Что будет если потерял военный билет
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Источник
Что будет, если потерял военный билет?
В случае утраты удостоверения призывника, военного билета, военного билета офицера запаса граждане обязаны в недельный срок обратиться в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства, за исключением случаев нахождения за границей.
В военном комиссариате необходимо написать заявление с просьбой о выдаче дубликата документа. Он выдается бесплатно. На восстановление обычно требуется от трех до пяти дней.
При этом стоит учесть, что утеря военного билета — это нарушение обязанности по воинскому учету. Гражданин должен будет пояснить, по какой причине это произошло. Если причиной утраты документа стало попросту его небрежное хранение, то согласно ст. 25.8 Кодекса об административных правонарушениях гражданин может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от двух до трех базовых величин (сейчас — от 49 до 73,5 рубля).
Также вам может быть интересно
Топ 5 читаемых
- Потеряли многих… Знаменитости, которые ушли из-за COVID-19
- Уберите детей от экранов. Шокирующие факты из биографии Даны Борисовой
- Июньский график отключения горячей воды в Минске скорректирован
- Была любовь… На публике Валерия казалась счастливой, но это был обман
- Азаренко и Соболенко вышли в 1/4 финала парного разряда турнира в Берлине
Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Источник
А ты ведешь воинский учет?
Практически для всех очевидна важность бухгалтерского и налогового учета, все признают необходимость правильного оформления отношений с сотрудниками, т.е. наличие кадрового учета, но не все даже знают о существовании воинского учета, который должен быть налажен практически в любой компании, в которой работают мужчины и медики. Давайте разбираться.
Воинский учет: когда и кому его необходимо вести?
Воинский учет — государственная система учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов (абз. 15 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 N 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее — Закон о воинской обязанности).
Его обязаны вести все организации независимо от форм собственности.
Кто такие призывники и военнообязанные?
Воинскому учету в организации подлежат призывники и военнообязанные.
Призывники — граждане мужского пола, приписанные к призывному участку. Первоначальный прием на воинский учет происходит в год достижения мужчинами 16-летнего возраста и осуществляется путем приписки их к призывным участкам. Этот статус за молодыми людьми сохраняется до их призыва на срочную либо альтернативную службу.
Военнообязанные — граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других воинских формирований. Подробнее о том, кто относится к военнообязанным смотрите тут.
В компаниях Беларуси чаще всего трудятся военнообязанные – это практически все мужчины, но не стоит забывать и про военнообязанных девушек, имеющих военно-учетную специальность (врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал).
Что нужно контролировать
при найме сотрудников на работу
- Проверить у призывников и военнообязанных документы воинского учета. Соответственно для призывников это удостоверения призывников, для военнообязанных — военные билеты
- Установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете по месту жительства.
- Завести на каждого работника, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, личную карточку воинского учета, являющуюся документом основного учета призывников и военнообязанных в организации.
- Сообщить в срок 1 месяц в военные комиссариаты (обособленные подразделения) районов (городов) о каждом призывнике и военнообязанном, принятом на работу.
в процессе работы
- Осуществлять учет изменений, касающихся семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, должности (специальности) и места жительства граждан, подлежащих воинскому учету. Данная информация в недельный срок предоставляется в военкомат!
- Ежегодно сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников и военных билетах, а также представлять эти карточки по требованию для сверки с учетными данными военкоматов районов.
- По требованию военкомата оповещать работников, состоящих на воинском учете, о вызовах в военкомат, а также обеспечивать им возможность своевременной явки по повесткам в военкоматы.
- Направлять по запросам военного комиссара военкомата района сведения о численности работников организаций (призывников и военнообязанных), в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и военного времени.
при увольнении сотрудников?
- Внести запись об увольнении в личную карточку воинского учета военнообязанного и передать ее в архив.
- Сообщить об увольнении таких работников в срок 1 месяц в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства работников.
ВАЖНО! В организации необходимо вести персонально-первичный воинский учет граждан по личным карточкам, на основании которых формируется картотека военнообязанных, которая состоит из нескольких разделов:
- личные карточки на офицеров запаса;
- личные карточки на прапорщиков, сержантов и солдат запаса;
- призывники;
- военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания;
- военные карточки на лиц женского пола.
Как организовать воинский учет в компании?
Для ведения воинского учета в организации нужно назначить ответственное лицо — сотрудника организации. В небольшой компании выполнение обязанностей ответственного за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных могут совмещать специалист по кадрам, юрисконсульт, секретарь, а иногда даже и бухгалтер. Важно, чтобы совмещение должностей было оформлено соответствующим образом: на случай, если пришла проверка, обнаружила нарушения, и нужно искать виноватого. Не менее важно, чтобы сотрудник обладал необходимыми званиями для постановки и ведения учета.
Также задачи по ведению воинского учета могут быть переданы аутсорсинговой компании, ведущей кадровый учет организации, что сэкономит время и силы штатных сотрудников и не будет отвлекать их от бизнеса.
Воинский учет ведется в организации с момента ее создания (при наличии военнообязанных сотрудников), а перед началом очередного календарного года необходимо разрабатывать и вести план работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных.
Если компания существует давно, но до воинского учета дело не дошло, его можно наладить в текущем моменте либо восстановить, если есть пробелы. Этим охотно занимаются юридические компании, ведущие кадровый учет на аутсорсинге, либо придется найти специалистов среди своих сотрудников, с возложением на них дополнительных обязанностей. В первом случае гарантий правильной постановки воинского учета и отсутствия замечаний у проверяющих будет больше, чем во втором.
Отметим, что постановка воинского трудоемка занимает немало времени: в процессе работы необходимо связываться от отправлять отчеты во все военкоматы, к которым относятся ваши сотрудники. С адресами и телефонами военкоматов можно ознакомиться в специальном разделе на сайте Министерства обороны Республики Беларусь: http://www.mil.by/ru/virtual_recruitment/recruitment_offices/.
Что будет, если не вести воинский учет и нарушать закон?
Организация и работники несут административную ответственность за:
- неисполнение военно-транспортной обязанности;
- неявку в военный комиссариат;
- непредставление в военный комиссариат списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам;
- неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военный комиссариат;
- несвоевременное представление документов, необходимых для ведения первичного учета призывников и военнообязанных;
- нарушение правил воинского учета.
Организация и работники несут уголовную ответственность за уклонение:
- от мероприятий призыва по мобилизации;
- от мероприятий призыва на воинскую службу;
- резервиста или военнообязанного от явки на сборы (занятия);
- призывника или военнообязанного от воинского учета.
Информация к размышлению
На основании п.20 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при выявлении нарушений в организации и ведении воинского учета военнообязанных должностные лица военных комиссариатов районов (городов) наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению.
Руководители и другие должностные лица, ответственные за военно – учетную работу в организациях, за невыполнение обязанностей по воинскому учету несут ответственность, установленную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП).
- непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, принятых и уволенных, предусмотрен штраф в размере от 2 до 4 базовых величин. При повторном нарушении — штраф от 4 до 6 базовых величин (ст. 25.2 КоАП);
- умышленное неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военкомат либо воспрепятствование их явке на сборные пункты или призывные участки — штраф в размере от 2 до 4 базовых величин, за повторное нарушение — штраф от 2 до 8 базовых величин (ст. 25.3 КоАП);
- нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету — штраф от 4 до 5 базовых величин (ч. 2 ст. 25.8 КоАП).
К ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету также могут быть привлечены и работники.
Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учёта –наказывается штрафом или арестом на срок до трёх месяцев (ст.437 УК РБ).
Источник
Что брать с собой в армию и надо ли будет красить траву? 33 вопроса военкому
05.11.2019 Ирина РЯБОВА. Фото из архива «ВБ».
В Беларуси идет призывная кампания. В ноябре от Бобруйска и района отправке на срочную военную службу подлежат более 350 парней. Военный комиссар города Бобруйска, Бобруйского, Глусского и Кировского районов полковник Алексей Березовский ответил на вопросы «ВБ» и читателей.
1. Сколько сейчас служат в армии?
В соответствии со ст. 45 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» период срочной военной службы составляет:
для граждан, не имеющих высшего образования – 18 месяцев;
для граждан, имеющих высшее образование – 12 месяцев;
для граждан, прошедших обучение по программам подготовки младших командиров на военных факультетах или кафедрах – 6 месяцев.
2. Куда обычно отправляют на службу призывников из Бобруйска? Учитывают ли при этом желание самого призывника и его родителей?
Как правило, бобруйские призывники служат в воинских частях, расположенных в Бобруйске, Слуцке, Минске, Марьиной Горке, Борисове, Жодино, Гомеле, Могилеве, Барановичах, Витебске. Предназначение призывников проводит призывная комиссия, учитывающая категорию годности призывника по состоянию здоровья, уровень его образования, полученную специальность, а также содержание плана комплектования срочной военной службы. Желание призывника и его родителей могут учитываться призывной комиссией при условии, что не будут нарушены принципы комплектования, установленные нормативными правовыми актами.
3. Кого в армию не берут?
В соответствии со ст. 31 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» от призыва на срочную военную службу, военную службу офицеров по призыву, службу в резерве освобождаются граждане:
– признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе с исключением с воинского учета;
– отцы, матери, родные братья или сестры которых, являясь военнослужащими, лицами начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, погибли или умерли либо стали инвалидами I или II группы в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане, имеющие право на освобождение от призыва по этому основанию, могут быть призваны на военную службу, службу в резерве по их желанию;
– имеющие трех и более детей;
– прошедшие военную службу или иным образом исполнившие воинскую обязанность в другом государстве.
От призыва на военную службу по мобилизации освобождаются граждане, признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе с исключением с воинского учета.
Призыву на срочную военную службу, военную службу офицеров по призыву, службу в резерве не подлежат граждане:
– отбывшие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях;
– в отношении которых судом применены принудительные меры безопасности и лечения, в течение срока применения этих мер;
– в отношении которых осуществляется уголовное преследование или уголовное дело передано прокурору для направления в суд либо осуществляется судебное производство.
4. Что значит формулировка «годен с ограничениями»? Люди с таким «вердиктом» служат вместе со здоровыми призывниками или для них создается какая-то отдельная рота?
Каждому роду войск соответствует определенная категория годности к военной службе по состоянию здоровья. Формулировка «годен без ограничений» говорит о том, что призывник по своему состоянию здоровья и физическому развитию может быть предназначен на воинские должности во все виды и рода войск. А формулировка «годен к военной службе с незначительными ограничениями» говорит о том, что призывника можно предназначить только в тот род войск, которому соответствует ограничение по состоянию здоровья призывника.
5. Берут ли сегодня в армию с плоскостопием?С синдактилией (сросшимися пальцами на ноге)? (спрашивают Инна и Ирина)
Для ответа на указанный вопрос необходимо владеть информацией об установленном клинико-функциональном диагнозе и степени нарушения функции. Такая информация отражается в акте исследования состояния здоровья призывника. Акт оформляется в учреждениях здравоохранения, которым делегировано такое право главным управлением по здравоохранению Могилевского областного исполнительного комитета и Бобруйским городским исполнительным комитетом.
6. Призывают ли в армию людей с судимостью? Зависит ли это конкретно от статьи?
Да, после погашения или снятия судимости призывник подлежит призыву на срочную военную службу, службу в резерве. Исключение составляют лишь граждане, которые отбыли наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
7. А если человек после школы поступил в колледж, институт, его призовут в армию? Можно ли продолжать учебу в ВУЗе заочно, если служишь в армии?
В соответствии со ст. 32 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» в случае, если призывник после школы получает профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в очной форме получения образования, то он имеет право на отсрочку для продолжения образования на период обучения в учреждении образования.
Вопросы обучения заочно в период прохождения срочной военной службы согласовываются индивидуально между военнослужащим и командиром воинской части.
8. В каких случаях может быть предоставлена отсрочка?
В соответствии со ст. 32 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве предоставляется гражданам:
- по состоянию здоровья;
- для продолжения образования;
- для прохождения интернатуры и сдачи квалификационного экзамена по специальности интернатуры;
- по семейному положению;
- для получения военно-технических специальностей;
- в связи с осуществлением депутатских полномочий;
- на основании указов Президента Республики Беларусь.
9. Повестка приходит по почте, или ее кто-то вручает? Должны вручить лично призывнику в руки?
Повестки призывникам вручаются под расписку в военном комиссариате, по месту работы, по месту учебы, по месту жительства должностными лицами, уполномоченными на оповещение граждан.
10. Что будет, если человек получил повестку, но не пришел в указанный срок в военкомат?
В случае, если неявка допущена по уважительной причине, то призывнику назначат другой день явки на мероприятия призыва.
В случае, если неявка допущена по неуважительной причине, то призывник будет привлечен к административной ответственности. Если неявка по неуважительной причине воспрепятствовала принятию или реализации решения призывной комиссии, то призывник будет привлечен к уголовной ответственности.
11. До какого числа месяца ждать повестку на осенний призыв, на весенний?
Ожидать вручение повестки можно в любое время до момента исполнения воинской обязанности.
12. Если человек устроился официально работать на территории другого государства, заключил договор, и вдруг ему приходит повестка, что делать? Может ли он попросить об отсрочке до следующего призыва? (Михаил)
Трудовая деятельность граждан не является препятствием для исполнения воинской обязанности. Призывная комиссия уполномочена рассматривать любые жалобы и заявления гражданина.
13. Что значит альтернативная служба, и кто имеет на нее право?
В соответствии со ст.-ст. 1, 3 Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 г. «Об альтернативной службе» альтернативная служба представляет собой общественно-полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь (далее – граждане) взамен воинской службы.
Альтернативная служба не связана со службой в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.
На альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению срочной военной службы, службы в резерве, лично заявившие о том, что принятие Военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы.
На альтернативную службу не направляются граждане, освобожденные в соответствии с законодательством от призыва на срочную военную службу, службу в резерве либо имеющие право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, службу в резерве.
14. Кого берут в музыкальную роту? Учитывается ли желание призывника служить в этой роте?
Для прохождения срочной военной службы в ГУ «Академический ансамбль песни и танца Вооруженных Сил Республики Беларусь» (ГУ АПиТ) необходимо пройти прослушивание в самом учреждении. Если призывник получает положительный результат при проведении прослушивания, то он будет проходить срочную военную службу ГУ АПиТ. Желание призывника учитывается специалистами ГУ АПиТ при проведении прослушивания призывника.
15. Тот, кто не служил в армии, считается в запасе или вообще не рассматривается как воин?
Призывники, которые не прошли срочную военную службу, службу в резерве, по достижении 27-летнего возраста подлежат зачислению в запас и будут иметь статус военнообязанного. Приобрести военно-учетную специальность они смогут, например, при прохождении военных сборов.
Ведь в соответствии со ст. 57 Конституции Республики Беларусь защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. А в соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» воинскую обязанность исполняют граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к ее исполнению, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убеждений.
16. Что нужно брать с собой в армию?
При отправке к месту службы призывник должен иметь:
- паспорт;
- телефонную карточку;
- нитки (черные, зеленые, белые);
- иголки;
- носовой платок;
- расческу;
- обложку для военного билета;
- белую хлопчатобумажную ткань для подворотничков;
- общую тетрадь;
- шариковую ручку, запасные стержни;
- заточенный простой карандаш;
- блокнот для записей;
- мыло в мыльнице;
- зубную щетку в футляре;
- зубную пасту;
- бритвенный станок с запасными лезвиями;
- крем для бритья;
- крем после бритья;
- обувной крем в тюбике и щетку;
- конверты для писем;
- пластырь широкий в рулоне;
- небольшую сумму денег;
- пакет для туалетных принадлежностей;
- запас продуктов на сутки;
- водительское удостоверение и медицинскую справку (водителям транспортных средств).
Здесь следует учесть, что некоторые предметы личной гигиены включены в норму месячного довольствия военнослужащего срочной военной службы, службы в резерве, однако объемы их потребления для каждого индивидуальны.
17. Что можно передавать солдату из вещей, продуктов питания? (Наталья)
Порядок общения военнослужащих с посетителями, а также получения от посетителей передач определяет командир воинской части. Таким образом, получить такую информацию можно только у командования воинской части.
18. Можно ли отправлять солдату посылки в армию? Что в них можно отправить?
Да, можно. Отправлять можно те вещи, в которых солдат нуждается, при условии соответствия посылки требованиям к почтовым отправлениям РУП «Белпочта».
19. Как в армии с питанием? Действительно кормят одной перловкой?
Рацион питания военнослужащих срочной военной службы составлен в соответствии с нормами пищевого довольствия с учетом калорийности пищи, содержания витаминов, макро и микроэлементов.
20. Можно ли в армии пользоваться мобильными телефонами? Планшетом?
В воинских частях существуют определенные ограничения по использованию мобильных технических средств: разрешено пользоваться только аппаратами, у которых отсутствует возможность фото и видеосъемки, диктофон, разъемы для карт памяти, должна отсутствовать аппаратная и программная возможности пакетной передачи данных.
21. Зачем нужен военный билет? Куда его нужно брать с собой?
Военный билет – это личный документ воинского учета военнообязанных, который удостоверяет отношение граждан к исполнению воинской обязанности. Граждане несут ответственность за сохранность выданных им военных билетов и обязаны исключать предпосылки к их утрате и хищению. В случае утраты, хищения или порчи военного билета военнослужащие немедленно докладывают об этом письменно непосредственному начальнику, а военнообязанные — военному комиссару по месту воинского учета. За порчу, утрату и небрежное хранение военного билета виновные привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
Военный билет может понадобиться при поступлении на службу по контракту, при трудоустройстве, при прохождении профильных медицинских осмотров, специальных медицинских освидетельствований, оформлении документов в банке и т.д.
22. Каков распорядок дня солдата? Можно ли привести примерный распорядок, чтобы солдат знал, что его там будет ждать?
Основное, что необходимо знать: подъем – в 6 часов, отбой – в 22 часа; трехразовое питание, занятия по предметам подготовки.
23. Как часто солдатам дают увольнительные? Количество увольнительных зависит от его поведения, заслуг?
Увольнение из расположения воинской части является мерой поощрения военнослужащего, которая принимается командиром индивидуально с учетом специфики прохождения службы, личных качеств и заслуг военнослужащего.
24. Как часто близкие могут навещать парня, который служит в армии?
Порядок общения военнослужащих с посетителями определяет командир воинской части. Таким образом, получить такую информацию можно только у командования воинской части.
25. Как часто может навещать солдата любимая девушка, могут ли они покидать пределы части?
Порядок общения военнослужащих с посетителями определяет командир воинской части. Покидать пределы части военнослужащий срочной службы может только при условии, если ему будет предоставлен отпуск или увольнение из расположения воинской части.
26. В каких случаях солдата могут перевести в другую часть? Если он жалуется, что здесь ему плохо, у него конфликты с сослуживцами, это может служить снованием для перевода?
Гражданам следует знать, что для перевода военнослужащего срочной военной службы необходимо: 1) решение командира воинской части на перевод в другую часть; 2) согласие командира воинской части, в которую планируется перевод военнослужащего; 3) необходимость перевода, подтвержденная документально.
При поступлении в военный комиссариат соответствующего обращения командира воинской части должностные лица военного комиссариата проводят обследование семейного положения семьи военнослужащего по подтверждению фактов, изложенных в качестве основания для перевода.
Перевод военнослужащих из одной части в другую производится в исключительных случаях, а не является обязательным при первом же обращении семьи военнослужащего. При этом заявителям необходимо обращаться к командиру воинской части, а не в военный комиссариат. Инициатор перевода – командование воинской части.
27. Если до родителей дошла информация, что с сыном в армии происходит что-то неладное? Например, если его обижают, унижают, куда обращаться?
Прежде всего, необходимо установить причинно-следственные связи произошедших событий: пообщаться с сыном, обратиться к должностным лицам в воинской части, в которой гражданин проходит военную службу: командир роты, лица, ответственные за идеологическую работу, командир части. После выяснения всех обстоятельств граждане вправе самостоятельно выбрать, куда они хотят обратиться: к командованию воинской части или в прокуратуру по месту дислокации части.
28. Можно ли о дедовщине сообщить анонимно?
Взаимоотношения между военнослужащими, именуемые «дедовщиной» являются нарушением уставного порядка взаимоотношений. Сообщать об этом необходимо командованию воинской части для принятия мер по существу. В какой форме сообщать – это выбор гражданина.
29. Есть ли в частях психологи, к которым можно обратиться?
Да, в штате каждой воинской части присутствует психолог. Порядок обращения к психологу можно уточнить у командования роты, в которой проходит службу гражданин.
30. Используется ли сегодня такая мера наказания как «губа»? За что на нее могут посадить? На сколько, и какие там условия?
Дисциплинарное взыскание в виде ареста военнослужащих с содержанием на гауптвахте является одной из крайних мер дисциплинарного воздействия и применяется, как правило, в случаях, если ранее принятые меры оказались безуспешными. Такая мера наказания применяется при совершении военнослужащим грубых дисциплинарных проступков. На солдат может налагаться арест с содержанием на гауптвахте на срок до десяти суток, в случае нарушения режима содержания – еще десять суток.
31. Если солдат уверен, что его заставляют делать то, что он не должен делать, куда обращаться? (К примеру, вынуждают работать на чьей-то даче, стройке?) (Денис)
Военнослужащему следует обратиться в адрес вышестоящего командования.
32. Действительно ли солдат заставляют красить траву и делать другую бессмысленную работу? Или это легенда?
Солдаты срочной военной службы проходят службу, приобретая воинскую учетную специальность путем освоения разных предметов обучения, посещение которых предусмотрено распорядком дня. Нарушение распорядка дня не допускается. Таким образом, суть вопроса – скорее, «страшилки» или пережитки давно минувшего прошлого.
33. Что можете сказать матерям, которые безумно боятся отпускать своего сына в армию?
Волноваться за своего ребенка – это естественно для родителей. Поэтому, чтобы не нервничать в период прохождения сыном срочной военной службы, рекомендуем поддерживать общение с командованием воинской части на уровне роты, батальона (командир роты, психолог, заместитель по идеологической работе).
В настоящее время в частях созданы условия для комфортного несения службы, поводов для панического волнения нет.
Источник