8 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Как правильно оформить снос зданий и строений

Как правильно оформить снос зданий и строений

Если вы собственник недвижимости и приняли решение о сносе дома или других строений на вашем участке, вам нужно учесть, что схему таких действий регламентирует Градостроительный кодекс РФ. Новые положения по данному вопросу были внесены 4 августа 2018 года.

Обратите внимание!
Если снос начат позже указанной даты 2018 года, то перед составлением акта обследования, техзаказчику либо застройщику следует получить специальный проект. В нем будут прописаны все правила организации и действий по выполнению сноса строения. Документ выдает организация по архитектурно-строительному проектированию. Кроме того, нужно связаться с теми компаниями, которые осуществляют эксплуатацию и обслуживание инженерных и коммуникационных сетей. У них необходимо получить условия по отключению.

Снести постройку может сам подрядчик или застройщик. Он должен за 7 рабочих дней, или немного раньше, до старта работ обратиться в мэрию, чтобы уведомить власти о проведении снесения. Уведомление можно принести лично в виде документа или послать бумаги по почте. Такие заявления принимают многофункциональные центры. Есть еще один способ: уведомления такого рода принимаются единым порталом государственных и муниципальных услуг.
В документе должны быть указаны:

  • ФИО застройщика (если есть), место его жительства, необходимые реквизиты того документа, что удостоверяет личность физических лиц.
  • Название техзаказчика (если это ЮЛ) или застройщика, место его нахождения. Обязательно сообщение номера записи в ЕГРЮЛ и ИН налогоплательщика. Юридические лица иностранных государств таких сведений не предоставляют.
  • Номер участка по кадастровому реестру (если есть), адресные данные или описание его местоположения.
  • Данные о правах строителя на этот участок. Кроме того, подаются сведения, которые подтверждают права других граждан на эту землю.
  • Информацию о правах застройщика на такой объект, что подлежит сносу и данные о правах других лиц на этот объект.
  • Материалы решения местных властей или суда о снесении постройки, о наличии соглашения, контракта, поручительства по снесению здания, что построено самовольно.
  • Для связи необходим адрес. Можно указать электронную почту.

К уведомлению нужно приложить результаты, а также материалы, которые созданы при обследовании объекта. Кроме того, необходим проект, по которому будет организован снос. Важно отметить, что документальные материалы не нужно собирать при сносе таких строений:

1. Гаражей, что расположены на участках, находящихся в собственности физических лиц, которые не занимаются предпринимательством, строительными работами, реконструкцией в садоводческих товариществах, в жилищных комплексах, а также построек хозяйственного назначения.
2. Построек для индивидуального проживания.
3. Зданий, что не входят в перечень капитальных строений.
4. Сооружений, что используются для вспомогательных нужд.

Обратите внимание!
Проект не требуется для оформления сноса индивидуального жилого дома и вспомогательных строений (гараж, баня и т.п.)

Не позже, чем через 7 дней, исключая выходные, с момента получения запроса на согласование сноса сотрудниками местной власти проверяются указанные в информации данные, обеспечивается размещение самого уведомления, а также дополнительных материалов, в системе ИСОГД. Кроме того, о размещении информации ставят в известность органы госстройнадзора, что работает в данном регионе. В том случае, если не предоставлен полный пакет документов, они запрашиваются у заявителя.

Когда снос выполнен, в течение 7 дней техзаказчик или застройщик сообщает мэрии о завершении работ любым доступным способом. На протяжении 7 суток после поступления уведомления власти размещают его в ИСОГД. Также, они ставят в известность госстройнадзор, что находится в этом регионе. Так же необходимо подготовить Акт обследования. Его готовит кадастровый инженер, который должен быть аттестован Росреестром и состоять в СРО.

Кстати!
Все кадастровые инженеры в нашей компании аттестованы Росреестром и являются членами СРО, а их профессиональная деятельность каждого застрахована на 2 500 000 рублей.

Если вам нужна бесплатная консультация по оформлению вашей недвижимости, позвоните нам по номеру 8 (499) 350-80-89. Мы с радостью вам поможем.
С уважением, Центральное Кадастровое Бюро.

Источник

Минэкономразвития России

Письмо № Д23и-1663 от 16 апреля 2015 г. по вопросам снятия с государственного кадастрового учета здания на основании решения собственника об уничтожении имущества (сносе, демонтаже), подготовки акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел в пределах своей компетенции обращение сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Снос и демонтаж зданий градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности.

При этом порядок сноса и демонтажа объектов капитального строительства регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. В этой связи необходимо отметить, что постановлением Госсроя России от 5 ноября 1997 г. № 18-65 утверждено Примерное положение об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласно которому орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливает исходную и разрешительную документацию по сносу (разборке) зданий, сооружений и зеленых насаждений (пункт 3).

Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) определены основания прекращения права собственности, субъектами которого могут выступать физические лица и организации, независимо от форм собственности (юридические лица), а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в лице их уполномоченных органов.

С учетом изложенного, а также положений статьи 209 ГК РФ, право собственности может быть прекращено на основании решения собственника (собственников, в случае общей собственности) об уничтожении имущества, что применительно к объектам капитально строительства является сносом, демонтажем такого объектом.

Следует отметить, что под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника. При этом прекращение существования вещи при ее гибели или уничтожении должно быть действительно необратимым.

Например, если в результате пожара, оползня, наводнения или иного стихийного бедствия здания были разрушены частично, то в данном случае произойдет изменение свойств объекта недвижимости, а не его уничтожение или гибель. Дальнейшая судьба объекта недвижимости будет зависеть от собственника пострадавшего имущества, который может принять решение о восстановлении объекта недвижимого имущества, его сносе, и прекращении права собственности на него.

Необходимо учитывать, что снос объектов капитального строительства сопряжен с проведением работ по демонтажу строительных конструкция, их вывозу и последующей утилизации, проведению земляных работ, благоустройству земельного участка, кроме того, проведение работ по демонтажу должно соответствовать требованиям к безопасности проведения таких работ в отношении жизни и здоровья физических лиц, имущества третьих лиц, расположенного вблизи демонтируемого объекта, которое может быть повреждено в процессе проведения таких работ, экологической безопасности.

В этой связи снос объекта осуществляется, как правило, с привлечением специализированных организаций с заключением соответствующих договоров (договоров с инженерными службами об отключении сносимых зданий от инженерных сетей, договоров подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса) и подписанием актов выполненных работ по договорам, подтверждающих их исполнение.

Кроме того, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее – Положение) снос (демонтаж) объекта или части объекта капитального строительства рассматривается в качестве отдельного этапа строительства (пункты 1, 8, 10 Положения), в отношении которого выполняется «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», состав и требования к которому предусмотрены пунктом 24 Положения.

Комплексный анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что основанием для сноса (демонтажа) объекта капитального строительства является распоряжение органа местного самоуправления о сносе такого объекта, которым, в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.

Перечень документов, необходимых для согласования органом местного самоуправления решения о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в частности к таким документам относятся: решение собственника о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу такого объекта, копии договоров подряда на осуществление работ по сносу (демонтажу), а также утилизации отходов.

С учетом изложенного, осуществление самовольного сноса объектов капитального строительства не допускается.

Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существовании помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

Или:  Типовой устав 20 на основании которого действует Общество с ограниченной ответственностью

Необходимо обратить внимание, что фактический снос (демонтаж) объекта недвижимости предшествует проведению кадастровых работ с целью подтверждения прекращения существования такого недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. № 627 (далее – Требования), акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения к акту обследования.

Согласно пункту 9 Требований в строку «Перечень документов, использованных при подготовке Акта обследования» вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, включенных в состав приложения к акту обследования. Указанный перечень документов, является открытым, однако, такие документы должны включать информацию, позволяющую идентифицировать объект недвижимости.

Таким образом, кадастровый инженер при подготовке акта обследования использует документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости, к которым можно отнести, например, копию распоряжения органа местного самоуправления о сносе здания, копию закрытого ордера на производства работ по сносу, копии актов приемки выполненных работ по договорам подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса и т.п.

В соответствии с частью 6 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета зданий вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.

Согласно части 2 статьи 16 Закона о кадастре снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов. В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для снятия с государственного кадастрового учета документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости является акт обследования с приложением копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

При этом законодательством Российской Федерации не установлен порядок снятия с государственного кадастрового учета объектов, не отвечающих требованиям, установленным статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. не являющихся объектами недвижимости, но учтенных в качестве таковых.

Необходимо также отметить, что статьей 8.18 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» за производство самовольного сноса зданий, расположенных на территории города Москвы, предусмотрена административная ответственность.

Источник

Форма КС-10. Акт об оценке подлежащих сносу зданий, сооружений и насаждений

Если необходимо определить материальные потери от сноса объектов строительства (зданий, сооружений), а также насаждений, то используют соответствующий акт. Форма его — КС-10, унифицированная, первичный документ бухгалтерского учета. При заполнении документа необходимо учитывать некоторые особенности, о которых мы расскажем в статье.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Назначение КС-10

В ситуации, когда на участке земли находятся какие-либо постройки, насаждения и иные объекты, препятствующие будущей стройке или другим подобным работам, и их требуется снести, применяют акт об оценке подлежащих сносу зданий, сооружений и насаждений. Объекты переносятся или сносятся по согласованию с их владельцем, который, в свою очередь, получает за них материальное возмещение. Как раз его и оценивают при помощи рассматриваемой бумаги.

Документ необходим именно владельцу недвижимости, подлежащей сносу, поскольку именно в нем будут прописаны все особенности расчета компенсации. Эта форма требуется для ведения бухгалтерского учета.

Обязательно ли использовать эту форму

Несмотря на то что данная форма унифицированная, ее использование лишь рекомендовано. Для удобства компания может на основе КС-10 разработать собственную форму, закрепив ее применение в учетной политике организации специальным приказом. Можно внести в бумагу дополнительные пункты и строчки, вкладывать добавочные листы.

Некоторым компаниям удобна традиционная форма, как и инспекторам ФНС, проводящим проверки.

К сведению! Настоящая форма была утверждена Пост. Госкомстата России от 11.11.1999 г. №100. До 01.01.2013 все унифицированные формы были обязательны. ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 отменил обязательность использования данных форм.

Комиссия и ее состав

Для заполнения документа созывается специальная комиссия. В ее состав включаются следующие лица:

  • владелец постройки либо его уполномоченный представитель;
  • заказчик (застройщик) или его представители;
  • специалист из БТИ;
  • при необходимости другие специалисты или сотрудники организаций.

Подписывают документ перечисленные выше лица, а также представитель администрации той местности, где расположен объект, готовящийся к сносу.

Как правильно заполнить акт об оценке подлежащих сносу объектов строительства

Документ содержит две стороны. Рассмотрим каждую из них.

Лицевая сторона

Здесь указывают такие сведения:

  • полное название компании-владельца объекта строительства, который готовится по снос;
  • номера по ОКУД и ОКПО;
  • вид деятельности, указанный по ОКДП;
  • причина сноcа объекта (здесь ссылаются на документ, где прописано, что здание должно быть снесено);
  • кто утверждает документ (пишут ФИО, должность);
  • дату утверждения и подпись указанного выше лица;
  • номер, который был присвоен акту, дата подготовки акта;
  • наименование самой формы (оно уже вписано в бланке);

Акт об оценке подлежащих сносу зданий. Часть 1

После вводной информации идет таблица, в которой подробно указывают характеристики постройки и/или насаждения. Все сведения, необходимые для заполнения таблицы, берутся из технического паспорта объекта.

Итак, заполнение ведется следующим образом (номер пунктов списка соответствуют номерам столбцов таблицы):

  1. Номер по порядку.
  2. Для чего предназначен объект, готовящийся к сносу (склад для хранения чего-либо, гараж и т.д.).
  3. Год, когда постройка начала эксплуатироваться.
  4. Данные об объекте: материалы из которых произведены фундамент, крыша, стены и т.д. Указывать необходимо подробно о каждом элементе здания.
  5. Площадь, которую постройка занимает на земле, в квадратных метрах.
  6. Высота здания в метрах.
  7. Объем здания в кубических метрах.
  8. Число насаждений на участке, если они есть.
  9. Стоимость постройки. Указывается сумма на дату оценки.
  10. Примечание. В этой строке необходимо написать, что оценка объекта осуществлялась с учетом рыночных цен на дату процедуры.

Акт об оценке подлежащих сносу зданий. Часть 2

В строке «Итого» указывают сумму стоимости всех перечисленных в таблице объектов.

Оборотная сторона

На обороте акта продолжается таблица со сведениями из технического паспорта объекта строительства. Строка «Итого» должна включать общую стоимость всех объектов, описанных на оборотной части, а строка «Всего по акту» — общую стоимость всех объектов на обеих страницах акта.

Далее прописывается стоимость в прописном виде. Кроме того, указывают обоснование выплаты этой суммы владельцу постройки и расчет, подтверждающий достоверность суммы. Обоснованием выплаты может служить заключение об оценке данного объекта недвижимости или иной акт. Нужно вписать только номер и дату составления этого документа.

Важно! После выплаты суммы собственнику объекта необходимо отразить данное действие в бухгалтерском учете.

В конце документа председатель, члены комиссии и представитель администрации ставят свои подписи, их расшифровку и указывают должности. Собственник постройки также ставит свою подпись, чем выражает свое согласие с проведенной оценкой.

Количество экземпляров документа может быть любым, но, как правило, их бывает всего 3: для представителя администрации, собственника объекта и компании-застройщика.

Как исправить ошибку в документе

Если в документе была найдена ошибка (в расчетах, наименовании организации и т.д.), то необходимо аккуратно ее зачеркнуть, надписать сверху верный вариант. Не нужно полностью «закрашивать» ошибку, она должна быть читаема. Рядом ставятся запись «Исправленному верить», а также подписи лиц, участвующих в составлении документа, и дата исправления.

Важно! Исправления в одностороннем порядке запрещены, необходимо уведомить об ошибке всех членов комиссии.

Не исключен и способ, при котором создается новый документ и заполняется без ошибок.

Источник

Образец искового заявления о сносе


В ______________________________ суд Москвы / Московской области
ИСТЕЦ: _________________________
Адрес: _________________________
________________________________
ОТВЕТЧИК: ______________________
Адрес: _________________________

<ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

О сносе _________________________

Истец – __________________________________________ на основании _______________________________________________________ является собственником _______________________________________, расположенного в ________________________________________. Указанное строение площадью ___ кв.м. было возведено согласно ________________, __________ г. Ответчик – _____________. является собственником _____________________________ площадью ___кв.м. и возведённого на нём жилого строения.

Жилое строение ответчика было возведено на его земельном участке _____________ г., что подтверждается __________________________ на жилое строение, составленное по состоянию на ____________ г.

Спорное строение Ответчика представляет собой __________________ _______________, общей площадью _____ кв. м., обложенное декоративным кирпичом, боковая стена которого обращена в сторону строения Истца. Стены, полы, перекрытия указанного строения изготовлены из деревянного бруса.

При этом, Ответчик возвёл своё деревянное строение в недопустимой близости от жилого строения Истца, тем самым нарушив права Истца как собственника земельного участка и строения на нём.

В соответствии с положениями _________________ ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить строения с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно–гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В соответствии с требованиями ст. __ ЗК РФ собственник земельного участка должен __________________________________________________ и не нарушать права других лиц.
Самовольной постройкой, в соответствии с положениями _______ ГК РФ признается строение, созданное на земельном участке не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

При этом в силу положений __________ ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, __________________________________________________
В соответствии______________________________________________ _________________________________________________
«Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по _________________________________________________ Минимальные расстояния от жилых, общественных и вспомогательных зданий I и II степеней огнестойкости до производственных зданий и гаражей I и II степеней огнестойкости следует принимать ____________, а до производственных зданий, имеющих покрытие с _______________________________________________________».

В силу положений ст. ____ ______________________ минимальное противопожарное расстояние между жилыми строениями, расположенными на соседних земельных участках садоводческих товариществ следует принимать в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности строения возводимого позднее.

Не подлежит применению в данном случае норма ст. ________________________, позволяющая уменьшить противопожарное расстояние до 6 метров, при условии, что стены, обращённые друг к другу не имеют оконных проёмов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов. Стены спорного строения Ответчика выполнены из деревянного бруса, а стена здания Истца, обращенная к стене здания Ответчика, имеет оконные проемы.

Таким образом, возведя спорное деревянное строение в недопустимой близости от жилого строения Истца, Ответчик создал реальную угрозу жизни и здоровью Истицы и другим лицам. При этом, на участке Ответчика имелись все необходимые условия для соблюдения требований пожарной безопасности и его деревянное строение могло было быть возведено на требуемом расстоянии от жилого строения Истца, без нарушения правил пожарной безопасности и без создания угрозы жизни или здоровью Истице и её близким. Однако Ответчик этого не сделал.

Возводя деревянное строение в недопустимой близости от жилого строения Истца, Ответчик не мог не осознавать, что возводит явно опасный объект в непосредственной близости от жилого строения Истицы, чем не может не создавать угрозу пожарной опасности для неё и других лиц.

В силу требований ст.____ ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом, либо за его счёт.

Учитывая вышеизложенное ПРОШУ СУД:

1. Обязать Ответчика ________________________ снести самовольно возведённое жилое строение общей площадью _______ кв. м., обложенное декоративным кирпичом, расположенной на земельном участке № ______ по адресу: ___________________________________________________________

Приложения:
_________________________________________/_______________

Ваши права ущемляют соседи? Заявите об этом! Составьте исковое заявление о сносе самостоятельно или обратитесь за помощью к нашим специалистам.

Источник



Новые правила сноса самовольных построек и строительства индивидуальных жилых домов

4 августа вступили в силу новые правила сноса объектов капитального строительства, а также получения разрешительных документов на строительство объектов ИЖС и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.


Выявление и снос незаконных построек

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).

Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.

Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.

Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.

Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.


Особенности ИЖС

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).


***

Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.

Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.

Источник

Или:  График уборки помещений при коронавирусе периодичность и условия образец бланка