8 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Постановление Исполкома Профсоюза работников народного образования и науки от 25 12 2020 N 5 11 quot О Мет

Постановление Исполкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 25.12.2020 N 5-11 "О Методических рекомендациях по оценке профессиональных рисков" (вместе с "Методическими рекомендациями по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации")

В целях повышения эффективности общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства об охране труда и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в образовательных организациях Исполнительный комитет Профсоюза постановляет:

1. Утвердить Методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации (Приложение N 1).

2. Региональным (межрегиональным), территориальным организациям Профсоюза:

2.1. Рекомендовать дошкольным образовательным организациям и общеобразовательным организациям использовать в практической деятельности Методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза Дудина В.Н. и заведующего отделом охраны труда и здоровья аппарата Профсоюза, главного технического инспектора труда Профсоюза Щемелева Ю.Г.

от 25 декабря 2020 г. N 5-11

ПО ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В целях повышения эффективности общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства об охране труда и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в образовательных организациях ЦС Профсоюза образования при участии членов Совета по охране труда и здоровья ЦС Профсоюза и технических инспекторов труда Профсоюза разработал Методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации (далее — Рекомендации).

Настоящие Рекомендации подготовлены в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда РФ от 19 августа 2016 года N 438н (далее — Типовое положение), Методическими рекомендациями по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденными Рострудом 21 марта 2019 года N 77 (далее — Приказ 77), а также Примерными положениями о системе управления по охране труда в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации, утвержденными постановлением Исполкома Профсоюза от 6 декабря 2017 года N 11-4 (далее — Примерные положения о СУОТ).

Основная обязанность работодателя — обеспечение безопасности работников при осуществлении образовательного процесса, в том числе при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования. Большое количество несчастных случаев происходит по различным причинам, начиная от отсутствия элементарного обучения по охране труда, несоблюдения требований безопасности и охраны труда на рабочем месте до неудовлетворительного состояния здания или используемого оборудования.

Несмотря на предпринимаемые работодателями меры, на рабочих местах, как правило, сохраняется вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ эта вероятность называется профессиональным риском.

Для минимизации возможности причинения вреда здоровью работника работодатель (руководитель образовательной организации) должен организовать процедуру управления профессиональными рисками, т.е. разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель (руководитель образовательной организации) с учетом типа и специфики деятельности организации устанавливает (определяет) порядок (алгоритм) реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:

а) выявление опасностей;

б) оценка уровней профессиональных рисков;

в) снижение уровней профессиональных рисков.

Следует отметить, что согласно Приказу 77 нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Во избежание замечаний со стороны представителей государственной инспекции труда (далее — ГИТ) при проверке обеспечения функционирования СУОТ, в том числе в рамках проведения расследования несчастного случая, в образовательной организации должны быть подготовлены и оформлены в установленном порядке следующие локальные нормативные акты:

— Положение о СУОТ;

— перечень (реестр) опасностей;

— раздел Положения о СУОТ, описывающий метод (методы) оценки уровня риска, используемый работодателем и (или) локальный нормативный акт;

— результаты проведенной работодателем оценки рисков с указанием установленных уровней;

— перечень мер по исключению или снижению уровней рисков.

Оценка профессиональных рисков проводится в несколько этапов.

1. Создание комиссии для проведения оценки рисков

В целях организации работы по управлению профессиональными рисками необходимо издать приказ о мероприятиях по управлению профрисками (приложение 1), предусматривающий создание комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков, в состав которой включаются специалист по охране труда (в случае его отсутствия — лицо, исполняющее функции специалиста по охране труда), уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета и работники образовательной организации (воспитатели, учителя, преподаватели, разнорабочие и т.д.).

При необходимости в состав комиссии могут быть включены эксперты из сторонних организаций.

В рамках подготовки целесообразно организовать:

— обучение по охране труда работников (желательно очное);

— ознакомление работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда и производственного контроля в образовательной организации;

— изучение основных нормативных правовых актов, регулирующих процесс создания и функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ);

— изучение опыта оценки профессиональных рисков в образовательных организациях, результатов мониторинга и контрольных мероприятий систем управления профессиональными рисками.

2. Составление плана-графика работ по оценке рисков

2.1. Выбор объектов оценки. Оценку рисков можно провести как на каждом рабочем месте индивидуально, так и разбив рабочие места по группам, в каждой из которых работники одинаковых профессий выполняют аналогичные трудовые функции — например, воспитатели, учителя гуманитарных предметов. В то же время на рабочих местах учителей предметов повышенной опасности, таких как физика, химия, информатика, биология, технология, физическая культура оценка профессиональных рисков должна проводиться индивидуально.

2.2. Составление графика оценки рисков. Для удобства работы составляется график, с помощью которого комиссия может ориентироваться, сколько времени имеется в наличии для работы на том или ином рабочем месте (группе рабочих мест). График также предоставляет руководителю образовательной организации возможность контролировать процесс оценки рисков.

Все члены комиссии должны быть заранее ознакомлены с возложенными обязанностями по процедуре оценки профрисков. Кроме того, следует учесть, что работники могут выполнять свои должностные обязанности не в одном кабинете или помещении, а на территории организации (например, работник по обслуживанию зданий и сооружений), что приведет к увеличению времени поиска возможных рисков.

В ходе подготовки к проведению процедуры оценки профрисков могут быть использованы материалы проверок органов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, в том числе результаты производственного контроля, а также материалы расследований несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

3. Выбор методов оценки рисков

В настоящее время имеется более 30 методов оценки профессиональных рисков. В то же время действующее законодательство не обязывает работодателей применять какие-то конкретные методы. В связи с этим в соответствии с пунктом 37 Типового положения работодатель определяет любой подходящий метод (либо несколько методов) в зависимости от характера деятельности и сложности выполняемой на рабочих местах работы.

Все методы основаны на последовательном определении потенциальных опасностей, вероятности их появления и оценке возможных последствий. Таким образом, независимо от выбранного метода оценки профрисков необходимо ответить на три ключевых вопроса:

— что может случиться?

— какова вероятность, что это произойдет?

— какие могут быть последствия?

Ответы на эти вопросы всегда приведут к определению уровней риска.

4. Идентификация опасностей

Главной целью идентификации (выявления и признания) опасностей является определение самих опасностей и их источников на рабочих местах. Для этого из всех возможных опасностей, перечисленных в Типовом положении, Примерном положении о СУОТ, следует выбрать опасности, которым могут подвергаться работники, и составить перечень (реестр) опасностей для каждого рабочего места или группы рабочих мест (приложение 2). При составлении перечня (реестра) опасностей необходимо учитывать те, воздействие которых привело к несчастным случаям, в том числе к микротравмам, или инцидентам, вследствие которых утраты трудоспособности не произошло, а также потенциальные опасности.

Согласно пункту 14.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом 77, при оценке рисков должны учитываться не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанные с возможными авариями — например, при аварийной эвакуации при пожаре.

Для идентификации опасностей также используют результаты специальной оценки условий труда и (или) производственного контроля, в которых указываются имеющиеся вредные и (или) опасные производственные факторы, изучаются инструкции по охране труда.

Наряду с анализом результатов исследований (измерений) вредных и опасных производственных факторов для идентификации опасностей осуществляется непосредственное общение с работниками посредством интервью, семинаров, тренингов, либо заочное общение в форме анкетирования, в ходе которых устанавливаются не только потенциальные источники травм, но и проверяется знание расположения инструкций по охране труда, аптечек для оказания первой помощи, первичных средств пожаротушения и т.д.

Необходимо обратить внимание, что проведение подобного опроса не должно быть проверкой знаний требований охраны труда; его цель — понять, как работает система управления охраной труда, и установить, находятся ли работники в безопасности, в том числе, по мнению самих работников.

Или:  Какое наказание грозит если не провести оценку профрисков

5. Оценка уровней профессиональных рисков

Многообразие методов оценки рисков можно разделить на качественные, количественные и смешанные методы.

Наиболее простым является количественный метод Файна-Кинни, согласно которому для каждой выявленной опасности рассчитывается уровень профессионального риска.

При определении степени риска учитываются все этапы работы — от процесса подготовки к работе до стадии завершения. Чтобы дать оценку профессиональному риску, устанавливается его количественная степень.

Каждый вид риска оценивается по трем составляющим: вероятность, подверженность и последствия наступления события, при этом для оценки каждой составляющей применяется балльная шкала.

Источник



Профсоюзная организация: характеристика и порядок создания

Первичная профсоюзная организация работников

С оздание и деятельность профсоюзной организации регламентировано Трудовым кодексом РФ, Законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее Закон о профсоюзах), законодательством Российской Федерации, международными правовыми нормами.

Профсоюзная организация — это объединение работников с целью организованного представления и эффективной защиты всем коллективом прав и достоинства каждого члена профсоюза.

Первичная профсоюзная организация

Согласно ст. 3 Закона о профсоюзах определяет первичную профсоюзную организацию как добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя — индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза.

Необходимо иметь в виду, что данное понятие не предполагает наличие вышестоящего профсоюза.

Она может быть создана гражданами для защиты коллективных прав, независимо от участия в другом профсоюзе.

Первичная профсоюзная организация в силу закона является самостоятельным субъектом права.

Первичная профсоюзная организация является самым первым, самым многочисленным элементом профсоюзного движения. На конкретном предприятии первичная профсоюзная организация осуществляет представление интересов работников через свои органы.

В первичную профсоюзную организацию входят работники одной и той же организации.

Это отличает профсоюзную организацию от других видов профсоюзов: территориальная организация профсоюза, межрегиональный или общероссийский профсоюз и т.д. последние объединяют работников различных организаций, которые объединены общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности.

Профсоюзная организация: порядок создания

Нормативным актом, регулирующим порядок создания профсоюзной организации, является Федеральный закон «Об общественных объединениях».

Процесс создания профсоюзной организации включает в себя несколько этапов:

Этап 1. Разработка проекта положения о первичной профсоюзной организации

О бязательным документом при создании первичной профсоюзной организации является «Положение» об организации.

Данное положение является основным документом организации и, как правило, оно включает:

  • общие положения;
  • члены профсоюза, их права и обязанности;
  • основные задачи и цели организации;
  • органы профсоюзной организации;
  • взаимоотношения с органами управления предприятия;
  • материально-имущественная составляющая профсоюзной организации и т.д.

При разработке проекта Положения о первичной организации необходимо учесть следующие ключевые моменты:

  • принадлежность к тому или иному профсоюзу;
  • размер профсоюзных взносов – как правило, 1% от заработной платы работника;
  • статьи расходов в бюджете первичной профорганизации;
  • борьба со штрейкбрехерством;
  • тайное голосование при избрании руководителя профсоюзной организации и т.д.;

Этап 2. Созыв учредительного собрания

П ервичная профсоюзная организация учреждается физическими лицами (работниками).

Для ее создания необходимо не менее 3-х работников, изъявившие желание создать первичную профсоюзную организацию.

На заседании учредители созывают собрание и принимают:

  • решение о создании первичной профсоюзной организации;
  • Положение о первичной организации;
  • решение о создании руководящих и контрольно-ревизионных органов;
  • решение о регистрации первичной профсоюзной организации.

Учредители первичной организации при созыве собрания определяют дату, место и время проведения собрания, а также повестка дня собрания.

При этом, учредители сообщают об этом работникам, пожелавшим вступить в профсоюз.

Повестка дня должен включать в себя ряд вопросов, в частности:

  • о создании первичной профсоюзной организации и принятие в её члены.
  • о проекте Положения о первичной профсоюзной организации.
  • выборы профсоюзного комитета, руководителя профсоюзной организации и ревизионной комиссии.
  • о регистрации первичной профсоюзной организации.
  • о профобслуживании в региональном объединении членов профсоюза.

Этап 3. Проведение собрания

  1. Обязательная регистрация делегатов и гостей:
    • Ф.И.О.;
    • адрес;
    • место работы;
    • должность;
  2. Выбор председательствующего и секретаря собрания;
  3. При регистрации выдаются заявления на прием в профсоюз и перечисление членских взносов;
  4. Обязательное ведение протокол собрания.
  5. Принятие решения о создании первичной профсоюзной организации.
  6. По окончании проведения собрания составляется список учредителей;

Первичная профсоюзная организации считается созданной с момента принятия соответствующих решений на собрании.

Она осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права и принимает на себя обязанности, предусмотренные соответствующими законами и Положением о первичной профсоюзной организации.

Учредители первичной профсоюзной организации автоматически становятся её членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Профсоюз при вступлении в членство выдает участнику профсоюзный билет.

Этап 4. Регистрация профсоюзной организации как юридическое лицо

П ервичная профсоюзная организация подлежит государственной регистрации.

Однако следует иметь в виду, что государственная регистрация вновь созданной профорганизации проводится в уведомительном порядке, что является не обязанностью, а правом.

При принятии решения, что профсоюзная организация не будет иметь статуса юридического лица, то данная организация в этом случае не подлежит регистрации в органах юстиции.

В случае создания первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица для ее регистрации в регистрирующий орган подаются:

Источник

Пример нового положения по охране труда в организации для 2021 года

Безопасность труда работников является одной из важнейших задач работодателя. Для этого в организации должны быть приняты все меры, предотвращающие возникновение несчастных случаев. Обязанностью работодателя является организация работы в сфере охраны труда, обучение персонала нормам безопасности. Для этого не только разрабатываются нормативные документы, но и создается служба по охране труда.

Работа комиссии направлена на координацию действий трудового коллектива в целях соблюдения законодательства по охране труда, профилактических мероприятий травматизма на производстве, а также проверке условий труда на соответствие их нормам безопасности. Комиссия также участвует в разработке и корректировке коллективного договора в части охраны труда.

Комиссия (комитет) по охране труда являются выборными органами, где участвуют представители администрации компании и ее работники. Комиссия должна охватывать все моменты относительно соблюдения норм по ОТ в организации. Она не является обязательным органом в структуре фирмы, избирается на добровольной основе.

Следует учитывать, что комиссия по ОТ отлична по полномочиям и области деятельности от комиссии по проверке знаний. Эти понятия путать не нужно.

Кто входит в состав комиссии?

Создание комиссии по охране труда регламентируется трудовым законодательством. В статье 218 ТК сказано, что инициатором может выступать:

  • сам работодатель;
  • работники организации;
  • представители профсоюзного или иного представительного органа коллектива.

Поэтому в ее составе должны присутствовать представители трудового коллектива организации, ее руководящего состава и профсоюзного комитета. Его численность зависит от штатной численности работников в организации, а также структурных единиц компании и иных ее особенностей.

Председателем комиссии, как правило, избирается руководитель организации, а секретарем назначают сотрудника службы по охране труда. Все ее члены должны проходить соответствующее обучение не реже 1 раза в 3 года. Свои обязанности они исполняют в рабочее время с оплатой его в обычном порядке.

Для чего создается комиссия

Статья 218 ТК РФ предусматривает создание по инициативе работодателя и(или) работников либо их представительного органа комитетов (комиссий) по охране труда. В этой же статье определены их основные функции, среди которых:

  • организация совместных действий по соблюдению требований действующего законодательства в установленной сфере;
  • предупреждение травм на производстве и профзаболеваний;
  • проведение проверок рабочих мест и информирование сотрудников о результатах таких проверок;
  • участие в разработке коллективного договора в части предоставленных полномочий.

Полномочия комитета

  • организовывать совместные мероприятия коллектива и работодателя, направленные на обеспечение требований по охране труда, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма на производстве;
  • инициировать и проводить проверки по соблюдению норм по охране труда на рабочих местах;
  • информировать трудовой коллектив о результатах проверок;
  • собирать предложения в сфере охраны труда для отражения их в коллективном договоре.

Все эти полномочия комиссии должны быть закреплены нормативным актом по организации – Положением. Его типовой вариант утвержден приказом Минтруда от 24.06.2014 № 412н. Работодатель вправе использовать его, как основу, и внести изменения в зависимости от специфики деятельности организации.

Зачем и как составлять Положение о комиссии

Работодатель отвечает за своевременную разработку и утверждение локального документа, регламентирующего работу созданной им комиссии. В качестве такого акта выступает Положение о комиссии по охране труда. При составлении документа необходимо опираться на базовые условия и нормы типового образца.

В Положении о комиссии по охране труда закрепляются ее задачи, функции и права. Такое положение утверждается приказом.

Обязательны для включения в содержание Положения пункты, касающиеся:

  • задач органа;
  • функционала комиссии;
  • прав и полномочий участников комитета;
  • правил с порядком осуществления деятельности комиссии.

В блоке с перечислением задач коллегиального органа указываются направления деятельности:

  • составление планов и графиков совместных мероприятий по обеспечению безопасных условий труда;
  • мониторинг и отслеживание динамики изменения условий труда на местах;
  • комитет (комиссия) по охране труда – это один из главных союзников службы охраны по вопросам информационной безопасности, совместными усилиями два органа доводят до персонала правила работы и алгоритм действий для повышения уровня безопасности на рабочих местах.
Или:  Составление европротокола при дтп 2021 образец заполнения

В разделе функционального предназначения комитета приводится подробный перечень обязанностей, которые подлежат исполнению членами созданного органа. В списке могут быть совместные действия комиссии с административным органом работодателя и самостоятельное проведение ряда мероприятий. К числу функций комитета относятся:

  1. Реализация предложений работодателя или профсоюзной организации по повышению степени безопасности производства.
  2. Практическая помощь руководству предприятия в подготовке обучающих курсов по охране труда и организации их прохождения персоналом фирмы.
  3. Разработка, систематизация и направление в адрес работодателя предложений по усовершенствованию существующей модели охраны труда;
  4. Информирование персонала компании о принимаемых мерах для достижения поставленных задач в сфере охраны труда.
  5. Проведение инструктажей с наглядной демонстрацией по вопросам пользования средствами индивидуальной защиты и порядка действий в экстренных ситуациях.

Положение о комиссии по охране труда

Формируется комиссия в соответствии с положением, принятом на предприятии. Этот документ является основным в регламентировании работы этого органа. Составляется положение путем внесения предложений и участия всех сторон. Вводится в действие утверждением руководства компании.

Как подготовить и утвердить положение?

Подготовка положения происходит в ходе проведения общего собрания работников фирмы с привлечением к обсуждению самого трудового коллектива, администрации организации и, при наличии, представителей профсоюзной ячейки. На основании соглашения документ составляется и утверждается.

В положении о создании комиссии должны быть прописаны:

  • состав комиссии;
  • число ее членов;
  • срок возложения соответствующих полномочий.

Типовое положение № 412н

Типовой документ, регламентирующий работу комиссии по ОТ, содержит все основные нормы, которые определяют:

  • общие положения;
  • задачи;
  • функции;
  • права.

Рассмотрим эти разделы подробнее.

Общие положения

Раздел кратко излагает нормативную основу создания комиссии, цель ее создания. Уточняет, что она является составной частью системы управления ОТ, а также работает в тесном взаимодействии с руководством организации, ее коллективом, а также надзорными органами субъекта РФ в области охраны труда.

В своей деятельности комитет опирается на нормативную базу действующего законодательства.

Задачи

Положение должно максимально полно охватить задачи, которые ставятся перед комиссией. В типовом положении содержатся следующие:

  • разработка программы совместных мероприятий всех структур организации и компетентных органов, направленных на соблюдение норм в сфере охраны труда, а также постоянно работать над предупреждением травм и проф.заболеваний;
  • регулярно проверять состояние производственных помещений, мест труда работников, анализировать полученные данные и выносить работодателю предложения, направленные на улучшение рабочих условий;
  • взаимодействовать с коллективом, информировать их о том, каким рискам они могут подвергаться в ходе производственного процесса, какие им полагаются средства защиты и компенсации.

Функции

Типовое положение рекомендует возлагать на комитет следующие функциональные обязанности:

  • постоянно прорабатывать вопрос улучшения ОТ в тесном взаимодействии с руководителем, коллективом и профсоюзом, содействовать обучению работников и проведению инструктажей, направленных на совершенствование их знаний в области охраны труда;
  • принимать активное участие в проверках рабочих мест, рекомендовать работодателю к внедрению новых, более безопасных методов;
  • информировать коллектив о проведенных мероприятиях, результатах проверок, итогах аттестации рабочих мест, нормативах обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, методам их применения;
  • взаимодействие со службой по ОТ в части проведения периодических медицинских осмотров работников, мед. осмотров при приеме на работу, обеспечения молочными продуктами лиц, трудящихся на вредных производствах, рассмотрения вопросов финансового характера для реализации мер, направленных на ОТ, внедрения современных технологий производства;
  • предлагать работодателю совершенствовать механизмы в области охраны труда путем направления ему соответствующих представлений;
  • участвовать в разработке локальных актов организации в области ОТ.

Права

Возложенные функции возможно выполнять только при наличии соответствующих прав, поэтому комиссия вправе:

  • быть информированными об условиях труда, наличии травматизма на производстве и уровне заболеваемости профессиональными болезнями, а также наличии факторов опасного и вредного характера и риске для работников, трудящихся под их воздействием;
  • участвовать в заседаниях комитета, где представители работодателя и его структурных подразделений сообщают о том, какие меры принимаются для охраны труда на рабочих местах, допущенных нарушениях, повлекших за собой тяжкие последствия, предлагать работодателю меры наказания в соответствии с действующими законами;
  • вносить предложения по совершенствованию коллективного договора в части ОТ;
  • предлагать работодателю стимулировать активистов, которые вносят инновационные предложения по улучшению условий работы;
  • принимать участие в разрешении трудовых споров в части безопасности труда.

Статья 218 ТК РФ. Комитеты (комиссии) по охране труда (действующая редакция)

1. Составной частью системы управления охраной труда организации является комитет по охране труда. В соответствии с п. 2.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» комитет (комиссия) по охране труда — комитет, в состав которого входят представители работников и представители работодателей, созданный и функционирующий на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(-ых) органа(-ов) первичной(-ых) профсоюзной(-ых) организации(-ий), если он (они) объединяет(-ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя — работодателем. Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

2. В соответствии со стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст, задачами комитета (комиссии) являются: разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты (п. 7.5.3).

Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов (п. 7.5.2).

Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы (п. 7.5.6).

Члены комитета (комиссии) проходят обучение по охране труда по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования РФ (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (п. 7.5.7).

Обеспечение деятельности комитета (комиссии), его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливают коллективный договор, локальные нормативные правовые акты организации (п. 7.5.8).

3. Положение о комитете (комиссии) организации разрабатывается на основе Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 N 413. Положение о комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.

Типовым положением предусмотрены основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда.

Члены комитета информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета и назначать вместо них новых представителей (п. 16 Типового положения).

Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Образец приказа о создании комиссии по охране труда

После того как было принято положение о комиссии по ОТ, должен быть издан приказ о ее создании. Этот акт должен быть предварительно согласован с профсоюзным органом предприятия.

Также приказом о создании комиссии по охране труда назначаются представители администрации, которые будут принимать участие в ее работе. Представители работников и первичной профсоюзной организации в свою очередь утверждаются на общем собрании и также перечисляются в приказе. Сам приказ является обыкновенным распорядительным документом, и его составление не должно вызывать никаких сложностей.

Или:  Сроки и порядок сдачи справки в налоговую

Бланк приказа о создании комиссии по охране труда в 2020 году

Процесс создания комитета по охране труда

Комитет по охране труда создается по решению профсоюзного органа и осуществляет контроль за условиями работы членов профсоюза, проверяет технику безопасности и производственную санитарию на рабочих участках, организацию и качество проведения инструктажа по технике безопасности и обучению безопасным способам и методам работы.

Комитет формируется на началах равенства сторон в самых разных учреждениях, организациях и предприятиях, безотносительно от сфер их хозяйственной деятельности, подчинения и вида собственности.

Работодатели и работники комитета (комиссии) в рамках совместной деятельности, вырабатывают меры, направленные на обеспечение охраны труда, проверяют условия охраны на рабочих участках, собирают предложения для внесения их в коллективный договор.

Правовой аспект создания комитета на принципах паритета между представителями работодателей и профсоюзным органом регулируется ст. 218 ТК, а также типовым положением о комиссии (комитете) по охране труда, утвержденным органом власти, исполняющим функции правового регулирования в области труда.

План работы комиссии по охране труда в организации

После утверждения состава комиссии и закреплении ее полномочий происходит разработка плана работы. В нем должны быть обозначены не только мероприятия в области охраны труда, но и сроки их выполнения. Утверждение плана происходит на заседании комиссии с подписанием председателем и секретарем.

Образец:

Читайте подробнее — План мероприятий по улучшению условий ОТ на предприятии в 2021 году

Заседания комиссии подлежат обязательному протоколированию. Пример формы протокола комиссии по ОТ можете скачать ниже. ↓

Протокол заседания комиссии по охране труда — образец формы

Источник

Приказ о создании профсоюзного комитета образец

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В настоящее время в организации утверждается и согласовывается с профсоюзом новое положение об оплате труда. До утверждения данного положения председатель профсоюзного комитета требует предоставлять на согласование профсоюзом все приказы о надбавках работникам, в том числе не являющимся членами профсоюза. 1. Необходимо ли предоставлять на согласование председателю профкома приказы о надбавках? Имеет ли право председатель профсоюзной организации требовать такого согласования? 2. Не является ли предоставление информации о надбавках сотрудникам профсоюзной организации нарушением закона о персональных данных? Имеет ли право профсоюзная организация получать информацию о надбавках сотрудникам, которые не являются членами профсоюза?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Работодатель не должен согласовывать издание индивидуальных распорядительных актов о назначении и выплате надбавок работникам с профсоюзной организацией. В свою очередь, председатель профсоюза не вправе требовать такого обязательного согласования.

2. Профсоюзы вправе запрашивать у работодателя ту информацию, которая связана с реализацией предоставленных им законом прав на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам оплаты труда. Предоставление профсоюзу такой информации не является нарушением Федерального закона «О персональных данных». Однако реализация права профсоюзов на информацию не означает наличие у профессиональных союзов безусловного, немотивированного и неограниченного права на истребование от работодателей, в частности, актов индивидуально-распорядительного характера (приказов, распоряжений). Таким образом, вопрос о предоставлении профсоюзу запрошенной им информации должен решаться в каждой конкретной ситуации с учетом приведенной профсоюзом мотивировки соответствующего требования.

Обоснование вывода:

1. Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Часть пятая ст. 144 ТК РФ обязывает устанавливать системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений с учетом положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов (далее — ЕКС), а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей. Таким образом, локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Определения локального нормативного акта законодательство не содержит. В то же время, как следует из статей 5 и 8 ТК РФ, локальный нормативный акт содержит нормы права. В юридической науке под нормой права понимается установленное или санкционированное государством обязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Содержащиеся в этом определении признаки нормативности акта применяются во всех отраслях права (смотрите ст. 217.1 КАС РФ, ст. 195.1 АПК РФ, п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48, постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П, Разъяснения, утвержденные приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88). Для отнесения актов, изданных работодателем с целью регулирования трудовых отношений, к числу нормативных повсеместно используются те же самые критерии, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика (смотрите, например, определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015; определение Самарского областного суда от 20.04.2015 N 33-4222/2015; определение Московского областного суда от 04.06.2014 N 33-12441/2014; определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 N 33-173/14; определение Волгоградского областного суда от 29.11.2013 N 33-13071/2013; постановление Семнадцатого ААС от 18.06.2010 N 17АП-5254/10; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2008 N Ф04-5903/2008).

Таким образом, локальному нормативному акту, содержащему нормы трудового права, можно дать следующее определение. Это изданный работодателем акт, направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон трудовых отношений, рассчитанный на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

В рассматриваемой ситуации приказы о назначении и выплате надбавок издаются ежемесячно в отношении конкретных работников, следовательно, они не носят характер локального нормативного акта, и при их издании работодатель не должен учитывать мнение представительного органа работника.

2. Согласно ст. 88 ТК РФ работодатель обязан не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (далее — Закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных (в том числе их передача) может осуществляться только в установленных данной статьей случаях. Одним из таких случаев является получение от субъекта персональных данных согласия на их обработку (п. 1 ч. 1 указанной статьи). Буквальное толкование данной нормы позволяет заключить, что в иных случаях получение согласия на обработку персональных данных не требуется. В частности, п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных, когда она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Согласно ст. 53 ТК РФ представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями. Так, в силу ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ (далее — Закон о профсоюзах) для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать в том числе от работодателей информацию по социально-трудовым вопросам.

Таким образом, на работодателя законом возложена обязанность по передаче профсоюзу информации по социально-трудовым вопросам. Если исполнение данной обязанности требует от работодателя предоставления профсоюзам персональных данных работников, получения от работников соответствующего согласия не требуется.

При этом в судебной практике имеются примеры признания правомерным требований профсоюза о предоставлении информации в том числе и по тем работникам, которые не являются членами профсоюза. Так, это может потребоваться для подготовки к проведению коллективных переговоров, контроля за исполнением коллективного договора. В таких случаях согласия работников на передачу их персональных данных также не требуется (смотрите п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2012 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012, апелляционное определение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 17.10.2014 по делу N 33-6616).

Однако в любом случае реализация права на информацию и на проведение проверок, гарантированных профессиональным союзам Трудовым кодексом РФ и Законом о профсоюзах, не означает наличие у профессиональных союзов безусловного, немотивированного и неограниченного права на истребование от работодателей любых локальных нормативных актов, а также актов индивидуально-распорядительного характера (приказов, распоряжений) (смотрите, например апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 02.07.2013 по делу N 33-7589/2013).

Таким образом, вопрос о предоставлении профсоюзу запрошенной им информации должен решаться в каждой конкретной ситуации с учетом приведенной профсоюзом мотивировки соответствующего требования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник