7 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Методические рекомендации по составлению портфолио педагога

Методические рекомендации по составлению портфолио педагога

Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.

Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога».Портфолио представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы.
Портфолио (портфель педагога) – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.

Портфолио должно показать, что педагог действительно достиг за определенный период более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Лучше всего портфолио начать с небольшой творческой визитки, самопрезентации его автора, небольшое эссе – философских размышлений о профессии и о своей миссии в профессии, своих ценностных ориентациях, мотивации деятельности и целях развития.

Постоянное осмысление своей работы и достижений делает автора не столько наблюдателем, сколько исследователем своего прогресса и субъектом собственного развития. В любом случае портфолио должно содержать образцы (или копии) лучших авторских работ, расположенных в определенном порядке, иметь оглавление для быстрой ориентации в документах. Все документы, отражающие суть работы, должны быть выполнены очень качественно.

Ведение портфолио стимулирует «запуск» механизмов самооценки, самоконтроля, саморазвития его владельца, а также механизмов формирования мотивации достижений, поскольку здесь акцентируется внимание, прежде всего, на достижениях.

Структура портфолио может быть разнообразной. Приведем примерный образец.

Примерная структура портфолио

  • Титульный лист
  • Творческая визитка автора. Педагогическое кредо.
  • Общие сведения о педагоге (краткая трудовая биография, данные о повышении квалификации и его профессиональной подготовке).
  • Тема и цель ведения портфолио.
  • Результаты профессиональной деятельности педагога. Основные задачи на предстоящий (конкретный период). В данный раздел помещается также информация о поступлении учащихся в учебные заведения соответственно профилю работы объединения по интересам, результативность участия в конкурсах, фестивалях, форумах, работа педагога с одаренными детьми и т.д.
  • Учебно-методическая деятельность.
  • Документы и материалы из опыта работы. Их подбор зависит от содержания профессиональной деятельности, уровня мастерства, темы и цели портфолио.
  • Консультативный материал для педагогов и родителей.
  • План самообразования (индивидуального роста) педагога.
  • Дипломы, грамоты, благодарности, полученные педагогом.
  • Рефлексивные записки с анализом процесса индивидуального или коллективного развития, творческой активности, наиболее рациональных форм работы и средств достижения поставленных целей.

Разделы портфолио

Титульный лист

На титульном листе должна содержаться информация:

  • название отдела образования, спорта и туризма районного исполнительного комитета;
  • полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог;
  • фамилия, имя, отчество педагога;
  • должность педагога;
  • адрес учреждения образования, телефон;
  • год.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

  • фамилия, имя, отчество, год рождения;
  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  • общий и стаж работы в должности;
  • квалификационная категория;
  • повышение квалификации (название учреждения образования, в котором прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  • дипломы различных конкурсов;
  • другие документы по усмотрению педагога.

Данный раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности

В раздел помещаются:

  • материалы о результативности образовательного процесса;
  • сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, форумах;
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • сведения о поступлении учащихся в учебные заведения соответственно профилю работы объединения;
  • сравнительные таблицы уровня усвоения учащимися образовательной программы объединения по интересам, уровня воспитанности учащихся;
  • документы, подтверждающие творческие достижения учащихся;
  • самоанализ педагогической деятельности педагога по годам обучения.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период.

Раздел 3. Учебно-методическая деятельность

Этот раздел содержит методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

  • образовательную программу объединения по интересам;
  • обоснование выбора используемых образовательных технологий;
  • обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе;
  • работа в методическом объединении;
  • планы-конспекты занятий;
  • методические разработки;
  • темы творческих работ и проектов учащихся;
  • список победителей конкурсов, фестивалей, акций и др.;
  • образцы (фото, копии) творческих работ учащихся;
  • материалы творческих отчетов;
  • план индивидуального профессионального роста;
  • диагностические материалы;
  • анализ методических материалов и авторских разработок.
Или:  Пример заполнения заявления для загранпаспорта нового образца 2021

Раздел 4. Работа педагога по обобщению опыта

В раздел помещаются материалы, свидетельствующие о работе по обобщению и распространению собственного педагогического опыта:

  • участие в неделях учреждений дополнительного образования детей и молодёжи;
  • участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  • участие в организации и проведении семинаров, мастер-классов, конференций и т.д.;
  • разработка научно-методических материалов;
  • выступление перед педагогической общественностью;
  • наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей, творческие отчеты, доклады;
  • участие в международных конференциях, конкурсах, проектах.

Раздел 5. Учебно-материальная база

  • выписка из паспорта учебного кабинета (студии, мастерской);
  • список методической и справочной литературы;
  • список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  • наличие технических средств обучения (телевизор, магнитофон, музыкальная аппаратура и др.);
  • наличие компьютера и компьютерных средств обучения;
  • аудио- и видеоматериалы;
  • наличие дидактического материала, макетов, образцов изделий, муляжей и т.п.;
  • другие документы по желанию педагога.

Автор может дополнительно включить раздел «Отзывы о педагогической деятельности и ее результатах». В данный раздел помещаются отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, бывших учащихс я, а также самоанализ деятельности.

Источник



Как составить портфолио для аттестации

Портфолио для аттестации на первую категорию — это отчет о личных достижениях педагога, который необходим для проверки его квалификации и присвоения нового профессионального уровня.

Какие сведения включать в портфолио

Первая квалификационная категория устанавливается в соответствии с достигнутыми результатами:

  • по итогам мониторинга освоения учениками учебных программ;
  • по итогам выявления у учеников развития способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • по личному вкладу в повышение качества образования, оптимизации методов обучения и воспитания, транслированию опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активному участию в работе методических объединений педагогических работников организации.

Результаты деятельности по указанным направлениям собираются в индивидуальной папке, в которой собрана информация по личным профдостижениям, результатам обучения, воспитания и развития учащихся, вкладу педагога в развитие системы образования за определенный период времени и участию в общественной жизни учреждения.

Как оформлять

Информация о правилах оформления и предоставления данных различными категориями работников разрабатывается научно-методическими центрами, в том числе НИМЦ Уфа (аттестация, портфолио, правила проведения и оформления последнего предоставлена указанным центром).

Портфолио заполняется педагогом самостоятельно в соответствии с логикой отражения результатов его профессиональной деятельности на основе критериев, утвержденных положением в организации, и содержит самооценку его труда.

Оформление происходит в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях или в электронном виде. Портфолио воспитателя детского сада для аттестации, как и портфолио библиотекаря для аттестации составляются по аналогичной структуре.

Структура портфолио

  1. Общие сведения о преподавателе (включают анкетные данные, документы об образовании, повышении квалификации, наличии ученой степени, звания, награды, дипломы различных конкурсов). Этот раздел позволяет квалифицировать уровень индивидуального развития педагога.
  2. Результаты педагогической деятельности (информация по освоению учениками учебных программ, сравнительный анализ работы педагога за три года, социализация воспитанников).
  3. Научно-методическая работа (обоснование выбора учителем конкретной программы обучения, использование в работе современных образовательных и ИКТ-технологий, работа в методобъединениях, советах, материалы по участию в педагогических конкурсах, предметных неделях, семинарах).
  4. Внеурочная деятельность по предмету (рефераты, проекты, выполненные учениками по предмету, список победителей олимпиад, конкурсов, сценарии и отчеты по внеклассным мероприятиям, программы кружков, факультативов).
  5. Выполнение функций классного руководителя (работа с учениками и родителями).
  6. Учебная и материальная база (наличие справочной литературы, наглядных пособий, технических средств по предмету, аудио- и видеопособия).
  7. Отзывы о педагогической деятельности, ее результатах (отзывы руководителей, коллег, родителей, выпускников, информация по мониторингу качества образования по предмету, статьи о педагоге, грамоты и т. п.).
  8. Общественная работа (участие в профсоюзе, комиссиях).
Или:  Заявление на предоставление вычета

Образец портфолио

Если говорить о портфолио для библиотекаря для аттестации, образец его немного отличается от педагогического. Если разделы, содержащие общие сведения, результаты деятельности, отзывы о ней, информацию об общественной деятельности аналогичны, то такая специфическая информация, как классное руководство, учебная база, внеурочная работа в данном случае неприменимы.

Сроки предоставления

Педагогические работники проходят аттестацию по установлению квалификационной категории по их желанию. Вне зависимости от продолжительности работы в учреждении, даже в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, работник подает заявление.

После его рассмотрения в течение не более 30 календарных дней утверждается график проведения, состав аттестационной комиссии.

Далее аттестационная комиссия получает экспертное заключение на аттестуемого, базирующееся, в том числе, на его документах. Продолжительность аттестации для каждого сотрудника от начала ее проведения и до принятия решения — не более 60 календарных дней

По результатам аттестации сроком на 5 лет устанавливается первая категория.

Куда предоставлять

Работник подает заявление в аттестационную комиссию. Туда же предоставляется и информация о деятельности на бумажном носителе.

В настоящее время популярным становится электронная информация о работнике. Существуют различные электронные площадки для ее размещения

Обязательно ли портфолио по закону

Типовая форма и структура формирования действующим законодательством не установлена, но информация, содержащаяся в нем, имеет практическое значение для успешной аттестации.

Источник

Образец портфолио учителя
материал на тему

Раджабов Руслан Раджабович

Предлагаемый образец портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, оценить уровень профессионализма и умение решать задачи своей профессиональной деятельности, показывает уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
obrazec_portfolio_uchitelya.docx 33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Название общеобразовательного учреждения

Раджабов Руслан Раджабович

Преподаваемый предмет ____________________

1. Личные данные

Стаж работы по специальности

  1. Методические темы в педагогической деятельности.
  1. Курсы повышения квалификации.
  1. Распространение педагогического опыта:

публикации, доклады, открытые уроки

Педсовет, совещание, заседание МО

  1. Внеклассная работа по предмету

Название кружка, факультатива, мероприятия

  1. Успеваемость и качество знаний по предмету.
  1. Участие учеников во внешкольных мероприятиях

Призовые места, фамилии учеников

  1. Результаты ЕГЭ по предмету

Количество выбравших предмет

  1. Самоанализ педагогической деятельности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец портфолио профессиональной деятельности учителя

Портфолио профессиональной деятельности учителя истории и обществознания (аттестация на первую квалификационную категорию по должности учитель).

Образец портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

Образец портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования — руководителя школьного музея (аттестация на первую квалификационную категорию по должности «педагог дополнительно.

Образец портфолио для учителей

Дан образец портфолио для учителей.

Портфолио учителя иностранного языка (образец)

Содержание портфолиоРаздел I. Общие сведения об учителе.Раздел II. Нормативно-правовые и организационные документы по .

Образец портфолио

Шаблон портфолио в виде таблиц, который можно заполнить.

Образец портфолио для обучающихся 5 класса по ФГОС.

Образец портфолио ученика.

Источник

Портфолио учителя примеры и образцы

Портфолио учителя — это «портфель», в котором скапливаются все материалы, отражающие деятельность педагога: его успехи и достижения, его промахи и недостатки. По сути, это досье, которое позволяет не только определить профессионализм преподавателя, но и помогает выстроить план самосовершенствования. В данном разделе вы найдете рекомендации по составлению портфолио, примеры документов, образцы, советы по оформлению.

Виды портфолио учителя

Удобнее руководствоваться двумя классификациями видов портфолио: по месту публикации и по содержимому.

По месту публикации выделяют

1. Электронное портфолио создается в сети. Зачастую это личный сайт учителя, где он публикует все свои разработки, сценарии, описания методики и приемов, используемых на уроках, а также отчеты, планы и т.д.

Личный сайт учителя можно создать самостоятельно. А можно завести свой кабинет на сайте школы. Смотрите видеоуроки Как создать персональный сайт учителя в uCoz.

Важно! Портфолио, созданное на вашем компьютере, но не выложенное в сеть — не является электронным. Его никто не видит кроме вас. Так что, такой вариант — это просто удобная замена бумажному аналогу.

2. Бумажное портфолио. Безусловно, электронные документы должны иметь эквивалент в бумажном виде. Вовсе нет нужды распечатывать каждый лист. Достаточно, если это будет концентрированная выжимка наиболее значимых составляющих портфолио.

По наполнению выделяют следующие виды портфолио

1. Портфолио достижений — здесь скапливаются все свидетельства ваших достижений и успехов.

2. Портфолио-презентация, или демонстрационный — нужен при поступлении на работу или при подаче заявки на какой-либо конкурс, фестиваль и т.д. Содержит лишь концентрированную информацию, отражающую аспекты деятельности учителя, самые значимые достижения.

3. Тематическое — предполагает деление всех документов по темам. Разбивку учитель выбирает сам, ту, которая удобнее ему. Многие делят портфолио на три части: учебная деятельность, внеурочная деятельность и самомообразование.

4. Отчетное портфолио — создается по завершении работы над каким-то проектом.

5. Комплексное портфолио объединяет все виды.

Структура комплексного портфолио

1. Общие сведения об учителе:

  • ФИО — это ваша визитная карточка. Хорошо, если есть фотография.
  • Стаж (трудовой и педагогический). Не забывайте обновлять этот раздел, отмечая все курсы и семинары, в которых принимали участие.
  • Образование.
  • Повышение квалификации.
  • Награды (грамоты, похвальные листы, благодарственные письма, отзывы и рекомендации), в т.ч. дистанционные курсы повышения квалификации.

Для последних трех категорий желательно загрузить сканы документов, подтверждающих ваше образование, прохождение курсов, сканы почетных грамот, сертификатов и т.д.

2. Мониторинг педагогической деятельности

В этом разделе должны быть представлены:

  • срезы результатов контрольных работ за последние три года, которые отражают динамику развития учеников;
  • результаты промежуточных и итоговых контролей;
  • сведения об итогах ГИА, ЕГЭ по вашему предмету;
  • сведения о количестве поступивших в ВУЗы;
  • сведения об учениках, стабильно обучающихся по предмету на «пять»;
  • сведения об участниках олимпиад по предмету и их результаты.

3. Научно-методическая деятельность

Вся информация по педагогическому направлению, по которому работает учитель:

  • список методической и научной литературы;
  • описание используемых технологий, приемов, методов обучения;
  • планы и отчеты о работе с одаренными детьми, отстающими, трудными детьми, детьми с отклонениями в развитии и т.д.;
  • участие в работе МО, с ВУЗами, АППО и другими учреждениями;
  • материалы по семинарам, конкурсам, «круглым столам», фестивалям и пр., в которых участвовал учитель;
  • разработки авторских программ (если есть);
  • разработки кандидатской диссертации (если есть);
  • творческие отчеты по организации предметной недели, семинара, открытых уроков и т.д.;
  • публикации в СМИ;
  • работа по обмену опытом.

4. Внеурочная деятельность

  • планы и программы работы кружков, факультативов;
  • творческие работы учащихся;
  • сценарии мероприятий, классных часов и т.д.
  • классное руководство (планы классных часов, родительских собраний, бесед, конференций и пр.).

5. Учебно-методическая база

  • паспорт кабинета;
  • список имеющейся методической литературы;
  • перечень дидактического материала;
  • наличие ИКТ и ТСО.

Эссе учителя

Часто для портфолио учителя и выступления на различных конкурсах нужно написать эссе. Вы можете ознакомиться с несколькими сотнями авторских эссе учителей разных предметов здесь.

Надо отметить, что единой формы портфолио нет, и каждый учитель наполняет его по своему разумению, исходя из опыта работы, особенностей предмета, удобства. Важно лишь, чтобы портфолио было емким, систематизированным и отражал наиболее значимые успехи и достижения педагога. Если портфолио предоставляется в стороннюю организацию, то нужно придерживаться ее рекомендациями и требованиями по оформлению портфолио учителя.

Источник

Или:  Договор с водителем между физическими лицами образец