7 апреля, 2022 Автор: Соня Крапива

Лекция 2 нРавственно нормативные образцы личности

Нормативный образец личности что это такое

В конечном счете, именно человек творит и потребляет культурные ценности, с личности начинается и личностью завершается процесс культурного воспроизводства.
По определению польского социолога Яна Щепаньского, «Личная культура индивида, — это совокупность его личных культурных образцов поведения, его методов деятельности, продуктов этой деятельности, его идей и мыслей».
Культура несет с собой определенную несвободу, поскольку на все проявления индивида накладываются известные рамки, границы, выход за которые может быть расценен как проявление бескультурья и вызывать соответствующие санкции со стороны окружающих. Незнание или пренебрежение социокультурными нормами затрудняют или делают невозможным общение и взаимодействие людей.
Зависимость индивидуальной культуры от культуры общества несомненна.
Каждая культурная эпоха формировала свой идеал и свой нормативный образец личности. Разнятся они и в сословно-классовом, и в половозрастном смысле.
Например, с наступлением в России Нового времени, в эпоху петровских преобразований, «в ходу» был нормативный образец личности, ориентирующий на активное служение государству. Назовем его «деятельным». Так, пособие для обучения и воспитания дворянских детей «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. », составленное сподвижниками Петра I (Я. В. Брюсом и др.) и впервые изданное в 1717 году, советовало:
«Все время проводи в делах благочестных, а в праздности и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро — разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать не можно. »
На страницах этого литературно-педагогического памятника вырисовывается идеал дворянской молодежи: «Молодой отрок должен быть добр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, как в часах маятник. », а главной девической добродетелью названа молчаливость.
Современному студенту будет небесполезно взять на заметку нормативный образец личности, составленный для личного самосовершенствования американским ученым и философом эпохи Просвещения Бенджамином Франклиным.
Он включает 13 основных добродетелей:
1) воздержанность в еде и питье;
2) немногословность, способность избегать бесполезных, пустых разговоров;
3) порядок;
4) решительность, неукоснительное выполнение того, что решено;
5) бережливость;
6) трудолюбие;
7) искренность, отказ от обмана;
8) справедливость;
9) умеренность;
10) чистота;
11) спокойствие, способность не волноваться по пустякам, из-за неприятностей — обычных или неизбежных;
12) целомудрие;
13) скромность.
Главное в формировании индивидуальной нравственной культуры — бережное и уважительное отношение к другим, воспитание интеллигентности.

Источник



НОРМАТИВНЫЕ ОБРАЗЦЫ ЛИЧНОСТИ

Нормативный образец личности можно определить сущностными характеристиками ее поведения, обусловленными не только субъективностью конкретного человеческого характера, но и культурными доминантами эпохи. Под ними подразумеваются нравственные идеалы. Нравственный идеал личности — это воплощение морально безупречного человека, являющегося олицетворением всех добродетелей, необходимых для конкретной эпохи, и служащим образцом для подражания. Во-первых, через нравственный идеал моральное сознание оценивает существующую действительность и людей как несовершенных, признает отсутствие каких-либо важных нравственных качеств. И, во-вторых, посредством нравственного идеала моральное сознание эти качества пытается восполнить, сделав наглядным примером поведения.

Восточный традиционализм (на примере Конфуция)

В книге великого Конфуция (551- 479 до н.э.) «Беседы и суждения» затрагивались вопросы нравственной природы человека, жизнь семьи, принципы управления. Процесс самосовершенствования личности связан, согласно его этической концепции, с уважением к старшим по возрасту, с преданностью и покорностью правителям. Человеку надо изживать в себе отрицательные качества (алчность, жестокость, хвастовство и др.). Внутрисемейные нормы общения должны быть перенесены на уровень всего общества. Тем самым это должно стать основой порядка и доверия народа по отношению к государству и государю. Точно зная свое место в обществе, человек действует только в соответствии с занимаемым им социальным положением.

Здесь необходимо опираться на понятие Дао (путь жизни, основа всех вещей). Конфуций представляет Дао как «золотую середину» человеколюбия и благородства. Управление государством находится в руках «благородного мужа»: «Благородный муж прям и тверд (непоколебим), но не упрям». В его ценностном арсенале находятся преданность служебному долгу, работа на благо общества, жизнь во имя процветания народа. Конфуций говорил, что «если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие». И «если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости». Конфуций заложил этические основы средневекового китайского воспитания и образования молодежи. Прежде всего, это «пять постоянств», или «пять добродетелей»: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость.

Конфуций основал в Китае первую частную школу. История приписывает ему три тысячи учеников. Два этапа обучения составляли педагогическое кредо этого моралиста. На первом ребенок знакомился с нравственностью, музыкой, письмом и арифметикой. На втором постигал искусство безупречного поведения (добродетель), политику и управление, затем литературу и язык.

Конфуций нравственный идеал соотнес с понятием «благородного мужа» («цзюнь цзы»). Оно предполагает два взаимодополняемых смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе еще не является гарантом человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над самим самой. Однако и для простого простолюдина не закрыта дорога к человеческому совершенству. И в то же время более высокое положение в человеческой и социальной иерархии требует более высокого уровня нравственной ответственности. Благородный муж – соединение всех высоких качеств, идеальная личность.

В первую очередь благородный муж имеет «жень» — «человеческое начало», означающее «милосердие», «человеколюбие», «гуманность».

«Благородный муж» стремится познать правильный путь – «дао».

«Благородный муж» всегда соблюдает принцип «сяо» и ритуал «ли» (церемонии) – конкретные нормы и образцы общественно достойного и ответственного поведения. Они являются нравственным мерилом поведения, оптимальной дистанцией во взаимоотношениях между разными по возрасту и социальному статусу людьми, обеспечивающим их согласное существование в обществе.

«Благородный муж» имеет высокий уровень воспитанности «вэнь», культуры и образованности. Это нравственно самостоятельная личность, целью которой является постоянное самосовершенствование и упорный труд над собой.

«Благородный муж» имеет ровные отношения с людьми, не судит их и заимствует у окружающих только лучшее.

«Благородный муж» заботится о том, чтобы его слова не расходились с поступками. Поэтому он сначала осуществляет задуманное, а потом говорит об этом.

В учении Конфуция идеальной личности противостоит «низкий человек» («сяо жень»). Он думает только о том, как бы извлечь собственную выгоду – представления о человеческом приличии и достоинстве, необходимость следования ритуалу не стали для него определяющими мотивами поведения. «Низкий человек» своевольный, грубый и невоспитанный, он судит других людей и предъявляет к ним требования, а в общении склонен к раздорам и даже может дойти до разбоя.

В разное время нравственный идеал находил и сейчас находит свое воплощение в конкретных персонах. Прежде всего, это были и есть религиозные образы – Будды, Христа, а также вымышленные литературные, художественные, исторические герои или реальные личности. Именно они позволяют оценивать человеку свои качества и поведение, стимулируют его активность, указывают человеку перспективу и цели саморазвития и самосовершенствования. Моральные идеалы объединяют воедино моральные нормы, принципы, моральные качества человека относительно более высокой цели, которой они служат.

Или:  Порядок и сроки оплаты по 44‑ФЗ примеры административной практики

Источник

Лекция 2. нРавственно-нормативные образцы личности

1. «Потребительский» и «конформистский» образцы личности.

2. Особенности «аристократического» и «героического» типов личности.

3. «Религиозный» тип личности как нравственно-нормативный образец поведения.

В процессе нашего морального поведения мы руководствуемся индивидуальной свободой в процессе выбора своих поступков: руководствуемся автономным решением своей воли. В связи с этим, можно выделить несколько нормативно-нравственных образцов личности. Но сразу следует оговориться, что в описании каждого нравственного типа личности выделяются:

— общий смысл его моральных взглядов;

— господствующую моральную ценность;

— присутствие специфических признаков морали, их неповторимое сочетание;

— жизненную судьбу людей такого типа.

Пожалуй, самый «маломоральный» тип личности – «потребительский». Мораль в его представление — это установление в обществе, которое позволяет индивиду достигать счастья. Такой человек считает, что польза является основным, а главное – единственным, мотивом поведения. Значит и моральные поступки – одна из разновидностей полезности. Они должны вести к цели, к успеху, приобретению всяких благ и, в конечном счете, к счастью. Стремление к счастью, но такому, как представляется этому типу нравственной личности.

Ориентация «потребителя» закономерно является индивидуалистической. Каждый из таких людей стремится к счастью поодиночке, и только потом, поскольку неуютно блаженствовать одному, он начинает размышлять и заботиться о счастье других людей. Искомое счастье понимается «потребителем», как достижение: денег, славы, власти, благополучия семьи и т.п. А все это – ценности социальные. Потребительский тип хочет приобрести как можно больше для себя, но только в обществе и благодаря его содействию эти мечты могут сбыться. Вот почему такой человек может быть общественно полезным, приятным в общении, прекрасным семьянином. Кроме того, поскольку всего этого надо еще добиться, то этот тип деятелен, активен. А значит от него могут исходить и светлые идеи, и прогрессивные преобразования. Для деятельного человека на первый план в морали выдвигаются не мотивы, а поступки. Сложная моральная мотивация, как указывалось выше, здесь не нужна. Решительность его основана на убежденности в своей правоте.

Что же в таком случае, является источником моральных правил для такой личности?

В первую очередь – она сама, а дальше – в зависимости от ситуации. Естественно, поскольку ситуации бесконечно разнообразны, то и правила морали не вечны, а относительны. На практике такой релятивизм (относительность) может привести к полной безнравственности, так как нормы поведения диктуют ситуация и личная выгода.

В ответ на обвинения со стороны морали, «потребитель» может предъявить свои моральные заслуги: идеалы не столь возвышенны, зато они максимально приближены к жизненной реальности; данной категория людей не очень бескорыстны, но их жизнь полностью налажена и т.д.

За этими ценностными ориентациями просматривается образ активного человека, предпринимателя по роду деятельности, буржуа по социальной принадлежности, прагматика по стилю жизни, жизнелюба по мироощущению. Его можно обнаружить во все времена. Яркий пример тому – современная эпоха. Главной нравственной ценностью людей потребительского типа является счастье, мотивом – польза, ориентациями – индивидуализм, релятивизм, социальность и активность.

Следующий образец нормативно-нравственного типа личности – «конформистский» тип. Главная ценность конформистского типа – чувство общности с социальной средой. Именно социальная группа (нация, класс, коллеги по работе и др.) является для такой личности источником нравственным норм и представлений к которой он некритически (во всяком случае, внешне) присоединяется. Если в окружении такого человека укоренились высокие требования к поведению, человек вырастает прекрасно воспитанным. Если же нет, то — наоборот.

Устремления такой личности носят коллективистский характер, а не индивидуалистический, как у «потребителя». Личному счастью предпочитается всеобщее согласие, приспособление к господствующим ценностям считается лучшим путем нравственного совершенствования, а главный мотив поведения – быть, как все. А потому, раз последующие поколения поступают, как и предыдущие, складываются мощные традиции, которые придают устойчивость нравам.

«Конформистский» тип нравственной личности может сложиться в любой социальной среде. В плане сознания эта личность пассивна, ибо все нормы давно выработаны и она не протестует против них, а спокойно принимает и следует. При внутренней пассивности критерием нравственности здесь являются поступки. Мотивы поведения особо не выясняются: предполагается, что есть один правильный мотив. Это представление для людей, которые, возможно, не осложняют свою жизнь внутренней борьбой, переживаниями, исканиями жизненной правды.

Такая социальная ориентация предполагает любовь к традициям, приспособление к ним, желание поступать «как все», ориентацию на дела в сочетании с непоколебимой верой в основы нравственных авторитетов.

Аристократизм первоначально считался достоинством, передаваемым по наследству. И если ты от рождения принадлежишь к сословию, которое выше других, то честь его нельзя ронять. Чувство своей «особости» не зависит от переменчивости земной судьбы. Итак, чувство собственного достоинства, которое нельзя отнять – отличительная черта нравственного аристократизма. Такой человек отвечает за свои поступки не перед общественным мнением, а только перед самим собой.

Нравственная личность аристократического типа противостоит любым общественным условностям и правилам, если они не в согласии с ее совестью. Такой индивид неизбежно асоциален, так как его мораль может быть непохожей на общепринятую – это «его» мораль. Естественно, в своей основе такая ориентация индивидуалистична. Из всех специфических черт морали аристократический тип воплощает все то, что связано с автономией нравственной личности, самозаконодательством воли, свободой выбора.

Свобода –основная нравственная ценность этого типа. Отсутствие счастья или привычного социального положения не могут сломить человека с аристократическим духом. Для него главное – возможность оставаться самим собой. Эта нравственная черта делает «аристократа» равнодушным к нравам окружающей среды. Если окружающей действительность и кажется этому типу недостаточно нравственной, он не стремится преодолеть ее ограниченность, пока она не посягает на его личную свободу. Это пассивный в поведенческом отношении тип.

«Аристократ» поглощен собой, а потому вполне терпим к чужим взглядам и слабостям. Они – «низшие», что с них требовать.

Каков источник морали для «аристократического» типа нравственной личности? Это — духовная традиция. В поступках «моральный аристократ» соблюдает свое достоинство, стремясь не уронить идеал, который видят только люди духа. В его мотивах представлены не правила среды, а некая «нравственность вообще». Мотив здесь выглядит как «внутренний голос» то ли Бога, то ли гения, то ли голос собственной совести, который надо слушать, если не хочешь потерять самого себя. Голос совести является здесь надежным источником нравственных правил.

Итак, главная нравственная ценность аристократического типа – это свобода быть самим собой, для этого он индивидуалистично сосредоточен на внутреннем мире, мотивах поведения, чистоте идеалов, следует духовным традициям. Поэтому же при общей асоциальной ориентации он пассивен по отношению к общественной среде, толерантен, а иногда и равнодушен.

Или:  С 1 января УПД и счета‑фактуры можно выставлять только в новом формате

Что касается «героического» типа, то герой, наоборот, всегда борется с обстоятельствами. Это могут быть исторические события, люди, идеи. Как и «аристократ», «герой» всегда выделяется на фоне социального окружения. Но противопостоит ему не пассивно, а активно. Он не смиряется с миром, если считает, что он не соответствует его представлениям. И не потому, что задеты его личные интересы. «Потребитель» тоже может быть прекрасным борцом за справедливость, если он сам обижен и надеется получить от этой справедливости некоторую пользу для себя.

«Герой» противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра. А поскольку в мире почти ничто не совершенно, то, начав борьбу с какой-нибудь частной несправедливостью, приходится потом сражаться со всем миром. Но «героя» это не смущает. Чем больше врагов, тем сильнее напор. Но здесь личность героического типа подстерегает первая опасность – полюбить борьба как сам факт. Зла так много, что церемониться не приходится. В пылу побед может потеряться главное — светлая идея, ради которой все затевалось.

В героическом типе личности идея играет главную роль. Этот тип – это вообще идейный человек. Рациональная аргументация является ведущим мотивом его поведения. И этим мотивам придается чрезвычайное значение. Врагом морали может оказаться всякий, кт делает то же, что и сам «герой», но по другим мотивам. Терпимость – не героическая добродетель.

Какие же идеи присутствуют в нравственном сознании «героя»? Справедливость – основная моральная ценность этого типа нравственной личности. Счастье и смысл жизни постигаются в борьбе за нее, и свобода личности состоит в том, чтобы поставить себя на службу этой Идее.

Люди героического типа – социально ориентированы. Мысль о служении обществу встречается здесь обязательно. Но, в отличие от «конформиста», «герой» интересуется не текущими, а перспективными задачами. Он стремится к тому обществу, которое должно быть в соответствии с идеалом справедливости.

Люди «героического» типа обладают чрезвычайно развитым чувством долга. Человеку долга все остальные кажутся недостаточно совершенными.

Героическая нравственная личность открывает не только новые пути, но и новые идеи. Размышление о моральных проблемах стимулирует героические ориентации нравственного сознания. Недаром в юности почти все – герои, пока идет поиск и формирование своего «Я». Мало того, что «герой» всегда «неудобен», вносит дискомфорт в существование окружающих и беспокойство в их умы. Он далеко не всегда прав и по большому моральному счету. Очень многое зависит от идеи, которой такой человек предался. Идея «героя» всегда возвышенная и благородная.

Личное благородство людей этого типа не вызывает сомнения. Если они заблуждаются, то заблуждаются искренне. Поэтому такие люди вызывают моральное восхищение. Каждая эпоха гордится своими героями. Окружающие могут быть не всегда согласны с ними по части конкретных поступков и решения. Однако даже враги признают высокое нравственное достоинство такой личности, которое нельзя отнять. В этом «герой» подобен «аристократу». Он – это он; человека можно убить, но уничтожить в нем мораль, невозможно. Потому что источник ее лежит вне досягаемости земных властей.

Героический тип встречается не только среди социальных реформаторов. Самые простые поступки обычного человека могут осуществляться на основе сложных мотивов и высоких ценностей («в жизни всегда есть место подвигу»).

Итак, героический тип нравственной личности главной ценностью полагает справедливость, занимает активную и социально заинтересованную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные мотивы поведения и их идейное обеспечение, в целом имеет высокоморальную ориентацию.

Наименование «религиозный» тип, как и все предыдущие, условно. К религиозному типу нравственной личности могут относиться даже атеисты. В свою очередь верующие могут жить моральной жизнью героического, конформистского и даже потребительского типа. Те же христианские заповеди люди исполняют, исходя из самых различных побуждений. Но чаще всего религиозный тип личности встречается у людей искренне верующих. К нравственности приходят индивидуально. Источником ее не может быть общество, моральный закон выше социального. Для человека религиозного типа Бог не обязательно диктует конкретные заповеди, ведь заповеди – это нормы, которые и люди могут изобрести. Бог дает личности возможность приобщиться к тайне смысла жизни, благодаря чему можно не только знать смысл, но и переживать его.

Главная нравственная ценность «религиозного» типа нравственной личности – смысл жизни. Все нормы, принципы, идеалы – вторичны. Чувство гармонии Божьего творения, где каждая былинка имеет свое назначение, переходит здесь в учение о предназначении человека. Следует отметить, что Богом может быть не только христианский Бог, но и закон кармы, закон Космоса… Это не имеет существенного значения.

Если «герой» считает мир несовершенным, он стремится преобразовать его. «Верующий» же считает мир неисправимым и стремится сам выйти за его пределы. Отрешенностью от земных правил жизни люди религиозного типа раздражают всех остальных, поскольку их действия не имеют видимого резона. Мотивом поведения выступает сильное моральное чувство, сродни любви. Недаром любовь предлагается христианством как универсальный способ отношения к миру. Это очень сложный иррациональный мотив. Нравственные решения верующему человеку даются путем откровения или озарения. Как и «аристократу», ему слышится внутренний голос, голос совести. Но он знает источник этого голоса.

Люди этого типа ведут очень простую жизнь. Не прихотливую в личном плане. Они активны и деятельны в отношении других, но их практичность, в отличие от «потребителя», не имеет целью личную пользу. Своими поступками они лишь поддерживают высшие ценности в мире.

Естественно, такие люди, которые способны увидеть «подобие Божье» в любом человеке, обладают поистине безграничной терпимостью к людским слабостям в области мысли и поступков. Они понимают, что например, злые поступки происходят в основном от человеческой слабости (неумения удержаться от соблазна), а злые мысли – от глупости, а не от природного зла. Для «верующего» нет врагов. У него обострено чувство морального равенства всех людей и единства человеческого рода. А это один из самых существенных признаков морального воззрения на мир.

Итак, религиозный тип личности исповедует мораль, где ведущей ценностью является смысл жизни, мотивом – любовь к человеку и чувство высшего единства с людьми и миром. Это внесоциальная, но активная личность, чье мировоззрение выходит за пределы чисто морального и руководствуется переживанием ценностей самого человека.

Итак, какие же критерии были положены в основу описания основных нравственно-нормативных образцов личности. Это, прежде всего, высшие моральные ценности:

Кроме того, возможные источники морального закона:

Значимость мотивов или поступков, идей или чувств, простых норм или высоких идеалов:

Или:  Ленинградский областной суд апелляционная жалоба образец

— приверженность долгу или привычке;

— индивидуализму или коллективизму;

— социальной или внесоциальной ориентации;

— активная или пассивная, нетерпимая или толерантная, прагматическая или специфически моральная.

Комбинации этих признаков и составляют нравственную основу того или иного нравственного-нормативного образца личности.

Источник

Тема 2. Нормативные образцы личности1

1. Понятие «нормативный образец личности» и «нравственный идеал лич­ности».

2. Традиционалистический образец личности (на примере Конфуция).

3. Гедонистический образец личности.

4. Аскетический образец личности.

5. Ригористический образец личности.

6. Утилитарный образец личности.

7. Нигилизм как отрицание общепринятых норм культуры.

1. Понятие «образец личности»

Нормативный образец личности можно определить сущностными характеристиками ее поведения, обусловленными не только субъектив­ностью конкретного человеческого характера, но и культурными доми­нантами эпохи. Под ними подразумеваются нравственные идеалы.

Нравственный образец личности — это воплощение морально безупречного человека, являющегося олицетворением всех добро­детелей, необходимых для конкретной эпохи, и служащим образцом для подражания. Во-первых, через нравственный образец моральное сознание оценивает существующую действительность и людей как не­совершенных, признает отсутствие каких-либо важных нравственных качеств. И, во-вторых, посредством нравственного образца моральное сознание эти качества пытается восполнить, сделав наглядным при­мером поведения.

Стремление человека к определенному идеальному проекту своей жизни всегда находило отражение в литературных источниках, фольк­лоре, юридических текстах, проповедях. Безусловно, идеал недостижим. Однако путь к нему фиксировался и превращался в норму этического поведения. Из истории человечества можно видеть типологию норма­тивных образцов личности:

Отдельной страницей является нормативный образец личности, сформулированный древне­восточной мудростью (концепция «благородного мужа» Конфуция).

2. Традиционалистический образец личности (на примере конфуция)

В книге великого китайского философа Конфуция (551—479 до н.э.) «Суждения и беседы» («Лунь юй») затрагиваются вопросы нравственной природы человека, жизнь семьи, принципы управления. Процесс самосовершенствования личности связан, согласно его этиче­ской концепции, с уважением к старшим по возрасту, с преданностью и покорностью правителям. Человеку надо изживать в себе отрица­тельные качества (алчность, жестокость, хвастовство и др.). Внутри­семейные нормы общения должны быть перенесены на уровень всего общества. Тем самым это должно стать основой порядка и доверия народа по отношению к государству и государю. Точно зная свое место в обществе, человек действует только в соответствии с занимаемым им социальным положением.

Здесь необходимо опираться на понятие дао (путь жизни, основа всех вещей). Конфуций представляет дао как «золотую середину» человеколюбия и благородства. Управление государством находится в руках «благородного мужа»: «Благородный муж прям и тверд (не­поколебим), но не упрям». В его ценностном арсенале — преданность служебному долгу, работа на благо общества, жизнь во имя процветания народа. Конфуций говорил, что «если государь должным образом отно­сится к родственникам, в народе процветает человеколюбие». И «если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости». Конфуций заложил этические основы средневекового китайского воспитания и образования молодежи. Прежде всего это «пять постоянств», или «пять добродетелей»: человеколюбие, чувство долга, благопристой­ность, разумность и правдивость. Конфуций предложил такие форму­лировки «золотого правила нравственности»: «Чего не желаешь себе, того не навязывай другим», «Побуждай людей к тому, в чем желаешь продвинуться сам».

Конфуций основал в Китае первую частную школу. История при­писывает ему 3000 учеников. Два этапа обучения составляли педаго­гическое кредо этого моралиста. На первом ребенок знакомился с нравственностью, музыкой, письмом и арифметикой. На втором постигал искусство безупречного поведения (добродетель), политику и управление, затем литературу и язык.

Приведем мудрые советы этого философа-моралиста: «Полезных друзей 3 и вредных 3. Полезные друзья — это друг прямой, друг искрен­ний и друг много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый (краснобай)»; «При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного, исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же не­достатков)»; «Когда слова утрачивают свое значение, народ утрачивает свою свободу»; «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы при­нимаете гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных».

Китайский философ Конфуций нравственный идеал соотнес с поня­тием «благородного мужа» («цзюнь-цзы»). Оно предполагает два взаимодополняемых смысла: принадлежность к аристократии и чело­веческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе еще не является гарантом человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над собой. Однако и для просто­людина не закрыта дорога к человеческому совершенству. И в то же время более высокое положение в человеческой и социальной иерархии требует более высокого уровня нравственной ответственности.

Благородный муж — соединение всех высоких качеств, идеальная личность. В первую очередь благородный муж имеет «жень» — «чело­веческое начало», означающее «милосердие», «человеколюбие», «гу­манность».

«Благородный муж» стремится познать правильный путь — «дао». «Благородный муж» всегда соблюдает принцип «сяо» и ритуал «ли» (церемонии) — конкретные нормы и образцы общественно до­стойного и ответственного поведения. Они являются нравственным мерилом поведения, оптимальной дистанцией во взаимоотношениях между разными по возрасту и социальному статусу людьми, обеспечи­вающим их согласное существование в обществе.

«Благородный муж» имеет высокий уровень воспитанности («вэнь»), культуры и образованности. Это нравственно самостоятельная личность, целью которой является постоянное самосовершенствование и упорный труд над собой.

У «благородного мужа» ровные отношения с людьми, он не судит их и заимствует у окружающих только лучшее.

«Благородный муж» заботится о том, чтобы его слова не рас­ходились с поступками. Поэтому он сначала осуществляет задуманное, а потом говорит об этом.

В учении Конфуция идеальной личности противостоит «низкий человек» («сяо жень»). Он думает только о том, как бы извлечь собствен­ную выгоду — представления о человеческом приличии и достоинстве, необходимость следовать ритуалу не стали для него определяющими мотивами поведения. «Низкий человек» — своевольный, грубый и не­воспитанный, он судит других людей и предъявляет к ним требования, а в общении склонен к раздорам и даже может дойти до разбоя.

В разное время нравственный идеал находил и сейчас находит свое воплощение в конкретных персонах. Прежде всего это были и есть религиозные образы — Будды, Христа, а также вымышленные литера­турные, художественные, исторические герои или реальные личности. Именно они позволяют оценивать человеку свои качества и поведение, стимулируют его активность, указывают человеку перспективу и цели саморазвития и самосовершенствования. Моральные идеалы объединя­ют воедино моральные нормы, принципы, моральные качества человека относительно более высокой цели, которой они служат. «„Благородный муж» живет в согласии с другими людьми, но не следует за другими людьми, низкие натуры следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии», — говорил Конфуций.

Источник