8 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Основные положения 1 Понятие деятельность употребляется в социологии в широком смысле

Социальные роли: понятие, виды

В своем первоначальном толковании (термин «социальная роль» введен Р.Линтоном). Социальная роль представляет собой заботу в поддержании существовании в рамках карьеры. За время становления социологии данный термин пережил немало формулировок «ожидаемое поведение», «образец деятельности», «модель поведения».

Понятие социальной роли

Действия человека с определенным статусом в обществе или коллективе.

Человек может иметь несколько социальных ролей: быть адвокатом, мамой, представителем жилищного управления, членом родительского комитета.

Характеристики социальных ролей (Т.Парсонс):

  • часть ролей ограничена в пространстве, другая размыта общественными границами;
  • роли отличаются эмоциональной окраской;
  • социальная роль может быть предписанной или достигаемой;
  • ролевая деятельность может быть произвольной или ограниченной рамками;
  • ролевой мотивацией могут быть прибыль, блага, личная выгода.

Любая роль человека в обществе предполагает ожидание и исполнение. В первом случае подразумевается ожидание общества, окружения, коллектива от роли, места человека внутри группы, во втором – интерпретация ожиданий и поведение в связи с очерченными функциями и стереотипами.

Основные функции ролевого поведения:

  • регуляция общества, норм, представлений;
  • адаптация человека в изменяющихся условиях;
  • самореализация личных качеств, представлений, достижение поставленных целей.

Виды социальных ролей

По типу общественных отношений:

  1. Связанные со статусом личности, профессией или родом трудовой деятельности. В данном случае роли обезличены и не зависят от исполнителя (студент, архитектор, водитель).
  2. Связанные с отношением между людьми на уровне эмоций (кумир, фанат, лидер).

По типу общественных ценностей:

  1. Представляемые – ожидания человека и его окружения;
  2. Субъективные – представление индивида о его отношении к другим членам группы;
  3. Играемые – ролевое поведение, зависимое от статуса человека.

По типу получения роли:

  1. Институционализированные – роли, предписанные общественными организациями (женщина – мать, дочь, супруга);
  2. Конвенциональные – роли, принятые в результате общественного соглашения на основе добровольности исполнения (профессиональные).

Кроме того, роли могут подразделяться на социальные (потребитель, депутат), демографические (ребенок, подросток, старик), личностные (избранный, отвергнутый).

Всем социальным ролям должны предписываться нормативные требования. Однако это касается лишь профессиональных ролей, для которых существуют кодексы этики и иные акты должностного поведения. Многообразие ролей «вне» правового поля вызывает необходимость установления общественных норм и требований.

Дети должны уступать место старшим, оказывать им помощь. Невыполнение общественного ожидания вызывает социальное порицание.

Источник

Основные положения. 1. Понятие «деятельность» употребляется в социологии в ши­роком смысле

1. Понятие «деятельность» употребляется в социологии в ши­роком смысле. Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает не только материально-практические, но и мысли­тельные, духовные операции, поэтому работа мысли является дея­тельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включён в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседнев­ного поведения.

2. Определениеэтого социального процесса таково: Социаль­ная деятельность представляет собой динамичную систему взаимо­действия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизвод­ство человека как существа общественного, осуществляется целесо­образное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.

3. Социальная деятельность осуществляет следующие функции:

1) воспроизводство человека как общественного существа;

2) преобразование природного и социального мира;

3) производство материальных и духовных ценностей.

4. Деятельность отдельной личности включает в себя четыре вида отношений:

1) отношение человека к предмету — ко всей сово­купности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.;

2) его отношение к другому человеку — к людям, их группам, общест­ву в целом;

3) его отношение к природе;

4) его отношение к самому себе.

5. Структура социальной деятельности включает в себя четы­ре основных компонента: 1) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.

6. Деятельность характеризуется тремя специфическими при­знаками:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

7. В зависимости от взаимодействия человека с другими людь­ми, с окружающей природной и социальной средой выделяются не­сколько основных типов деятельности:

1) материально-преобразовательная (ее результатами выступа­ют разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);

2) познавательная (ее результаты воплощаются в научных кон­цепциях, теориях, открытиях и т.п.);

3) ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);

4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с дру­гими людьми, в диалоге культур, политических движений;

5) информационная, воплощающаяся в производстве, накопле­нии, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;

6) художественная, связанная с созданием и функционировани­ем художественных ценностей — художественных образов стилей, форм и т.д.;

7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совер­шенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;

9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укрепле­нием власти, защитой политических интересов определенных клас­сов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздейст­вии субъекта управления (руководителя или специально созданного органа) на социальный объект (общество, организация, учреждение, группа и др.) с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;

11) природоохранная, связанная с охраной природы.

8. С точки зрения значимости и роли деятельности в социаль­ном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая из них реализуется в получении или воспроизводстве уже известного результата известными же спо­собом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применяв­шихся средств.

9. В своем материалистическом понимании исторического про­цесса К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создаю­щей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде все­го в производственно-трудовой.

10. Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества состав­ляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разде­ление труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разде­ления им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.

11. Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». Наиболее важным он считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: I) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.

12. Вебер считал, что социальные действия могут быть класси­фицированы по четырем типам:

13.В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента:

1) субъект действия — актор;

2) ситуационное окружение;

3) совокупность сигналов и символов;

4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируютдей­ствия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.

14. Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, име­ет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем:

1) поведенческая подсистема;

2) личностная подсистема;

3) культурная подсистема;

4) социальная подсистема.

Каждая из этих подсистем выполняет в процессе деятельности вполне определенную, специфическую именно для нее, преимущест­венную функцию. Эти функции должны рассматриваться в такой по­следовательности: 1) адаптация; 2) целедостижение; 3) воспроизвод­ство образца; 4) интеграция.

Или:  Образцы декларации для возврата налога при покупке квартиры

15. Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже XX-XXI столетий, когда человече­ская деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зави­симости от качества таких результатов — несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием.

16.С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все бо­лее важное значение в развитии цивилизации приобретают такие бы­стро прогрессирующие виды социального действия, как научная, ин­формационная, инженерно-конструкторская, образовательная дея­тельность, органически соединенная с деятельностью природоохран­ной и гуманитарной.

Практические задания

1. На основе ознакомления с рекомендуемой литературой опре­делите и запомните следующие ключевые понятия:

Деятельность. Типы деятельности. Структура деятельности. Репродуктивная деятельность. Признаки деятельности. Творческая деятельность. Система социального действия.

2. Для лучшего усвоения содержания данной главы Вы должны хорошо уяснить смысл следующих важнейших терминов:

Общественный характер деятельности.

Осмысленность действия. Субъект действия.

3. В предложенной схеме, отражающей основные типы соци­альной деятельности, пропущены некоторые из этих типов. Ваша задача: дополнить схему, не оставив на ней белых пятен.

Источник

Задачи социологии: предметы, основные методы, цели и развитие

Социология — это наука, объектом изучения которой является социум. Анализ общества производится посредством изучения его потребностей, целей, деятельности. Задачи социологии включают много понятий, но основные подразумевают глобальное изучение всех общественных процессов. Таким образом, наука не может рассматривать только одно направление деятельности индивида, она должна производить анализ, исходя из целой совокупности элементов жизни социума.

Объект изучения

Задачи и объект социологии — близкие понятия, так как одно вытекает из другого. Важно понимать значение каждого, чтобы их различать. Объектом служит все человеческое общество, все сведения о нем, которые получены другими науками. Общество, которое имеет свои отдельные сегменты, определенные закономерности в них, считается смыслом существования социологии, так как именно это она изучает очень тщательно.

Условно выделяют несколько основных объектов:

Мировое сообщество с его структурой и системой.

Социум определенной страны с его устоями и традициями.

Микрообщество — определенные социальные группы, семьи, организации.

Предмет науки. В чем отличие от объекта?

Предмет и задачи социологии имеют связь между собой, в чем-то они даже идентичны. Первое понятие сочетает в себе все закономерности развития социума и взаимодействие между собой различных групп, организация.

Предметом могут служить все характерные взаимоотношения между индивидами и вытекающие из этих связей закономерности. Важно, что социология учитывает не какие-то изолированные процессы, а обширные случаи, которые затрагивают все общество в целом.

Когда возникает необходимость уточнить конкретный предмет науки, то зачастую приводят какое-то социальное явление и ключевое событие.

  • групповая взаимосвязь — процесс внутренней интеграции или же дебаты между сообществами людей;
  • появление и развитие социальных образований — институт семьи, религии и прочего;
  • любые социальные процессы — миграция, социальная мобильность.

Объект, предмет и задачи социологии — понятия, которые прочно взаимосвязаны между собой. Без них невозможно существование науки и ее развитие.

Функции социологии

У каждой науки есть определенные функции. У социологии они следующие:

  1. Познавательная — отвечает за ознакомление, изучение социума. Здесь человек ищет ответы на вопрос о том, какое же оно, современное общество.
  2. Концептуально-описательная — описывает жизнедеятельность общества.
  3. Идеологическая — существует для того, чтобы выделят конкретные идеалы людей. Отвечает за развитие идеологии, мировоззрения в обществе.
  4. Управленческая — помогает найти более эффективные пути решения социальных проблем. Дает важные советы, планы действий для господствующей власти.
  5. Оценочная — дает объективную оценку социуму за счет анализа всех институтов и структурных подразделений.
  6. Объясняющая — решает вопросы, связанные с каким-то явлением или процессом в обществе.
  7. Прогностическая — определяет вероятное будущее, которое ожидает данную социальную платформу.
  8. Образовательная — отвечает за знания о социологии. Которые дают студентам в вузах, а также специалистам на курсах повышения квалификации.

Функции и задачи социологии сосуществуют вместе в качестве определяемого и определяющего. То есть первые намечают определенный план действий, а вторые помогают его реализовывать.

Задачи социологии

Мы разобрались с функциями изучаемой науки. Теперь исследуем ее задачи:

  1. Изучение всех факторов в обществе.
  2. Выбор наиболее значимых для науки событий, которые являются типичными для социума. Важно, чтобы эти явления повторялись через определенный период, лишь тогда станет возможным выделить те роли, которые человек на себя примеряет во время решения проблем.
  3. Пояснение того, что общество развивается как определенная система со всеми структурными подразделениями. То есть определенная часть будет изменяться, и это обязательно повлечет за собой перемены в других сферах социума. В итоге вся система станет совершенно другой. Следствием этой задачи должно стать понимание того, что общество — это целый каркас, у которого есть свои детали.
  4. Выполнение прогностической функции, то есть социологи должны предвидеть примерные события в вероятном будущем, постараться их изменить или, наоборот, способствовать скорейшему наступлению.
  5. Составление рекомендаций для управления за счет выявленных тенденций развития общества.

Основные задачи социологии дублируют функции науки, но придают им более глубокий смысл. Действие, указанное в них, необходимо выполнять на протяжении всего процесса изучения общества.

Структура

Цели и задачи социологии направлены на все структурные части общества. Наука очень обширна, поэтому подходов к изучению ее структуры достаточно. Первый предполагает то,что социология бывает двух типов — фундаментальная и прикладная.

Первая подразумевает то, что у науки есть определенная теоретическая основа, которая будет взаимодействовать с другими похожими науками. Вторая исследует конкретные социальные события или факты.

Второй подход к структуризации

Многие социологи представляют структуру социологии немного под другим углом, считая, что она представлена соотношением общего и отраслевого. То есть понятие состоит из определенных отраслей изучаемой науки.

Есть 3 уровня в таком подходе:

  1. Общая — помогает выработать цели и задачи социологии. Представлена как теоретическая база.
  2. Отраслевая — социология права, экономики, молодежи и прочего.
  3. Эмпирическая — конкретные способы и приемы для сбора сведений.

Отрасли

Социология образования — составляет важнейшую часть науки. Образование воспринимается здесь как социальный институт. Рассматриваются его задачи в социологии, взаимоотношение с другими институтами.

Еще одна отрасль — сфера науки, которая рассматривает связь политики с другими областями социума, а также отношения политического института с социальными. Это социология политики.

Социология труда — сегмент, который наука активно изучает. В нем отпечатывается вся деятельность человека, которая воспринимается как социальный процесс, присущий обществу. Также здесь приводят наиболее эффективные пути повышения работоспособности, изменения отношения к труду, модернизации оборудования и техники для работы.

Социология управления — анализирует всю систему управления государством. Которая возникает в результате каких-то общественных отношений.

Задачи социологии СМИ в данном случае предусматривают активное изучение всех типичных ситуаций в развитии массовых коммуникаций, выявление закономерности в деяниях социальных институтов. Которые и являются причиной появления массовой информации.

Социология общественного мнения — предметов здесь являются конкретные механизмы, с помощью которых зарождается и развивается общественное мнение. Рассматриваются различная взаимосвязь между группами лиц, между народом и событиями в обществе.

Значение

Современная наука об обществе показывает, что люди очень тяжело привыкают к новой жизни, которая изменяется с каждым днем. Несмотря на серьезный технический прогресс, в любом случае знания о человеке, о социуме и отношениях в нем играют важную роль. Таким образом, чем более развитой становится цивилизация, тем больше у нее возникает необходимость в социологических знаниях.

Или:  30 бесплатных шаблонов визиток для каждой профессии

Любой специалист из различных сфер должен иметь базовые представления об обществе, о задачах и функциях социологии. Это важно, так как он должен уметь предвидеть с помощью таких знаний вероятные исходы при взаимодействии с социумом.

Также наука имеет огромное значения для людей, которые не только хотят построить карьеру, но и образовать семью, найти друзей, правильно воспитать ребенка.

Э. Дюркгейм вывел замечательную мысль о науке об обществе:

Социология не стоила бы и часа труда, если бы она не позволяла улучшить общество.

Социология помогает людям видеть и анализировать возникающие в обществе проблемы. Наука не способна сама решить все трудности, для этого ей необходим человек, который впитает все знания и сведения, а затем сможет их применить на практике, тем самым улучшая окружающую действительность, помогая и людям вокруг, и самому себе.

Источник

Что такое социология: понятие, предмет изучения, методы

Среди прочих наук социология занимает особое место, поскольку изучает достаточно сложные, неоднозначные и часто непредсказуемые явления. Многие процессы, происходящие в обществе, просто невозможно предугадать, а эксперименты, благодаря которым их удаётся изучить, ставит сама жизнь. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляет собой социология, какие явления и процессы она изучает, когда она появилась и как развивалась, а также выясним, какие функции она выполняет в современном мире.

Что такое социология?

Данный термин образован от латинского слова societas (компания, общество) и древнегреческого λόγος (наука). Таким образом, социология – это наука об обществе. Она изучает особенности существования общества, проявляющиеся в нём закономерности, отношения между группами людей, реакцию общества на определенные события и прочее.

Главная особенность социологии, отличающая её от других наук, заключается в том, что «общее не равно сумме частей». То есть, обладая полной информацией о том, как в определенной ситуации поведёт себя каждый конкретный человек, нельзя предсказать, как будет вести себя группа людей.

Социология изучает законы, в соответствии с которыми формируется общество, исследует его структуру, ищет принципы формирования отдельных социальных групп и отношений между ними, пытается находить закономерности в массовых явлениях.

Основоположником социологии считается французский философ XIX века Огюст Конт. Основные работы, посвященные данной науке, он написал в период с 1830 по 1842 год. В качестве названия он выбрал термин «социология», предложенный французским политиком Эмманюэлем Жозефом Сьейесом (аббатом Сьейесом) в 1780 году.

Интересно, что изначально у Конта было собственное понимание того, что такое социология и какой она должна быть. Он представлял её некой всеобщей научной дисциплиной, объединяющей новые и накопленные знания из истории, философии, политики и прочих сфер. Но в дальнейшем она сформировалась в самостоятельную и самодостаточную науку.

Что изучает социология?

Предмет изучения социологии – социальная жизнь общества. Эта наука исследует взаимодействие между слоями общества, социальными группами, организациями, общностями и иными обособленными частями общества. Также в сферу её изучения попадают нормы поведения и морали, существующие в рамках определенной части социума. Разумеется, социология не может существовать обособленно, поэтому пересекается с другими гуманитарными науками.

Помимо взаимодействия между социальными слоями и группами данная наука изучает также взаимоотношения общества и отдельно взятой личности. Важно понимать, что социология не является наукой, изучающей людей или взаимоотношения между отдельными людьми. А вот то, как человек взаимодействует с окружающим его социумом, представляет для этой науки интерес.

Человек зависит от общества. А общество состоит из большого количества отдельно взятых людей. Каждый из них в отдельности не является объектом изучения для социологии. А вот совокупность связей, отношений и взаимодействий между ними – это социальная реальность, и именно её изучает данная наука. Каждый конкретный социальный объект имеет собственное множество уникальных связей и отношений, организованных определенным образом и образующих некую социальную систему.

Социология как наука существует уже более полутора веков. Всё это время объектом её изучения оставалось человеческое общество, а вот предмет изучения непрерывно менялся. Изначально это способствовало окончательному отделению социологии от философии и превращению её в самостоятельную науку. На данный момент основным предметом исследования для неё являются взаимодействия социальных групп между собой и взаимодействие личностей с социальными группами.

Отличия социологии от других наук

Существует достаточно много научных дисциплин, изучающих общество и взаимоотношения внутри него: экономика, политика, юриспруденция и прочие. Но социология – это единственная наука, изучающая общество как единую и неделимую систему. Другие же науки концентрируются на конкретных процессах и явлениях, представляющих для них интерес, в отрыве от остальных аспектов социального взаимодействия.

Кроме того, социология отличается от других наук своими методами изучения. Она рассматривает общество и происходящие в нём процессы через призму потребностей, интересов, ценностей и иных установок, руководящих людьми. Такой подход позволяет не просто анализировать определенные явления, но и строить объясняющие их модели, повышающие точность дальнейшего прогнозирования и дающие возможность целенаправленно управлять социальными процессами.

История появления и развития социологии

Как было отмечено выше, основоположником данной науки является французский философ Огюст Конт. В 1842 году он опубликовал работу «Курс позитивной философии», в которой обосновал необходимость существования социологии. Эту необходимость подтверждали события, происходившие в то время. Европа была охвачена войнами, социальными конфликтами и революциями, которые вспыхивали хаотично и практически всегда неожиданно.

Становление науки происходило во второй половине 19 века. Теоретические основы социологии заложили Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие ученые того времени. В 20 веке происходило бурное развитие новой науки. Заметный вклад в неё внёс Карл Маркс, а также российские ученые Питирим Сорокин, Михаил Бакунин, Пётр Лавров, Николай Михайловский и другие.

Многие социологические концепции, предложенные на рубеже 18 и 19 веков, остаются актуальными и сегодня. И всё же современная социология сильно отличается от социологии того периода. В ней появились принципиально новые направления и взгляды на социальную реальность. Современный этап развития социологии начался на рубеже 20 и 21 веков. Одной из основных его целей является создание единой социологической теории, которая интегрировала бы в себе все знания, получение за более чем полуторавековую историю данной науки.

Виды социологии

В современной социологии рассматривается два варианта внутренней классификации этой науки: по подходу к изучению, а также по целям и задачам.

По подходу к изучению она делится на два вида:

  • Теоретическая. Данная ветвь занимается исследованием основных понятий, категорий и законов функционирования общества. На теоретическом уровне используются функциональный, исторический, системный, сравнительный и иные методы научного изучения.
  • Эмпирическая. Эта ветвь исследует задокументированные процессы и явления в обществе, пытаясь найти в них статистические и иные закономерности.

По поставленным целям и задачам социология также делится на два вида:

  • Фундаментальная. Как фундаментальная наука, социология изучает социальные явления, анализирует собранную информацию, ищет закономерности и научные объяснения происходящих процессов.
  • Прикладная. Как прикладная наука, социология ищет способы прогнозирования и управления социальными явлениями и процессами.
Или:  Акт возврата товара поставщики образец

Функции социологии

Социология – это важная наука, которая решает большое количество задач, направленных на исследование социальных явлений и процессов, прогнозирование их развития, управление ими, поиск решений возникающих проблем и прочее. Исследователи выделяют следующие функции современной социологии:

  • Познавательная. Познание социальных объектов, явлений и процессов с целью дальнейшего воздействия на них.
  • Прогностическая. Поиск научных способов прогнозирования развития социальной ситуации и течения социальных процессов.
  • Организационно-технологическая. Разработка технологий и методик, направленных на регулирование социальной структуры общества, а также отношений и процессов внутри него.
  • Инструментальная. Разработка новых и совершенствование имеющихся методов изучения, применяемых в социологии.
  • Управленческая. Применение имеющихся знаний для управления социальными объектами на всех уровнях.
  • Идеологическая. Использование достижений социологии для пропаганды, популяризации одних идей и критики других.
  • Функция проектирования и конструирования. Разработка модели отдельного социального объекта или процесса с заданным набором параметров для оптимального решения конкретной задачи.

Социология предоставляет широкие возможности манипулирования общественным сознанием. Поэтому она может быть как беспристрастной наукой, направленной на улучшение социального климата, так и мощным инструментом пропаганды и манипуляции в руках недобросовестных политиков и иных деятелей.

Методы социологии

Ещё основоположник социологии Огюст Конт утверждал, что данная наука может опираться исключительно на научные методы, дающие достаточно точную и достоверную информацию. В основе современной социологии лежат такие методы как:

  1. Наблюдение. Сбор данных производится посредством фиксации происходящих событий, явлений и процессов. Наблюдение может быть скрытым или явным, обыденным или научным, включенным или невключенным (зависит от того, входит ли исследователь в изучаемую социальную группу или наблюдает извне).
  2. Эксперимент. Данный метод подразумевает создание определенных обстоятельств и наблюдение за реакцией социального объекта. Эксперимент может быть полевым (происходящим в естественных условиях) или лабораторным (происходящим в частично или полностью изолированной среде).
  3. Контент-анализ. Этот метод подразумевает сбор большого количества уже имеющейся информации и её исследование статистическими методами.
  4. Опрос. Людей из случайной выборки опрашивают, чтобы выяснить их мнение. При этом выборка должна быть репрезентативной (то есть, мнение опрошенных людей должно достаточно точно отражать мнение всех представителей исследуемой социальной группы).
  5. Экспертный опрос. В рамках такого опроса опрашиваются люди, основной род деятельности которых так или иначе связан с темой социологического исследования.
  6. Интервью. Это общение с одним респондентом, в рамках которого он подробно отвечает на вопросы по заданной теме.
  7. Социометрия. Это опрос, проводимый среди всех представителей небольшой социальной группы (например, школьного класса или студенческой группы).

Заключение

Чтобы понять, что такое социология и чем она отличается от остальных наук, изучающих социальные явления, нужно рассматривать общество как единую и неделимую систему, все процессы внутри которой подчиняются определенным законам. Если другие науки сосредотачиваются на отдельных аспектах, то социология изучает все виды взаимодействия между социальными объектами. Она изучает, как и почему люди вступают в определенные связи и образуют структуры, поведение которых не подчиняется привычной человеческой логике, а в чем-то напоминает поведение живых организмов.

Источник



Предмет социологии

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой предмет исследования. Существует несколько интерпретаций предмета социологии.
Первое определение предложил в 1904 г. австрийский философ Г. Амезедер, который трактовал предмет как акт данности объекта в процессе познания.
Есть и другие трактовки:

  1. Это грань объекта, которая определяет ее содержательную сторону.
  2. Предметом именуют часть объекта, когда исследуются его определенные сегменты.
  3. Предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые распространяют свое влияние на человеческое общество (согласно теории Огюста Конта).
  4. Предметом социологии можно считать социальные факты, под которыми следует понимать коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д. (согласно теории французского социолога Эмиля Дюркгейма).
  5. Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, которые ориентированы на ожидания других людей.
  6. По мнению Г. Гегеля, предмет – это нечто обуславливающее существование самой науки, то, что отличает ее от других наук.
  7. А если принять во внимание точку зрения Г.П. Щедровицкого, определение предмета подчеркивает факт его существования только в сознании исследователя. И вывод о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний является лишь мысленной конструкцией человека.

Выводы о предмете

Обобщая разные подходы, можно придти к выводу, что в широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.
Следовательно, можно сделать выводы, что наука социология изучает не индивидов, а субъективную сторону (потребности, интересы, оценки и т. п.) поведения, различные уровни социальных взаимосвязей, коллективы людей в процессе их взаимодействия. Таким образом, социология изучает образ жизни людей, социальных классов, обществ и других сознательных явлений.
Для наглядности можно изобразить таблицу о предмете в структуре частных социологических теорий

Социологическая теория Предмет социологической теории
Социология труда Трудовое поведение
Социология занятости Рынок труда и занятости, экономическое поведение личности в условиях конкуренции на рынке труда
Социология безработицы Безработица как социальное явление и социально-экономический процесс, ее последствия
Социология управления Управление в сфере труда и производства как социальный процесс и его последствия
Социология города Город как целостный социальный организм, система расселения и развития горожан
Социология села Деревня как социальный полис и система расселения, урбанизация и ее социальные последствия
Социология предпринимательства Предпринимательство как социальное явление и социальный процесс, социальные последствия
Социология маркетинга Маркетинг как вил социально-экономической деятельности по формированию запросов. социальной базы, поведения потребителей и продвижению товаров
Социология страхования Страховое повеление; социальные последствия развития страхового рынка
Социология финансово-банковской сферы Социальные отношения, процессы и явления на финансовом рынке, их социальные последствия
Региональная социология Взаимодействие регионов и центра как целостной системы
Социология домохозяйств Деятельность членов домохозяйства по организации своего быта и жизнеобеспечения

Выдвигая на первое место проблемы и образ жизни человека, социология не претендует на его абсолютное познание. Наука выделяет лишь социальные по своему предназначению параметры в жизни человека. То есть, предметом являются лишь «вечные» социальные проблемы, те, которые проявляются в любых обществах, в любых условиях, на всех этапах человеческой истории.

Базовые характеристики предмета социологии

  1. Реально функционирующее общественное сознание во всем его многообразии и многозначности. Базовым понятием для социологии является общественное сознание и все его компоненты: знание, информация, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, интересы и другие эмпирические элементы.
  2. Социология не ограничивается анализом состояния общественного сознания. Сознание только тогда превращается в реальную силу, когда оно воплощается в поведении, деятельности, в действиях людей.

Однако общественное сознание и поведение становятся предметом изучения только в условиях гражданского общества — отделенного от государства.
Вывод: предмет социологии как науки включает:

  • реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии;
  • деятельность, взаимодействие людей в процессе решения реальных проблем, действительное поведение людей;
  • условия, в которых реализуются реальное сознание и соответствующее ему поведение людей,
  • отношения индивидуумов ко всему, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник