8 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Как стать наблюдателем на выборах

Памятка наблюдателя

Согласно данным ЦИК РФ 8 сентября 2013 года — в единый день голосования — на территории Российской Федерации пройдет 6 980 выборов различных уровней. Их исход определит жизнь муниципальных образований и субъектов федерации на ближайшие годы.

Не малую роль в том, чтобы выборы были честными и прозрачными, играют наблюдатели. Публикуем памятку наблюдателя, которая будет равно полезна на всех выборах независимо от места проведения. Она также применима и к действиям членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

ПАМЯТКА НАБЛЮДАТЕЛЯ

Подготовка к голосованию (с 7 час. 30 мин. до 8 час. 00 мин.):

1. Предъявить в комиссию документы о назначении (направлении) и паспорт.
2. Проверить отсутствие агитационных материалов в помещении и на расстоянии 50 м. от входа в здание.
3. Проверить готовность помещения для голосования:
— кабины для голосования закрываются шторкой, в них светло, есть ручки (карандаши запрещены!);
— есть информационный стенд (с данными о кандидатах/ партиях, образцами заполнения бюллетеней);
— кабины и урны для голосования (в т.ч. переносные), места выдачи бюллетеней, увеличенные формы протоколов одновременно в поле вашего зрения.
4. Проконтролировать открытие избирательного участка:
— помещение для голосования открывается в 8 час. 00 мин.;
— присутствующим предъявляются пустые урны для голосования (стационарные и переносные), при них опечатываются (если урны уже опечатаны – требуйте их вскрытия);
— переносная урна ставится в обозримое всем, но недоступное место (на шкаф, на подоконник и пр.);
— членам комиссии с правом решающего голоса выдаются сшитые и заверенные печатью списки избирателей и под роспись бюллетени (в течение дня вынос списков из помещения запрещен!).

Голосование на участке (с 8 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин.):

1. На каждом бюллетене в правом верхнем углу есть печать комиссии и подписи 2-х членов комиссии.
2. Избиратели голосуют только лично (голосование за других, в т.ч. по их паспорту запрещено).
3. Бюллетени выдаются только по паспорту или заменяющему документу (удостоверение личности военнослужащего, военный билет, временное удостоверение на период замены паспорта).
4. Каждый избиратель получает строго установленное количество бюллетеней (1 шт.).
5. Избиратель лично расписывается в списке избирателей за получение каждого бюллетеня.
6. Бюллетени заполняются только в кабине для голосования (избиратель в кабине должен быть один!).
7. Избиратель обращается за помощью в заполнении бюллетеня (если сам не может) только к другим избирателям, уведомив комиссию (членам комиссии, наблюдателям, кандидатам, доверенным лицам оказывать такую помощь запрещено).
8. Избиратель получает новый бюллетень, взамен испорченного (если совершил ошибку). В списке избирателей делается отметка; избиратель расписывается за новый бюллетень; испорченный бюллетень погашается (отрезается угол).
9. Избиратель опускает бюллетени в урну для голосования.
10. При голосовании запрещена агитация, подкуп и подвоз избирателей.

Голосование «на дому» (с 8 час. 30 мин. до 20 час. 00 мин.):

1. Дома голосуют только избиратели, которые подали в комиссию лично или через третьих лиц устное или письменное обращение (заявление). Все обращения фиксируются в реестре.
2. Председатель комиссии объявляет о голосовании «на дому» за 30 минут до выезда (выхода).
3. С урной выезжают не менее 2-х членов комиссии с решающим голосом + на равных правах (по желанию) не менее 2-х человек (наблюдателей, членов комиссии с совещательным голосом от разных кандидатов/ партий). Если контролеров ≥2, то член комиссии с решающим голосом может быть один.
4. Выезжающие берут с собой переносную урну, бюллетени по ведомости и заверенную Председателем или Секретарем отдельную, закрытую выписку из реестра (вписать в нее новые фамилии нельзя!).
5. Каждый избиратель голосует лично по паспорту, за получение бюллетеня расписывается на заявлении (голосование лиц, не включенных в выписку, в т. ч. за лиц, не оказавшихся дома запрещено!).
6. Избиратель вправе обратиться за помощью в заполнении бюллетеня к другим избирателям (членам семьи, соседям) или попросить новый бюллетень, взамен испорченного. Отметка об указанных действиях вносится в заявление, испорченный бюллетень погашается.
7. По возвращении на участок в список избирателей вносятся отметки «Голосовал вне помещения для голосования». Данные о голосовании по каждой урне фиксируется актом.

Подсчет голосов (с 20 час. 00 мин. непрерывно до подписания и сдачи протоколов):

— всем присутствующим обеспечивается полный обзор, подсчет ведут только члены комиссии с решающим голосом. Иным лицам (наблюдателям, членам комиссии с совещательным голосом, кандидатам и др. трогать бюллетени руками запрещено!);
— кроме Председателя (Заместителя) и Секретаря, никто не пользуется письменными принадлежностями;
— результаты оглашаются и последовательно вносятся в увеличенные формы протоколов.

Не допускается нарушение указанного ниже порядка!

1. В 20 час. 00 мин. голосование оканчивается. Находящиеся в зале избиратели заканчивают голосование. Двери избирательного участка должны быть закрыты, запрещен допуск каких-либо новых лиц на избирательный участок с 20 час. 00 мин.
2. Подсчитываются и погашаются неиспользованные бюллетени. Отрезается угол.
3. Закрываются списки избирателей. Данные считаются по каждому листу, суммарное значение вносится на последнюю страницу списка избирателей.
4. Списки убираются в сейф (иное место), куда доступ запрещен всем до проверки контрольных соотношений в протоколах.
. Только после этого вскрываются урны. До этого урны должны быть опечатаны.
5. Оглашается число избирателей, проголосовавших по каждой переносной урне; проверяется неповрежденность опечатывания, поочередно вскрываются переносные урны.
Если число бюллетеней каждого вида в урне больше заявлений избирателей, то все бюллетени в урне признаются недействительными: составляется акт; на бюллетенях ставится отметка + печать. Бюллетени упаковываются отдельно. Смешивать их с иными бюллетенями запрещено!
6. Вскрываются стационарные урны, после проверки печатей (пломб).
7. Бюллетени сортируются по пачкам. Отметки в каждом бюллетене оглашаются и демонстрируются. Одновременное оглашение 2-х и более бюллетеней запрещено!
— бюллетени неуставноленной формы – изготовленные неофициально, без печати, без 2-х подписей. При подсчете не учитываются, упаковываются отдельно;
— недействительные бюллетени – вообще без отметок, или количество отметок больше установленного числа. Подсчитываются отдельно. При сомнениях, действительность бюллетеня определяется голосованием комиссии (что фиксируется отметкой на обороте бюллетеня).
8. Подсчет бюллетеней. Считаются пачки по очереди, путем перекладывания бюллетеней по одному, чтобы все видели отметку. Одновременно считать разные пачки запрещено.
9. Проверка соотношения контрольных данных по строкам протокола.
10. Упаковка бюллетеней (по пачкам). Пачки опечатываются. Вы тоже ставите подпись на упаковке!
11. Проведение итогового заседания, на котором:
— рассматриваются все поступившие жалобы;
— подписываются протоколы всеми присутствующими членами комиссии с решающим голосом (подписание за отсутствующих запрещено!);
— протокол должен быть заполнен синей ручкой, без исправлений, цифрами и прописью (например, «0014» «Четырнадцать»).
12. Выдача копий протоколов всем присутствующим при подсчете. Выдача фиксируется в реестре.
Копия изготавливается на ксероксе или переписыванием в бланк (слово в слово, не допуская сокращений, пропусков и ошибок).
Копия должна быть заверена («Верно», «Копия верна», дата, время заверения, должность, фамилия и инициалы заверяющего, печать комиссии). Копию могут заверить только Председатель, Заместитель или Секретарь комиссии.
13. Направление первых экземпляров протоколов в вышестоящую комиссию.

Или:  Контракт импорта товара образец

Справка: как правило во всех местных законах о выборах указывается, что на подсчете голосов имеют право присутствовать: кандидаты или их доверенные лица, представители СМИ, кандидаты-списочники, уполномоченные представители избирательных объединений, члены комиссий с правом совещательного голоса, члены вышестоящих избирательных комиссий, наблюдатели.

Источник

Как стать наблюдателем на выборах?

Если вы хотя бы раз в жизни были на избирательном участке, могли заметить, что на определенном расстоянии от членов комиссии за столом сидят люди, которые фиксируют в блокнотах все, что происходит во время голосования. При подсчете голосов им запрещают близко подходить к столу, где разложены бюллетени, и они пытаются высмотреть, что же происходит за спинами членов комиссии. Это наблюдатели, их задача — следить за происходящим на участке, фиксировать нарушения и распространять об этом информацию, чтобы как можно больше людей узнали, как в Беларуси проходят выборы, рассказывает TUT.BY.

Кто такой наблюдатель и что он делает на выборах?

Задача наблюдателя — следить за происходящим на избирательном участке, фиксировать нарушения, составлять заявления и жалобы, а в случае серьезных нарушений — направлять их в вышестоящие избирательные комиссии, прокуратуру, суд.

Забегая вперед, отметим, что в Беларуси жалобы независимых наблюдателей нередко игнорируются, однако это помогает документально зафиксировать нарушения для их возможной правовой оценки в будущем, для разработки рекомендаций по проведению выборов, для информирования общественности, а также для оценки избирательной кампании в мире. Кроме того, наблюдение — отличная возможность своими глазами увидеть, как в нашей стране проводят выборы, и сделать свои выводы.

Главное оружие наблюдателя — гласность и закон, поэтому важно подготовить отчет о мониторинге выборов и максимально распространить информацию в прессе и соцсетях.

Есть два вида наблюдателей:

  • долгосрочные наблюдатели проводят мониторинг всех этапов избирательной кампании с момента дня назначения выборов до их завершения
  • краткосрочные наблюдатели работают на последних этапах избирательной кампании — голосовании и подсчете голосов, присутствуют на участке целый рабочий день (и на досрочном голосовании, и в основной день голосования), могут лишь ненадолго отлучиться (желательно, чтобы в это время страховали другие наблюдатели), фиксируют все, что происходит во время голосования — явка избирателей, состояние урн для голосования (являются ли они запечатанными), нет ли вбросов лишних бюллетеней, нет ли подкупа или давления на избирателей со стороны членов комиссии, нет ли запрещенной агитации и т.д.

Наблюдение можно проводить на заседаниях всех избирательных комиссий (центральной, областной, районной, городской, районной в городе и участковой), а также на участке для голосования (больше всего наблюдателей можно встретить именно здесь).

Как стать наблюдателем?

Наблюдателем на выборах может быть любой совершеннолетний гражданин, но он должен быть представителем интересов определенной группы, например жителей своего дома, или сотрудников завода, или членов профсоюза, или избирателей.

На президентских выборах наблюдателями могут быть:

  • местные депутаты, депутаты парламента, доверенные лица кандидатов в президенты — присутствуют на заседаниях избирательных комиссий и на участках для голосования без предварительного уведомления, просто предъявляют удостоверение.
  • представители политических партий или общественных объединений (не обязательно быть членом партии или активистом организации, достаточно быть представителем) — решение о выдвижении наблюдателя от партии или объединения принимает руководство или собрание, которое выдает наблюдателю протокол или выписку из протокола, документ вместе с паспортом нужно предъявить избирательной комиссии, куда для наблюдения направляется представитель.
  • представители трудовых коллективов — решение о выдвижении наблюдателя принимает собрание коллектива, наблюдателю выдают протокол или выписку из протокола, документ вместе с паспортом нужно предъявить избирательной комиссии, куда для наблюдения направляется представитель.
  • представители граждан — нужно написать заявление о выдвижении наблюдателей от группы избирателей, под которым должно стоять минимум 10 подписей граждан, которые живут на территории избирательного участка, участка для голосования (собрать подписи можно, например, в своем же доме и пойти наблюдателем на участок по месту проживания — как правило, это ближайшая школа). Заявление наблюдатель подает вместе с паспортом избирательной комиссии.
Или:  Образцы бланка договора найма квартиры

Как это выглядит на практике? Надо выбрать участок для голосования и на обычном листе бумаги написать заявление на имя председателя избирательной комиссии: «Прошу зарегистрировать меня наблюдателем на участке №… как представителя граждан, данные которых приведены ниже…». На заявлении должно быть как минимум 10 подписей проживающих на территории участка (ФИО, адрес и подпись). Взяв эту бумагу и паспорт, нужно прийти на участок (можно в первый день предварительного голосования, а можно и позже — хоть за пять минут до закрытия участка в основной день). Председатель избирательной комиссии вносит данные о наблюдателе в специальный журнал, после чего гражданин может приступать к мониторингу.

Ряд общественных организаций, политических партий и избирательных штабов проводят специальное обучение наблюдателей, чтобы рассказать о том, как должны проходить выборы, какие нарушения могут допустить организаторы и как правильно составить жалобу на незаконные действия. Также практические советы можно найти на сайтах проектов «Право выбора», «Наблюдение за выборами: теория и практика», «Правозащитники за свободные выборы», на сайте Центризбиркома в рубрике «Наблюдение». Обязательно изучите и добавьте в закладки Конституцию, Избирательный кодекс, Положение «О порядке направления и деятельности наблюдателей при подготовке и проведении выборов президента в 2020 году».

Сколько наблюдателей может находиться на участке?

Ограничений, сколько наблюдателей может находиться на одном участке, нет. Общественные организации, политические партии, кандидаты, трудовые коллективы могут направить на участок одного наблюдателя или больше (по согласованию с комиссией). Даже если на участке для голосования не будет ни одного наблюдателя, на признание выборов состоявшимися это не влияет.

Какие права и ограничения у наблюдателей?

Наблюдатель имеет право:

  • присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, где он зарегистрирован как наблюдатель;
  • присутствовать при опечатывании или пломбировании урн для голосования;
  • присутствовать на досрочном голосовании, надомном голосовании, основном дне голосования (в том числе при подсчете голосов — до подведения итогов);
  • наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней, ходом голосования, соблюдением порядка голосования;
  • обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю комиссии или его заместителю;
  • получать информацию о результатах подсчета голосов и составлении протоколов о результатах выборов;
  • знакомиться с протоколами участковых комиссий о результатах голосования и протоколами соответствующих комиссий о результатах выборов, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию (делать выписки, фотографии этих документов);
  • сделать копию протокола участковой комиссии о результатах выборов своими силами и средствами (сфотографировать на телефон, например);
  • направлять обращения в избирательную комиссию, в том числе вышестоящую, или прокурору о нарушениях Избирательного кодекса и других законов.

Наблюдатель не имеет права:

  • заниматься агитацией на избирательном участке;
  • оказывать кандидатам информационную, методическую, финансовую и другую помощь;
  • находиться рядом со столами выдачи бюллетеней, кабин и урн для голосования;
  • создавать препятствия при проведении голосования, мешать нормальной работе комиссии, вмешиваться в ее работу;
  • предпринимать действия, которые нарушают тайну голосования;
  • проводить опросы среди избирателей, в том числе после голосования;
  • заполнять за избирателя его бюллетень.

У международных наблюдателей полномочий больше?

У международных наблюдателей те же права и обязанности, что и у белорусских. Но отличается процедура аккредитации. Международные наблюдатели прибывают в Беларусь только по приглашению властей, после чего проходят аккредитацию в Центризбиркоме и могут приступать к мониторингу, причем могут быть наблюдателями на разных участках.

Пока неизвестно, приедут ли в Беларусь на президентские выборы международные наблюдатели (в связи со вспышкой коронавируса). Представители Европарламента и Парламентской ассамблеи ОБСЕ призвали белорусские власти к сдержанности и пригрозили санкциями из-за арестов активистов (Сергея Тихановского и других):

— Призываем власти проявлять максимальную сдержанность в преддверии важных президентских выборов и надеемся на более свободную обстановку, чем мы наблюдали ранее.

О каких нарушениях сообщали наблюдатели?

Как сообщил представитель кампании «Правозащитники за свободные выборы» Валентин Стефанович, они фиксировали:

  • случаи, когда цифры наблюдателей и комиссии по досрочному голосованию существенно расходятся, иногда в разы.
  • случаи, когда члены комиссии сами, без заявок от граждан, составляют списки и приходят домой к избирателям, которые с удивлением сообщают, что никого не вызывали.
  • случаи, когда члены комиссии собираются вокруг стола, становятся спинами к наблюдателям, которым указывают находиться на значительном расстоянии, и при этом одновременно начинают подсчет бюллетеней. После этого каждый член комиссии называет количество подсчитанных им бюллетеней (иногда шепотом или просто молча записывают на бумаге), после чего цифры суммируются и наблюдателям называют итоговый результат. Увидеть, что именно отражено в бюллетенях, увидеть, сколько вообще было бюллетеней, нет возможности. За замечания наблюдателей члены комиссии могли удалить с участка для голосования.

Наблюдатель увидел нарушение. Что дальше?

Наблюдатель должен активно реагировать на нарушения избирательного законодательства. При выявлении нарушения алгоритм действий следующий: составить акт по данному факту с указанием всех деталей (где, когда, кем и какие конкретные действия совершены, указать свидетелей, по возможности заверить акт их подписями), после чего подать акт о нарушении председателю комиссии или в вышестоящую комиссию, проследить, чтобы жалоба была рассмотрена, о нарушении сообщить координатору, если таковой имеется, в соцсети и СМИ (про наиболее вопиющие случаи), также наблюдатель вправе подавать жалобы в прокуратуру и суд, если считает незаконными решения комиссии.

С какими проблемами сталкиваются наблюдатели?

На участке для голосования могут присутствовать независимые и провластные наблюдатели. Известны случаи конфликтов между ними, после которых наблюдателя могли удалить с участка.

Или:  Какие есть номиналы подарочных сертификатов Летуаль и какой срок его действия

Негатив у членов комиссии, как показывают предыдущие кампании, могли вызвать фото и видеосъемка, когда наблюдатели пытаются зафиксировать нарушения. В прошлом году в методических рекомендациях для участковых избирательных комиссий появилось упоминание, что «несмотря на то, что Избирательный кодекс не указывает на право наблюдателей осуществлять фотосъемку в помещении для голосования, следует разрешать наблюдателям по их просьбе сделать несколько фотоснимков. При этом наблюдатель не должен создавать помехи для членов участковой комиссии и избирателей. Председатель участковой комиссии может заранее определить место, с которого разрешается сделать снимки, разместив там указатель «Место для фотосъемки».

Источник

Объявляем набор наблюдателей за выборами! Заполни анкету

Ищем наблюдателей, которые смогут следить за происходящим на участках страны в основной день выборов (9 августа) и, по возможности, во время досрочного голосования. Также отдельное внимание следует будет уделить мониторингу подсчета голосов, чтобы затем дать оценку открытости и гласности избирательного процесса.

  • Наблюдение за выборами – это вполне законная общественная активность. Она дает возможность проверить, честно ли проходят у нас выборы, и получить увлекательный опыт.
  • Наблюдение позволяет ”заглянуть за кулисы» выборов и из первых рядов увидеть, как проходят различные этапы избирательного процесса, о которых ходит столько слухов.
  • Независимое наблюдение – простая и эффективная форма участия обычных людей в контроле за принятием существенных решений как на местном уровне, так и в пределах всей страны.

Кампания «Правозащитники за свободные выборы» не оказывает поддержку политическим партиям или кандидатам. Цель кампании – отследить соблюдение международных стандартов в избирательной отрасли, зафиксировать нарушения и помочь усовершенствовать процедуру выборов на благо всего общества.

Стать наблюдателем может каждый: и тот, у кого уже есть соответствующий опыт, и тот, для кого это будет впервые.

Скоро пройдет соответствующее обучение и наблюдатели смогут получат необходимые направления на избирательные участки (аккредитацию). Мы поможем распределить наблюдателей по тем участкам, которые будут для них удобными.

Чтобы стать наблюдателем, достаточно заполнить короткую анкету здесь:

Форма регистрации наблюдателей/ниц на президентские выборы 2020

Присоединяйся и наблюдай вместе с нами!

Кампания независимого наблюдения за выборами президента Республики Беларусь 2020 года проводится правозащитным центром «Весна» и Белорусским Хельсинкским Комитетом. Целью кампании «Правозащитники за свободные выборы» является оценка избирательного процесса с точки зрения белорусского законодательства и международных стандартов свободных и демократических выборов, информирование белорусской общественности и международного сообщества о ходе избирательной кампании и итогах наблюдения.

Источник



Кадры узнают все

Координационный совет по общественному контролю за голосованием при Общественной палате России объявил о запуске программы обучения независимых наблюдателей на выборы всех уровней, которые пройдут в 2021 году. Об этом сообщил председатель совета Максим Григорьев. Главная задача на этом этапе — создать пул профессиональных наблюдателей.

«Эта программа носит абсолютно открытый характер, и мы приглашаем все общественные организации, партии, чьи волонтеры в соответствии с российским законодательством готовы быть наблюдателями, принять участие в нашей масштабной программе по подготовке независимых наблюдателей на выборах всех уровней в 2021 году», — сказал он в ходе «круглого стола», посвященного подготовке кадров для избирательных кампаний. Первые семинары пройдут после новогодних праздников. «Мы организуем процесс по сетевому принципу: обучаем определенное количество людей, которые потом будут обучать других в своих регионах, в своих общественных организациях», — рассказал Григорьев. На этом этапе речь идет более чем о сотне тысяч человек. «Учитывая запросы политических партий, возможно, это количество будет значительно больше этой цифры», — уточнил он.

Григорьев подчеркнул, что сейчас необходимо «переходить от акцента на количество к акценту на качество». «Дело в том, что не все из более двух тысяч общественных организаций, которые участвуют вместе с нами в общественном контроле за выборами, могут обеспечить подготовку независимых наблюдателей на необходимом нам высоком уровне», — сказал он. Программа обучения изменится. «Если в прошлом году мы делали упор на мониторинг соблюдения нашего «Золотого стандарта», то сейчас будем затрагивать и более широкие вопросы — давать определенные юридические знания, чтобы у наблюдателей понимание целей и задач было более глубоким», — сказал Григорьев «РГ».

«Золотой стандарт» — это перечень пунктов, по которому общественные наблюдатели проверяют подготовку участков, ход голосования и подсчет результатов. В нем учитываются законодательные нововведения и другие аспекты. Так, в 2020 году представители общественных палат проверяли в числе прочего соблюдение рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике распространения коронавируса. В следующем году «Золотой стандарт» будет обновлен с учетом новых задач. «Мы будем его адаптировать, делать более подробным, учитывать новации в законодательстве, идти в ногу со временем», — сказал Григорьев. Итогом этой работы должно стать появление профессиональных общественных наблюдателей. «Конечно, наблюдение не будет их основной работой, это невозможно. Но это будут люди, которые занимаются наблюдением не на любительском, а на высоком профессиональном уровне», — уточнил он.

В процесс обучения включатся не только общественники, но и партии. По словам председателя «Родины» Алексея Журавлева, непарламентским политическим силам сложно подготовить наблюдателей на все участки (их в России более 94 тысяч). «Мы без всякого сомнения будем их ставить туда, где выдвинем своих кандидатов, нам нужны подготовленные наблюдатели. Я уверен, что мы решим этот вопрос с Общественной палатой», — сказал он.

Источник