4 декабря, 2021 Автор: Соня Крапива

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд 8212 новый порядок в 2021 году

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд — новый порядок в 2021 году

Любой участок земли, находящийся в собственности гражданина, может быть конфискован для государственных или муниципальных нужд. Но основанием для изъятия земельного участка у собственника в связи с неиспользованием служит лишь официальный документ, опирающийся на законодательный акт.

  • Изъятия земельных участков по закону
  • Основания изъятия земель
  • Порядок принудительного изъятия земельного участка
  • Последние новости в 2021 году
  • Новые правила изъятия земельных участков в 2021 году

Изъятия земельных участков по закону

Любой надел допустимо конфисковать по соглашению или судебному решению. Но чаще всего это происходит в отношении тех, что имеют разрешенное использование для сельскохозяйственных нужд.

Законодательной базой является:

  1. Гражданский кодекс (статьи 284-286).
  2. Земельный кодекс (статьи 44-47).
  3. Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» (указывается причина изъятия у собственника, как ненадлежащее использование).

Гражданский и Земельный кодексы РФ регулирует три порядка изъятия земельных участков:

  1. Для нужд государства и муниципальных образований. При этом обязательно должны возместить средства за него, которые будут выручены в результате реализации на публичных торгах, или предоставить аналогичный участок земли в другом месте.
  2. Земля изымается у собственника по решению суда, без оплаты средств. Возмещают только в отношении лиц, пострадавших от преступной деятельности владельца участка. Деньги после продажи с торгов будут переданы в качестве материального или морального ущерба. Бывший собственник ничего от конфискации земли не получит. Согласно ст. 243 ГК, ст. 50 ЗК, ст. 104 УК.
  3. Возможно также признание земли бесхозной, если после постановки участка на кадастровый учет права собственности на нее не зарегистрированы за определенным лицом более пяти лет. Такие наделы становятся собственностью муниципального образования и могут быть предоставлены в аренду или владение граждан. Такое основание прописано в Законе № 251-ФЗ.

Отметим, что ранее по поводу процедуры изъятия участков в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм. Федеральным законом № 499-ФЗ внесены поправки, вступившие в силу с 1 апреля 2015 года, которыми в кодексе выделена целая глава (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ), посвященная урегулированию вопросов изъятия земли у собственников.

Основания изъятия земель

Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:

  1. При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
  2. Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
  3. Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
  4. Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
  5. Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
  6. Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
  • строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
  • проведения работ в рамках недропользования;
  • исполнение РФ международных обязательств;
  • в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
  • иные основания по законодательству РФ.

Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.

Порядок принудительного изъятия земельного участка

Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:

  1. Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
  2. Поиск собственника.
  3. Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
  4. Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
  5. Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
  6. Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.

У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.

Если земля не была зарегистрирована, владельцу дается всего 2 месяца на доказательство своих прав относительно надела. Он обязан передать в администрацию правоустанавливающие документы и заявление. Иначе земля будет признана бесхозной и передана муниципалитету.

Что касается компенсации за утраченное имущество, то она складывается из нескольких составляющих:

  • рыночной оценки самого участка;
  • недвижимых объектов, расположенных в границах надела. Тут следует отметить, что компенсация за них возможна только в том случае, если разрешенное использование земли предполагает размещение на них таких объектов;
  • упущенной выгоды, которая могла быть получена собственником в связи с использованием земли, опять же в соответствии с разрешением;
  • иных сумм убытков.

Если по стоимости в распоряжении органов власти имеется иное имущество, оно может быть предложено собственнику взамен утраченному при изъятии. Другой вариант – денежные средства, сумма которых сложилась из вышеперечисленных составляющих.

Последние новости в 2021 году

Существенные изменения законодательства коснулись Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Теперь все недвижимые объекты должны пройти кадастровый учет и в регистрационных базах содержаться информация о собственнике. При этом все земли, которые не прошли перерегистрацию и не попали в ЕГРН, рискуют быть изъятыми.

Следует отметить, что органы власти не станут незамедлительно отбирать земли у граждан. Сначала будут предприняты меры по оповещению хозяина и предложено пройти регистрацию в новом формате. Если этого не произойдет, участок будет признан бесхозным. Основанием для этого является судебное решение, если владелец земли не явился на заседание или добровольно отказался от прав на нее. Тогда этот участок будет передан муниципалитету для дальнейшего распоряжения им по своему усмотрению.

Участь изъятия земли могла коснуться и дачников, которые построили на своем наделе жилые дома и иные капитальные постройки, но не зарегистрировали их, уже с лета 2020 года. Дачная амнистия, объявленная для легализации таких строений по упрощенной схеме, была продлена до весны 2021 года. Это дает возможность пройти государственную регистрацию в отношении домов без разрешения на строительство. Не получив правоустанавливающих документов на землю и строения на ней, хозяин может лишиться этого имущества на законных основаниях.

Или:  Трудовой договор с сотрудниками салона красоты образец

В Госдуме в 2019 году приняли ряд поправок в законодательные акты относительно самостроев. Собственнику, на земле которого имеется незаконная постройка, сначала будет предписано ее снести. При неисполнении этого требования в установленный срок, помимо штрафа, который может доходить до 50 тысяч рублей, участок может быть изъят. К самострою можно отнести не только жилой дом, но и иные строения на участке земли, которые не зарегистрированы в Росреестре.

Новые правила изъятия земельных участков в 2021 году

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Источник

Изъятие земли государством: что делать собственнику?

Yuliya-Grebenyuk

Государство не может изъять вашу землю просто так — для этого нужны основания, которые зафиксированы в Земельном кодексе РФ. Вы можете лишиться земли, если:

    есть международный договор. Например, Россия и Грузия решили построить дорогу, которая будет их соединять, и она проходит через ваш участок.

За изъятие земли для государственных нужд вам обязаны выплатить компенсацию или предоставить аналогичный по цене земельный участок — вы выбираете один вариант.

Сумма компенсации складывается из рыночной цены участка, стоимости недвижимого имущества на нем и убытков, которые вы понесете. Чтобы рассчитать сумму, делают оценку. Это обязанность госоргана: на оценку у него есть 60 дней до того, как выслать вам документы об изъятии.

Сумма компенсации может быть меньше, чем вы ожидали. Тогда имеете право не соглашаться на выплату. Но свое несогласие нужно обосновать: приложить заключение независимой оценки, показать цены на аналогичные участки. За оценку в этом случае платите сами.

Если орган местного самоуправления не примет ваши доказательства во внимание, то оспорить решение можно через суд.

otrivok-iz-zakona-o-konfiskovannuyu-zemlyu

Изъятие земли у правообладателей для государственных и муниципальных нужд проходит в определенном порядке.

Выносят решение об изъятии. Орган местного самоуправления выносит решение об изъятии. В нем указывают перечень земельных участков, недвижимого имущества, цель изъятия земель и реестр документов, которые обосновывают изъятие. Через 10 дней решения публикуют в СМИ и на официальном сайте госоргана.

Сообщают собственнику о решении. В течение 10 дней с момента принятия решения уполномоченный орган власти направляет копию решения в Росреестр и собственнику. Если у госоргана есть адрес электронной почты правообладателя земли, то могут прислать копию решения на него, если нет — то по почте с уведомлением о вручении.

Адрес собственника уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления узнают в Росреестре. Если там данных нет, то адрес запрашивают в архивах.

Высылают проект соглашения об изъятии. Проект соглашения об изъятии вам направят заказным письмом или привезут лично под расписку. Документ в двух экземплярах с подписью уполномоченного органа. В нем — информация о размере компенсации и сроках выплаты.

Вместе с проектом соглашения вы получите отчет об оценке недвижимости и кадастровый паспорт. Если у вас изымают несколько участков, то будет несколько отчетов и кадастровых паспортов.

Ждут решения собственника. На изучение документов у вас есть 90 дней. За это время надо определиться со своим решением. Вы согласны — подписываете оба экземпляра соглашения и один отправляете обратно.

Если вас что-то не устраивает, то вы можете ничего не подписывать. Но при этом не забудьте отправить ответное письмо и перечислить в нем причины, которые вас не устраивают. Ответить нужно обязательно, иначе вы рискуете получить иск от госоргана.

Источник

Земельный
эксперт

Земельные отношенияЗемельные отношения
Права на землюПрава на землю
Правовые отношенияПравовые отношения
Государственные землиГосударственные земли
Государственный контрольГосударственный контроль
Классификация земельКлассификация земель
Использование земельИспользование земель
Дачное товариществоДачное товарищество
Дачные участкиДачные участки

Государственные земли

Соглашение об изъятии земельного участка

Содержание статьи:

Соглашение об изъятии земли

Соглашение об изъятии земельного участка – представляет собой документ, подтверждающий факт отчуждения материальных ценностей юридического либо физического лица в пользу муниципальных или государственных структур. Оно заключается между аппаратом муниципалитета или федерального органа и собственниками изымаемой земли и строений, возведенных на ней. Возможные стороны сделки упоминаются в статье 56.2 и 56.9 ЗК РФ.

Объектом соглашения выступают земельные участки и построенные на них объекты. Эти объекты могут находиться как в собственности граждан и юрлиц, так и на правах постоянного бессрочного пользования земельным участком.

Образец соглашения об изъятии земельного участка

Соглашение об изъятии земельного надела составляется в письменном виде. В документе должна в обязательном порядке содержаться информация о:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

  • периоде передачи земельной территории либо размещённой на ней недвижимости, которые будут изъяты – срок не должен быть больше полугода с момента, когда было прекращено право собственности предыдущего собственника имущества;
  • порядке и сумме выплат по возмещению ущерба, возникающего из-за взимания земельной территории либо размещённых на ней строениях;
  • реквизитах вынесенного решения об изъятии земельных участков для потребностей муниципалитета либо государства;
  • праве на земельный участок или имеющееся на нем строение, возникающее либо прекращающееся в результате изъятия;
  • целях изъятия земли и строений;
  • кадастровых номерах на земельные участки, которые будут изыматься; если у земли нет кадастрового номера, указывается условный номер, который был присвоен на основании ФЗ №122;
  • сторонах договора об изъятии земли;
  • сооружениях, не подлежащих изъятию, но построенных на территории, которая будет изъята; , действующих в отношении изымаемой земли.

Регистрация соглашения об изъятии земельного участка

Регистрация соглашения об изъятии осуществляется по правилам ГК о регистрации сделок. Процесс регистрации состоит из нескольких этапов:

  1. отправка соглашения собственнику земли на изучение и подписание;
  2. подписание соглашения собственником; при отказе подписать соглашение на протяжении трёх месяцев после его получения, орган, отправивший документ вправе инициировать принудительное изъятие земельных участков, подав иск в судебный орган;
  3. отправка подписанного соглашения обратно организации, которая его составила;
  4. подача организацией-составителем подписанного соглашения в Росреестр для его регистрации;
  5. регистрация в Росреестре передачи прав собственности от первоначального правообладателя к органу государственной власти или муниципалитету.

Документы, прилагаемые к соглашению об изъятии земли

Собственнику имущества отправляется вместе с соглашением об изъятии земельных участков ещё несколько документов:

  • кадастровая выписка (паспорт) на землю, которая упоминается в соглашении, и на здание, построенное на этой земле (если информация о таких зданиях внесена в ЕГРП);
  • отчёт, в котором рассчитана рыночная стоимость изымаемых строений и земли;
  • отчёт, с указанием стоимости имущества (недвижимости и земли) – этот документ необходим в ситуации, когда сделка предусматривает компенсацию за изымаемое имущество методом предоставления новых недвижимых ценностей.

Заключение

В завершение статьи нужно обратить внимание на несколько ключевых моментов:

  1. В ситуации, когда правообладатель отказывается ставить подпись под соглашением об изъятии земли и строений, расположенных на ней, уполномоченный орган обладает правом подать исковое заявление о принудительном отчуждении земли в суд.
  2. Соглашение об изъятии земли подлежит обязательной регистрации.
  3. Собственник, имущество которого будет отчуждено, вправе рассчитывать на получение компенсации в виде денежной стоимости изымаемых ценностей (зданий, земли) по рыночной цене.
Или:  Образец заполнения заявления для замены водительского удостоверения 2021

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по соглашению об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Меня зовут Ангелина Петровна. Я собственница небольшого земельного участка (8 соток), находящегося на окраине городка. На его территории построен жилой одноэтажный дом, где я проживаю вместе с семьей, занимает он 2 сотки. Остальная территория используется для выращивания овощей. Недалеко от моего дома находится производственное предприятие, на котором работает много жителей нашего городка. Полтора месяца назад я получила извещение из администрации о том, что моя земля подлежит изъятию в связи с тем, что по ней будет проходить новая дорога к заводу. Взамен мне предложили меньший участок в другом месте нашего города. На какую компенсацию по закону я вправе рассчитывать, если соглашусь подписать присланное соглашение?

Ответ: Ангелина Петровна, согласно 6-го пункта статьи 56.9 ЗК России, вы вправе рассчитывать на получение денежного эквивалента разницы между рыночной стоимостью вашей земли и земельного угодья, что вам предлагают взамен.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Источник



Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

Понятие соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

В предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса России случаях принадлежащий частному лицу земельный участок может быть изъят для публичных нужд. Основанием для таких действий может послужить необходимость прокладки трубопровода, натяжения линий электропередач, размещения автотрассы или иного общественного значимого объекта именно в месте нахождения частного участка.

Инициатор изъятия, будь то государство или территориальная община, обязаны возместить правообладателям не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Они рассчитываются по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 262 от 07.05.03 г.

Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости. В случаях, когда в собственности одного лица пребывают несколько объектов (например: два смежных участка, жилой дом, гараж на фундаменте, стационарные коровник и свинарник), договор заключается в отношении каждого из них.

Ключевой особенностью соглашений подобного рода является наделение публичного образования возможностью понуждения частного собственника к заключению сделки. В гражданском праве действует принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Возможность принуждения к заключению сделок (ст. 445 ГК РФ) обычно касается субъектов властных полномочий, монополистов и коммерческих компаний, предлагающих свои услуги неопределенному кругу лиц. Принуждение физических лиц к заключению сделок для отечественной правовой системы в целом не характерно.

Добровольно-принудительный характер изъятия недвижимости для публичных нужд

Чтобы понять специфический характер принудительного изъятия земель и недвижимости для публичных нужд, необходимо проанализировать их частный и публично-правовой аспекты.

Существуют следующие мнения:

1. Изъятие недвижимости путем выкупа относится к правомерным действиям и юридическим актам, а если конкретнее – к сделкам. Содержание действий отчуждателя (частного владельца участка) и покупателя (публичного образования) направлены на переход права собственности при условии уплаты выкупной цены.

2. Сделка – частноправовая категория. Каждый ее участник преследует собственную цель. Сделки с участием публичных образований могут иметь социальную направленность. Это не позволяет причислять их к числу сугубо рыночных. Отчуждение частных земель и недвижимости государству или территориальной общине в порядке принудительного выкупа нельзя причислять к сделкам, но можно – к квази-сделкам. Другими словами, они формально соответствуют признакам договоров, хотя по сути ими не являются.

3. Правоотношения по изъятию земель не являются сделками, поскольку не предполагают наличия «автономии воли» в том смысле, в котором она признается ст. 2 ГК РФ. В случае принудительного изъятия недвижимости государство и территориальные общины в лице компетентных органов распоряжаются частным имуществом. При этом они действуют как публичная власть.

Изъятие недвижимости путем добровольного выкупа на основании соглашения с собственником является сделкой. Такие правоотношения следует признать гражданско-правовыми.

Изъятие путем лишения владельца участка его прав на землю и недвижимость на основании судебного вердикта (пусть даже возмездное) нельзя признавать сделкой. В таких правоотношениях нет ни равноправия, ни свободы волеизъявления.

Орган публичной власти действует помимо воли частного собственника, используя императивный метод правового регулирования.

Содержание соглашения об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд

Согласно ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд содержит следующую информацию:

  • идентификационные данные сторон, в числе которых имя или наименование; постоянное место жительства или юридический адрес; в отношении гражданина – реквизиты общегражданского паспорта; применительно к организациям и публичным образованиям – указание на доверенность представителя;
  • кадастровые или условные номера объектов. В случае отсутствия номеров – описание зданий или объектов незавершенного строительства;
  • цель изъятия недвижимости, иными словами — подробная расшифровка сути публичных нужд. Описание объектов, которые планируется разместить в изъятой недвижимости или на месте ее расположения после сноса/реконструкции;
  • реквизиты решения об изъятии земельных участков: дата и орган принятия, регистрационный номер, место и дата первой публикации;
  • перечень прав, возникающих или прекращающихся в связи с изъятием земель и недвижимости.
  • срок передачи недвижимости публичному образованию, который не может превышать полгода с момента прекращения правомочностей прежнего собственника;
  • размер выкупной стоимости, текущий счет продавца, процедура выплаты;
  • перечень размещенных на участке сооружений, в том числе объектов незавершенного строительства, выкуп которых в связи с изъятием участка не планируется (если таковые имеются);
  • перечень прав, на которых бывший собственник вправе использовать весь или часть ранее принадлежащего ему участка после завершения процедуры изъятия (при наличии);
  • перечень сервитутов, сохраняющихся после изъятия недвижимости (по общему правилу ст. 56.5 ЗК РФ сервитуты при изъятии прекращаются).

К числу существенных условий соглашения об изъятии недвижимости относят:

  • выкупную цену объектов, принадлежащих гражданам или организациям;
  • размер убытков, подлежащих возмещению землевладельцам, землепользователям, сервитутодержателям, арендаторам;
  • рыночная стоимость предоставляемого имущества взамен изымаемого (если такое предоставление оговорено соглашением).

Стороны соглашения об изъятии недвижимого имущества

Продавцом или лицом, недвижимость которого отчуждается по решению суда, может выступать частный собственник (физическое, юридическое лицо). Применительно к земле участником договора может быть гражданин, которому участок принадлежит на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.

В случаях, когда объекты муниципальной собственности необходимы государству или наоборот, речь обычно идет не о принудительном изъятии, а о заключении публичных договоров. Примечательно, что Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель государственной собственности муниципалитету.

Передача муниципальных земель государству может быть только платной.

Покупателем по гражданской сделке или приобретателем по вердикту суда выступает публичное образование в лице соответствующего органа власти. Если участок изымается в пользу государства, решение об изъятии принимает орган, уполномоченный Правительством РФ.

Или:  Паспорт доступности для инвалидов образец заполнения объекта кто должен делать как получить

В качестве примера можно привести Постановление №1527 от 31.12.15 «Об определении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения об изъятии земельных участков для госнужд РФ в целях строительства линейных объектов федерального значения на территории Таманского полуострова». В их числе Минкомсвязи, Минэнерго, Федеральное дорожное агентство, Федеральным агентство железнодорожного транспорта.

Органы, уполномоченные изымать недвижимость в региональную собственность, устанавливаются региональными властями; в пользу территориальной общины – соответствующим муниципалитетом.

Условия перераспределения земель или земельных участков в соглашении об изъятии недвижимости

Относительно недавно Земельный кодекс РФ был дополнен гл. V.4, посвященной перераспределению земельных участков. Одним из нововведений стало появление возможности перераспределения частных и публичных земель между собой.

Вступившая в силу 01.03.15 г. статья 39.28 ЗК РФ предусматривает исключительный перечень оснований для такого перераспределения и среди них – образование участков для возведении объектов:

  • энергосистем;
  • космической деятельности;
  • обороны и госбезопасности;
  • трубопроводного транспорта местного значения;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • общефедерального транспорта и коммуникаций;
  • обеспечивающих работу субъектов естественных монополий;
  • автотрасс общего пользования.

Необходимость перераспределения возникает, когда государству или территориальной общине понадобился не весь участок, а лишь часть принадлежащих собственнику земель. Перераспределение подразумевает как минимум два действия:

  • исходный частный участок делится на части, одна из которых изымается в пользу публичного образования;
  • к оставшейся части присоединяется приблизительно равноценный участок из земель публичной собственности (разница в цене компенсируется доплатой).

Возможны случаи, когда исходный участок делиться, одна из его частей изымается для публичных нужд при условии выплаты компенсации, а вторая остается во владении предыдущего собственника. Однако подобные правоотношения не могут именоваться перераспределением.

В некоторых случаях перераспределение дает возможность разрешить конфликтную ситуацию. К примеру, оставить семье площади, на которых расположен дом и постройки, при этом перенести огород в другое место.

Перераспределение сопряжено с кадастровыми работами (проводятся силами публичного образования) и возможно только при определенных условиях:

  • целевое назначение, разрешенные виды использования преобразуемых участков совпадают;
  • вновь созданный участок не пересекает границы территориальной зоны;
  • новообразование имеет «природный» вид без изломанных границ.

Заключение соглашения об изъятии недвижимости

Уполномоченный орган проводит предпродажную подготовку, предусмотренную ст. 56.7 ЗК РФ. Согласие правообладателя на осуществление нижеописанных действий не требуется:

  • проведение кадастровых работ;
  • образование участков согласно проекту межевания либо схеме расположения;
  • уточнение границ изымаемых участков (при необходимости);
  • образование участка из земель публичной собственности для предоставления взамен изымаемых;
  • постановка на учет в ГКН изымаемого и/или вновь образуемого участка для предоставления его взамен (примечательно, что орган власти может действовать от имени частного собственника без доверенности);
  • оценка изымаемых объектов, а также размера прямых убытков и упущенной выгоды по правилам ст. 56.8 ЗК РФ и Закона РФ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»;
  • оценка земель и недвижимости, предоставляемых взамен изымаемых;
  • переговоры с правообладателем относительно условий выкупа недвижимости;
  • подготовка соглашения об изъятии;
  • направление проекта договора о выкупе для подписания правообладателю.

У правообладателя есть 3 месяца на подписание соглашения и обращение в компетентный орган. В случае отказа или игнорирования требования орган власти вправе подать в суд.

Право начать судебную тяжбу по поводу понуждении к заключению сделки сохраняется на протяжении 3 лет со дня направления проекта договора.

Предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых участков

Публичные образования зачастую предлагают собственникам изымаемых участков и недвижимости адекватную имущественную замену. Чаще всего это касается муниципалитетов.

Дело в том, что свободными землями на территории населенных пунктов распоряжаются муниципалитеты. Они же приобретают право собственности на участки, прежние владельцы которых от них отказались (ст. 19 ЗК РФ).

По решению суда муниципалитеты обретают право собственности на бесхозяйную недвижимость по истечению срока ее учета в качестве таковой (ст. 225 ГК РФ). Таким образом, в собственности муниципалитета может оказаться не только свободный участок, но и жилые дома.

Удобство предоставления одного имущества взамен другого для публичного образования связано, среди прочего, с бюджетным планированием. Выделение средств на выкуп частных владений необходимо планировать до начала очередного бюджетного периода. В резервном фонде посреди финансового года достаточных средств может попросту не оказаться.

Примечательно, что предоставление одного участка взамен другого характерно для случаев, когда частный владелец и субъект властных полномочий пришли к обоюдному согласию. Когда изъятие происходит принудительно, суды назначают денежные компенсации.

Практики навязывания недвижимости взамен изъятой в России нет, что вполне обосновано.

Если стороны пришли к соглашению о предоставлении иных объектов недвижимости взамен изымаемых, этот факт отражается в соглашении. Правоотношения сторон в этом случае подпадают под действие предписания гл. 31 ГК РФ «Мена».

  • равноценного обмена недвижимостью без доплаты;
  • обмена на более дорогое или дешевое имущество с доплатой в пользу частного лица или публичного образования.

Договор с публичным образованием об изъятии одной недвижимости с предоставлением другой признается достаточным основанием для обращения в многофункциональный центр или ЕГРП. Таким образом, земля и здания, предоставленные взамен изъятым, регистрируются по общей процедуре.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Изъятие для муниципальных нужд земельного участка и коммерческой недвижимости

Возможно ли при изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости (здание магазина), в случае достижения согласия между собственником указанных объектов и органов местного самоуправления, предоставить этому лицу взамен изымаемых объектов недвижимости (магазин, земельный участок) двух иных муниципальных земельных участков?

Добрый день. Да, такая возможность прямо предусмотрена ст. 56.9 ЗК РФ

5. Соглашением об изъятии недвижимости может быть предусмотрена обязанность организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии, передать в собственность лицу, чьи земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества изымаются для государственных или муниципальных нужд, иные объекты недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. При этом в соглашении об изъятии недвижимости указываются кадастровые номера объектов недвижимого имущества, передаваемого взамен изымаемых объектов недвижимого имущества, рыночная стоимость таких объектов, срок их передачи. Размер возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества уменьшается на величину, равную рыночной стоимости передаваемых объектов недвижимого имущества.

Об изьятии имущества.

Добрый день! Имеется определение суда об обеспечительных мерах по иску (арест недвижимого имущества). 22.05.2019г. Росреестр по этому определению внес запись в сведения об обьекте . А 06.06.2019 г. Администрация города приняла решение об изьятии данного имущества для муниципальных нужд. Запись также внесена Росреестром . Вопрос : сможет ли Администрация заключить со мной соглашение об изьятии и не будет ли препятствием этому арест, наложенный судом?

Добрый день. Если обеспечительные меры наложены судом то и снять их может только суд. Пока такой арест не снят Вы никак не можете распорядиться этим имуществом.

Источник