7 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Образцы примеры текстов научного стиля

Научный стиль речи: примеры текстов. Стили речи: художественный, научный, разговорный

В своей речи люди используют все разнообразие стилей речи в зависимости от того, в каком обществе им приходится общаться. Именно поэтому в речи необходимо использовать разные стили.

Что такое стили речи?

Стили речи представляют собой систему языковых способов и средств организации, которые исторически сложились и используются в какой-либо отдельной сфере общения человека, его общественной жизни: сфере словесно-художественного творчества, науки, деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, бытового общения. В связи с этим в русском языке различают следующие стили речи: художественный, научный, разговорный, публицистический и официально-деловой. При этом все стили, кроме разговорного, считаются книжными.

В данной статье рассмотрим все стили речи, при этом особое внимание будет уделено научному стилю, который используется в научных работах, учебных пособиях, выступлениях на конференциях. Научный стиль требует более жестких правил использования, нежели другие, поскольку в нем обязательно использование терминологии, применимой в узкой сфере знаний. Именно поэтому стоит отдельно обратить внимание на научный стиль речи. Примеры текстов помогут подробнее в нем разобраться.

Особенности стилей речи

Появление разнообразия стилей речи обосновывается многообразием содержания речи, а также ее целями общения, то есть коммуникативной направленностью. Именно цели общения обычно диктуют свои правила для выбора стиля в той или иной ситуации.

Каждый из функциональных стилей речи обладает своими типичными чертами, имеет свой лексический круг, а также свою синтаксическую структуру, которые должны реализоваться в определенной степени в каждом из жанров. Таким образом, каждый из стилей имеет ряд своих особенностей. Продемонстрировать помогут все стили речи примеры и краткое описание их особенностей.

Деловой стиль можно определить по профессиональной терминологии, точным определениям применяемых слов и выражений, также благодаря клишированности языковых средств. Например: Я, Миронова Алевтина Владленовна, прошу предоставить мне очередной отпуск.

Главной особенностью публицистического стиля считается его экспрессивность и информативность. Например: Невероятное открытие! Тарас из небольшой деревни Матроскино изобрел препарат, который заставляет куриц нести серебрянные яйца!

Художественный стиль самый богатый на разнообразие всего национального языка, в данном стиле приветствуется использование различных описаний и оборотов для создания яркого и запоминающегося образа. Данный стиль обогащает нашу речь и помогает более глубоко понимать то, о чем написано в художественном произведении, все чувствовать и переживать. Например: Сидя на крыльце своего дома, она заметила, как ко двору начал кто-то приближаться. Она понимала, что это возвращается возлюбленный, которого она ждет уже несколько лет.

Разговорный стиль отличается от всех остальных своей непринужденностью и неподготовленностью. Например: Привет! Представляешь, вчера я ходила на вечеринку и встретила там Пашку. Того самого, о котором я тебе уже весь месяц рассказываю!

Использование просторечных и разговорных слов, лексическая разнородность, упрощенный синтаксис, применение мимики, жестов, эмоциональная оценка происходящего – все эти особенности указывают на разговорный стиль речи.

Научный стиль речи: основные черты

Научный стиль предназначен для сообщения и объяснения результатов научных работ. Несмотря на то что существует множество сфер науки, можно выделить некоторые основные черты, которые применимы к научному стилю в целом:

Источник



Анализ научного текста
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Лютова Татьяна Эдуардовна

Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды — молнии — сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность. (Энциклопедический словарь)

Тема: научное определение атмосферного явления — грозы.

Идея: описать атмосферное явление — грозу, её особенности.

Читательский адрес: от специалистов до широкого круга читателей.

Жанр: научно-справочная статья

Стиль: научный (научно-популярный подстиль).

Стилистический анализ

  1. Фонетико-стилистическая характеристика.
  1. Нейтральный стиль (повествовательные невосклицательные предложения, лексико-фразеологический состав нейтральный, книжный).
  2. Произносительные варианты соответствуют литературной норме произношения. Паузы, средняя длина синтагм (ритмика текста) в целом отвечают научному стилю (тесная связь между отдельными предложениями, логическая композиционная последовательность изложения, законченность смысловая и структурная).
  1. Лексико-семантический анализ:
  1. Большинство слов в тексте однозначные, преобладают слова и словосочетания терминологического характера.

Все слова употреблены в прямом значении, что свойственно научному стилю.

В тексте нет синонимических рядов (лаконизм и точность научного стиля).

  1. Словарный состав текста
  • Вся лексика текста активного состава.
  • Основной пласт составляют слова общеупотребительные ( облака, предметы, осадки, град, ветер, погода ), но в тексте значительное количество лексики ограниченного употребления — атмосферные термины, что характерно для научной статьи.
  • Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины), эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует ("сухость" изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика.
  • Кроме исконных слов, в тексте есть и заимствования: град (церк.слав.), ветер (греч.), пар (церк.слав.), молния (ст. слав.), шквал (англ.), масса (от лат из греч.), облако (церк.слав), теплый (ст.-слав.), что является характерной чертой научного стиля.
  • В тексте употреблены фразеологизмы научно-терминологического характера — устойчивые словосочетания: водяной пар, воздушные массы, электрические разряды . Это тоже характерно для научного стиля.

Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет.

  1. Словообразовательный анализ:

В тексте есть производные слова, образованные морфологическим суффиксальным способом с использованием продуктивных суффиксов ( -ск-, -ян-, -н- ).

Субъективных суффиксов и контекстуальных образований нет (научный стиль).

  1. Морфологический анализ:
  1. В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля. Употреблены существительные в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания), что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля.
  2. Прилагательные в тексте в основном относительные, преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными ( воздушные массы, водяной пар и т.д). Составные термины — признак научной речи.
  3. Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.
  4. Употреблены формы настоящего времени глагола действительного залога ( разряды сопровождаются, гроза наблюдается ). Они служат для выражения постоянного свойства предмета.
  5. Много употреблено форм причастий ( заключающееся, называемыми, находящимися, перегретой, движущихся ), что типично для научного стиля.
  6. Представлены союзы, составные предлоги ( а также, в виде ). Эмоциональных частиц и междометий нет.
  1. Синтаксический анализ
  1. Текст представляет собой сложное синтаксическое целое с последовательной цепной связью, объединенное темой и идеей.
Или:  Продление отпуска в связи с больничным порядок процедуры

В тексте 3 предложения: все простые, осложненные причастными оборотами и однородными членами.

  1. В статье простые предложения двусоставные, повествовательные с нейтральной лексикой, логически правильным порядком слов. Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного и четкого научного стиля.
  1. Общий вывод:

Уровни текста, и лексический в первую очередь, способствуют формированию научного функционального стиля, особенности которого проявляются на всех уровнях. Отсутствие экспрессивных средств на всех уровнях также отличает научный функциональный стиль.

Научный стиль.
Анализ особенностей стиля.

Научный стиль речи — одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.

Наука — своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к интеллекту, к логике. Научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Итак, основные черты языка науки — точность и объективность.

Как же строится научный текст? Сюжет научного текста необычен: автор приобщает читателя к процессу поиска истины. Читатель должен пройти вслед за ним путь, чтобы, сделав (и, тем самым, перепроверив) логические ходы, прийти к желаемому выводу-результату. Автор моделирует ситуацию, представляя процесс поиска истины в наиболее, по его мнению, оптимальном варианте.

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

  1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели — "введение" ;
  2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) — "основная часть" ;
  3. Решение исследовательской задачи, получение ответа — "заключение" .

Способ изложения, таким образом, является способом доказательства. Текст даже не очень больших по объёму научных произведений — статей, сообщений — принято делить на рубрики, подчёркивая переход от одного исследовательского эпизода к следующему.

Текст научного произведения создаётся как цепочка "шагов" — действий внутри текста, образующих логический каркас, который затем в тексте, насыщенном специальными символами и соответствующей терминологией воспринимает даже неподготовленный читатель.

В научном тексте по любой специальности можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Это, например, глаголы обозначим, зададим, составим, определим, найдём, выберем, рассмотрим и т.п. Автор методично поясняет своему собеседнику, какие именно мыслительные операции он в тот или иной момент совершает: даёт определения, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод и т.д.

Научный текст имеет сложную организацию. В нём можно условно выделить два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель:

  • фактическую, непосредственно об объекте исследования;
  • информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию.

Информацию второго типа (и элементы, которые её вводят) принято называть метатекстом. Наличие метатекста — одно из существенных свойств научного текста.

Сложность информации, с которой "работают" партнёры по научной коммуникации, заставляет автора заботиться об организации фактической информации таким образом, что бы собеседнику легче было её воспринимать и удерживать в памяти. Так, что бы не терять нить повествования, автор напоминает читателю, о чём идёт речь, время от времени возвращаясь к тому, о чём он говорил, обычно добавляя к этому небольшую порцию новой информации — в тексте такому движению соответствует смысловой повтор.

По объёму смысловые повторы различны: это может быть фрагмент текста (одна- две страницы, один или несколько абзацев), предложение, часть предложения, сложное словосочетание. Смысловые повторы не являются недостатком научного текста, но, наоборот, помогают организовать его. Некоторые повторы — необходимый атрибут композиции. Особенно важную роль они играют при подведении итогов научной работы. В курсовых, дипломных работах, диссертациях смысловыми повторами небольшого объёма (предложение, абзац) может завершаться каждая более или менее значительная рубрика (например, параграф), большим смысловым повтором большая часть (например, глава — выводами по главе), а вся работа — смысловым повтором в объёме одной — двух страниц ("Заключением").

Закономерности употребления языковых средств в научном стиле определяет факторы, о которых уже говорилось, — объективность и точность .

Объективность подразумевает, что информация не зависит от прихоти конкретного лица, не является результатом его чувств и эмоций. В тексте научного произведения она проявляется и в присутствии некоторых обязательных компонентов содержания, и в форме — в манере повествования.

Одним из основных способов создания эффекта объективности содержания является ссылка на научную традицию — указание на обращение к данному объекту исследования, проблеме, задаче, термину и т.п. других учёных. Ссылка на научную традицию в небольших работах часто ограничивается списком фамилий учёных, занимавшихся данной проблемой. Такие списки чаще всего составляются по алфавиту.

Игнорирование принципа преемственности вызывает у читателя негативное впечатление. В лучшем случае это может быть расценено как небрежность, в худшем — как присвоение себе результатов чужого интеллектуального труда, то есть плагиат.

"Объективность формы" научного стиля предполагает отказ от языковых средств, которые связаны с передачей эмоций: не используются междометия и частицы, передающие эмоции и чувства, эмоционально-окрашенная лексика и экспрессивные модели предложений; явное предпочтение отдаётся нейтральному порядку слов; для научной речи не характерна восклицательная интонация, ограниченно используется вопросительная.

Требование объективности определяет особенности манеры повествования. Прежде всего, это отказ от повествования в первом лице, то есть от "личной" манеры повествования.

Специфика научного стиля связано с тем, что значение времени в научном стиле неактуально (это и понятно, поскольку наука говорит о "вечных истинах"): противопоставление настоящего прошедшему и будущему практически исчезает.

Важной чертой науки является точность . Научный стиль в сознании обычного человека, безусловно, прежде всего ассоциируется с терминами.

Главная особенность и ценность термина в том, что он несёт логическую информацию большого объёма.

Научный стиль, как и официальный, очень последователен в выборе и употреблении слова: он резко сужает состав лексики общего языка, налагает запрет на нелитературную лексику (жаргонизмы, диалектизмы, просторечные слова), не допускает литературные слова, если они имеют эмоциональную окраску. Слово, входя в научный обиход, окраску теряет, наполняясь другим содержанием.

В то же время научный стиль всё время испытывает потребность в новых единицах для обозначения новых вновь рождающихся понятий, поэтому процессы словотворчества идут очень активно.

Или:  Обязанности договора поставки товара образец

Широко используются приставки анти- (антитела, антикриминальный), би- (биполярный, бицветный), квази- (квазиколичественный), сверх- (сверхновая) и др., суффиксы -ист (импрессионист), -ость (оседлость), изм- (символизм), -от-а (долгота), -ит (амазонит), -ни-е (клонирование).

Заметим, что термины существуют не поодиночке: устанавливая друг с другом связи — по типу общее/частное, род/вид, вид/разновидности, целое/часть, тождество, сходство, противоположности и др. — они образуют терминологические системы.

На этот факт необходимо обратить внимание, поскольку введение терминологической единицы без выявления её связей затрудняет восприятие. Понятия должны согласовываться друг с другом, вписываться в общую картину, а не быть отдельнымии разрозненными фактами. Информация должна в конечном счёте представлять собой научное знание.

Объективность и абстрагированность (обобщённость) научного стиля в морфологии проявляется в его "пристрастии" к определённым частям речи и особом использовании некоторых форм.

Самую большую частоту употребления имеют существительные, а среди них большинство принадлежит существительным с абстрактным значением: время, движение, направление и т.п. Употребление кратких прилагательных в научном стиле в несколько раз выше, чем в других ( равен, пропорционален, аналогичен, способен, возможен, характерен, ежедневны ).

Черты научного стиля могут проявляться с большей или меньшей степенью строгости. Это зависит от многих причин: и от жанра, и от предмета рассмотрения (в технических науках язык регламентирован в большей мере, чем в гуманитарных), но главным фактором всё таки является фактор адресата. Автор текста, если он хочет не только сообщить научную информацию, но и добиться её понимания, должен ориентироваться на объём знаний своего партнёра, и на то, какова цель знакомства партнёра с этой информацией.

В зависимости от того, как автор определяет для себя возможности и потребности своего "собеседника", он может использовать одну из вариаций научного стиля: собственно научный, научно-учебный или научно-популярный подстиль. Главная разновидность — собственно научный подстиль. На его основе возникает облегчённая разновидность, предназначенная для тех, кто только постигает новую область знания, научно-учебный подстиль. Малая степень компетенции читатели или слушателя приводит к появлению научно-популярного текста.

В области науки основными письменными жанрами являются тезисы, статья и монография, так как именно с их помощью передаётся новая научная информация, другие жанры представляют либо переработку этих сведений, которые они дают, преподнося информацию в адаптированном, сжатом виде (реферат, аннотация), либо дают ей оценку (рецензия, отзыв).

Строгость научного стиля достигает своего апогея в жанрах, которые являются документом, а потому испытывают на себе влияние официально-делового стиля. Жёсткие требования предъявляются к итоговым студенческим работам: регламентирована композиция работы (деление на главы или параграфы, наличие плана (оглавления), разделов "Введение", "Заключение" (или "Выводы"), "Библиография", а часто и "Приложение"), её оформление (указание на титульном листе реквизитов "Научный руководитель ", "Жанр" (курсовая, дипломная работа и т.п.), " Год", "Учебное заведение" и др.).

Источник

Какие бывают стили текста, примеры

Основной элемент речи — это стиль. Он служит оформлением текста, своего рода его «одеждой». А одежка, как знаем, говорит о многом.

Для написания любого материала могут применяться разные стили текста (или речи — это одно и то же). Тут главное сделать правильный выбор, так как различные типы и стили текста подходят для определенной сферы общения (научная, официально-деловая, СМИ, быт, интернет и т. д.).

Результат диалога напрямую зависит от правильно подобранного стиля. Особо важно правильно подавать информацию для читателей, поскольку вербальные данные отсутствуют. Они, к сожалению, не могут увидеть ваши жесты, взгляд и мимику.

Из статьи вы узнаете, какие бывают стили текста + получите готовые примеры.

Какие бывают стили текста

В настоящее время различают 5 видов текста:

  • научный;
  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • художественный;
  • разговорный.

Каждый из них отличается определенным сочетанием таких элементов, как структура текста, слова и предложения (синтаксическая конструкция).

Обзор стилей речи, как определить стиль текста

Научный — применяется для написания диссертаций, монографий, статей и пр. Текст научного стиля легко определить. Для него характерно:

  • наличие множества незнакомой терминологии;
  • громоздких предложений;
  • объемных абзацев (на пол страницы);
  • применение массы существительных и совсем немного глаголов;
  • безличность, т. е. вместо «я» — «мы».

Деловой стиль текста и официальный стиль текста совмещен в один — официально-деловой. И не зря, ведь они очень близки. Сотрудники коммерческих и государственных учреждений знают об этом не понаслышке. Все официальные документы, начиная с законов и заканчивая деловыми записками, пишутся в этом стиле.

Это язык отчетов, инструкций, накладных и т. д. Он характеризуется: отглагольными существительными, прямым порядком слов, длинными предложениями, жесткой логикой, широким использованием языковых клише и штампов, предельной точностью в изложении информации в ущерб удобства восприятия и легкости чтения.

Публицистический — встречается в журналах, газетах, статьях в общественных блогах, новостных сайтах и других СМИ. Его особенность — твердая нацеленность на результат: подача информации, которая будет воздействовать на мировоззрение большого числа людей и влиять на их отношение к общественным делам и проблемам.

Текст публицистического стиля часто состоит из отвлеченных слов и понятий, имеющих большое политическое, нравственное или общественное значение. Например, такие слова и фразы как прогресс, свобода слова, патриотизм, развитие и мн. др. Также ему свойственны: образность, логичная подача информации, призывы к действию, оценки и насыщенность эмоциями.

Художественный — богат на экспрессивно-эмоциональную лексику. Опознать художественный стиль текста просто: множество метафор и сравнений, наличие оттеночных слов (жаргонных, устаревших, ругательных), необычная авторская позиция, легкие для восприятия предложения.

Разговорный — встречается в повседневном живом общении. При желании автора установить более тесный контакт со своими читателями, этот стиль используется в письменной речи. Он часто встречается в продающих текстах, заметках соцсетей, личных заметках в блоге и др.

Текст разговорного стиля отличается ярко выраженной экспрессией, красочностью, живой речью, высокой субъективностью и оценочностью, неполными предложениями, разговорными и просторечными словами и оборотами, повторами. А иногда даже ненормативной лексикой.

Стили текста, примеры

Примеры научного стиля

Эксперимент Галилео Галилея получил следующий результат: следствие закона всемирного тяготения и закона, в соответствии с которым ускорение, испытываемое телом, прямо пропорционально силе, действующей на него, и обратно пропорционально массе.

Археологи уверяют, что недавно обнаруженный при раскопках артефакт, получивший название «Глаз змеи», создан народами древней Месопотамии. Открытие ученых опровергает раннюю теорию.

Или:  Титульный лист курсовой работы в колледже

Примеры официально-делового стиля

По итогам 2018 года, эксперты несколько ухудшили прогноз роста реального ВВП Украины до 3,447 % против 3,5 %, прогнозируемых Фондом в октябре в обзоре «Перспективы мировой экономики».

ПРИКАЗ о приеме на работу

Принять на работу уборщицей Зайцеву Марию Александровну, на условиях трудового договора №65 от 27 апреля 2018 года без установления испытательного срока, с оплатой согласно штатному расписанию с 27 апреля 2018 года.

ОСНОВАНИЕ: Трудовой договор № 65 от 27.04.2018 года.

Примеры публицистического стиля

На YouTube набирает популярность видеоролик, в котором щенок подружился с ротвейлером. Собака ласково облизывает своего друга, который бодро мурлычет и облизывает ее в ответ.

В начальной школе села Серая Кобыла учительница младших классов надругалась над ребенком и в порыве страсти надорвала ему ухо. Об этом сообщают местные новости. Более того злосчастный педагог объявил на камеру, что ребенок его якобы спровоцировал. Оказывается, на учительницу ранее уже поступали жалобы со стороны родителей. Но до этого конфликты удавалось «замять». Руководитель начальной школы Зубар Алена Петровна заявила, что она «обеспокоена этим инцидентом».

Примеры художественного стиля

Приятель мой и жена его были бездетные, жили в собственном домике на краю города. Он хотя и имел инвалидность, но работал шофером в автороте, устроился и я туда же. Поселился у приятеля, приютили они меня. Разные грузы перебрасывали мы в районы, осенью переключились на вывозку хлеба. В это время я и познакомился с моим новым сынком, вот с этим, какой в песке играется.

Да такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было, но их предполагали- и они родились. Я был скромен, меня обвинили в лукавстве, я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло, никто меня не ласкал, все оскорбляли, я стал злопамятен, я был угрюм- другие дети- веселы и болтливы, я чувствовал себя выше их, а меня ставили ниже, я стал завистлив! Я был готов любить весь мир- меня никто не понял, я выучился ненавидеть.

Я говорил правду мне не верили- я начал обманывать.

Примеры разговорного стиля

Алоха! Если ты жадно глотаешь эти строки скорее всего ты безработный. Мы предлагаем тебе удобное кресло, уютный офис и бесплатное кофе. Не убедили? Чтобы посчитать все плюшки, загибай пальцы: деньги, драйв, фан, красивые девчонки, и уйма экспериментов. В общем, скучно не будет – это точно! Смысл ждать? Подавай заявку прямо сейчас.

Вчера посчастливилось побывать на концерте новой «талантливой» поп-дивы, которую продвигает Лепс. Это жесть! Прокуренный голос, мальчишеская фигура, рябое личико, и он еще хочет отправить ее на Новую Волну, наивный тунгусский предприниматель.

Чтобы не остаться без читателя, каждый копирайтер обязан знать, какие бывают стили текста. При создании каждого материала уделяйте внимание аудитории. Очень важно подобрать стилистику, которая будет для нее понятной. Читатель не должен спотыкаться об утесы словосочетаний и тонуть в переизбытке непонятных фраз.

Источник

Научный стиль речи: примеры текстов. Стили речи: художественный, научный, разговорный

В своей речи люди используют все разнообразие стилей речи в зависимости от того, в каком обществе им приходится общаться. Именно поэтому в речи необходимо использовать разные стили.

Что такое стили речи?

Стили речи представляют собой систему языковых способов и средств организации, которые исторически сложились и используются в какой-либо отдельной сфере общения человека, его общественной жизни: сфере словесно-художественного творчества, науки, деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, бытового общения. В связи с этим в русском языке различают следующие стили речи: художественный, научный, разговорный, публицистический и официально-деловой. При этом все стили, кроме разговорного, считаются книжными.

В данной статье рассмотрим все стили речи, при этом особое внимание будет уделено научному стилю, который используется в научных работах, учебных пособиях, выступлениях на конференциях. Научный стиль требует более жестких правил использования, нежели другие, поскольку в нем обязательно использование терминологии, применимой в узкой сфере знаний. Именно поэтому стоит отдельно обратить внимание на научный стиль речи. Примеры текстов помогут подробнее в нем разобраться.

Особенности стилей речи

Появление разнообразия стилей речи обосновывается многообразием содержания речи, а также ее целями общения, то есть коммуникативной направленностью. Именно цели общения обычно диктуют свои правила для выбора стиля в той или иной ситуации.

Каждый из функциональных стилей речи обладает своими типичными чертами, имеет свой лексический круг, а также свою синтаксическую структуру, которые должны реализоваться в определенной степени в каждом из жанров. Таким образом, каждый из стилей имеет ряд своих особенностей. Продемонстрировать помогут все стили речи примеры и краткое описание их особенностей.

Деловой стиль можно определить по профессиональной терминологии, точным определениям применяемых слов и выражений, также благодаря клишированности языковых средств. Например: Я, Миронова Алевтина Владленовна, прошу предоставить мне очередной отпуск.

Главной особенностью публицистического стиля считается его экспрессивность и информативность. Например: Невероятное открытие! Тарас из небольшой деревни Матроскино изобрел препарат, который заставляет куриц нести серебрянные яйца!

Художественный стиль самый богатый на разнообразие всего национального языка, в данном стиле приветствуется использование различных описаний и оборотов для создания яркого и запоминающегося образа. Данный стиль обогащает нашу речь и помогает более глубоко понимать то, о чем написано в художественном произведении, все чувствовать и переживать. Например: Сидя на крыльце своего дома, она заметила, как ко двору начал кто-то приближаться. Она понимала, что это возвращается возлюбленный, которого она ждет уже несколько лет.

Разговорный стиль отличается от всех остальных своей непринужденностью и неподготовленностью. Например: Привет! Представляешь, вчера я ходила на вечеринку и встретила там Пашку. Того самого, о котором я тебе уже весь месяц рассказываю!

Использование просторечных и разговорных слов, лексическая разнородность, упрощенный синтаксис, применение мимики, жестов, эмоциональная оценка происходящего – все эти особенности указывают на разговорный стиль речи.

Научный стиль речи: основные черты

Научный стиль предназначен для сообщения и объяснения результатов научных работ. Несмотря на то что существует множество сфер науки, можно выделить некоторые основные черты, которые применимы к научному стилю в целом:

Источник