Памятка quot Фонетический разбор слова quot тренаж р по русскому языку 4 класс на тему
Примеры и комментарии
Мы многое делаем по образцам. Поэтому здесь приводятся примеры и комментарии. Кроме этого, на сайте есть Фонетический словарь. Познакомься и с ним: он содержит слова, которые посетители сайта включают в свои поисковые запросы. Списки слов постоянно пополняются. Можно оставить заявку на разбор слова.
Внимательно изучи образцы фонетического разбора:
ель — слово из одного слога.
е | — | [й’ ] | — согл., зв. непарн., мягк. непарн. |
[э ] | — гл. ударн. | ||
л | — | [л’ ] | — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. |
ь | — | [– ] | |
3 б., 3 з. |
- буква е в начале слова обозначает два звука: [й’] и [э]
- буква ь обозначает мягкость предшествующего согласного
- звук [й’] — непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости
- звук [л’] — непарный по глухости-звонкости, сонорный
Высокий
вы-со ´ -кий — слово из трёх слогов, 2-ой слог ударный.
в | — | [в ] | — согл., зв., тв. |
ы | — | [ы ] | — гл. безуд. |
с | — | [с ] | — согл., глух., тв. |
о | — | [о ´ ] | — гл. ударн. |
к | — | [к’ ] | — согл., глух., мягк. |
и | — | [и ] | — гл. безуд. |
й | — | [й’ ] | — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн. |
7 б., 7 з. |
- гласные [ы] и [и] — в безударном положении произносятся короче, слабее, но не меняют своего качества
- звук [й’] — непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный
Объезд
объ-е ´ зд — слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.
о | — | [a ] | — гл. безуд. |
б | — | [б’ ] | — согл., зв., тв. |
ъ | — | [– ] | |
е | — | [й’ ] | — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн. |
[э ´ ] | — гл. ударн. | ||
з | — | [с ] | — согл., гл., тв. |
д | — | [т ] | — согл., гл., тв. |
6 б., 6 з. |
- буква е после разделительного твёрдого знака обозначает два звука: [й’] и [э]
- звук [т] — пример оглушения звонких на конце слова
- звук [c] — пример оглушения звонкого в позиции пред глухим
- слово может произноситься и по-другому: [абй’эст], т.е. с твёрдым произношением [б]
лы ´ -жи — слово из двух слогов, 1-й слог ударный.
л | — | [л ] | — согл., зв. непарн., тв. |
ы | — | [ы ´ ] | — гл. ударн. |
ж | — | [ж ] | — согл., зв., тв. непарн. |
и | — | [ы ] | — гл. безуд. |
4 б., 4 з. |
- звук [л] — непарный по глухости-звонкости, сонорный
- звук [ж] — непарный по твёрдости-мягкости, написание после него буквы и — это традиционное написание
- буква и обозначает звук [ы], согласный [ж] — твёрдый, написание и после ж традиционное.
Вьюга
вью ´ -га — слово из двух слогов, 1-й слог ударный.
в | — | [в’ ] | — согл., зв., мягк. |
ь | — | [– ] | |
ю | — | [й’ ] | — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн. |
[у ´ ] | — гл. ударн. | ||
г | — | [г ] | — согл., зв., тв. |
а | — | [ъ ] | — гл. безуд. |
5 б., 5 з. |
- буква ь здесь разделительный мягкий знак
- буква ю после разделительного мягкого знака обозначает два звука: [й’] и [у]
- звук [й’] — непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный
- конечный гласный звук в слабой заударной позиции подвергается редукции: [ъ]
е-го ´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.
е | — | [й’ ] | — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн. |
[и ] | — гл. безуд. | ||
г | — | [в ] | — согл., зв., тв. |
о | — | [о ´ ] | — гл. ударн. |
3 б., 4 з. |
- Буква е в начале слова обозначает два звука: [й’] и безударный [и]
- буква г пишется по традиции в окончаниях прилагательных, числительных местоимений: ого, его – нового, синего, первого. Пишем г, произносим [в]
Праздный
пра ´ -здный – слово из двух слогов, 1-й слог ударный.
Источник
Памятка "Фонетический разбор слова"
тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему
ПАмятка «Фонетический разбор слова» поможет ученику правильно выполнить звуко-буквенный разбор слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poryadok_foneticheskogo_razbora_slova.docx | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА
1. Слоги, ударение.
2. Гласные звуки: ударные и безударные, какими буквами обозначены.
3. Согласные звуки: звонкие и глухие (парные-непарные), твёрдые и мягкие (парные-непарные), какими буквами обозначены.
4. Количество звуков и букв.
Ель-ник -[й ’ эл'н'ик] – 2 слога, ударение падает на 1-ый слог.
е — [ й ’ ] — согласный; звонкий, непарный; мягкий, непарный
[ э ] — гласный, ударный
л — [л'] — согласный; звонкий, непарный; мягкий, парный
н — [ н'] — согласный; звонкий, непарный; мягкий, парный
и — [ и ] — гласный, безударный
к — [ к ] — согласный; глухой, парный; твердый, парный
Ельник — 6 звуков, 6 букв
При записи можно использовать сокращения: согл., звонк., мягк., уд., безуд., глух., тв., парн., непарн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Части слова. Занимательные задания.
Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу.
Цель: создать условия для исследования и обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо.
Цель: создать условия для исследования и обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо.
урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу.
Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему «Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор».
Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).
Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения.
Источник
Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.
Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
- А, О, У, Ы, Э– это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
- Я, Ё, Ю, И, Е– это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е– йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
- Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э] :
Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна]. - Я, Ё, Ю, Едают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
- в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
- после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
- после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
- В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются.Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
- Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
- [й’] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Звонкие
- образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
- Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
- Б, В, Г, Д, Ж, З –звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
- Фраза для запоминания содержитвсе звонкие согласные:Мы же не забывали друга.
- произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
- П, Ф, К, Т, Ш, С – глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
- X, Ц, Ч, Щ – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
- Фразы для запоминания, которые содержатвсе глухие согласные:
- «Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
- Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
- Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
- Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] – моль [мол’], угол [угол] – уголь [угол’] , нос [нос] – нёс [н’ос].
Источник
Фонетический разбор
Фонетический разбор — это характеристика каждого звука, из которого состоит слово. Слово, заданное для фонетического разбор, обозначается в тексте цифрой 1 , которая ставится после слова для разбора ( петь 1 ).
При фонетическом разборе записывается:
- фонетическая запись слова в квадратных скобках с ударением;
- количестов слогов;
- количестов букв, количество звуков;
- характеристика каждому звуку: гласный звук (ударный/безударный) или согласный звук (звонкий или глухой, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный)
! Обрати внимание, что количество букв и звуков в слове могут не совпадать!
петь [п’эт’] — 4 буквы, но 3 звука (т.к. мягкий знак звука не даёт).
ёж [й’ош] — 2 буквы, но 3 звука (т.к. буква ё в начале слова даёт 2 звука — согласный [й’] и гласный [о]).
Примеры фонетического (звуко-буквенного) разбора:
Багаж 1 был сдан в камеру хранения.
Бага́ж [бага́ш] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б [б] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
а [а] – звук гласный, безударный;
г [г] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
а [а] – звук гласный, ударный;
ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный.
В полях поспевала золотая рожь 1 .
Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р [р] – звук согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
о [о] – звук гласный, ударный;
ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный;
ь [-]
По дорожке семенил маленький ёжик 1 .
Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.
ё [й’] – звук согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[о] – звук гласный, ударный;
ж [ж] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;
и [ы] – звук гласный, безударный;
к [к] – звук согласный, глухой парный, твёрдый парный.
Источник
Образцы фонетического разбора слов для 4 класса
№ 1. Фонетический разбор слова
1.Напиши слово, поставь ударение , раздели на слоги
2.Сколько в слове слогов
3.Охарактеризуй каждый звук по схеме:
— согласный или гласный
— если согласный, то:
-парный или непарный (глухой или звонкий);
-парный или непарный (твёрдый или мягкий)
Непарные звонкие : л н р м й б д в г з ж
Непарные глухие х ч щ ц п т ф к с ш
всегда твёрдые (непарные): ж ш ц
всегда мягкие (непарные): : й ч щ
— если гласный, то (ударный или безударный)
гласные звуки: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]
Буквы я, ю ,и, е, ё обозначают 2 звука,
в начале слова, после гласной, после ъ, ь.
юла [йу ], моё [йо], колья[йа], съел [йэ]
Запиши, сколько букв, сколько звуков.
Якорь [йакар] — 2 слога
я [й] — согл., парн.(непарн.), звон., парн.(непарн.)мягк.
к [к] — согл., парн.(непарн.)глух., парн.(непарн.)тв.
о [а] — глас., безудар.
р [р] — согл., парн.(непарн.) звон., парн.(непарн.) мягк.
№ 2. Разбор слова по составу
1. Найди в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки -а — изменяемая часть. Это окончание. Обведи рамочкой: поездка.
2. Выдели основу. Это часть слова без окончания
3. Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, по езд, въ езд), выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком
4. Найди приставку. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком
5. Найди суффикс. Он стоит после корня. Выдели значком
№3. Морфологический разбор
Порядок разбора имени существительного как части речи
2. Начальная форма ( в форме единственного числа. отвечает на вопрос кто? или что?).
4. Постоянные признаки:
— одушевлённое или неодушевлённое;
-нарицательное или собственное;
5. непостоянные признаки:
— синтаксическая роль (член предложения);
Порядок разбора имени прилагательного как части речи
2. Начальная форма ( ед.число, муж.род)
4. Род ( в ед.числе)
7. Синтаксическая роль(член предложения);.
Порядок разбора глагола как части речи
1. На какой вопрос отвечает.
3. Неопределённая форма( вопросы: что делать?, что сделать?)
6.Вид (совершенный или несовершенный).
7. Род ( в прошедшем времени единственного числа).
9.Синтаксическая роль (член предложения);
Порядок разбора местоимения как части речи
2. Начальная форма (именительный падеж, ед. число).
3. Постоянные признаки: лицо.
4. Непостоянные признаки: падеж, число, род ( если это местоимение 3-го лица, ед.числа).
5. Синтаксическая роль (член предложения);
№4 Синтаксический разбор предложения
1) По цели высказывания:
повествовательное (содержит сообщение)
побудительное (побуждает к действию);
вопросительное (содержит вопрос);
2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;
3) По наличию главных членов: простое или сложное;
подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)
4) По наличию второстепенных членов:
распространённое или нераспространённое;
Второстепенные члены предложения:
— дополнение (падежные вопросы)
— обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда? сколько? каким образом?)
— определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)
5) Наличие однородных членов.
Пример:
пр. сущ. гл. сущ. с. сущ.
От петуха летели пыль и пух. (Схема предложения)
(Повеств., невоскл., прост., распостр., с однород. чл.)
6) Выписать словосочетания(от главного слова к зависимому задать вопрос)
Источник
- Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э] :