Декоративно прикладное творчество северных народов проживающих на Ямале
Декоративно-прикладное творчество северных народов, проживающих на Ямале
Декоративно – прикладное творчество северных народов, проживающих на Ямале.
Воспитатель группы 8 класса
Вануйто Надежда Юповна
Дата проведения: 03.12.2017г
Место проведения: Стойбище «Лимбя»
Воспитатель группы 8 класса: Вануйто Надежда Юповна
Реквизиты: Традиционная одежда северных народов ненцев, ханты, мужской и женский пояс национальный пояс, бисерные работы, женская ложная коса, сумочки и мешки женские из сукна, туча…
Целью данного мероприятия является: закладывание основ целостной личности, воспитание духовности через приобщение к ценностям и традициям народной культуры.
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций художественной культуры,ставятся следующие задачи:
— воспитание чувства национального самосознания и гордости за свою малую родину;
— приобщение подрастающей молодежи к ценностям региональной культуры
— формирование интереса к культуре, национальным традициям северных народов;
— овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
— стимулирование познавательной активности, развитие внимания, наблюдательности и зрительной памяти.
Ведущий1: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие посвящается декоративно – прикланому искусству северных народов.
С древнейших времен народы Севера мастерили ручным способом орудия труда, охоты и предметы быта, посуду, благодаря которым можно было приготовить капканы на зверей или ловить рыбу в реках и озерах.
Ведущий2: Любой такой предмет домашнего обихода, обладает практичным назначением, будь то деревянная колотушка янгча (показ) как вы сами знаете – это для отряхивания и выбивание снега с одежды и обуви или деревянная посуда для употребления и хранения пищи.
Показ на пример деревянной посуды и янгча.
Ведущий1: Традиция изготовления ручным способом домашней утвари сложилась в богатое и многообразное народное прикладное искусство, которое тесно связанно с хозяйственной жизнью народа, его бытовым укладом.
Ведущий2: Суровая природа, нелегкий быт отразились на стремление умельцев и мастериц украсить традиционный быт северных народов.
Ведущий1: Богатая фантазия рукодельниц и мастеров проявилась в умении орнаментировать одежду, изготовить различные изделия из дерева, кости, что постепенно сложилось в декоративно – прикладное искусство – искусство создавать разнообразные украшения из металла, бисера, орнаменты из меха и кожи.
•Своеобразие,неповторимое искусство составляет искусство плетения: женских украшений – накосников (ложные косы, которые вплетаются в волосы);
•Пояса – элемента национального женского и мужского костюма;
•Женские и детские украшения из бисера на люльки, на косы, те времена могли позволить себе только состоятельные ненцы.
Показ накосников, пояс мужской и женский, изделия из бисера.
Ведущий2: Сегодня бисер занимает особое место в декоративно – прикладном творчестве северных народов. Орнаменты из бисера применяют на ягушках, поясах, на оленьих упряжках, ненецких сумочках, на бурках.
Ведущий1: При изготовлении традиционной одежды мастерицы широко используют орнамент из меха. Выбор орнамента и цвета во многом зависит от качества меха. А теперь скажите, пожалуйста, какие часто используют орнаменты? (уши зайца, локоть лисицы, ветвистые отростки рогов оленя, чумики)
Ведущий2: Вершиной мастерства декоративно – прикладного искусства по праву можно считать искусство пошива национальной одежды. Традиционная одежда народов Севера: зимняя и летняя, праздничная одежда, мужская и женская обувь, как вы сами знаете, что она практична, удобна, она теплая, это диктовалось суровым климатом и кочевым образом жизни. Давайте посмотрим.
Просмотр презентации традиционной зимней одежды северных народов. Рассказ о поясе северных народов.
Ведущая1: Главный атрибут мужской ненецкой одежды в любое время года – это пояс – ни. Редко, когда можно увидеть мужчину без него. Пожалуй, только во время еды. Да и то, пояс хоть и снят, всегда лежит рядом.
Ведущая2: Мужской пояс носят с раннего детства, каждый отец делает его своему сыну. Мужской пояс делается из сыромятной кожи (коровьей) и украшается медными или из оленьих рог бляхами различной формы или пуговицами. Пояс застегивается спереди с помощью медной пряжки – ни маара.
Ведущая1: Но не менее важно и другое предназначение пояса – быть носителем предметов, без которых невозможно представить мужчину, будь он охотник или оленевод, находясь в пути или у домашнего очага.
Ведущая2: На поясе нет ни одного лишнего предмета, и почти они находятся в постоянной работе. Для того чтобы у мужчины всегда под рукой были самые необходимые инструменты – нож, амулеты,к поясу на медных цепочках обычно прикрепляются: слева нож – хар в ножнах – хар се, шило, справа точильный камень – сия, который находится тоже чехле – сия се, и деревянная палочка с зарубками – своеобразная записная книжка, на количество оленей. Крепящийся к поясу нож с точильным камнем, является своего рода первоорудием. Чаще используется нож.
Ведущая1: Без него не изготовить нарты, не разделать тушу оленя, не сделать упряжки для оленей. Здесь же и целая гирлянда костяных пуговиц, которые время от времени приходится менять в упряжи. В середине пояса подвешен один или несколько медвежьих или один волчий клыки – тибяко, служащий оберегом от злых духов и приносящий удачу в охоте. Многие в те годы считали, что клык предохраняет от болей в спине, сейчас он обычно служит украшением.
Ведущая2: С тех пор, возможно, и берет начало традиция богато украшать его металлическими пряжками, бляхами, пуговицами. Но пояс не только место сосредоточения самых необходимых кочевнику вещей. Он выполняет и свои прямые функции – подпоясывает одежду, укорачивает ее. Так, например, при управлении упряжкой, когда дует встречный ветер необходимо, чтобы малица была как можно длиннее, при отлове оленей, когда приходится много передвигаться, бегать с тынзяном, малицу при помощи пояса приподнимают чуть выше колена. Кроме того, пояс дает чувство собранности и в тоже время легкости.
Ведущий1: Искусство пошива и орнаментирования традиционной национальной одежды – женской, мужской и детской одежды, изготовление предметов быта, утвари, орудий труда и охоты, ажурных украшений из дерева, кости и металла является частью традиционного уклада жизни кочевников Севера: ненцев, ханты, селькупов, коми – зырян.
Ведущий2: Привычные трудовые операции умельцев, связанные с традиционными видами хозяйствования – оленеводством, рыболовным и охотничьим промыслом, богатая фантазия мастериц постепенно сложилось в декоративно – прикладное творчество, что является частью культуры северных народов.
Ведущий1: Дорогие ребята, на сегодня мы с вами прощаемся и напоследок хотим вас угостить горячей ухой.
До свидание! Лакамбой!
Мастер-класс для педагогов по обмену опытом в номинации «Декоративно-прикладное творчество» Мастер-класс для педагогов по обмену опытом в номинации «Декоративно-прикладное творчество». Автор: Шикиринская С. Е., воспитатель первой.
Декоративно прикладное искусство для ребенка с ОВЗ Всем известно, что яркие впечатления ребенку дарит искусство, во всех своих проявлениях, будь — то музыка, поэзия, театр. Но больше всего.
Декоративно-прикладное искусство художественных промыслов в ДОУ Декоративно-прикладное творчество в ДОУ. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление,.
Конспект занятия «Декоративно-прикладное творчество хакасов» Декоративно-прикладное творчество хакасов имеет богатое культурное многовековое наследие: художественная обработка металла, дерева, бересты,.
Календарно-тематическое планирование «Декоративно-прикладное искусство» КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «Декоративно-прикладное искусство России» Подготовительная к школе группа (6-7лет) Досуговая.
Конспект НОД в старшей группе «Традиция и культура народов, проживающих на территории УР» Конспект НОД в старшей группе «Традиции и культура народов проживающих на территории УР» Цель: Формирование основ толерантной культуры личности.
Консультация «Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры» Истоки декоративно – прикладного искусства Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами.
Мастер-класс «Аквариум». Декоративно-прикладное творчество. Коллаж Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» Декоративно – прикладное творчество Коллаж Рыбки в аквариуме.
Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Искусство — способ познания и отражения действительности, результат творческой деятельности.
Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.
Источник
Декоративно-прикладное искусство славянских народов
В славянском декоративно-прикладном искусстве воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус.
Выполненные по законам прекрасного, изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоящие произведения искусства из самых разных материалов – дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.
Роспись по дереву
Народная декоративная живопись в дореволюционный период развивалась в виде росписей круглой деревянной скульптуры, мебели, деревянных предметов домашнего обихода, настенных росписей жилищ и надворных хозяйственных построек.
Широкое распространение в крестьянском быту получили росписи масляными красками жилищ (особенно дверей и ставен) и мебели. Росписи эти обычно носили орнаментально-декоративный характер.
Изделия из соломки
Это традиционное белорусское искусство, корни которого идут от древнего языческого культа хлеба.
Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов.
В быту славян наибольшее распространение получили корзиночки, корзины, лукошки разного вида из соломы, лозы, бересты.
Кроме плетения, солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров.
Писанки
Это одна из наиболее ярких страниц декоративного искусства. История их происхождения уходит в далёкое прошлое народа и связана с языческим ритуалом восхваления извечного закона весеннего возрождения жизни на земле.
Разные по технике исполнения и сюжетам, декоративные росписи писанок ярко отображают высокий уровень искусства народа, его способность к обобщённому восприятию природы своего края, к талантливым формам её стилизации и созданию чудесных геометрических, растительных и животных орнаментов.
Рушники
Одним из самых распространённых видов народного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций. Мастерство и художественный вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд.
Рушник был неотъемлемой частью традиционных обрядов у славян. В него заворачивали новорожденного, на нём подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нём раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников.
На Руси будущей невесте нужно было вышить к свадьбе около сорока рушников. Ведь помимо тех, что используются непосредственно в обрядах, понадобится еще одарить будущую родню и украсить новый дом.
Рушник вручали жениху в знак согласия при сватовстве. Рушниками одаривали родителей и родственников жениха. Рушниками украшали свадебный поезд. Но самые главные рушники – для самого свадебного обряда:
— рушник под ноги молодым – самый главный на свадьбе. На Кубани, в частности, до сих пор выражение "встать на рушник" равнозначно "обвенчаться". Становясь на рушник, молодые получают благословение свыше. Именно этот рушник влияет на то, как сложится дальнейшая жизнь молодоженов. На нем нельзя вышивать пару птиц, символизирующую жениха и невесту, пожелание "на счастье", цветы или кольца. Когда молодые стоят на таком рушнике, "затопчут" все, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант вышивки – геометрический орнамент. Этот рушник должен быть обязательно вышит самой невестой. При вышивании нужно сделать 10 различий на концах рушника (на мужской и женской стороне). Сторону, которую вышивают первой, следует считать мужской. Если девушка начала вышивать рушник, нельзя чтобы ей помогали мать или сестра.
— рушник под каравай, хлеб-соль – самый не ограниченный в выборе узора. Именно на этом рушнике вышивают пару птиц, пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь молодых была усыпана счастьем, радостью и цветами.
— рушник связывать руки. Раньше использовали чисто белый (можно вышитый белым), чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый только красными нитками – на радость.
— рушник в красный угол. Обычно его украшали вышивкой с переплетениями калины и дуба.
Рушник – это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь. На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек – вдовий символ, соловьев – символ неженатых парней. Все размеры рушника (ширина, длина) должны делиться на семь. Вышивкой должна быть заполнена каждая половина рушника. Центр рушника обязательно должен оставаться пустым, без вышивки: это Божье место. После свадьбы рушники хранятся в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни в скрученном в трубочку виде. Свадебные рушники, особенно под ноги, используют только один раз. В случае очень счастливой семейной жизни в наследство передают только узор, а рушник вышивается новый.
Традиционные народные игрушки
Русская Матрёшка
Сейчас матрёшка – не просто народная игрушка, это хранительница русской культуры. Круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Московский уезд является родиной знаменитой русской матрёшки. В конце ХIХ в. Александра Мамонтова привезла на московскую фабрику "Детское воспитание" фигурку японского старичка-мудреца Фукурумы.
Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые вкладывались одна в другую, по размерам всё меньше и меньше, пока самая последняя не оказывалась совсем маленькой. Вот и решили местные мастера повторить эту забаву для своих детей.
Василий Звёздочкин выточил игрушку, которая состояла из восьми фигурок, а художник Сергей Малютин расписал фигурки. Но первая игрушка состояла не из одних русских красавиц. В ней чередовались образы русской красавицы, наряженной в сарафан, передник и платок, с образами статных молодцев, а самая маленькая была крошка – младенец.
Назвали куклу "Матрёшкой", так как тогда очень популярным было женское имя – Матрёна (Матрона). В 1900 г. производство переехало в уездный городок Сергиев Посад. Сергиевский уезд, названный так ещё при Екатерине II, находился в дремучих лесах, и во всех сёлах издавна процветал промысел деревянных игрушек.
Матрёшек вырезали из осины, берёзы, липы, ольхи, раскрашивали яркими красками их наряды: дешёвых кукол – клеевыми красками, а дорогих – эмалями, акварелями. Народ любил этих ярких красавиц и покупал не только для детей, но и для своих коллекций.
Украинская кукла-мотанка
Кукла-мотанка с незапамятных времён была оберегом в украинской семье. Её главное назначение – беречь душу своего владельца от зла и нечистых помыслов. В давние времена такие куклы использовали як обрядовые, ритуальные, а потом и коллекционные.
Куклы-мотанки изготавливают из натуральных тканей, природных материалов, фрагментов кружева и вышивок. Иголка при этом не используется – кукла не шьётся, а изготавливается с помощью ткани, ниток, ленточек путём наматывания.
В основе украинской куклы-мотанки лежит крестообразная фигура (крест – христианский символ), единственная объёмная деталь которой – голова. Сматывается спираль – символ вечности и бесконечности. А крест является оберегом – символом жизни, новых начинаний, а также символом самого человека, гармонии физического (горизонталь) и духовного (вертикаль) мира.
Кукла-мотанка должна быть безликой, а та, которая служит оберегом – с крестом вместо лица. Лицо кукле делать нельзя, потому что она может получиться на кого-то похожей и принести этому человеку вред.
Одевают куклу в зависимости от того, какую роль она должна исполнять. Если кукла должна приносить благополучие и здоровье, её одевают в красно-зелёные цвета, для счастья в любви и супружеской жизни – в красные и розовые цвета, для успеха в творчестве – в голубые.
Большое значение имеет вышивка, несущая в себе древнюю символику и позитивную энергию многих поколений.
Обычно куклу одевали в светлую сорочку, нижнюю юбку и запаску. Юбка символизирует землю, сорочка служит обозначением трёх времён – прошлого, настоящего и будущего. Обязательно на кукле должен быть головной убор, который символизирует связь с небом.
Белорусская кукла Погремень (Громница)
Кукла Погремень имеет белорусские корни. Это образ девочки или женщины. Выполнена из текстильных материалов, в качестве головы использованы небольшие баночки или футлярчики с горохом, обтянутые тканью. Иногда используют крупные маковые головки, пустые грецкие орехи, другие шарообразные предметы.
История этих игрушек, как и многих других, очень древняя и неразрывно связана с культурным развитием человечества. Погремушки были предметами культов, ритуальными и музыкальными инструментами. Они прошли через столетия, постепенно сменяя названия, форму, материалы, из которых изготовлены, и назначение. Сегодня эти куклы стали обычными детскими игрушками или музыкальными инструментами.
Традиционно эту куклу делали на праздник Громницы (Сретение): 2 февраля – католики / 15 февраля – православные.
Источник
Богато украшенный накосник образец традиционного декоративно прикладного искусства
Татарское декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена государства Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства.
Татарское народное искусство, как и творчество любого народа, имеет единую природу и развивает в своем арсенале устойчивые орнаментальные комплексы и мотивы, вырабатывает свой стиль и ритмику. Различают несколько видов орнамента – цветочно-растительный, зооморфный, геометрический, имеющие великое множество трансформаций и стилизаций. Во всем многообразии и красоте этот орнамент проявил себя во многих видах: кожаной мозаике, вышивке, ювелирном искусстве, керамике, резьбе по камню и дереву, каллиграфии.
Глубоко самобытным и традиционным видом искусства казанских татар является ювелирное искусство. Прекрасно используя художественную выразительность материала, татарские ювелиры умело сочетали различные техники обработки металла с яркими контрастными по цвету камнями, достигая при этом исключительного декоративного эффекта. Продукция ювелиров была очень разнообразна и связывалась, в основном, с различными украшениями женской одежды – это и воротниковые застежки (яка чылбыры), и накосники (чулпы), перевязи (хаситэ), бляхи, серьги, браслеты и т.д. Татарские ремесленники владели различными приемами и средствами орнаментации ювелирных украшений: литьем, гравировкой, сканью, зернью, чернением, инкрустацией самоцветами. Уникальной для татарского ювелирного искусства является техника бугорчатой скани, в которой орнаментальные веточки заполнения возвышаются объемно в виде низкого или высокого конуса из плотных завитков. В технике бугорчатой скани обычно изготовляли только дорогие и ценные украшения.
Уникальным видом прикладного искусства татар было искусство кожаной мозаики, которое имеет древние традиции, идущие с булгарских времен. Замечательными, в своем роде уникальными образцами ее стали многоцветные узорные ичиги. Узорчатая обувь казанских татар и их предков – булгар близка к сапожкам, найденным при раскопках Пазырыкских курганов V в. до н. э. на Алтае. Такая узорчатая обувь в XVI – XVII веках составляла часть парадной одежды не только татарской, но и русской знати.
Кожаная обувь изготовлялась из мозаичного сшивания разноцветных кож, в результате чего появлялась необыкновенно красочная и богато орнаментированная композиция. Кусочки кожи сшивались встык из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых или серебряных нитей. Подобные швы не зафиксированы в искусстве других народов.
Одним из традиционных видов татарского народного творчества является вышивка, которая отличается большим разнообразием применяемых мотивов и цветовых сочетаний. В начале XIX века широкое распространение получает золотое шитьё. Своеобразием золотошвейных композиций, выразительностью пластики отличаются женские головные уборы – калфаки, узор вышивки в которых, создавался контрастом длинных и коротких стежков, сочетанием блестящих и матовых поверхностей, использованием канители. Подкладывая под нити кусочки бумаги или кожи, татарские вышивальщицы добивались особого эффекта: вышивка не просто ложилась на ткань, а создавала рельефную поверхность. Многие вышитые изделия тесно связаны с бытовыми обрядами – декоративные полотенца, салфетки, скатерти составляли приданое невесты, часть вещей дарились жениху и его родственникам, полотенца также являлись атрибутом национального праздника Сабантуй.
Ткачество в прикладном искусстве татар занимало большое место. Существовало несколько видов ткачества, изготовление и орнаментация которых зависела от техники тканья: закладное, браное, выборное ткачество. Орнаментация тканых предметов имеет обычно характер геометрический, однако встречаются стилизованные цветочные и зооморфные мотивы.
На рубеже XIX-XX веков в городах Среднего Поволжья и Приуралья в народном искусстве татар-мусульман особую популярность приобретают картины религиозного содержания в виде композиций, выполненных на основе арабской каллиграфии. Эти священные изречения, написанные масляными красками на оборотной стороне стекла и подсвеченные фольгой, были известны татарам под термином «шамаиль». В текстах татарских шамаилей, как правило, использовались определенные коранические суры и религиозные высказывания. Считаясь лучшим украшением жилища, шамаили выполняли роль оберегов и занимали в интерьере определенное место – над дверью, либо на «южной» стене, указывая этим направление на Каабу. Шамаили создавались как народными умельцами, так и профессиональными каллиграфами.
В настоящее время ведущее место в декоративно-прикладном искусстве республики Татарстан занимает творчество профессиональных художников, которые обращаются к традициям татарского народного искусства, к булгарскому наследию, открывая для себя мир национальной художественной образности и богатый арсенал технических приемов обработки металла, ткани, кожи и др. Традиции народного искусства играют определяющую роль в формировании облика современного искусства Татарстана и его национального своеобразия.
Источник
Урок 3. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм
В рамках урока раскрыта особенность сюжетов и изобразительных орнаментальных мотивов вышивки в одежде и предметах бытового убранства XVIII века характерной для Северных и Южных региона России.
- познакомиться с историей и различными мотивами русской вышивки на примере полотенца и костюмного ансамбля.
- формировать художественный вкус;
- понимать роль декоративного искусства в утверждении общественных идеалов;
- осмыслить место русской вышивки в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
- Узнаем традиционные мотивы вышивки полотенца и костюмного ансамбля
- Научимся понимать древние знаки — символы в декоре, символику цвета полотенца и костюмного ансамбля; понимать особенности образного языка народной вышивки.
- Сможем различать и узнавать образы костюмного ансамбля Севера и Юга России.
Глоссарий по теме урока:
Орнамент — это ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов и отдельных элементов вышивки.
Косник (накосник) — девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.
Сарафанный комплекс — русский женский костюм северных губерний.
Кокошник – женский головной убор на севере России. Слово кокошник произошло от древнерусского слова «кокошь», что означает — «курица», «наседка».
Епанечка — короткая нагрудная распашная одежда на лямках.
Понёвный комплекс — русский женский костюм южных губерний.
Запан -передник
Навершник — наплечная одежда типа укороченной рубахи.
Рогатая кичка (кика) – головной убор на Юге России. Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» — «волосы».
Подольница – женская праздничная рубаха, которую одевали на покос, жатву, первый выгон скота в поле.
Обязательная литература:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. — ISBN 978-5-09-071788-5
Открытые электронные ресурсы:
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/materials/194415/samye-neobychnye-golovnye-ubory-russkikh-zhyon (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019
Теоретический материал
В XVIII — XIX столетиях вышивка является главным элементом декора крестьянского быта. Мастерицы использовали разные техники шитья, множество орнаментальных мотивов и богатые цветовые сочетания.
Орнамент — это ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов и отдельных элементов вышивки.
Вышивка отражала миропонимание, традиции, особенности характера русского народа.
Подзоры и полотенца, богато украшенные вышивкой, в быте крестьян играли особую роль: они были лучшим подарком на различные семейные торжества. Встреча дорогих гостей сопровождалась особым обычаем: в знак уважения на расшитом полотенце подносили хлеб и соль. В крестьянской избе иконы и зеркала также украшались орнаментальными полотенцами.
Каждый элемент узора на полотенце имел особое значение.
В сюжетах вышивки встречаются геометрические фигуры, солярные знаки, растительные мотивы, животный мир, символизирующие поклонение силам природы. «Встреча весны». В орнаменте «Встреча весны» можно увидеть ряды птиц — вестников весны, женские фигуры с поднятыми вверх руками, символизирующими приход весны, а также солярные (солнечные) знаки.
На свадебных полотенцах 18-19 века можно увидеть двух птиц — пав, изображенных по сторонам куста — древа. Молодой паре дарили полотенце с птицами – павами как пожелание добра и счастья, как знак любви. Среди крестьянских девушек ходило: «Коли птицы — павы или двух не вышьешь, замуж не выйдешь».
Мастерицы северных губерний для вышивки полотенец часто использовали изображение фигуры женщины. Иногда её изображали с рогами, которые символизируют плодородие, в руках у неё птицы как знак божества. Это изображение великой богини – Макошь. По преданию это женский образ прародительницы всего живого на земле, считалась защитницей семейного очага и детей от всякого зла, символом благополучия.
Другой сюжет – это фигуры всадников. Головы всадников окружают лучи, которые обозначали, солнечное божество.
Величавое дерево – было главным символом благополучной жизни, оно так и называлось – «дерево жизни». Оно почиталось как центр мира и воплощения мироздания в целом. Считалось, что если мастерица вышьет рушник с деревом своего Рода, тогда семейный очаг будет всегда гореть, семья будет крепкой, и здоровье не покинет семью.
Мастерицы – вышивальщицы использовали красные нитки и белый фон или наоборот. Белый фон, обозначающий свет, чистоту называли «землёй», он олицетворял женское начало.
Красный цвет орнамента обозначал огонь, красоту, силу, мужское начало. Узорочье из красных ниток на белом фоне олицетворяли землю, вобравшую энергию красного солнышка и способную дать жизнь всему живому.
Костюмные ансамбли Севера и Юга России различались по структуре и вышивке. Основными частями костюмного ансамбля женщин русского Севера назывался «сарафанный комплекс». Сверху льняной, холщовой рубахи одевался сарафан из пестрой клетчатой домотканой ткани(из «пестряди»). Узоры на рубахе это не только красочные украшения, они служили оберегом. Особенно украшались ворот, плечи, грудь и подол. Сверху надевалась епанечка, короткая нагрудная распашная одежда на лямках. Епанечка — разновидность душегреи. Для пошива использовали дорогую ткань: шёлк, бархат, плис или парчу. Епанечка имела, стёганную на вате или кудели подкладку. Украшениями служили золотая или серебряная тесьма (позумент), бахрома из металлической нити или меховая опушка. Спинку епанечки украшали крупные складки.
Венцом всего костюмного ансамбля является головной убор. Головные уборы девушек и женщин имели отличия. Девушки могли часть волос оставлять открытыми. На девушке красовалась либо яркая лента, украшенная бисером повязка, обруч или ажурный венец.
В конце длинной косы вплетали косник — украшение из бисера, жемчуга. Замужним женщинам не разрешалась ходить с непокрытой головой, поэтому волосы прятались под головным убором.
Северянки носили кокошник. Оно произошло от слова «кокошь», что означает — «курица», «наседка». По своей форме он напоминал хвост распушившейся курочки, полумесяц, царский венец и другой формы.
В Вологодской, Архангельской и Вятской областях женщины носили сборник. Этот вид кокошника имел множество наименований и вариантов пошива.
В Псковской губернии в качестве свадебного убора использовали – шишак. Это треугольный, вытянутый кокошник, шишечками (отсюда и название). Чем больше шишечек, тем богаче была семья. Иногда шишак на невесте был дороже всего недвижимого имущества и мог стоить от 2 до 7 тысяч царских, рублей.
Еще один оригинальный вид кокошника — цилиндрический «каблучок». Он был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Шился он из дорогих материалов: шёлк, бархат, золотой галун, украшался каменьями. Надевали его в основном на праздники.
Позже вместо сложного головного убора стали использовать шаль или платок, похожие на древнерусский платок — убрус.
Женский костюмный ансамбль Юга России назывался «понёвный комплекс», он отличался многослойностью в одежде. «Понёвный комплекс» состоял из рубахи, богато украшенный вышивкой, клетчатая или красная в поперечную полоску понёва, пояс, «запан» -передник, «навершник» — наплечная одежда типа укороченной рубахи.
Костюмный ансамбль южных областей отличает колорит и живописность.
У южанок головной убор представлял собой рогатую кичку (кику). Слово «кика» от старославянского «кыка» — «волосы». Рога являются символом плодородия, поэтому «кику» носили только замужние женщины. В разных южных губерниях кика называлась по-разному.
Среди историков нет договорённости, что называть «кикой», а что — «сорокой». «Сорока» — это яркий и сложносочиненный головной убор, пример тому — тульская сорока. В первые годы после свадьбы сороку надевали исключительно по праздникам.
Мужской костюмный ансамбль был простым и скромным. Белая или цветная холщовая рубаха и портки (неширокие штаны). На рубахе либо совсем не было ворота, либо имелся невысокий воротник в виде стойки. Ворот предполагал наличие разреза обычно слева, из-за особенностей ворота рубаха получила название – косоворотка. Её носили поверх штанов, подпоясывалась длинным кушаком из шерстяной ткани. Вышивка украшала низ самой рубахи, низ рукавов и горловину.
В качестве верхней одежды сверху одевали зипун (кафтан), запахивая его на левую сторону и застегивая на крючки.
Местные традиции в разных областях складывались исторически, которых простой народ строго придерживался. На покос, жатву, первый выгон скота в поле женщины надевали “подольницу”, это праздничная рубаха украшенная по подолу вышивкой со специальным орнаментом. В зависимости от того, какую работу надо было выполнять надевали «покосницу» или «пожнивцу», была даже «рыболовка».
Одним из важных событий в крестьянском быту является свадебный обряд. К нему начали готовиться задолго:
Она шила, красна девица,
Всё по плису и по бархату,
По узорной красной ленточке,
Она шила, красна девица,
Всё приданое немалое.
К свадебному торжеству готовились заранее. Костюмы и головные уборы богато украшались вышивкой, бисером, каменьями. Свадебный кокошник — самая важная и драгоценная часть костюма. На тыльной стороне изображались символы плодородия (стилизованная лягушка), символы супружеской верности (фигуры лебедей), символы жизни и нового поколения (стилизованный куст). Для шитья использовались яркие и цветные ткани, дополнялся свадебный наряд обилием украшений. Создание праздничного костюма — работа творческая и уникальная. Воображение и талант мастериц – вышивальщиц превращали костюмный ансамбль в настоящее произведение искусства.
Русские мастерицы – рукодельницы создали особую культурную ценность. В русских костюмных ансамблям выражены мировоззрение, нравственные устои и художественный вкус русского народа.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
- Название задания. Женский костюмный ансамбль Севера России.
Текст задания. Выберите элементы женского костюмного ансамбля Севера Росси:
- Сарафан
- Рубаха
- Епанечка
- Панёва
- Запан
- Навершник
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
- Сарафан
- Рубаха
- Епанечка
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
- Рубаха
- Панёва
- Запан
- Навершник
2.Название задания. Женские головные уборы.
Текст задания. Установите соответствие между изображением головного убора и его названием.
В задании необходимо соединить стрелками изображение и название головного убора.
Источник