанности. К примеру, работодатель вправе не оценивать деловые качества и итоги работы беременных женщин, чтобы не подвергать их дополнительному стрессу, вредному в их положении. Также нецелесообразно подвергать проверке на должностное соответствие молодых специалистов, не имеющих хотя бы трехлетнего трудового опыта, а также тех, кто недавно поступил на работу и не проработал на текущей должности хотя бы года.

Если же инициатива оценки трудовых достижений и профессиональных качеств исходит от самого сотрудника, то он должен оформить эту инициативу письменно, подав соответствующее заявление. Единой типовой формы для подобного заявления нет, поэтому формулировки могут быть произвольными – например, такими, как в приведенном ниже образце документа (его можно скачать по ссылке):

В любом случае для того, чтобы итоги проверочного мероприятия имели силу и могли служить основанием для принятия кадровых решений, есть одно необходимое условие. У работодателя должны быть определены обязанности сотрудников по каждой из должностей. Например – в должностных инструкциях. Ведь если обязанности определены, то возможна оценка персонала с точки зрения соответствия или несоответствия этим обязанностям.

Оценка должностного соответствия работников целесообразна, если определены их обязанности.

Если же у работодателя не составлены документы, закрепляющие перечни обязанностей по существующим должностям, то результаты аттестационных мероприятий, даже если они будут проведены по всем правилам, нельзя будет применить на практике, в том числе для кадровых решений и перестановок.

Порядок аттестации работников

Чтобы максимально объективно оценить итоги работы и деловые качества наемного сотрудника, рекомендуется придерживаться единого порядка аттестации работников с точки зрения:

выполнения пошагового алгоритма;

правильного оформления обязательной документации.

В общем случае порядок аттестации работников предполагает следующие типовые действия.

Шаг 1. Утвердить регулирующий локальный документ.

Чаще всего в качестве локального документа, регулирующего порядок аттестации работников, работодатели утверждают Положение об аттестации.

Шаг 2. Подписать приказ о проведении проверки.

Данный распорядительный документ издается от имени и за подписью руководителя.

Шаг 3. Утвердить аттестационную комиссию.

Каких-либо ограничений по участию в аттестационной комиссии законодательно не установлено.

Шаг 4. Сообщить персоналу о проверке.

Шаг 5. Провести аттестацию работников.

Все проверочные мероприятия должны точно соответствовать требованиям и правилам, закрепленным в регулирующем эту процедуру локальном документе.

Шаг 6. Получить итоги мероприятия и принять необходимые меры.

Итогом проверочных мероприятий является одно из решений аттестационной комиссии:

или о должностном соответствии;

или о несоответствии занимаемой должности.

Аттестация работников организаций: пошаговая инструкция

В соответствии с проведенным выше общем описанием порядка аттестации работников организаций, можно рекомендовать действовать в соответствии со следующей подробной пошаговой инструкцией.

Шаг 1. Утверждение регулирующего локального документа.

Для аттестационных целей локальный документ, чаще всего Положение об аттестации, должен охватывать следующие вопросы.

  1. Квалификационные требования к сотрудникам, например:
  • выполнение плана;
  • соблюдение дисциплины труда и т.д.
  1. Проверяемые должности.
  2. Порядок аттестации работников 2019 года по плану.
  3. Порядок проведения внеплановой проверки.
  4. Правила созыва аттестационной комиссии.
  5. Процедура проверки должностного соответствия.
  6. Документация, оформляемая по итогам проверки, в том числе:
  • ведение протокола созыва комиссии;
  • оформление приказа руководителя по итогам проверки должностного соответствия и т.д.

При этом единой типовой формы для локального документа о проверках должностного соответствия сотрудников законодательство не определяет. Поэтому работодатели разрабатывают документ сами, чаще всего скачивая готовый юридически корректный образец и при необходимости подправляя его в соответствии со спецификой своей деятельности.

Положение об аттестации на типовом бланке не оформляется.

Актуальный и юридически корректный образец локального документа о проверках персонала на предмет должностного соответствия приведен ниже и доступен для скачивания по ссылкам:

Шаг 2. Подписание распорядительного документа о проведении проверки.

Решения об аттестационных мероприятиях принимают их руководители. Эти решения оформляют приказами в произвольной форме, так как единого типового бланка приказа о проверке должностного соответствия на сегодняшний день нет. Тем не менее, для того, чтобы решение комиссии и руководителя нельзя было запросто оспорить, рекомендуется включать в приказ руководителя следующие сведения.

  1. Локализация проверки сотрудников на должностное соответствие, в том числе:
  • место, где она будет проходить;
  • сроки или график проверочных мероприятий.
  1. Круг лиц, подпадающих под проверку.
  2. Назначение аттестационной комиссии, в том числе сроки для ее:
  • формирования;
  • назначения;
  • избрания.
  1. При внеочередной проверке – причины ее проведения.
  2. Подготовка аттестационной документации.
  3. Передача комиссии информации о сотруднике, в том числе:
  • о его образовании;
  • о трудовом стаже;
  • об оценке со стороны непосредственного начальника;
  • о предыдущем повышении квалификации;
  • об итогах прошлой проверки и т.д.

Кроме того, при необходимости можно организовать опрос среди сотрудников в отношении проверяемого специалиста, чтобы более объективно оценить его личностные и профессиональные ценности либо, например, коммуникативные навыки. Это позволит вынести более обоснованное решение по итогам аттестационной работы.

Опрос коллег – одно из аттестационных мероприятий.

Актуальный и юридически корректный образец распорядительного документа об аттестации работников организаций приведен ниже, этот приказ можно скачать по ссылке:

Шаг 3. Формирование аттестационной комиссии.

Каких-либо ограничений по участию в этой комиссии законодательно не установлено. Тем не менее, в составе комиссии рекомендуется участвовать:

  1. Руководителям отделов.
  2. Сотруднику отдела кадров.
  3. Непосредственному руководителю проверяемого человека.
  4. Представителю профсоюза, если он есть.

При таких условиях комиссия может состоять, например, из пяти человек. Кроме того, в зависимости от должности проверяемого специалиста комиссия может обращаться по сложным вопросам к профильным экспертам, в том числе – нанимать их по гражданско-правовым договорам за вознаграждение для помощи в оценке должностного соответствия «узкого» специалиста.

Ограничений на участие в аттестационной комиссии нет.

Шаг 4. Извещение о проверке должностного соответствия.

Принимая решение об аттестации работников 2019 года, руководитель может возложить на кадровый отдел согласование графика проведения проверочных мероприятий, в том числе предложения о том, кто из сотрудников, когда и где проходит проверку. Как правило, аттестационный график предполагает определение этих сведений для каждого человека, подпадающего под оценку соответствия.

Определиться с графиком рекомендуется заранее – хотя бы за месяц. Это позволит заблаговременно известить персонал о проверочных мероприятиях. Например, руководитель работодателя может поручить начальникам отделов сообщить эту весть своим подчиненным. Рекомендуемый срок предупреждения – хотя бы за один месяц до проверки.

Шаг 5. Проведение проверки.

Комиссия проводит заседание при наличии кворума и в присутствии проверяемого специалиста. Члены комиссии могут выслушать непосредственного начальника, провести со специалистом собеседование или проверить его должностное соответствие по-другому – например, протестировать или провести экзамен. Главное для комиссии – оценить, соответствует ли человек той должности, на которой он трудится.

Форму проверочных мероприятий определяет локальный аттестационный документ.

Шаг 6. Получение результатов и принятие необходимых мер.

Результаты аттестации работников

Основными результатами аттестации работников являются заключения комиссии о должностном соответствии каждого из специалистов. Эти данные могут быть использованы в дальнейшем, в том числе при последующей оценке должностного соответствия того же человека. В целом действия работодателя по результатам аттестации работников можно представить в виде следующего алгоритма.

Шаг 1. Оформление решения комиссии.

По результатам аттестации работников комиссия заполняет специальный аттестационный лист. Единого типового образца для оформления результатов аттестации работников не установлено, поэтому аттестационный лист каждый работодатель оформляет на удобном для себя бланке с произвольными формулировками.

Актуальный образец, как оформить аттестационный лист по результатам аттестации работников, приведен ниже и доступен для скачивания. Он считается оформленным правильно, если прошедший проверку специалист расписался в нем об ознакомлении с мотивированными выводами комиссии:

Кроме того, члены комиссии подписывают протокол, составленный по итогам проверочного заседания. В протоколе фиксируется информация о том, кто проходил проверку, какие были представлены документы, характеризующие проверяемого специалиста, на какие вопросы и как он ответил и т.д.

Актуальный образец, как оформляется протокол заседания комиссии, приведен ниже и доступен для скачивания по ссылке:

Шаг 2. Получение ответа от наемного специалиста.

Если специалист, прошедший проверку должностного соответствия, сомневается в выводах комиссии, он должен иметь возможность, как минимум, выразить свою точку зрения на этот счет. Кроме того, сотрудник вправе обжаловать итоги аттестационных мероприятий, с которыми он не согласен.

Выводы аттестационной комиссии можно обжаловать.

Шаг 3. Представление итогов проверки руководителю.

Ознакомившись с выводами комиссии в отношении каждого проверенного специалиста, а также с поступившими от него возражениями, руководитель принимает определенное кадровое решение. В зависимости от выводов комиссии он может ничего не менять либо повысить или понизить специалиста в должности. В крайнем случае человеку, неудовлетворительно прошедшему тестирование, собеседование или экзамен, грозит увольнение.

Кадровое решение руководителя оформляется приказом в произвольной форме, так как типового бланка для данного распорядительного документа на текущий момент нет. Актуальный образец оформления кадрового решения руководителя по результатам аттестации работников приведен ниже и доступен для скачивания:

Или:  Правила составления календарного плана

Локальным аттестационным документом работодателя может быть определен предельный срок, в течение которого необходимо принять то или иное кадровое решение. К примеру, это может быть двухмесячный срок с даты проведения проверочных мероприятий. После чего информация об итогах проверки должностного соответствия специалиста обязательно вносится в его личную карточку.

Источник

Как выглядит удостоверение о повышении квалификации

Отличие курсов повышения квалификации от профессиональной переподготовки

По сути профессиональная переподготовка – это освоение новой трудовой области, получение новой специальности. В то время как курсы повышения квалификации предлагают расширить знания в области основного образования или трудовой деятельности, освоить новые формы работы, которые направлены на повышение эффективности.

Другим отличием является продолжительность образовательного процесса. В некоторых случаях продолжительность курсы повышения квалификации могут длиться пару дней, в других – несколько месяцев.

Еще одной особенностью курсов является то, что для некоторых профессий они являются обязательным условием для продолжения образовательной деятельности. Например, медицинские работники каждые пять лет повышают уровень своих знаний.

По результатам освоения знаний всем слушателям выдается документ о повышении квалификации. На сегодняшний день в России есть два типа документов подобного рода:

  • удостоверение о повышении квалификации;
  • свидетельство о повышении квалификации.

Сперва может показаться, что разницы между этими документами не существует, но на самом деле она весьма значительна. Так, свидетельство выдается при долгосрочных курсах, а удостоверение – при краткосрочных. В свою очередь эти два формата получения новых знаний отличаются глубиной подготовки и числом изучаемых тем.

Удостоверение – свидетельство – сертификат

По закону программа ДПО, к которому относится и повышение квалификации, может (но не должна) завершаться итоговой аттестацией – неважно, в каком формате она пройдет, учебное заведение вправе выбирать его самостоятельно, но главное – чтобы она вообще была. Только в этом случае слушателю курсов выдадут удостоверение о повышении квалификации.

Если программа не предусматривает итоговой аттестации, то учебное заведение может выдавать какие угодно документы собственного образца – свидетельства, сертификаты, да хоть почетные грамоты или памятные дипломы участника, но никак не удостоверения о повышении квалификации. В случае если выпускник курсов не справился с итоговой аттестацией или частично освоил программу и его отчислили, он может претендовать только на справку об обучении. В ней укажут промежуток времени, в течение которого слушатель посещал занятия. Факультативно перечислят изученные модули – это по желанию образовательной организации.

Бланк справки об обучении на курсах повышения квалификации

Пример бланка справки об обучении на курсах повышения квалификации, рекомендуемый Минобрнауки

Официально свидетельства, сертификаты – это документы об обучении, а удостоверение – это документ об образовании и квалификации. Из этой формулировки вытекает законодательно установленная разница в юридической силе сертификатов и удостоверений:

  • Удостоверения, будучи документами о квалификации, констатируют повышение или присвоение квалификации по итогам полученного ДПО.
  • Свидетельства и сертификаты, имея статус документов об обучении, удостоверяют факт присвоения категории, разряда, класса как результат пройденного профобучения (например, это свидетельства о профессии рабочего или о должности служащего) или полученного допобразования (это свидетельства о повышении квалификации, которые могут выдавать учреждения ДПО, если курс по длительности меньше допустимого минимума в 16 часов или он не заканчивается итоговой аттестацией).

Фактически оба типа документов – удостоверение и свидетельство – дают право заниматься соответствующей оконченной программе профессиональной деятельностью, но:

  • с удостоверением можно работать на должностях (например, госслужащих), для которых установлены четкие требования к уровню квалификации и образования (высшее, среднее, а после них – дополнительное профессиональное);
  • со свидетельством допустят к выполнению трудовых функций, если для их исполнения нужна квалификация, полученная после изучения программ ДПО или профессионального обучения.

Проще говоря, статус удостоверения выше, чем значимость сертификата или свидетельства, поскольку их можно получить, окончив школу или 9 классов со справкой, а не аттестатом и отучившись на курсах подготовки рабочих или младших служащих. Работодатель вправе сам решать, достаточно ли при приеме в число сотрудников наличия у кандидата свидетельства об окончании курсов ДПО, или он хочет видеть у себя в штате специалиста с удостоверением о повышении квалификации, для получения которого обязательно наличие полноценного профессионального базового образования – среднего или высшего.

Примерные (рекомендованные, но не обязательные) образцы бланков удостоверений и их заполнения содержатся в письме Минобрнауки № АК 608/06.

Зачем необходимо удостоверение о повышении квалификации?

Удостоверение о повышении квалификации – это не просто «корочка», это документ, который наглядно демонстрирует стремление специалиста развиваться и совершенствовать свою профессиональную деятельность. К другим достоинствам удостоверения можно отнести следующее:

  • отличное подспорье при поиске нового места работы;
  • компания, сотрудники которой регулярно подтверждают свой профессиональный уровень более привлекательна в глазах партнеров, клиентов и соискателей;
  • специалист, регулярно повышающий свой профессиональный уровень, имеет право на более высокую заработную плату, а также получение повышения.

Кому и как повышаем квалификацию?

Мы поможем повысить уровень специалиста по специальностям инженерные изыскания в строительстве, инженерно-геодезическим изысканиям, инженерно-геологическим изысканиям, изыскательской деятельностью в области экологии и по другим направлениям.Мы поможем повысить уровень специалиста по специальностям инженерные изыскания в строительстве, инженерно-геодезическим изысканиям, инженерно-геологическим изысканиям, изыскательской деятельностью в области экологии и по другим направлениям.

В современных условиях повышение квалификации для СРО становится актуальным вопросом для многих строительных, проектировочных и ремонтных организаций. Согласно законодательству вступление в саморегулируемую организацию является необходимым условием для получения допуска ко многим видам работ, в том числе особо опасным. В тоже время, организация, претендующая на получение допуска (членства) СРО должна отвечать некоторым требованием. Наличие специалистов соответствующего уровня образования и стажем работы – одно из таких требований. Сотрудники предприятия должны иметь профильное образование, высшее или среднее, стаж работы, также требуется внесение нескольких работников в НРС. Необходимость прохождения повышения квалификации раз в 5 лет этими сотрудниками особо подчеркивается в законах – это обязательное требование для членства в СРО.

Кроме того, УПК для СРО потребуются:

  • Сотрудникам фирмы, которым нужно повысить уровень для продвижения в профессиональной сфере;
  • Руководителям предприятий;
  • Специалистам кадровых служб.

«ГК Гефест Консалт» предлагает вам решить за короткий срок проблему с недостатком сотрудников с требуемым уровнем подготовки. Некоторые курсы повышения квалификации занимают всего 72 часа обучения, а другие 140 часов. Мы предлагаем обучение без отрыва от основной деятельности.

Оставляете заявку нашему специалисту.

Определяемся с направлениями видов деятельности.

Заключаем договор и анализируем бумаги претендента.

Подбираем курсы и центр.

Собираем пакет документов и передаем в учебный центр.

Выдаем удостоверение о повышении квалификации.

Что собой представляет удостоверение о повышении квалификации?

На сегодняшний день существует большое количество как государственных, так и частных, организаций, которые занимаются организацией дополнительного профессионального образования. При этом далеко не все из них предлагают удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Поэтому можно сделать вывод, что форма выдаваемого документа – это один из важнейших критериев.

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца – это государственный документ, бланк которого имеет водяные знаки, специальные волокна, видимые лишь под ультрафиолетовым излучением, гербовое изображение. Более подробно требования к оформлению данных документов прописаны в соответствующих нормативно-правовых актах, а также государственных стандартах.

Кроме того, удостоверение всегда носит именной характер, поэтому использование чужого документа является нарушением закона и влечет за собой уголовное наказание.

Повышение квалификации – что это такое и кому необходимо?

Современный мир вокруг стремительно меняется. Меняется темп нашей жизни, появляются новые идеи, и мы не можем не реагировать на эти изменения. Давайте сегодня разберемся, что означает повышение квалификации и в каких случаях его необходимо проходить.

Статья 76 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ определяет повышение квалификации как «программу, направленную на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации».

В соответствии со статьёй 2 того же закона N 273-ФЗ, квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Таким образом, делаем вывод, что после прохождения курсов повышения квалификации мы получаем новые, актуальные знания и навыки, которые сможем применить в рамках основной профессии и как следствие — увеличить свою ценность на рынке труда. Итак, с понятием, что такое повышение квалификации и для чего оно нужно, мы разобрались.

Главное условие – курсы повышения квалификации может пройти только тот, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании. Если вы находитесь в процессе обучения – документ о прохождении курсов повышения квалификации выдадут после окончания основной учёбы. Об этом подробно мы рассказывали в предыдущей статье «Кто может обучаться по программам повышения квалификации и профпереподготовки».

Какой выбрать формат обучения?

Курсы повышения квалификации можно пройти в нескольких форматах: оффлайн или онлайн. Онлайн (или дистанционное обучение) сегодня имеет гораздо большую популярность, т.к. мы экономим время, финансы, при этом получаем образования без отрыва от работы и доступность.

Рассмотреть преимущества курсов повышения квалификации предлагаю на примере Санкт-Петербургского центра дополнительного профессионального образования :

  1. полностью дистанционное обучение. Без посещения лекций, без отпусков во время сессии. Все, что вам нужно, это компьютер и интернет;
  2. возможность пройти обучение в ускоренном темпе за ту же цену;
  3. возможность рассрочки оплаты за обучение;
  4. минимальный пакет документов для зачисления. Для начала обучения вам нужен лишь скан паспорта и диплома;
  5. ежедневное взаимодействие и консультирование в процессе всего периода обучения;
  6. контроль процесса обучения на всех стадиях– от момента зачисления до получения оригинала документа на руки;
  7. документы можно забрать в удобное для Вас время в офисе или получить почтой бесплатно.

Обязательно ли повышение квалификации?

Суть курсов повышения квалификации, как мы поняли, в том, чтобы работник мог подтвердить свой профессиональный уровень, либо подтянуть свои знания. Для этого Министерство труда и занятости РФ внедрило профессиональные стандарты, где перечислены все требования по подготовке специалиста. Познакомьтесь с реестром профстандартов. Именно профессиональные стандарты предписывают проходить повышение квалификации.

Если квалификация сотрудника это набор определенных умений, то стандарт это установленная Правительством характеристика трудовых возможностей работника, которая оценивает уровень его подготовки.

В России существует ряд профессий и специализаций, для которых эта процедура является обязательной. Все остальные специалисты могут проходить курсы повышения квалификации либо по желанию, либо в случае необходимости.

Какие специалисты обязаны повышать квалификацию?

Это педагогические работники, медицинские работники, специалисты горной промышленности, государственные гражданские служащие, судьи и прокуроры, должностные лица в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, работники железнодорожного транспорта.

Самым ярким примером можно считать профессиональные стандарты в медицине и педагогике. Так, врачам каждые пять лет необходимо проходить курсы повышения квалификации по своей специальности, а любой учитель или воспитатель детского сада должен подтверждать свои знания не раз в пять лет, как, например, медработники, а каждые три года (установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Иными словами, документы о повышении квалификации имеют еще и сроки годности – пять и три года, соответственно. Поэтому процедура повышения квалификации носит регулярный характер.

На примере работников образования, от которых требуют постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования технологий современного образования, можно сказать, что все это возможно лишь при непрерывном обучении и повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень».

Но при этом, хочу отметить, создание условий и организация дополнительного профессионального образования Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Или:  Технические характеристики сайдинга

Источник

Итоговая аттестация повышения квалификации образец

от 30 марта 2015 года N АК-820/06

Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях нового законодательства об образовании, направляет Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ.

Обращаем вниманием, что согласно части 14 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" освоение дополнительных профессиональных программ должно завершаться итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ

Введение

Методические рекомендации по организации процедуры итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ (далее — Методические рекомендации) направлены на совершенствование организационно-методической деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — образовательная организация) по дополнительным профессиональным программам (далее — ДПП), и повышение качества дополнительного профессионального образования.

Методические рекомендации разработаны для использования в образовательных организациях (вне зависимости от формы собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и др.), реализующих ДПП на основании имеющейся лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования.

Методические рекомендации могут быть использованы руководителями образовательных организаций, руководителями структурных подразделений, реализующими программы ДПП, научно-педагогическими работниками и иными категориями сотрудников, участвующих в реализации ДПП.

1. Общие положения

Общие требования к проведению итоговой аттестации определены в статье 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), согласно которой итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

Итоговая аттестация является обязательной для слушателей, завершающих обучение по ДПП профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Оценка качества освоения ДПП проводится в отношении соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.

Итоговая аттестация проводится образовательной организацией.

Формы и виды итоговой аттестации устанавливаются образовательной организацией самостоятельно и закрепляются в ДПП.

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают соответствующие документы о квалификации, форму которых образовательная организация устанавливает самостоятельно: удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке.

Слушатели, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно итоговую аттестацию в сроки, определяемые образовательной организацией.

Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговую аттестацию без отчисления из организации, в соответствии с медицинским заключением или другим документом, предъявленным слушателем, или с восстановлением на дату проведения итоговой аттестации. В случае, если слушатель был направлен на обучение предприятием (организацией), данный вопрос согласовывается с данным предприятием (организацией).

Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно установленному образовательной организацией.

По результатам итоговой аттестации по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушатель имеет право подать письменное заявление об апелляции по вопросам, связанным с процедурой проведения итоговых аттестационных испытаний, не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов итогового аттестационного испытания. Порядок рассмотрения апелляции организация устанавливает самостоятельно.

Особенности проведения итоговых аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются локальными нормативными актами образовательной организации. При проведении итоговых аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация обеспечивает идентификацию личности обучающихся и контроль соблюдения требований, установленных локальными нормативными актами.

Итоговая аттестация слушателей осуществляется аттестационной комиссией, созданной образовательной организацией в соответствии с локальными нормативными актами организации.

Основные функции аттестационных комиссий:

комплексная оценка уровня знаний и умений, компетенции слушателей с учетом целей обучения, вида ДПП, установленных требований к результатам освоения программы;

рассмотрение вопросов о предоставлении слушателям по результатам освоения ДПП права заниматься профессиональной деятельностью в определенной области и (или) присвоении квалификации;

определение уровня освоения программ повышения квалификации.

2. Итоговая аттестация при реализации программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации

К итоговой аттестации допускается слушатель, не имеющий задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план (индивидуальный учебный план) по ДПП.

Порядок проведения итоговых аттестационных испытаний разрабатывается организацией и доводится до сведения слушателей при приеме на обучение по ДПП.

В порядке (положении) проведения итоговых аттестационных испытаний могут быть установлены:

особенности итоговых аттестационных испытаний по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки;

требования к результатам освоения ДПП;

процедура проведения итоговых аттестационных испытаний, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

сроки проведения итоговых аттестационных испытаний;

формы проведения итоговых аттестационных испытаний;

требования к итоговым аттестационным работам (при наличии), к их содержанию, объему, структуре и др., требования к иным материалам, представляемым к итоговому экзамену, к защите итоговой аттестационной работы в различных формах (дипломный проект (работа), реферат, инновационный проект и др.);

обязанности и ответственность руководителя итоговой аттестационной работы (при наличии);

порядок рецензирования (получения отзывов и др.) итоговых аттестационных работ (при наличии);

возможность использования печатных материалов, вычислительных и иных технических средств на итоговых экзаменах;

критерии и параметры оценки результатов сдачи итоговых экзаменов и защиты итоговых аттестационных работ;

порядок проведения итоговых аттестационных испытаний лицами, которые не проходили итоговые аттестационные испытания в установленный срок по уважительной причине;

условия и порядок проведения апелляций и др.

Образовательной организацией в соответствии с ДПП (при наличии в учебном плане программы) устанавливаются условия и сроки выполнения итоговых аттестационных работ, формы итоговой аттестации.

Итоговая аттестация может проводиться по месту нахождения образовательной организации или ее структурного подразделения, или на территории заказчика (в случае организации обучения на территории заказчика).

С целью оценки качества итоговых аттестационных работ на них могут быть получены рецензии, отзывы и др.

По результатам итоговой аттестации издается локальный нормативный акт организации об отчислении слушателя и о выдаче документа о квалификации (удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке).

Итоговая аттестация при реализации программ профессиональной переподготовки. Итоговая аттестация слушателей по программам профессиональной переподготовки может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний, например: итоговый экзамен и/или защита итоговой аттестационной работы.

При сдаче итогового экзамена, выполнении итоговой аттестационной работы слушатели должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные знания, сформированные умения, профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.

Тематика итоговых аттестационных работ определяется образовательной организацией. Слушателю предоставляется право выбора темы итоговой аттестационной работы или слушатель может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. Тематика итоговой работы может быть сформирована руководителями предприятий и организаций, направляющих слушателей на обучение, а также лицом, непосредственно работающим со слушателем (руководителем организации, отдела, цеха, мастером и т.п.).

Для подготовки итоговой аттестационной работы слушателю из числа работников образовательной организации назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Закрепление за слушателями тем итоговых аттестационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляется локальным нормативным актом организации.

Дата и время проведения итогового экзамена, защиты итоговой аттестационной работы по программам профессиональной переподготовки устанавливаются образовательной организацией по согласованию с председателями аттестационных комиссий, оформляется локальным нормативным актом организации, и доводится до сведения всех членов аттестационной комиссии и выпускников не позднее, чем за 30 дней до первого итогового аттестационного испытания.

Аттестационная комиссия формируется для проведения итоговой аттестации по каждой программе профессиональной переподготовки, реализуемой организацией.

Аттестационные комиссии по программам профессиональной переподготовки могут состоять из комиссий по видам итоговых аттестационных испытаний: итоговые аттестационные комиссии по приему итогового экзамена, итоговые аттестационные комиссии по приему защиты итоговых аттестационных работ.

Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований, предъявляемых к слушателям.

Председателем аттестационной комиссии по программе профессиональной переподготовки целесообразно определять лицо, не работающее в образовательной организации, как правило, из числа ведущих специалистов предприятий, организаций и учреждений, по профилю осваиваемой слушателями программы.

Состав аттестационных комиссий по программе профессиональной переподготовки формируется из числа лиц, приглашаемых из сторонних организаций: специалистов предприятий, учреждений и организаций по профилю осваиваемой слушателями программы, ведущих преподавателей и научных работников других образовательных организаций, а также педагогических работников образовательной организации, реализующей данную ДПП.

Председатель и составы итоговых аттестационных комиссий по программам профессиональной переподготовки утверждаются локальным нормативным актом образовательной организации.

Аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности учебно-методической документацией, разрабатываемой образовательной организацией самостоятельно на основе требований к содержанию ДПП.

Защита итоговой аттестационной работы проводится на заседании аттестационной комиссии в соответствии с порядком проведения итоговых аттестационных испытаний, утвержденным образовательной организацией.

Результаты защиты итоговых аттестационных работ и итоговых экзаменов, проводимых в устной или письменной форме, объявляются после оформления и подписания протоколов заседаний аттестационных комиссий.

Заседания итоговых аттестационных комиссий оформляются протоколами (приложение N 1). В протокол заседания вносятся мнения членов аттестационной комиссии о представленной работе, уровне сформированности компетенций, умениях и знаниях, выявленных в процессе итогового аттестационного испытания, а также перечень заданных вопросов и характеристика ответов на них. Ведется запись особых мнений. В протоколах отмечаются, какие недостатки в теоретической и практической подготовке имеются у слушателя.

Протоколы заседаний итоговых аттестационных комиссий подписываются председателем аттестационной комиссии (в случае отсутствия председателя — его заместителем), секретарем итоговой аттестационной комиссии и хранятся в архиве образовательной организации согласно номенклатуре дел.

Отчеты председателей о работе аттестационных комиссий вместе с рекомендациями по совершенствованию качества реализации программ профессиональной переподготовки представляются руководителю образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность (приложение N 2).

Итоговая аттестация при реализации программ повышения квалификации. Реализация программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией в таких видах как междисциплинарный экзамен, экзамен, зачет, защита реферата, защита итоговой аттестационной работы (образовательной программы, пособия, методики, инновационного проекта и др.), защита расчетно-графической работы, защита проекта, тестирование, собеседование, опрос, круглый стол, деловая игра или других видах, предусмотренных ДПП.

Решение по результатам проведения итоговой аттестации слушателей оформляется ведомостью (протоколом) по видам итоговой аттестации (приложение N 3).

Порядок (положение) проведения итоговой аттестации, формирования и утверждения состава аттестационной комиссии по итогам освоения ДПП определяется образовательной организацией самостоятельно и утверждается локальным нормативным актом организации. Пример локального нормативного акта приведен в приложении N 4.

Для проведения итоговой аттестации по программам повышения квалификации также могут создаваться аттестационные комиссии. Персональный состав аттестационной комиссии по каждой программе повышения квалификации утверждается локальным нормативным актом организации.

3. Критерии оценки освоения обучающимися дополнительной профессиональной программы

По результатам любого из видов итоговых аттестационных испытаний, включенных в итоговую аттестацию, выставляются отметки по двухбалльной ("удовлетворительно" ("зачтено"), "неудовлетворительно" ("не зачтено") или четырехбалльной системе ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно").

При осуществлении оценки уровня сформированности компетенций, умений и знаний обучающихся и выставлении отметки целесообразно использовать аддитивный принцип (принцип "сложения"):

отметка "неудовлетворительно" выставляется обучающемуся, не показавшему освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой, допустившему серьезные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не справившемуся с выполнением итоговой аттестационной работы;

отметку "удовлетворительно" заслуживает обучающийся, показавший частичное освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой, сформированность не в полной мере новых компетенций и профессиональных умений для осуществления профессиональной деятельности, знакомый с литературой, публикациями по программе. Как правило, отметка "удовлетворительно" выставляется слушателям, допустившим погрешности в итоговой квалификационной работе;

Источник