8 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

ПОРЯДОК ПРОДЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА

Акт продления срока эксплуатации оборудования образец

Безопасность машин и оборудования

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРОДЛЕНИЯ НАЗНАЧЕННЫХ РЕСУРСА, СРОКА СЛУЖБЫ И СРОКА ХРАНЕНИЯ

Safety of machinery and equipment. Procedure of establishment and extension of the appointed resource, service life and period of storage. Basic provisions

Дата введения 2016-07-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Научно-производственная фирма "Центральное конструкторское бюро арматуростроения" (ЗАО "НПФ "ЦКБА")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 119 "Надежность в технике"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 мая 2015 г. N 77-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2015 г. N 1684-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33272-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на машины и оборудование, предназначенные для промышленного применения на опасных производственных объектах (технические устройства, оборудование, машины, системы, комплексы), их составные части и комплектующие изделия, материалы и вещества (далее — объекты), для которых в технической документации (ТЗ, КД) устанавливают назначенные ресурс, срок службы, срок хранения, в том числе до ремонта, переконсервации или списания (далее — назначенные показатели).

Классификационными признаками, по которым определяют необходимость выбора для объектов номенклатуры назначенных показателей, является тяжесть последствий при потенциально возможном критическом отказе (высокое значение риска) при функционировании и использовании после хранения.

Стандарт устанавливает общие требования к организации и порядку проведения работ по установлению и продлению назначенных показателей объектов.

Стандарт не распространяется на объекты специального назначения (технические устройства, оборудование, машины, системы, комплексы):

— для подводных работ;

— для спасательных работ, в т.ч. горноспасательных.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.102-2013 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения

ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным стандартом). Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения в соответствии с ГОСТ 27.002, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 назначенный ресурс до ремонта определенного вида: Суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния и объект направлен в ремонт определенного вида

3.2 назначенный ресурс до списания: Суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния и объект списан

3.3 назначенный срок службы до ремонта определенного вида: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния и объект направлен в ремонт определенного вида

3.4 назначенный срок службы до списания: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния и объект списан

3.5 назначенный срок хранения до списания: Календарная продолжительность хранения, при достижении которой хранение объекта должно быть прекращено независимо от его технического состояния и объект списан

3.6 критический отказ: Отказ объекта или его элемента, тяжесть последствий которого в пределах данного анализа признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению вероятности данного отказа и/или возможного ущерба, связанного с его возникновением

3.7 критическое предельное состояние: Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима из-за возможности наступления критического отказа

3.8 риск: Сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений

3.9 верификация: Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены

Примечание — Деятельность по подтверждению требования может включать в себя:

— осуществление альтернативных расчетов;

— сравнение спецификации на новый проект с аналогичной документацией на апробированный проект;

— проведение испытаний и демонстраций;

— анализ документов до их выпуска.

3.10 валидация: Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены

Примечание — Условия применения могут быть реальными или смоделированными

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применяются следующие обозначения и сокращения:

Тр.н. — назначенный ресурс;

Тр.н.р. — назначенный ресурс до ремонта определенного вида;

Тр.н.сп. — назначенный ресурс до списания;

Тсл.н. — назначенный срок службы;

Тсл.н.р. — назначенный срок службы до ремонта определенного вида;

Тсл.н.сп. — назначенный срок службы до списания;

Тхр.н. — назначенный срок хранения;

Тхр.н.пк. — назначенный срок хранения до переконсервации;

Тхр.н.сп. — назначенный срок хранения до списания;

АВПКО — анализ видов, последствий и критичности отказов;

ВБР — вероятность безотказной работы;

ТД — техническая документация;

ЗИП — запасные части, инструменты и принадлежности;

КД — конструкторская документация;

НД — нормативные документы;

ОКР — опытно-конструкторские работы;

ТЗ — техническое задание;

ТУ — технические условия;

ЭД — эксплуатационная документация.

5 Общие положения

5.1 Назначенные показатели относятся к показателям безопасности и определяют период эксплуатации (хранения) объекта, в течение которого не должно произойти его критического отказа (потери свойств) с вероятностью, близкой к единице. Значение вероятности безотказной работы в течение назначенных показателей характеризует безопасность объекта и должно учитываться при оценке риска объекта (системы, в которую входит объект).

Примечание — Близким к единице считается значение ВБР, удовлетворяющее, с учетом тяжести последствий, требованию в части приемлемого риска при отказе (потере свойств) объекта.

Или:  Как написать заявление на отсутствие на работе

5.2 При установлении назначенных показателей выполняют комплекс работ, проводимых разработчиком (проектантом) и заказчиком объекта, по результатам которых в ТЗ и КД на объект устанавливают номенклатуру и значения назначенных показателей.

5.3 При продлении назначенных показателей выполняют комплекс работ по определению возможности эксплуатации объекта за пределами установленных в ТЗ и КД значений назначенных показателей, разработке и реализации мероприятий по обеспечению эксплуатации (хранения) объектов на продлеваемый период (с установлением новых назначенных показателей).

Работы по продлению назначенных показателей объектов, поднадзорных Ростехнадзору, осуществляются экспертными организациями на основании договоров с эксплуатирующими организациями.

К работам по продлению назначенных показателей, по решению экспертной организации, могут привлекаться разработчики и изготовители объектов и другие специализированные организации.

Работы по продлению назначенных показателей объектов, не поднадзорных Ростехнадзору, осуществляется разработчиками или изготовителями объектов или другими специализированными организациями на основании договоров с эксплуатирующими организациями.

Источник



Акт технического состояния оборудования

Формирование акта технического состояния оборудования происходит в случаях, когда необходимо удостоверить работоспособность каких-либо приборов или техники.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Роль и назначение акта технического состояния оборудования

Чаще всего акт технического состояния оборудования необходим при:

  • приеме оборудования для дальнейшего использования;
  • сдаче его в аренду;
  • ревизии имущества предприятия;
  • его списании.

Акт содержит в себе информацию о внешнем и внутреннем состоянии оборудования, выявленных дефектах, поломках, браке, а также сведения о мерах, которые нужно предпринять для их устранения, и требуемые на это сроки. Если оборудование не подлежит ремонту, это в акте тоже отражается.

При помощи акта решается сразу несколько важных вопросов:

  1. Он показывает техническое состояние оборудования, пригодность его к эксплуатации.
  2. Иногда на основании данного документа составляются претензии к поставщику, арендатору или собственнику оборудования – особенно в тех случаях, когда при его использовании образуются неисправности, приводящие к материальному ущербу или несчастным случаям на производстве.

Таким образом, акт – это очень важный документ. Относиться к его составлению нужно внимательно, детально описывая все нюансы состояния оборудования. В дальнейшем это может позволить избежать необоснованных претензий и, в случае возникновения нештатных ситуаций, быстро установить виновное лицо.

Создание комиссии

Для того, чтобы провести контроль за техническим состоянием оборудования, нужно собрать специальную комиссию из компетентных специалистов. В ее состав обычно входят штатные работники организации: техники, инженеры, монтажники, электрики и т.д. (в зависимости от типа оборудование, которое подвергается контролю).

В некоторых случаях, приглашаются и сторонние эксперты, особенно если того требует специфика проверяемого объекта.

Комиссия назначается отдельным распоряжением директора предприятия.

Методы работы комиссии

Члены комиссии должны обладать определенной, зачастую достаточно высокой квалификацией. Связано это с тем, что в процессе изучения технического состояния оборудования, им приходится знакомиться с проектной и технической документацией, разбирать и собирать приборы, проводить испытания, анализировать объем предстоящей работы (например, если оборудованию требуется дальнейший серьезный ремонт). Вся эта информация вносится в акт.

Общие моменты и особенности составления акта

Если перед вами поставлена задача по освидетельствованию оборудования и составления акта о его техническом состоянии, посмотрите данные ниже рекомендации и ознакомьтесь с образцом документа.

Перед тем, как перейти к описанию этого конкретного акта, приведем некоторые общие сведения, характерные для всех подобных бумаг. На сегодняшний день стандартные формы первичных документов упразднены, так что представители компаний могут писать их в произвольном виде – это касается и акта о техническом состоянии оборудования. При этом, если у вас в организации существует утвержденный шаблон такого документа, лучше следовать ему – это позволит сэкономить время и избавит от необходимости ломать голову над его составом и текстом.

Акт допускается писать на фирменном бланке предприятия или на чистом листе любого подходящего формата (обычно это А4), от руки или на компьютере. При внесении информации надо стараться не допускать неточностей, помарок и исправлений – в дальнейшем они могут сыграть негативную роль при установлении законности документа.

Еще одно важное требование, которое надо учесть в обязательном порядке – заверить бланк автографами всех членов комиссии, присутствовавших при удостоверении технического состояния оборудования.

Печать на бланке нужно ставить только тогда, когда пункт о ее применении для подобного рода бумаг закреплен в учетной политике организации.

Пишется акт в нескольких экземплярах – по одному для каждого члена комиссии. Информация об акте должна быть включена в специальный журнал учета.

После составления акт следует вложить в отдельную папку вместе с другими такими же документами, а после истечения срока хранения – утилизировать, следуя алгоритму, установленному в законе.

Пример акта технического состояния оборудования

Формулируя текст акта, учитывайте, что он должен отвечать определенным правилам деловой документации.
В самом начале акта находится так называемая «шапка» — сюда вписывается:

  • название организации, которая проводит обследование оборудования;
  • наименование документа;
  • дата и место (населенный пункт) его составления;
  • состав комиссии, т.е. пишутся должности, фамилии-имена-отчества представителей предприятия, участвующих в данной процедуре.

Далее идет основная часть, в которую вписываются:

  • идентификационные параметры оборудования (марка, модель, серия, год выпуска, номер завода-изготовителя и инвентарный, адрес места установки и т.п.);
  • мероприятия, проведенные для проверки технического состояния оборудования;
  • сведения о выявленных неисправностях, дефектах, поломках, а также о возможности, сроках и вариантах их ремонта;
  • информация об испытаниях (если они проводились).

При необходимости эту часть бланка можно расширить (в зависимости от потребностей участников комиссии и индивидуальных особенностей объекта). В акт обязательно вносятся все прилагающиеся к нему дополнительные бумаги (например, технический паспорт).

В завершение члены комиссии делают вывод о техническом состоянии оборудования и подписывают акт.

Источник

ПОРЯДОК ПРОДЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА

Анализ документов, основных принципов и участников, а также практики продления остаточного ресурса ответственного оборудования в различных отраслях экономики Российской Федерации в том числе: (1) оборона — военная техника; (2) авиация — авиационная техника; (3) энергетика — оборудование атомных станций; (4) технические устройства, оборудование и сооружения, эксплуатируемые на опасных производственных объектах (далее – ОПО), показывает, что в качестве регулятора процедуры продления ресурса выступает государство. Причем, в трех первых случаях продление ресурса ответственного оборудования регламентируют нормативные правовые акты; участники процедуры — все заинтересованные стороны: владелец; разработчик (проектировщик/конструктор); изготовитель (как в целом, так и составных частей); научная или специализированная организация, проводящая исследования и испытания; государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти. Продление ресурса не связано с процедурой экспертизы или оценки (определения) соответствия, решение о продлении ресурса ответственного оборудования делается с учетом условий эксплуатации, требований безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, а также фактического состояния оборудования.

В случае технических устройств и зданий и сооружений на ОПО продление срока безопасной эксплуатации осуществляется в рамках экспертизы промышленной безопасности, которая по сути и фактически по закону является процедурой определения соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. В документах (отмененных и действующих) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности (Ростехнадзор) отсутствует единая, четко прослеживаемая терминология в области продления/оценки ресурса; несмотря на наличие полномочий, установленных Правительством РФ 2 отсутствует нормативный правовой акт, явно регламентирующий общий порядок продления срока безопасной эксплуатации (продления/оценки ресурса). Определение остаточного ресурса в соответствии с документами Ростехнадзора, осуществляется в составе технического диагностирования, которое включает обследование (с привлечением различных лабораторий, в том числе неразрушающего контроля) и расчетную оценку остаточного ресурса, но при этом по-разному устанавливаются требования к лицам, проводящим работы и документам, которыми оформляется оценка/продление ресурса. В ряде документов, регламентирующих оценку остаточного ресурса, экспертиза промышленной безопасности вообще не упоминается. Одновременно действуют Правила проведения экспертизы 3 , которые неправомерно расширительно трактуют положения Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», устанавливая, что оценка фактического состояния должна осуществляться с помощью технического диагностирования, которое осуществляется не для целей определения соответствия технического устройства требованиям промышленной безопасности, а для целей оценки остаточного ресурса. Фактически документом, продляющим ресурс стало заключение экспертизы промышленной безопасности, причем, если раньше Ростехнадзор принимал активное участие в этой процедуре – утверждал заключение экспертизы, то с 2014 г. законодательно введена пассивная регистрация. При этом за организацией, эксплуатирующей ОПО, закреплена маловажная функция лица, направляющего заключение экспертизы промышленной безопасности на регистрацию. Целесообразно выполнить следующее:

Или:  Трудовой договор для юриста ооо образец

Вывести из тени и законодательно дополнить виды деятельности в области промышленной безопасности техническим диагностированием технических устройств и обследованием зданий и сооружений. Это позволит устанавливать требования к процедурам диагностирования и обследования, в том числе работникам, осуществляющим их.

Убрать из Правил проведения экспертизы оценку остаточного ресурса (срока службы) для технических устройств и оценку остаточной несущей способности для зданий и сооружений. Порядок продления ресурса должен быть самостоятельной процедурой, абстрагированной от экспертизы промышленной безопасности. Указанный Порядок должен содержать требования к организациям и персоналу, которые принимают решение о продлении, проводят техническое диагностирование технических устройств и обследование зданий и сооружений, включая проведение специальных расчетов и определение остаточного ресурса.

Предусмотреть в Порядке продления ресурса элементы риск-ориентированного подхода (например, на базе классификации ОПО) и для проведения работ по продлению ресурса ответственного оборудования для ОПО I и II классов опасностей регламентировать особые условия (например, обязательность привлечения научных и специализированных организаций, проектировщиков и изготовителей оборудования), при этом решение о продлении ресурса для таких объектов должен утверждать руководитель организации, эксплуатирующей ОПО при участии представителя Ростехнадзора.

Источник

Акт продления срока эксплуатации оборудования образец

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Приказ Минприроды России от 30 июня 2009 г. N 195 «Об утверждении Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах» (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 5.2.57 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; 2008, N 42, ст. 4825; 2008, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; 2009, N 6, ст. 738), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах.

2. Признать не подлежащим применению постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 9 июля 2002 г. N 43 "Об утверждении "Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 2002 г., регистрационный N 3665).

Министр Ю.П. Трутнев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 сентября 2009 г.

Регистрационный N 14894

Порядок
продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах
(утв. приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. N 195)

1. Настоящее Положение разработано во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" от 28 марта 2001 года N 241 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст. 3367; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 18 (2 ч.), ст. 2248) и устанавливает порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудование и сооружения на опасных производственных объектах, для которых назначенный ресурс или срок службы установлен технической документацией или определяется экспертной организацией.

2. Положение обязательно для организаций и индивидуальных предпринимателей эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее — организации) или осуществляющих деятельность по экспертизе промышленной безопасности в соответствии с лицензией на осуществление данного вида деятельности (далее — экспертных организаций).

3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21).

4. По достижении срока эксплуатации, установленного в технических регламентах, нормативной, проектной и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технического устройства, оборудования и сооружения без продления срока безопасной эксплуатации не допускается.

Если в документации отсутствует назначенный срок эксплуатации диагностируемых технических устройств, оборудования и сооружений, то принимается срок эксплуатации аналогичного технического устройства, оборудования и сооружения.

В случае отсутствия сведений о нормативных сроках эксплуатации расчетные сроки эксплуатации устанавливаются после соответствующих расчетных обоснований по согласованной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) методике с учетом результатов анализа проектной документации и условий эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения.

5. Работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений осуществляется экспертными организациями на основании договоров с организациями в порядке, устанавливаемом настоящим Положением, с учетом особенностей конструкции и условий эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений.

6. По результатам работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации принимается одно из решений:

1) продолжение эксплуатации на установленных параметрах;

2) продолжение эксплуатации с ограничением параметров;

4) доработка (реконструкция);

5) использование по иному назначению;

6) вывод из эксплуатации.

7. Работы по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации могут проводиться как в отношении отдельных технических устройств, оборудования, сооружения, так и в отношении технологического комплекса, в составе которого эксплуатируются отдельные технические устройства, оборудование, сооружение.

8. В зависимости от технического состояния и с учетом требований нормативных документов продление эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения осуществляется на срок до прогнозируемого наступления предельного состояния (остаточный ресурс) или на определенный период (поэтапное продление срока эксплуатации) в пределах остаточного ресурса.

9. Разрешается проведение работ по техническому диагностированию как работающих (эксплуатируемых) технических устройств, оборудования и сооружений, так и находящихся в резерве, на хранении или консервации, с последующим проведением отдельных видов контроля после приведения их в рабочее состояние. При этом в программу работ по продлению срока безопасной эксплуатации могут быть внесены изменения.

Или:  Образец бланка строгой отчет

10. Порядок продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, находящихся в эксплуатации, включает следующие основные этапы:

1) установление необходимости проведения работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации сроков безопасной эксплуатации;

2) подачу и рассмотрение заявки на проведение работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации и прилагаемых к ней документов;

3) разработку, согласование и утверждение программы работ;

4) проведение работ, предусмотренных программой, анализ полученной информации и результатов, выработку технического решения о возможности продления;

5) составление и оформление заключения экспертизы промышленной безопасности в установленном порядке

6) подготовку одного из указанных в пункте 6 настоящего Порядка решений о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений и, при необходимости, плана корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период;

7) проведение организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект корректирующих мероприятий, предусмотренных решением о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений;

8) производственный контроль за выполнением корректирующих мероприятий.

11. Работы по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений проводятся по заявке организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты по достижении нормативного (расчетного) срока эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения или по предписанию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля и надзора в области промышленной безопасности, предъявляемому в установленном порядке.

12. Работы по продлению срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений рекомендуется планировать и проводить таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до окончания нормативного (расчетного) срока эксплуатации.

13. Работы по продлению срока безопасной эксплуатации при необходимости проводятся поэтапно на составных частях технических устройств, оборудования и сооружений, которые по технической документации можно оценить как индивидуальные единицы, имеющие назначенные сроки эксплуатации.

14. Экспертная организация-исполнитель работ по договору на выполнение работ по продлению срока безопасной эксплуатации рассматривает заявку на проведение работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации и прилагаемые к ней документы, в которых должна быть приведена достоверная информация о состоянии технических устройств, оборудования и сооружений и их соответствии требованиям промышленной безопасности, установленным в нормативных документах.

Руководители эксплуатирующей организации обеспечивают достоверность информации, представленной экспертной организации.

В случае необходимости экспертная организация может запросить дополнительные материалы, позволяющие получить более полную информацию о состоянии технического устройства, оборудования и сооружения.

15. Работы по техническому диагностированию технических устройств, оборудования и сооружений, как правило, предусматривают:

1) анализ эксплуатационной, проектной и ремонтной документации (при наличии);

2) неразрушающий контроль;

3) определение механических характеристик;

4) металлографические исследования;

5) определение химического состава материалов;

6) оценку коррозии, износа и других дефектов;

7) испытания на прочность и другие виды испытаний;

8) расчетно-аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния, включающие:

9) расчет режимов работы;

10) установление критериев предельного состояния;

11) исследование напряженно-деформированного состояния и выбор критериев предельных состояний;

12) определение остаточного срока эксплуатации (до прогнозируемого наступления предельного состояния).

16. Программа работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, как правило, предусматривает:

1) подбор требуемых для технического диагностирования технических устройств, оборудования и сооружений;

2) разработку организационно-методических документов по выполнению отдельных работ;

3) сбор, анализ и обобщение имеющейся на начало работ информации о надежности технических устройств, оборудования и сооружений, а также технических устройств, оборудования и сооружений аналогичного вида или конструктивно-технологического исполнения (в том числе зарубежных);

4) проведение по разработанным организационно-методическим документам испытаний составных частей, комплектующих изделий, конструкционных материалов, а также технических устройств, оборудования и сооружений в целом с целью оценки технического состояния;

5) техническое диагностирование;

6) разборку (демонтаж) технических устройств, оборудования и сооружений на составные части и комплектующие изделия (при необходимости) и контроль технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений, а также поиск мест и причин отказов (неисправностей);

7) прогнозирование технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период и выработку решения о возможности и целесообразности продления срока эксплуатации;

8) разработку отчетных документов (отчетов, актов, протоколов, частных и итогового заключений) по результатам выполненных работ;

9) разработку проекта решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации с планом мероприятий по обеспечению эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период.

Программа работ разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Положения с учетом особенностей и специфики эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений.

17. Техническое диагностирование технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах выполняется экспертной организацией с привлечением необходимых организаций в соответствии с программой работ согласно договорам на проведение работ. Данные о результатах проведения технического диагностирования фиксируются соответствующей записью в паспорте (формуляре) технического устройства, оборудования и сооружения.

18. Выполнение необходимых металлографических исследований, определение механических характеристик, оценку межкристаллитной коррозии, определение химического состава, испытания на прочность, неразрушающий контроль и другие виды исследований, предусматриваемых программами работ, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации аттестованными лабораториями.

19. По окончании работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации экспертная организация составляет заключение экспертизы промышленной безопасности, в котором содержится вывод о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения.

20. В случае необходимости проведения корректирующих мероприятий экспертная организация разрабатывает план корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период, который является приложением к заключению экспертизы промышленной безопасности.

Выполнение мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период в соответствии с требованиями промышленной безопасности обеспечивают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых применяются указанные технические устройства, оборудование и сооружения.

21. Если по результатам технического диагностирования установлено, что техническое устройство, оборудование, сооружений находится в состоянии, опасном для дальнейшей эксплуатации, экспертная организация направляет информацию об этом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля и надзора в области промышленной безопасности России, который осуществил регистрацию опасного производственного объекта, на котором применяется техническое устройство, оборудование, сооружение.

22. Решение о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимается руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы промышленной безопасности, содержащимся в заключении (пункт 19 настоящего Порядка).

Приказ Минприроды России от 30 июня 2009 г. N 195 "Об утверждении Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 сентября 2009 г.

Регистрационный N 14894

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Источник