27 марта, 2022 Автор: Соня Крапива

Можно ли частично согласится с мнением автора в сочинении из ЕГЭ по русскому И сколько аргументов нужно привести в таком случае

Можно ли частично согласится с мнением автора в сочинении из ЕГЭ по русскому? И сколько аргументов нужно привести в таком случае?

Дорогие друзья, пишем свое отношение к позиции автора ЕГЭ по русскому языку. В этой статье мы расскажем, как написать о своем отношении к мнению автора. Этот фрагмент завершает основную часть сочинения, находясь перед заключением. Выпускник должен не только выразить согласие или несогласие с мнением автора текста, но и обосновать его. Этот элемент сочинения представляет собой логически выстроенное рассуждение, выделенное в отдельный абзац. Поэтому к его написанию нужно отнестись серьезно. Да, этот критерий может принести всего один балл, что кажется каплей в море в общей сумме баллов. Но стоит представить, что кто-то обошел вас на один балл и имеет преимущество при поступлении. Поэтому, дорогие выпускники, не разбрасывайтесь баллами, а ищите возможность увеличить их любыми способами.

Итак, выясним особенности написания собственного мнения по проблеме текста.

Варианты выражения собственного мнения

В своем выборе при написании собственного мнения вы абсолютно свободны. Никто не принуждает вас соглашаться с автором. Вы можете смело оспорить его точку зрения. При этом не достаточно просто сказать о том, согласны вы с автором или нет. Свое мнение также нужно аргументировать. Рассмотрим варианты выражения собственного мнения.

Согласие

Чаще всего на ЕГЭ предлагаются такие тексты, в которых авторы высказывают очевидные истины:

  • Материнская любовь помогает выжить и придает силы;
  • Патриотизм в годы войны заключался в самоотверженном служении Родине;
  • Одинокие старики нуждаются в поддержке близких;
  • Любовь способна творить чудеса, если она взаимна;
  • Чтение книг делает человека разносторонне развитым;
  • Выбор жизненного пути – ответственный шаг, поэтому нужно хорошо продумать все возможные варианты, прежде чем принять решение.

Поэтому целесообразно бывает согласиться с автором и поддержать его идею. Это можно сделать с помощью речевых шаблонов:

  • С автором трудно не согласиться.
  • Я поддерживаю автора в этом вопросе.
  • Я согласен с мыслью автора.

Несогласие

Иногда случается так, что у выпускника другой взгляд на поднятую автором проблему. В этом нет ничего страшного, и не нужно бояться об этом говорить. Иногда наше мировоззрение отличается от большинства, и мы смело вступаем в спор с собеседником. Не соглашаясь с автором, вы также вступаете с ним в дискуссию, просто вам заведомо известно, что диалога быть не может. Такой метод учит школьников отстаивать свое мнение и не бояться быть непохожим на других. Выразить несогласие можно следующими фразами:

  • Я считаю, что автор не прав.
  • Мое мнение отличается от мнения автора.
  • Я думаю по-другому.

Частичное согласие

Вполне возможно, что вы согласитесь с автором частично, лишь в некоторых вопросах. Например, автор в общем прав, но с одной его мыслью вы не согласны. Тогда уместно сказать следующее:

  • Автор, безусловно, прав, но я бы поступил немного иначе.
  • Автор несколько преувеличивает масштабность затрагиваемой проблемы.

Выражение своего отношения к позиции автора

При написании своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста выпускник должен показать умение выражать свое отношение к мнению других людей, продемонстрировать способность понимать содержание предложенного текста и его посыл.

Существуют всего два варианта выражения своего отношения к позиции других людей:

  1. согласие;
  2. несогласие (полное или частичное).

Выпускник может согласиться с позицией автора по проблеме исходного текста, а может частично или полностью не согласиться.

Ученик свободен в своем выборе, при этом нужно учитывать, что в предлагаемых на экзамене текстах, как правило, описывают достаточно явные и очевидные истины, например:

  • Патриотизм в годы войны проявлялся в том, что люди самоотверженно защищали свою Отчизну;
  • Человек, переживший беды, начинает по-настоящему ценить свою жизнь;
  • Любовь способна творить чудеса: она придаёт людям силы, вселяет в них желание жить, исцеляет их;
  • Детство — самая счастливая пора в жизни человека и другие.

С подобными утверждениями трудно не согласиться.

Составители экзаменационных материалов выбирают тексты, в которых затрагиваются актуальные для общества проблемы и общечеловеческие ценности.

Высказывая собственное мнение, выпускник должен помнить о том, что ему нужно обосновать именно своё отношение, то есть аргументировать его в сочинении.

Важно!

Свое отношение к позиции автора обязательно должно соответствовать сформулированной в сочинении проблеме исходного текста!

И его необходимо правильно выразить.

Сделать это можно с помощью различных типовых конструкций.

Структура собственной позиции

Собственное мнение в сочинении выступает как его отдельный элемент, имеющий свою структуру. Соглашаясь с автором или опровергая его, вы рассуждаете над обозначенной в первом абзаце проблемой. Поэтому и похоже оно на мини-рассуждение, включающее такие части: тезис, аргумент, вывод.

  • Тезисом будет утверждение или опровержение авторской позиции, т.е. первое предложение. Здесь достаточно даже того, что вы выразите согласие или несогласие формально. Это уже и будет тезис.
  • Аргумент – это доказательство ваших взглядов. Я согласен, потому что… Достаточно привести один пример, но он должен быть весомым, ясным и убедительным. Не стоит сильно углубляться в рассуждение и писать целую страницу по обозначенной трчке зрения. Излагайте мысли кратко, четко, конкретно.
  • Вывод – последнее предложение абзаца, в котором обобщается сказанное в подтверждение собственного мнения. Просто подведите итог того случая, о котором говорите, или заключите тем, как характеризует человека такой поступок. Здесь нужно говорить о каждой конкретной ситуации, общие шаблоны неуместны.

Какие факты можно использовать в качестве обоснования собственного мнения?

Несколько лет назад в качестве обоснования своей позиции можно было использовать только литературные источники. Но изменения в ЕГЭ дали простор фантазии школьников: примеры могут быть взяты не только из литературы. С одной стороны, это облегчило жизнь выпускникам. С другой возникли новые вопросы: что же писать, о чем говорить? На самом деле, использовать в качестве аргументации можно абсолютно любые сведения.

Общеизвестные факты

Просто расскажите о реальных событиях, произошедших в жизни. Рассуждая над проблемой сохранения памяти приведите пример того, как многие семьи участвуют в акции “Бессмертный полк”, где рядом со взрослыми шагают и малыши. На их лицах читается гордость за своих предков. Родители привили им это чувство, рассказав о судьбе прадедушки. Так в семьях хранится память о событиях той войны.

Жизненный опыт

Можно сказать о том, что вы были в похожей ситуации, что вы когда-то пережили такое же. Например, автор считает, что нельзя оставлять стариков одних, они нуждаются в заботе близких. Расскажите о своей бабушке, о том, как вы помогаете ей, как звоните, навещаете ее.

Литературные произведения

В литературе есть аргументы на все случаи жизни. Если ваш читательский опыт позволяет, лучше использовать именно литературные аргументы. Например, в подтверждение позиции автора о важности служения Родине можно привести рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека”. Андрей Соколов остался верен своей Родине даже в той ситуации, когда на кону стояла его жизнь.

Фильмы

У каждого из нас есть любимые кинокартины. Они также могут служить основой для рассуждения. Например, о важности самовоспитания неустанной работы над собой, повествует Фильм “Лед”, героине которого пришлось научиться ходить заново.

Научные данные

Если в тексте, к примеру, затрагивается экологическая проблема, прекрасно подойдут научные исследования в этой области. Например, рассказать об исследованиях качества воздуха на нашей планете и его результатах.

Народная мудрость

Веками народ передавал из поколения в поколение свой опыт и знания. И нам есть чему поучиться у предков. Говоря о роли чтения в жизни человека, можно прибегнуть к пословицам о его пользе, о силе и мудрости книги.

Логические рассуждения

Если же вы прекрасно разбираетесь в рассматриваемой проблеме, предложите свои размышления относительно нее. В подтверждение точки зрения о том, что добро должно жить в каждом из нас, поразмышляйте над тем, каким бы был мир, полный злобы.

Мнения авторитетных людей

Вспомните известную фразу ученого, писателя, философа, которая имеет отношение к рассматриваемой проблеме. Можно даже прибегнуть к цитированию. Здесь важно быть осторожным: если дословный текст не сохранился в голове, лучше используйте косвенную речь, чтобы избежать фактических ошибок. Рассуждая о человечности, можно прокомментировать фразу А. П. Чехова: “Берегите в себе человека”.

Выразим собственное мнение вместе

Допустим, автор текста считает, что талант нельзя купить за деньги или продать. Это дар, данный человеку Богом. Какие можно привести примеры?

  • В поэме А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” не обладающий талантом Сальери всю жизнь завидовал наделенному музыкальным талантом Моцарту. Зависть толкнула его на преступление. Но это не сделало его гением, талант великого Моцарта не перешел к его убийце.
  • В фильме “Домашняя работа” подросток Джордж, обладающий талантом к рисованию, не знает, как правильно развить в себе способности. Его музой становится Салли, благодаря которой Джордж понимает, что рисование – это его призвание.
  • Знаменитый художник Левитан превосходно изображал пейзажи. Его работы нельзя повторить, ведь они все индивидуальны. Миллионы людей восторгаются его неподдельным талантом.

Мы надеемся, что этот подробный разбор поможет вам избавиться от непонимания и неуверенности. Если же какой-то момент так и остался непонятным, напишите нам. Мы обязательно поможем разобраться.

Шаблон сочинения к ЕГЭ по русскому языку

Шаблон сочинения по русскому языку (ЕГЭ)

(Проблема формулируется вопросом, можно двумя)

К-2 Данную проблему автор раскрывает на примере

(взаимоотношений кого с кем, воспоминаний о том-то, размышлений о чем-то и т.д
.) Писатель понимает, что… Увидеть это помогает композиционный(е) прием(ы)
(заглавие текста, «говорящая» фамилия персонажа, противопоставление, иносказание и ) ,
при помощи которого(ых) автору удалось подчеркнуть главное
…(напр. Воспитание начинается с рождения,)

К-3 Позиция автора ясна и понятна:… Он считает, что…

К-4 С мнением автора я согласен(на), потому что…… Доказать это поможет

(напр. Роман-эпопея
К-
1 Прочитанный мною текст составлен по материалам периодической печати. В нем поднимается проблема взаимоотношений между людьми. Какими оно должны быть?

К-2 Эта проблема раскрывается на примере

размышления о причинах конфликтов и разногласий не только между людьми , но и странами
. Автор понимает, что
в основе
всегда
лежит отсутствие взаимопонимания и уступчивости.
Увидеть это помогает композиционный прием:
вопрос, похожий на риторический, и ответ, единственно правильный.
Такой прием помогает автору подчеркнуть главное
:не стоит держать зло на людей, обидевших тебя.

К-3 Позиция автора ясна и понятна

Или:  Статья 339 ГК Условия и форма договора залога

. Люди должны уметь прощать друг друга, чтобы научиться наслаждаться любовью близких и дарить друг другу радость.

К-4 С мнением автора я согласен, потому что

современный человек, действительно, разучился уступать, считая это уязвлением своей гордости.
Разобраться в правоте авторской позиции поможет
роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин- офицер, который сначала был дружен с Гриневым. Насколько были крепки их отношения помогает понять любовь героев к Маше Мироновой. Уязвленное самолюбие и злоба Швабрина приводят бывших товарищей к дуэли, в которой он проявляет еще и подлость. Не простив Гринева, Швабрин становится трусом и предателем.

Другим примером может послужить трагедия, которая произошла в 90 –е годы: развал СССР. С тех пор некоторые бывшие братские республики не прекратили копить злобу, строят козни. Зачем? Затем, что не хотят жить в радости.

История показывает, что злоба к добру не приводит. Она приводит к войне и саморазрушению.

1 Прочитанный мною текст составлен по материалам периодической печати. В нем поднимается проблема милосердия. Что такое непрощение? В чем опасность его?

К-2 Эта проблема раскрывается на примере размышления

о причинах, которые не позволяют человеку простить другого.
Автор понимает, что
в основе лежат оскорбления и унижения, которые претерпел человек
. Увидеть это помогают композиционные приемы
: вопрос, похожий на риторический, и единственно правильный ответ , обилие рядов однородных членов
— все подчеркивает главное
: негативные мысли разрушают человека , он даже может заболеть.

К-3 Позиция автора ясна и понятна.

Люди, не умеющие прощать , становятся агрессивными и злобными. Непрощение может стать причиной обмана, оскорбления, предательства и даже преступления.

К-4 С мнением автора я согласен, потому что

современный человек , действительно, очерствев душой, разучился быть милосердным
. Разобраться в правоте авторской позиции поможет
роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Главному герою Петру Гриневу встречается на жизненном пути Пугачев. Он, руководитель восстания, несколько раз проявляет милость к Петру, врагу своему: первый раз по просьбе Савельича, второй раз из уважения к честности и правдивости Гринева. Что является основой такого решения?. Умение слушать, понимать и сопоставлять слова и поступки.

Другим примером милосердия могут послужить реальные события, которые происходили в годы ВОВ и происходят сейчас на Украине: с поля боя выносят раненых солдат противоборствующей стороны и лечат. Что движет людьми? Прощение. Они простили раненому всю злобу, с которой он пошел воевать против них, а потому сохранили собственную душу.

Примеры милосердия встречаются не только в мирной, но и в военной жизни. Именно милосердие может и должно стать основным принципом во взаимоотношениях людей.

Шаблон сочинения по русскому языку (ЕГЭ)

(Проблема формулируется вопросом
). Эта проблема является главной в тексте (ФИ автора)
К-2 Вопрос (

сформулировать проблему другими словами
) никого не может оставить равнодушным, потому что в какой-то степени касается каждого из нас. Писатель
(публицист
) рассуждает над(…) не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. Его отношение ощущается в эмоциональной манере письма
(пример
), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Проблему(
Назвать
) раскрывает на примере (
воспоминаний, диалога, повествования о том…, монолога, описания картин природы, рассуждения).

К-3 Автор убеждает нас в том, что….

К-4 С мнением автора невозможно не согласиться, потому что…

Шаблон сочинения по русскому языку (ЕГЭ)

(Проблема формулируется вопросом
). Эта проблема является главной в тексте (ФИ автора)
К-2 Вопрос (

сформулировать проблему другими словами
) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Писатель
(публицист
) рассуждает над(…) не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. Его отношение ощущается в эмоциональной манере письма
(пример
), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Проблему(
Назвать
) раскрывает на примере (
воспоминаний, диалога, повествования о том…, монолога, описания картин природы, рассуждения).

К-3 Автор убеждает нас в том, что….

К-4 С мнением автора невозможно не согласиться, потому что…

Шаблон сочинения по русскому языку (ЕГЭ)

(Проблема формулируется вопросом
). Эта проблема является главной в тексте (ФИ автора)
К-2 Вопрос (

сформулировать проблему другими словами
) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Писатель
(публицист
) рассуждает над(…) не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. Его отношение ощущается в эмоциональной манере письма
(пример
), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Проблему(
Назвать
) раскрывает на примере (
воспоминаний, диалога, повествования о том…, монолога, описания картин природы, рассуждения).

Источник

Как написать статью-мнение

как написать статью-мнение

Мы привыкли кратко выражать собственное мнение в комментариях и на форумах. А что делать, если необходимо написать полноценную статью, раскрыв свою точку зрения, отношение к определенной ситуации или новости?

Статья-мнение — это чаще всего материал от лица эксперта, который на основании данных исследований и статистики рассказывает о сложившейся ситуации. Часто к такому приему прибегают компании, повышая лояльность потенциальных клиентов, формируя соответствующий имидж и репутацию.

В этой статье мы расскажем, из каких элементов должна состоять статья-мнение, а также приведем подробную инструкцию о том, как правильно выразить мнение по теме.

Содержание статьи:

Как высказать свое мнение: проверенные советы

как написать статью-мнение

1. Прощупайте почву. Вы должны четко знать, есть ли спрос на экспертное мнение, будет ли статья интересна потенциальным читателям. Это можно проверить, обратившись к ведущим специалистам компании, узнав у них о вопросах, которые чаще всего задают клиенты.

Если ваше мнение лишь подтверждает общепринятое, писать такую статью не стоит. Она просто не будет интересна широкой аудитории. Обращайте внимание на тонкости и нюансы, не повторяйте за гуру и не пишите шаблонами. Есть что сказать? Отлично, уточняем у специалистов, какие вопросы раскрыть, и пишем. Нечего сказать? Ищем материалы или обходим тему стороной. Но только не повторяйте мнения других экспертов, вы только зря потратите время.

2. Определите портрет потенциального читателя, от этого зависит стиль статьи. Вы должны четко знать средний портрет читателя: например, домохозяйка, 35 лет, замужняя и обязательно с детьми. Если мы пишем статью об изменах, то обязательно рассматриваем вопрос сохранения брака с детьми, поведение «провинившегося» в домашней обстановке и триггеры, которые могут свидетельствовать о чувстве вины со стороны мужа.

Или берем портрет: офисный работник, 30 лет, любит по выходным заниматься активным отдыхом, интересуется здоровым образом жизни, посещает фитнес и бассейн. У таких мужчин обычно жены изменяют с «более дорогими любовниками» или от скуки: с тренером по фитнесу, коучем и так далее. Исходя из этого, разрабатываем психологический профиль, описываем наиболее характерные особенности измен в таких браках. Разумеется, это тонкая работа: потребуется проанализировать научную литературу, практические исследования и другие источники.

Вам необходимо изучить привычки, мировоззрение потенциального клиента, его приоритеты и систему моральных ценностей. Например, обращаясь к замужним домохозяйкам, вы должны выделить именно их проблемы; при обращении к офисному работнику делаем соответствующий акцент на его внутренних дилеммах. Безусловно, универсальность — это в каком-то смысле хорошее качество, но если вы хотите затронуть действительно острые углы, то важно сначала понять, как это сделать, и бить исключительно по ним.

3. Цели и задачи. Если вы откроете любую научную работу, вы увидите на первых страницах описание целей и задач. Такой же подход практикуется и при написании статей. Необходимо четко представлять, кому будет интересно экспертное мнение, для чего его писать: высказать недовольство? Предложить актуальное решение проблем? Помочь сделать выбор?

  • комментарий к определенным мнениям и высказываниям, которые обрели популярность в СМИ;
  • оценка определенных событий;
  • дополнение других экспертных мнений, рассмотрение ситуации в свете новых обстоятельств;
  • критика популярного мнения других авторов, подтвержденная актуальными исследованиями и статистикой, убедительными аргументами. Помните, критика должна быть конструктивной, основанной на фактах и доказательствах.

4. Определите структуру при составлении мнения. Нельзя писать, предварительно не обдумав, о чем и как вы будете это писать, иначе получится непредсказуемый результат. Необходима определенная последовательность, логика в изложении фактов, обстоятельств и мнения.

  • информативный и четкий заголовок, который отражает проблему и цель статьи;
  • анонс, состоящий из 2-3 предложений. Он информирует читателя о содержании статьи;
  • предыстория, которая описывает ситуацию или тему, на которую будет изложено мнение автора. Не все читатели могут быть в курсе последних событий, не нужно отправлять их в Google, можно вкратце описать суть проблемы;
  • мнения других экспертов по той же теме. Подобный подход значительно улучшает экспертность текста, показывая все стороны дилеммы и диаграмму других мнений. В последующем на них можно ссылаться и использовать для формирования своего заключения;
  • собственное мнение. Оно должно быть лаконичным, логично изложенным и раскрывать проблему;
  • компетентность. Вы должны показать, что хорошо разбираетесь в представленной теме;
  • факты и аргументы. Они должны четко подчеркивать ваши слова. Это может быть ссылка на материалы СМИ, статистика с указанием центра, научные исследования и достижения компании;
  • призыв к обсуждению. Вы должны призвать читателей подискутировать, обсудить тематику.

Как конкретно писать мнение по теме: пошаговая инструкция

как написать статью-мнение

Мы уже пришли к выводу, что для каждой статьи необходимо составлять план. К сожалению, без этого статья получится неуверенной, перегруженной нелогичными конструкциями — читатели попросту будут в ней путаться.

Давайте рассмотрим пошагово, что и как конкретно следует писать, на чем необходимо сделать важный акцент, из чего должна состоять статья.

Заголовок

Это самая важная часть статьи. Многие опытные авторы придумывают заголовок уже после того, как напишут статью-мнение. Почему? Дело в том, что заголовок должен быть цепляющим, привлекательным для читателя. Но составить такой заголовок, не имея базы, весьма сложно. Как правило, если начать работу со статьей с заголовка, получается нечто скучное и неинтересное.

  • Измены в браке: 5 причин, советы психолога;
  • Как определить, что мужчина пошел налево: признаки измены;
  • и так далее.

Согласитесь, это скучно. Такими заголовками завален весь интернет, но они не цепляют, их не хочется изучить! Причина в том, что вы еще сами не знаете, о чем будете писать, вы еще не проработали эту тематику и не можете дать четкий сформулированный тезис.

  • Все мужики сволочи? Определяем измену. по запаху!
  • Вам изменили. Хотите отомстить? Инструкции здесь!

Согласитесь, это уже выглядит поярче!

И да, лучше забыть про желтушные заголовки типа «ШОК контент: муж изменил, а она….» или «Пришла СМС от любовницы и жена взяла топор….» или что-то вроде этого. Почему? Такие заголовки более привлекательны, но часть читателей воспримет их как спам и не будет читать дальше; другая часть останется разочарована, если откроет статью, а там банальные советы от психолога.
Если заголовок намекает на острый сюжет и драму, то ожидания читателя должны быть оправданы, иначе вся работа пойдет насмарку.

Или:  Какие водопроводные вентили бывают что лучше выбрать и как установить самостоятельно

Источник

Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: техники лидеров

Личное мнение и умение его высказывать определяет личность человека. Каждый должен иметь и научиться отстаивать собственные интересы, взгляды и личную свободу. Тогда жизнь будет идти по выбранному курсу, она станет ярче и интереснее. К тому же, люди тянутся к тем, кто силен характером. Поэтому так важно научить ребенка сказать «нет» в определённых ситуациях. Ведь личность начинает формироваться именно в этот период. Как отстаивать свое мнение в зрелом возрасте и научить малыша быть сильным под чужим влиянием? Обо всем по порядку.

Нужно ли отстаивать собственное мнение — советы психологов

Почему важно уметь высказать свое мнение? И надо ли это вообще? Психологи утверждают, что способность отстаивать свои личные интересы от природы есть не у каждого человека. Зачастую эти умения, как и силу воли, нужно развивать. От этого зависит успешность в будущем, карьера, положение в кругу родных и коллег, личные отношения и многие другие стороны жизни.

Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: советы психологов

Вот, что советуют психологи для развития этого умения:

  • принимайте во внимание личные интересы, не забывайте о прошлом опыте, о ситуациях друзей. Чтобы сформировать мнение, необходимо глубоко анализировать, копаться в себе;
  • учитесь фильтровать все полученные сведения, отделяя лишнее, опираясь на внутренние чувства, эмоции. Не ведитесь на провокации и не участвуйте в напрасных спорах;
  • изучайте необходимые темы, подкрепляйте знания, опирайтесь на проверенные факты, аргументы;
  • не будьте частью серой массы, отказывайтесь от стереотипного мышления, отходите от рамок и ограничений.

Как использовать это умение каждый день

Ирония жизни в том, что отстаивать мнение приходится каждый день, даже на бытовом уровне — начиная с выбора еды на завтрак и заканчивая выбором партнера. Если возникают спорные ситуации, кто-то хочет склонить вас на свою сторону, надавить или спровоцировать, стоит сохранять спокойствие. Необходимо сдержанно, уверенно и методично убедить оппонента в обратном, донести свое мнение и аргументировать выбор.

Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: использование умения каждый день

Говорить на повышенных тонах, оскорблять и давить на больное могут только те, кто не способен использовать интеллект и чувствует поражение. Также не стоит вовлекать в спор большие группы людей. У каждого будет свое мнение, найти компромисс будет сложно.

И главное — не спорьте с дураками. Тогда придется опуститься до их уровня, и, скорее всего, они задавят вас своим опытом.

Не менее важный момент — инициатива. Имеется ввиду не лидерство, а умение брать на себя задачи, доводить их до конца, быть последовательным. Доказывайте людям вокруг, что вы — личность, через решение сложных задач. Покажите, что ваш метод и подход действенный, поэтому на вас можно положиться, вы подходите к процессу логически. Авторитет необходимо зарабатывать годами, но оно того стоит — с вашим мнением будут считаться многие люди, особенно младшие по возрасту или подчиненные.

Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: не спорьте с дураками

Что мешает людям отстаивать свое мнение

Его отсутствие

Чтобы отстоять собственное мнение, его нужно иметь. Всевозможные соцопросы показывают, что примерно десятая часть людей попадает в категорию ― «затрудняюсь сказать», «не уверен(а)», «не могу определиться». Людей, которые не имеют собственной точки зрения и слепо подчиняются мнению большинства, называют конформистами, или приспособленцами. Они пассивно принимают существующий порядок вещей и придерживаются господствующего мнения.

В последние годы появился такой термин, как «офисный планктон». Офисным планктоном, в частности, называют пассивного и безразличного человека, который, по сути, является кадровым балластом.

Правда, некоторые больше предпочитают иметь дело с человеком, не имеющим своего мнения, нежели, к примеру, с «идиотом», который слишком агрессивно отстаивает свою точку зрения. Тех же, кому все «фиолетово», предупреждают: «Если вы не имеете собственного мнения, то вас имеют те, кто его имеет».

Неуверенность в себе

Человек имеет свое мнение, он оно кажется ему не стоящим внимания и незначительным. Он избегает его высказывать и опасается уверенных в себе людей. Психологи считают, что «ноги» у этой проблемы «растут» из детства. Неуверенные в себе дети вырастают в семьях, где с их мнением никто никогда не считался, они не имели права голоса, им не доверяли и беспрестанно контролировали.

Такое ощущение собственной незначительности ребенок переносит во взрослую жизнь. В любом принципиальном споре он будет считать, что чужое мнение важнее и правильнее, чем его собственное.

Некомпетентность

Люди, которые недостаточно изучили ситуацию или вопрос, не разбираются в теме, но при этом упрямо отстаивают свою точку зрения, выглядят нелепо. В то же время человеку эрудированному и уверенному в себе и своих знаниях отстаивать свое мнение гораздо проще. Как писал Немецкий поэт Иоганн Шиллер: «Убежденному убеждать других нетрудно».

Что нужно помнить, вступая в спор

Чтобы развить в себе способность отстаивать свою точку зрения, необходимо следовать некоторым правилам.

  1. Мнение каждого человека имеет право на существование, независимо от того, совпадает ли оно с чужим и насколько оно необычное. Ведь новые идеи всегда вызывают раздражение и неприятие окружающих.
  2. Умение настаивать на личном выборе предполагает, что человек понимает, на что он имеет право. У него появляется возможность заявить о своих нуждах, он учится принимать себя как личность.
  3. Любое мнение — это то, что поддается обсуждению, одно из множества. Не стоит принимать чужое мнение как истину и позволять ему влиять на свою уверенность. Важно оставаться верным собственным ощущениям.
  4. Спор — это возможность обсудить ситуацию, проверить идею, выявить новые стороны.
  5. Необходимо тренироваться вести дискуссию, развивая навыки общения. Главный принцип — уважение и спокойствие. Люди, теряющие контроль и самообладание, проигрывают споры в 90% случаев.
  6. Изучайте оппонента, его состояние и настрой.
  7. Важно понимать, когда необходимо отстаивать мнение, какие темы поднимать, когда лучше промолчать.
  8. Даже если оппонент неправ, он может этого не понимать. Не нужно осуждать и оскорблять. Старайтесь понять его, посмотреть на ситуацию с другой стороны и подобрать верные аргументы.
  9. Обиды и ссоры из-за того, что близкие не поддерживают вас в конфликте — не вариант. Мнения могут расходиться, но это не должно делать из людей врагов.
  10. Проиграв в споре, нужно выходить из ситуации с достоинством, не злиться, не терять контроль, а сохранять спокойствие.

Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: что нужно помнить, вступая в спор

Несколько техник аргументирования

Чтобы было проще донести свою позицию, необходимо опираться на аргументы, и для этого есть несколько техник:

  • перелицовка — когда оппонента подводят к иной точке зрения постепенно, через совместный поиск решения;
  • «салями» — когда человек переубеждается через получение согласия от оппонента в главном вопросе;
  • положительные ответы — когда необходимо добиться от противоположной стороны ряда ответов «да» на вопросы, чтобы и на следующие он отвечал так же;
  • классическая риторика — подразумевает согласие с высказываниями другой стороны, но с внесением более сильного аргумента в противовес. Особенно это эффективно с эмоциональными и агрессивными оппонентами.

Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: техники аргументирования

Как говорили великие, «в споре рождается истина». Неудивительно, ведь умные оппоненты обмениваются опытом, знаниями, идеями и подходами. А это обогащает людей. Главное в данном вопросе — не переходить на личности, пользоваться только аргументами и голыми фактами.

Не стыдно признавать проигрыш или неверность собственных суждений. Подобное дарит нам ценный опыт и помогает широко смотреть на мир.

Надо ли иметь собственное мнение

Когда б вы знали, из какого сора слагается та куча, которую мы некритично называем своей «системой ценностей». Там, конечно, есть какие-то несомненные кирпичи, вроде «не убивай», «не кради» и «не лжесвидетельствуй». Есть очень сомнительные, плохо мотивированные вставки, вроде «хороший человек должен любить природу, детей и животных». А есть уже совершенно за уши притянутые штуки. Например: «честный человек должен отстаивать свое мнение».

Вообще-то, здравый смысл подсказывает, что очень глупо и даже унизительно иметь свое мнение о предметах, которые вас не касаются и о которых вас не спрашивают вовсе или спрашивают из праздного любопытства. Тут вспоминается раннеперестроечная телепрограмма «Два Ерофеева», в которой уже сильно больной Венедикт Васильевич и его ныне живущий писатель-однофамилец волею ведущего должны были высказывать мнения о всевозможных актуальных вопросах, и Венедикт Васильевич обычно отвечал: «Да не знаю, наверное, вы правы…», а Виктор Владимирович говорил: «Нет, мне хотелось бы тут кое-что важное уточнить…» — и на этом контрасте каждый непредвзятый зритель мог воочию убедиться, что в отсутствии своего мнения (или хотя бы в твердой решимости его утаить) есть несказанная прелесть.

И вот спустя два десятка лет после приснопамятной телепередачи наше смутное представление о том, что «иметь свое мнение» вовсе не всегда хорошо, а порой прямо-таки постыдно и смехотворно, перестало быть гипотезой, а приобрело статус твердо обоснованного вывода из строгого научного эксперимента. Я имею в виду результаты вредного, циничного и реакционного исследования, проведенного учеными из университета Лунда, что в Швеции.

Ученые эти давали испытуемым список неких этических утверждений (как абстрактных, так и относящихся к современной политической повестке дня). Испытуемых просили указать (по шкале 1–9), насколько они согласны с каждым из утверждений. Так испытуемые пролистывали несколько страниц опросника. Затем исследователи предлагали им проверить все еще раз с первой страницы, то есть прочитать все утверждения с самого начала вслух и устно подтвердить свое согласие или несогласие.

Только тут был один злой и коварный подвох. Некоторые слова в тексте были вклеены на липких вклейках — при перелистывании они отклеивались, и под ними обнаруживались другие слова, противоположного значения. Именно этот противоположный вариант видели испытуемые при повторном чтении.

Или:  Образец договоров окозания услуг

Например, в первом варианте было:

1. Государство должно осуществлять контроль за компьютерной перепиской и социальными сетями в целях более эффективного противостояния терроризму. —

Слово «должно» было вклеено, а под ним спрятано
«не должно».
2. Применение силы Израилем против «Хамас» недопустимо по причине возможных жертв среди гражданского населения. —

Под словами «недопустимо по причине» при повторном чтении обнаруживались слова
«необходимо независимо от».
3. Достойны осуждения те, кто предоставляет в своем доме убежище нелегальным иммигрантам и спасает их от депортации обратно в их родные страны, где царит нищета и насилие. —

Под
«осуждением» пряталось «восхищение».
И тому подобные лицемерные подмены и передергивания на пяти страницах — правда, скорректированные утверждения были ловко перемешаны с неизменными.

Что же обнаружили исследователи? Во-первых, 70% испытуемых при повторном чтении не заметили хотя бы одну из подмен, а многие не заметили их вовсе. Ну это бы еще ладно — так, задачка на внимание. Но дальше хуже: частота коррекций НЕ ЗАВИСЕЛА от того, насколько высоко оценил участник свою степень согласия с утверждением, то есть те, кто оценил свое мнение в «9», при повторном чтении оценили той же самой девяткой свое согласие с ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ утверждением. А дальше совсем плохо: исследователи попросили испытуемых обосновать несколькими фразами их мнение по некоторым пунктам, в том числе по передернутым. И слышали бы вы, с каким красноречием обманутые испытуемые справились с задачей оправдания жертв среди гражданского населения Палестины, даже при том, что 20 минут назад решительно — с рейтингом «9» — высказались за то, что благосостояние государства Израиль не стоит слезинки палестинского ребенка. И так по всем другим спорным моральным дилеммам.

Люди, люди… Кажется, я эту присказку уже прежде говорил по другому поводу?

…Эти данные неопровержимо свидетельствуют, что тот мышиный писк, который мы высокопарно называем «собственным мнением», — ни в коей мере не продуманная позиция мыслящего человека, а скорее какой-то коленный рефлекс, зависящий буквально от дуновения ветров и лишь прикрывающийся рациональной логикой. Большую часть наших мнений мы считаем «нашими» не потому, что долго их обдумывали, а просто потому что вроде бы высказывались в таком духе в одной компании год назад, и если сейчас сказать что-то другое, кто-то заметит разницу. Но иногда то ли память подводит, то ли зловредные психологи вклеят ключевые слова на липких бумажках. И тогда остается нам только сесть в лужу в ореоле брызг, как это случилось с невинными жертвами циничных шведских психологов.

Именно поэтому я склоняюсь к мысли, что не следует нам иметь свое мнение о предметах, которые нас не касаются, если все равно цена ему грош. Доверим это бремя начальствующим в народе нашем, а сами, как подобает добрым реакционерам, ограничим свои интересы приусадебным цветоводством. Пусть государственным кораблем управляют мужи, волею судеб того удостоенные, а нам бы лучше не выходить за рамки своей профессиональной компетенции. Таково мое мнение.

При этом нет никакой гарантии, что завтра вы меня не поймаете на высказывании мнения, диаметрально противоположного и более созвучного консенсусу нашей либеральной прослойки — у нее в ценностях особой строкой прописана важность собственной гражданской позиции по разным вопросам. И я полностью с ней согласен во всем. Уж извините — такова, согласно цитированному выше исследованию, природа человека. Или, как еще у Достоевского один персонаж замечал по другому поводу: «Широк, слишком широк человек. Я бы сузил».

Не навязывайте свое мнение другим людям

Задумались над тем, нужно ли отстаивать свою точку зрения? Рассуждения по этому поводу можно найти на различных тематических форумах, однако если вы зашли именно к нам, то вас интересуют не пустые разговоры, а действенные методы, которые позволят уговаривать собеседника даже в самых невыгодных ситуациях. В этом и последующих разделах вы найдете несколько советов по этому поводу.

Итак, для начала вы должны хорошенько осознать, что вы ни в коем случае не должны навязывать свое мнение окружающим. Любой человек должен уметь грамотно высказывать свою точку зрения и аргументировать ее вескими доводами вне зависимости от того, разделяют ли ее окружающие. Однако зачастую происходит так, что люди попросту пытаются навязать свои мысли или мировоззрение другим, поскольку считают, что их взгляды являются самыми правильными. Поймите, что никто не хочет слышать, что их жизнь все это время шла неправильным чередом. Даже если вы на 100% знаете, что правы, научитесь отстаивать свою точку зрения максимально ненавязчиво. Для этого можете использовать следующие обороты: «Думай как хочешь, но мне кажется…» или «Я уважаю твою точку зрения, однако тут ты неправ, поскольку…» В этом случае люди будут с интересом вас слушать и рано или поздно поменяют свое мнение.

Не стоит зацикливаться на чужом мнении

Умение отстаивать свою точку зрения также неразрывно связано с тем, умеет ли человек пропускать мимо ушей чужие слова. Как думаете, люди будут доверять тому человеку, которого очень просто переубедить в обратную сторону? Вот то-то и оно! Научитесь не зацикливаться на тех словах, которые говорят вам другие люди. Это не значит, что вы не должны вовсе уважать чужую точку зрения. Однако если вы знаете, что ваше мировоззрение является правильным, вы должны принципиально его отстаивать или хотя бы не менять в тех ситуациях, когда вас пытаются переубедить. Если вы не научитесь этого делать, то вами будет довольно просто манипулировать, поэтому не следует зацикливаться на чужих мыслях, даже если эти мысли исходят от очень авторитетной личности.

О чем не стоит забывать, отстаивая свою точку зрения?

Не нужно отстаивать свое мнение с горячностью или агрессивностью. Английский писатель и дипломат Ф. Честерфилд, который знал толк в спорах и переговорах, справедливо замечал: «Никогда не доказывай собственное мнение громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, ? выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить». Агрессивность, крики, скандальное навязывание своего мнения обычно заканчиваются разрывом отношений. Тем более, что «когда кипят страсти, истина испаряется». А британский писатель Карлейль справедливо заметил: «Как только мы почувствовали гнев во время спора, мы уже спорим не за истину, а за себя».

Научитесь говорить «нет» в невыгодных ситуациях

Как часто происходит так, что мы соглашаемся на какое-нибудь сомнительное предприятие, хотя оно изначально является для нас невыгодным. Коллега позвал вас на юбилей к своему другу, а вы не смогли отказать ему, даже несмотря на то, что в этот день у вас в планах было побольше поработать. Знакомая ситуация, не правда ли? В итоге приходится идти на бесперспективное мероприятие во вред себе лишь потому, что не получается сказать твердое «нет». Стоит понимать, что у человека есть полное право согласиться или отказаться от определенного предложения. Прежде чем дать положительный ответ на какую-то авантюру, детально проанализируйте тот факт, принесет ли она вам больше выгоды, чем убытков.

Наверное, сейчас вы задаетесь вопросом: «Как это вообще связано с тем, что я хочу научиться отстаивать свою точку зрения?» Все предельно просто. Если люди из вашего окружения будут видеть, что вы способны давать отрицательный ответ в тех ситуациях, когда для вас нет какой-либо выгоды, то они подсознательно будут вас уважать, а значит, то мнение, которое вы имеете по поводу определенной темы, будет восприниматься всерьез. Даже если человек услышит от вас абсолютно противоположную точку зрения, то он как минимум задумается над тем, что вы ему сказали. Ведь говорить «нет» умеют только действительно волевые личности.

Как написать свою позицию?

Пишем по аналогии с позицией автора. Выражаем свое мнение с помощью фраз-клише или другими способами. Стараемся обойтись без заумных и занудных фраз. Достаточно 1-3 предложений. Донесли мысль — останавливаемся, иначе времени не хватит. Собственная и авторская позиции требуют минимальных временных затрат.

Не хотите снова заглядывать в шаблон для сочинения? Продублируем его часть для удобства здесь, приведя примеры основных фраз-клише:

Мне близка позиция автора. Я считаю, что …

Мне кажется, автор не прав. По моему мнению, …

Я считаю, что …

Соглашусь с автором частично. Считаю, что …

Источник



Таблица-шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020

Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).

Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(К2)

Первый пример + пояснение к примеру

Второй пример + пояснение к примеру

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращает внимание читателя на …

Не случайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Пояснение к примерам:

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…

Автор неслучайно обращает внимание на…

Эти события(факты, примеры) помогают понять…

АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Связь между примерами:

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…

Я согласен с мнением автора.

Нельзя не согласиться с мнением автора.

Безусловно, автор прав.

Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

Трудно не согласиться с автором.

Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…

Когда-то и я впервые услышал о том, что…

Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…

Автор: Фурзикова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Источник