7 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Осмотры съемных грузозахватных приспособлений

Осмотры съемных грузозахватных приспособлений

Съёмные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления «подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта на предприятии на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат».

«Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность».

«Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в Журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименования приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, контроля сварки, результаты испытаний грузозахватных приспособлений.

Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом».

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений (ГЗП) и тары владелец должен «периодически производить их осмотр в следующие сроки:

  • траверс, клещей и других захватов и тары — каждый месяц;
  • стропов (за исключением редко используемых)- каждые 10 дней;
  • редко используемых съемных ГЗП — перед выдачей их в работу.

Осмотр ГЗП должен производится по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные ГЗП должны изыматься из работы. При отсутствии инструкции браковку стропов производят в соответствии с приложением Правил.

Источник



Протокол испытаний

Составление протокола испытаний – необходимая часть процедуры проверки техники, устройств, оборудования или каких-либо материалов. Протокол фиксирует все действия, производимые в процессе испытания, а также их результаты. Испытания могут носить обязательный характер или же проводиться на добровольной основе. Также они могут быть единовременными или периодическими.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Информация, вносимая в протокол испытаний, носит конфиденциальный характер и не должна разглашаться без согласия на то заинтересованных сторон.

Цель документа

В производственных компаниях испытания являются частью рутинной деятельности. Они позволяют установить:

  • качество производимой продукции,
  • определить степень ее пригодности для дальнейшей эксплуатации в различных условиях, в том числе нестандартных,
  • подтвердить ее соответствие заявленным свойствам.

В протокол испытаний вносятся технические характеристики объекта, все этапы проверки, а потом по каждому из них подводятся итоги. Заключительная часть протокола включает в себя обобщающее резюме.

Следует отметить, что в некоторых случаях предприятия привлекают для испытаний другие компании или специализированные лаборатории, обладающие необходимым оборудованием и опытом по испытанию тех или иных объектов – такая практика особенно распространена, если для испытаний требуется наличие специальной лицензии.

Порядок проведения испытания

Испытание, как правило, проводится комиссией, назначенной специальным распоряжением руководства. В нее входят специалисты из профильных структурных подразделений организации, обладающие необходимой квалификацией и определенными знаниями об испытываемом объекте. Иногда в состав комиссии включаются сторонние эксперты, способные оценить качество материала на более высоком уровне.

В испытаниях моделируются особые условия, которые должны выдержать оборудование, техника, и пр. объекты, подвергшиеся тестированию. Вся процедура фиксируется в протоколе. После этого протокол подписывается членами комиссии или ответственным сотрудником (руководителем организации).

Следует отметить, что результаты испытаний могут быть как положительными, так и отрицательными – в обоих случаях это должно быть вписано в протокол.

Если объект не прошел проверку, он может быть доработан и отправлен на повторные тесты.

Период действия протокола

Данный документ не является бессрочным. Период его действия для обязательных экспертиз, установленный на государственном уровне, определяется тем, в который раз проводятся испытания.

  • Если это первый раз, то срок легитимности документа равен одному году,
  • при любых последующих испытаниях, период актуальности увеличивается до шести лет.

В случаях с частными компаниями и продукцией, испытания которой проводятся по личной инициативе руководства организаций, срок действия протокола определяется в индивидуальном порядке.

Правила составления протокола испытаний

На сегодняшний день протокол испытаний не имеет стандартного унифицированного образца, обязательного к применению. Предприятия и организации могут составлять его в произвольной форме, опираясь на свои потребности или использовать шаблон, разработанный внутри компании и утвержденный в её учетной политике.

При этом существует ряд сведений, которые в протоколе должны присутствовать в любом случае. Это:

  • наименование организации, проводящей испытания,
  • дата процедуры,
  • номер документа,
  • название объекта (материала, устройства, оборудования, техники и т.п.),
  • его технические характеристики (мощность, вес, объем и т.п.),
  • условия испытания (температура, напряжение и т.п.).

В протокол следует вносить только достоверную информацию, включение в нее непроверенных данных или заведомо ложных сведений может привести к наказанию со стороны контролирующих структур.

Правила оформления протокола испытаний

Шаблон протокола, как правило, печатается на компьютере, основные сведения в него можно вносить как от руки, так и в печатном виде. Оформлять документ допустимо на обычном листе А4 формата или на фирменном бланке предприятия – второй вариант освобождает от необходимости вбивать реквизиты фирмы вручную.

Протокол обязательно должен быть заверен оригиналами подписей ответственных лиц.

При этом печать на нем ставить не обязательно, поскольку с 2016 года наличие печатей и штампов у юридических лиц не является требованием со стороны закона (т.е. штамповать документы можно только при добровольном волеизъявлении руководства фирмы).

Протокол пишется в стольких экземплярах, сколько необходимо для всех заинтересованных сторон. После утраты актуальности документ передается на хранение в архив предприятия, где содержится на протяжении установленного для таких бумаг периода.

Источник

Приложение В (рекомендуемое). Форма акта обследования СГП или Т

Грузоподъемный кран, совместно с которым используется съемное грузозахватное приспособление (тип, марка, грузоподъемность, зав. N, рег. N, группа классификации (паспортная/фактическая); объект, где установлен грузоподъемный кран

Или:  Описываем результаты работы 10 реальных примеров из резюме

Наименование организации, эксплуатирующей съемное грузозахватное приспособление (грузовую тару)

2 Сведения о специализированной организации и правовой основе обследования

Наименование организации, проводившей обследование

Номер правоустанавливающего документа, кем выдан, дата окончания, срок действия

Номер и дата приказа по специализированной организации, согласно которому проводилось обследование; цель обследования (продление срока безопасной эксплуатации, оценка работоспособности после аварии крана и т.п.)

Съемное грузозахватное приспособление (грузовая тара) подвергнуто (указать первичному, повторному или внеочередному) обследованию

Обследование проведено в соответствии с требованиями (указать номер (шифр, наименование) документа)

Дата и номер договора, согласно которому проводилось обследование

Фамилия, имя, отчество эксперта(ов), выполнявшего обследование, с указанием должности, N удостоверения и даты окончания срока действия

В результате обследования установлено:

3 Паспортные данные

Грузоподъемность (масса брутто/масса тары — для грузовой тары)

Количество захватов, тип, грузоподъемность каждого (для грузовой тары — количество и тип строповочных элементов)

Обозначение и наименование нормативного документа, в соответствии с которым изготовлено съемное грузозахватное приспособление (грузовая тара)

Год, месяц изготовления

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150

Допустимая температура (указать нижний и верхний пределы) использования

Возможность использования в пожароопасной среде категории

Возможность использования во взрывоопасной среде категории

Проводился ли капитальный ремонт (если проводился, указать когда и кем)

4 Соответствие фактических условий использования паспортным данным и требованиям технологических регламентов и нормативных документов (соответствует/не соответствует; при несоответствии — краткое описание)

По виду выполняемых работ (строительные, складские и т.п.)

По соответствию перемещаемых грузов требованиям схемы строповки, технологического регламента (указать наименование и шифр документа)

По нижнему и верхнему пределам температур района использования

По характеристике среды (пожароопасная, взрывоопасная, агрессивная и т.п.)

По состоянию эксплуатационной документации (наличие паспорта, ведение журнала осмотра и т.п. Указать шифр (обозначение) эксплуатационных документов: паспорт, руководство по эксплуатации)

По состоянию маркировки (наличие табличек, клейм, бирок (колец) и наличию на них необходимых сведений)

По организации надзора за безопасной эксплуатацией (указать фамилии, инициалы и NN приказов и удостоверений ответственных специалистов.

По функционированию системы технического обслуживания и ремонта (своевременность и полнота осмотров, устранение выявленных замечаний, в т.ч. своевременная утилизация)

5 Результаты обследования

Общее число дефектов, отмеченных экспертом (по ведомости дефектов)

устранены при проведении данного обследования

требуют устранения до начала дальнейшего использования

могут быть устранены за срок, указанный в ведомости дефектов

могут быть устранены при очередном ТО или Р

Проведены испытания съемного грузозахватного приспособления (грузовой тары) (заполняется в случае, если испытания проводились)

Статические (указать массу груза), т

Дефектов по результатам испытаний не обнаружено.

По результатам проведенного обследования, с учетом устраненных эксплуатирующей организацией несоответствий, дефектов и повреждений, эксперт (группа экспертов) считает, что съемное грузозахватное приспособление (грузовая тара) (указать тип, наименование, обозначение, назначение, заводской (регистрационный) номер:

Находится в работоспособном состоянии, признано годным к использованию по назначению, указанному в паспорте. С учетом вновь назначенного срока службы, следующее обследование провести не позднее (указать месяц и год)

Находится в неработоспособном состоянии и подлежит ремонту согласно ведомости дефектов (поставить плюс)

Достигло предельного состояния и подлежит снятию с эксплуатации и утилизации в установленном порядке (поставить плюс). Если возможен капитально — восстановительный ремонт — указать

7 Сведения о снижении рабочих параметров

Съемное грузозахватное приспособление (грузовая тара) может эксплуатироваться лишь со следующими изменениями паспортных данных и/или условиями использования (заполняется при назначении экспертом (группой экспертов) каких-либо изменений и условий):

со снижением полезной грузоподъемности или массы брутто до, т

в диапазоне температур (от и до), °С

Учитывая фактическое состояние и/или конструктивное исполнение металлоконструкции, вызывающее сомнение в ее прочности, необходимо (или не нужно) выполнить поверочный прочностной расчет с учетом фактического состояния (указать да или нет)

Вниманию должностных лиц организации, эксплуатирующей съемное грузозахватное приспособление (грузовую тару)!

1 За невыполнение заключения и ограничений, приведенных в настоящем акте и неустранение замечаний, отмеченных в ведомости дефектов, специализированная организация, проводившая обследование, ответственности не несет.

2 Настоящий Акт с Ведомостью дефектов служит техническим обоснованием для дальнейшей безопасной эксплуатации либо для проведения ремонта или утилизации съемного грузозахватного приспособления (грузовой тары) и является неотъемлемой частью паспорта съемного грузозахватного приспособления (грузовой тары).

1 Копия приказа организации, эксплуатирующей съемное грузозахватное приспособление (грузовую тару), о проведении обследования*.

2 Копия приказа специализированной организации о проведении обследования*.

3 Справка о характере и количестве грузов, перегружаемых с использованием съемного грузозахватного приспособления (грузовой тары) (составляется по решению ведущего эксперта — в произвольной форме)*.

4 Копия паспорта съемного грузозахватного приспособления (грузовой тары) (ксерокопия, фотокопия, заверенная выписка)*.

5 Ведомость дефектов и повреждений (при их наличии).

6 Акт проведения статических испытаний (если проводились)*.

7 Результаты проверки химсостава и механических свойств расчетных элементов (если проводились)*.

8 Заключение по результатам неразрушающего контроля съемного грузозахватного приспособления, с указанием вида контроля и мест металлоконструкции, где он проводился (если проводился)*.

9 Копия документа, подтверждающего компетентность специализированной организации в области оценки работоспособности грузозахватных приспособлений и грузовой тары.

10 Другие приложения, составленные в зависимости от цели обследования.

Подпись эксперта (группы экспертов) с указанием фамилии и инициалов.

<< Приложение
Б (обязательное). Допуски на предельные величины остаточных деформаций, механических повреждений и износ узлов и элементов.
Приложение >>
Г (рекомендуемое). План оценки работоспособности съемных грузозахватных приспособлений и тары
Содержание
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33715-2015 "Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация".
Или:  Штукатурка 171 Короед 187 фото выбор нанесение

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений(СГП или СГЗП) и тары на подъемных сооружениях

Исходя из норм статьи 7 (приложение № 3) технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям технического регламента.

Необходимость, условия и способы проведения испытаний грузозахватных приспособлений в период эксплуатации определяются с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя, в соответствии с пунктом 233 ФНП ПС.

Согласно пункту 195, пункту 199 ФНП ПС, стальные канаты и цепи, устанавливаемые на ПС при замене ранее установленных, должны соответствовать по длине, марке, диаметру и разрывному усилию, указанным в паспорте подъемного сооружения и иметь сертификат предприятия – изготовителя.

В силу пункта 219 ФНП ПС, требования промышленной безопасности при эксплуатации грузозахватных приспособлений, в том числе к проведению технического обслуживания, ремонта, реконструкции, должны быть не ниже требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений, совместно с которым они используются по назначению.

Вопрос от 17.05.2018:

Ответ: В каждом паспорте стропа указывается гарантийный срок эксплуатации(3 месяца). Согласно п.223 и п.228 ФНП №533 [новый документ] стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации. Для стальных канатов стропов следует использовать браковочные признаки, приведенные в приложении № 4 к ФНП №533, а для цепей стропов следует использовать браковочные признаки, приведенные в приложении № 7 к ФНП №533.

Браковочные признаки текстильных стропов также приведены в приложении № 7 к ФНП №533. Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации (при отсутствии норматива или браковочных показателей изготовителя) и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы, при этом результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

Таким образом, рекомендованный срок безопасной эксплуатации стропа не является обязательным и необходим для планирования замены эксплуатируемых стропов.

Вопрос от 17.05.2018:

Ответ: В каждом паспорте стропа указывается на проведение испытания стропа с указанием даты проведения испытания и результатов испытания (годен, не годен), необходимость, условия и способы проведения испытаний грузозахватных приспособлений в период эксплуатации определяются с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя и приложения №7 «Нормы браковки канатных и цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе» ФНП № 533. По браковке стропов при визуальном осмотре, определяется годность стропа к эксплуатации и не требуется проведение испытаний строп, т.к. изготовитель гарантирует соответствие стропа заявленным характеристикам при изготовлении. Согласно п.п.225,226 ФНП №533 проведение проверки грузоподъемности стропа проводится только после проведения ремонта с целью проверки качества выполненного ремонта с проведением статических испытаний с нагрузкой, составляющей 125 процентов по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности отремонтированного грузозахватного приспособления.

Вопрос от 17.05.2018:

Ответ: Согласно п.23 «ж» [новый документ] Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

  • специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
  • специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
  • специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Вопрос от 28.03.2019:

Ростехнадзором были разъяснены вопросы назначения работника, проводящего осмотры СГП следующим образом:

Согласно п.23 «ж» Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС; специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС. В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Из вышеприведенного разъяснения получается, что возложение обязанностей по осмотру СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии возможно только в организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе). Но в п. 228 сказано, что специалистов для осмотра СГП назначают согласно требованиям подпункта «ж» пункта 23 настоящих ФНП, где перечислены и ответственный за безопасное производство работ и ответственный за работоспособное состояние.

Прошу более подробно разъяснить почему ответственный за работоспособное состояние не может быть назначен специалистом для осмотра СГП?

Ответ: Согласно п.23 «ж» Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

  • специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
  • специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
  • специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
Или:  Агентский договор риски о которых надо знать бухгалтеру

В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, при этом сведения об учете и осмотре СГП, закреплённых за ПС, можно дополнительно отражать в вахтенном журнале ПС.

ФНП 533 не запрещает назначение ответственного за работоспособное состояние специалистом для осмотра СГП.

Вопрос от 19.04.2016:

На основании п.п. 264 и 148 «к» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [новый документ] следует, что съемные грузозахватные приспособления и тара не подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Прошу разъяснить, требуется ли проведение экспертизы промышленной безопасности съемных грузозахватных приспособлений и тары, участвующих в технологическом процессе транспортирования расплавов черных и цветных металлов (объект является ОПО также по признаку получения, транспортирования, использования расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более).

Ответ Ростехнадзора: Управление горного надзора рассмотрело Ваше обращение и сообщает, что съемные грузозахватные приспособления и тара участвующая в технологическом процессе транспортирования расплавов черных и цветных металлов на опасном производственном объекте не подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос от 06.11.2015:

Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора дан ответ на данный вопрос.

В соответствии с п. 228 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, (далее – ФНП по ПС) [новый документ] в процессе эксплуатации съёмных грузозахватных приспособлений и тары эксплуатирующая организация в лице назначенного приказом специалиста (или специалистов, согласно требованиям подпункта «ж» пункта 23 настоящих ФНП [новый документ]) должна периодически производить их осмотр не реже чем:

  • траверс, клещей, захватов и тары – каждый месяц;
  • стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;
  • редко используемых съёмных грузозахватных приспособлений – перед началом работ.

Из изложенного следует, что если траверсы, клещи, захваты и тара используются реже чем 1 раз в месяц или стропы используются реже чем 1 раз в 10 дней, то их следует относить к редко используемым и производить их осмотр согласно п. 228 ФНП по ПС перед началом работы.

Отнесение съёмных грузозахватных приспособлений и тары к категории редко используемых оформляется распорядительным документом эксплуатирующей организации.

Источник

Испытание стропов

Постановление Госгортехнадзора РФ от 31.12.1999 N 98 (ред. от 28.10.2008) «Об утверждении «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (вместе с «ПБ 10-382-00. «)
3.1.24. Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) — на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат.
Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность.
3.1.25. Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в Журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления, если они проводились.
3.1.26. Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом.

Цитата
Олег Иванов пишет:
Коллеги! На практике каждые шесть месяцев нужно испытывать стропа статической нагрузкой.
А ни в нормативном документе указание такое не нашли.
Неужели ошибаемся?
Вопрос не прост: ибо по идее есть т.н. гарантийный срок эксплуатации стропа и если он истекает, но строп в нормальном состоянии — то его можно не выбрасывать (нет такого браковочного признака). А как тогда удостовериться, что он выдерживает нагрузку? Вот с поясами монтажными все понятно — там четко написано, вынь да положь испытание. А со стропами? Поделитесь, пожалуйста, практикой.
PS Что характерно, в учебной литературе попадалось про испытания стропов

Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации (РД 10-33-93) [с изменением N 1 (РД 10-231-98)]. Госгортехнадзор России, 20.10.1993, постановление Госгортехнадзора России от 08.09.1998 N 57

Источник