8 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Анализ просмотренного урока образец

Анализ урока администратором/ учителем/ экспертом

Собственная многолетняя практика позволила коллективу администрации школы выработать определенные значимые критерии для успешного анализа деятельности учителя. Предлагаемая нами система предназначена преимущественно для использования на уроках естественно-научного и физико-математического цикла.

Пометки в рабочем блокноте.

Во-первых фиксирую наличие или отсутствие структуры урока, фаз, этапов взаимодействия учащихся с учителем, соблюдение им временных рамок и динамики. (См таблицу).

Вид деятельности учителя и учащихся Время
1. Приветствие и мотивирование уч-ся на совместную деятельность 1 мин
2. Проверка д/з 3-5 мин
3. Повторение пройденного материала 3-4 мин
4. Изложение нового материала 10-12 мин
5. Закрепление пройденного материала 7-8 мин
6. Преподнесение д/з 2-3 мин
7. Подведение итогов урока и его окончание 1 мин

Четкий распорядок урока и его соблюдение учителем способствует формированию у учащихся определенной рабочей установки, готовности к последовательному выполнению необходимых действий. Вяло протекающий, «аморфный» урок не способствует пробуждению умственной активности. А чрезмерное затягивание одних этапов ведет к неминуемому «урезанию» остальных. Конечно, существуют разные обстоятельства, влияющие на динамику отдельных фаз урока, но наличие между ними явно определенных границ обязательно.

Начало урока. Мотивирование учащихся на плодотворную совместную работу. Часто этот этап «проглатывается» мимоходом, будто бы подразумевается, что ученики и так должны знать, зачем пришли на урок. Мотивирование предполагает возникновение у детей желания работать с учителем и уверенность в том, что они смогут быть успешными на сегодняшнем уроке, а учитель будет стремиться к позитивному взаимодействию с каждым из них.

Проверка домашнего задания. Фронтальная, осуществляемая самим учителем. Взаимопроверка детьми друг друга. Самопроверка, в ходе которой одним из учащихся демонстрируется заведомо правильное домашнее решение и происходит обсуждение, сравнение результата с результатами остальных учащихся.

Повторение изученного материала. Отмечаю уровень активности и участия в работе всех учащихся, удается ли учителю устойчиво задействовать у школьников произвольное внимание или дело ограничивается редкими непроизвольными включениями. Верно ли методически подобран предлагаемый к повторению материал, насколько актуально его повторение в контексте данного урока.

Изложение нового материала. Оценивается фактологическая, научная точность. Реализован ли учителем генетический принцип подачи нового материала «от простого к сложному», актуализирована ли его связь с ранее изученным? Использует ли учитель в учебном взаимодействии технические средства обучения: макеты, модели, таблицы, графики, видео, мультимедиа и т.д.

Опирается ли учитель, излагая новый материал, на содержание имеющегося у школьника учебника? Ведь при самостоятельной домашней проработке вновь изученного материала ученик должен обратиться к конкретному учебнику, а значит, на уроке ему должно быть разъяснено содержание всех приведенных в изучаемом параграфе таблиц, графиков, схем, формул. Ученик не обязан самостоятельно разбираться в учебнике. Это должен сделать учитель, дав на уроке исчерпывающие сведения, необходимые для усвоения его содержания. Небрежность учителя в использовании учебника оборачивается трудноразрешимыми проблемами для его учеников.

Закрепление пройденного материала. Особое внимание обращается здесь на тщательность подбора упражнений для повторения, соответствие их заявленной теме занятия. Использование в ходе повторения разных видов деятельности: устная или письменная форма работы – заполнение таблиц, элементов тестов и т.д.

Домашнее задание. В основе своей оно должно содержать инвариантную часть изложенного материала, то есть требовать для успешного выполнения лишь тот минимум навыков, которым должны овладеть все школьники. Вариативная часть в виде всяческих «сюрпризов» и «неожиданностей» повышенной трудности должна задаваться сверх программы» по выбору для тех пытливых умов, кто пожелает углубленно овладеть предметными знаниями. В д/з должны присутствовать задачи, требующие не просто репродуктивного повторения, но и навыков переноса знаний.

Подведение итогов урока . Это важный этап, венчающий всю совместную деятельность учителя и школьников. Иной раз бывает так что учитель диктует д/з уже после звонка с урока, а итоги подводит лишь с теми учащимися, кого интересует оценка собственной работы и кто готов задержаться для этого на перемене. Подведение итогов должно происходить в ходе урока. Учитель должен еще раз обратить внимание учащихся на изученную тему и логически завершить все предыдущие учебные взаимодействия. Оценить результативность отдельных учащихся и класса в целом, объявить полученные оценки, поблагодарить за совместную работу и попросить подать дневники.

Схема самоанализа урока учителем

1. Охарактеризовать класс, в котором проходил урок.

2. Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.

3. Каковы цели урока?

4. Какова их результативность к концу урока?

5. Тип урока и соответствие его дидактическим целям.

6. Охарактеризовать использованные методы и приемы, их соответствие изучаемому содержанию.

7. Охарактеризовать организационные формы деятельности на уроке и их соответствие уровню подготовленности класса.

8. Каков результат качества знаний учащихся? Что повлияло на их результат?

9. Каков эффект развития урока? В чем он проявляется и каковы методики его диагностики? Как фиксировался общий результат?

10. Показать связь дидактических целей урока с содержанием учебного материала, методами преподавания и способами учебной деятельности учащихся?

Анкета для самоанализа проведенного урока.

1. Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы урока?

2. Правильно ли определены цели и задачи урока, учтены ли при этом особенности данного класса?

3. Удалось ли выбранными приемами сформировать у учеников мотивацию учебной деятельности на данном уроке и дать их целевую установку?

4. Насколько оптимальными для реализации целей урока оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? Правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата выполнения тех или иных упражнений, задач и др.)

5. Оптимально ли определено временное соотношение частей урока?

6. Удалось ли правильно определить цели, место, формы и приемы контроля? Какова их эффективность? Имела ли место мотивация отметок?

7. Удалось ли правильно построить устную речь, свою и учащихся (исправление речевых ошибок наличие монологических акцептов, пауз, выразительность высказываний и т.д.)?

8. Правильно ли организована работа с домашним заданием: его подбор, характер, система объяснения и оценки? Место домашнего задания в реализации целей урока?

9. Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на уроке с позиции осуществления целевой установки?

10. Какова степень достижения целей данного урока?

Наши коллеги Макарова Л.В. и Тунакова Л.А. принимали участие в работе жюри конкурса «Учитель года» Мы сочли интересным предоставить материалы оценки объекта экспертизы — урока учителя-участника конкурса «Учитель года-2006».

Критерии Показатели Уровни
1 2 3
Наличие организационного момента урока 1. Подготовка уч-ся к началу урока. 2. Способ включения в деловой ритм. 3. подготовленность оборудования и ТСО. Орг.момент затянулся или представлен не совсем четко Орг.момент занял 1-2 мин. урока, представлен достаточно четко Оргмомент оптимальный и создал ситуацию успеха и деловой настрой
Целеполагание 1 .Постановки целей. 2.Диагностичная постановка целей. 3. Ясность, четкость постановки 1. Затруднения в постановке целей. 2. Неправильная постановка целей. 3.Отсутствие комплексности постановки целей 1. Цели заданы в комплексе. 2. Цели заданы диагностично. При комплексном и диагностичном задании целей учитывается их связь с формулировкой учебных задач.
Мотивация учения школьников 1 .Создание атмосферы заинтересованности. 2. Ориентация на удовлетворение личной заинтересованности и личностно-ориентированных потребностей в рамках учебного занятия. 3.Направленность на формирование внутреннего познавательного интереса. Поверхностная (1-2 уровень) внешняя мотивация. Осуществляется работа на «ситуативный интерес» Использует оригинальные приемы формирования внутренней мотивации. Систематическая работа над социальной мотивацией познавательной деятельности. Оригинальные методические приемы и система в работе в формированию внутренней мотивации 5-6 уровня. Сформирован мотивационый аспект учебной деятельности, учащиеся способны генерировать разные уровни смыслов.
Психолого-педагогический аспект занятия 1. Учебное сотрудничество. 2.Стиль общения с классом 1. Сотрудничества нет, ситуации успеха нет. 2. Авторитарный. 1. Сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик. 2. Демократический Сотрудничество учителя и учеников как равных партнеров. Демократический
Организация учебной деятельности на уроке 1. Организация для самостоятельной учебной деятельности уч-ся. 2. Скорость реагирования на критические ситуации «ухода от обсуждаемой проблемы Имеют место попытки «активизировать познавательную деятельность уч-ся». С трудом реализуемое управление ситуацией без привлечения «силовых» методов Можно говорить о работе над созданием условий для развертывания учебной деятельности уч-ся. Свободное владение ситуацией на уроке. Умеет создавать условия для развернутой самостоятельной учебной деятельности уч-ся. Свободное владение ситуацией. Умение при необходимости «провоцировать» уч-ся (применять «ловушки» и т.п.)
Эффективность применяемо и методики или технологии обучения Выбор форм и методов обучения 1. Овладение новыми методам и обучения. 2. Традиционная структура урока. 3. Фронтальная работа с элементами групповой работы. 1. Овладение новыми методами обучения. 2.Поиск новых форм организации урока. 3. Групповая работа (КСО) Владение широким арсеналом новых методов, форм и средств обучения. Понимание связи между ними.
Отбор и содержание учебного занятия Глубина, научность, системность владения учебным материалом. Способы получения знаний. «Генерация» смыслов Знания на эмпирическом уровне, простейшие абстракции. Способы действий задаются в готовом виде. Теоретический уровень знаний, абстракции более высокого уровня. Получение знаний в ходе проблемной ситуации Системность знаний. Самостоятельное получение знаний в ходе учебной деятельности.
Результативность урока Использование контроля как фактора управления учебной деятельности уч-ся. Использование оценки и создание условий для осуществления самооценки своей учебной деятельности Понимание контроля лишь как средства проверки качества знаний. Оценка как фиксация факта освоенности ЗУНов. Использование элементов контроля и взаимоконтроля. Активное формирование потребности в самооценке Самоконтроль в развитой форме. Самооценка и потребность в ней.
Самоанализ урока -характеристика класса; -место урока в системе уроков, тип урока; -тема урока, цель урока, задачи; — характеристика методов и способов. Их соответствие содержанию урока; -Связь дидактических целей урока с содержанием учебного материала, методами, способами и организационными формами деятельности; Результативность урока. Эффект развития урока. Частично Достаточно Полно
Или:  Стандартные образцы состава вещества что представляют собой

Полезные советы

Для продуктивной работы очень важно:

— Начинать день с позитивным настроением;
— Отправляться на работу без спешки;
— Перепроверять планы дня;
— С утра заняться важными задачами;
— Приступать к делам без раскачки;
— Согласовывать свои планы с руководством;
— Избегать действий, вызывающих обратную реакцию;
— Избегать незапланированных импульсивных дел;
— Своевременно делать паузы для отдыха;
— Контролировать время;
— План на текущий день составлять накануне;
— Отправляться домой с хорошим настроением.

3. Капустина, «Учимся рационально управлять рабочим временем», журнал «Директор школы» № 10/04 .

Источник



Анализ урока по ФГОС: образец, советы и пояснения

Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта?

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание). : обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

В связи с этим меняется и анализ урока.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.

Какие способы мотивации применяет педагог?

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Ориентированность на стандарты нового поколения.
  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).
  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.
  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

Методика проведения урока

  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
  • Использование диалога в качестве формы общения.
  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.
  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
  • Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

Психологические моменты в организации урока

  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Анализ урока по ФГОС: образец. Схема анализа урока

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Или:  Отчет администратора ежедневный образец

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС — схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.

  1. Варианты мотивации, применяемые педагогом в процессе занятия.
  2. Соответствие проведенного урока требования образовательных стандартов второго поколения. Ориентированность на ФГОС. Развитие универсальных учебных действий. Использование современных педагогических технологий: проектной, исследовательской, ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов — приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока «Окружающий мир» по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Автор учебника – Г. Е. Рудзитис.

Общее количество баллов – 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

Источник

Анализ просмотренного урока образец

Собственная многолетняя практика позволила коллективу администрации школы выработать определенные значимые критерии для успешного анализа деятельности учителя. Предлагаемая нами система предназначена преимущественно для использования на уроках естественно-научного и физико-математического цикла.

Пометки в рабочем блокноте.

Во-первых фиксирую наличие или отсутствие структуры урока, фаз, этапов взаимодействия учащихся с учителем, соблюдение им временных рамок и динамики. (См таблицу).

Вид деятельности учителя и учащихся Время
1. Приветствие и мотивирование уч-ся на совместную деятельность 1 мин
2. Проверка д/з 3-5 мин
3. Повторение пройденного материала 3-4 мин
4. Изложение нового материала 10-12 мин
5. Закрепление пройденного материала 7-8 мин
6. Преподнесение д/з 2-3 мин
7. Подведение итогов урока и его окончание 1 мин

Четкий распорядок урока и его соблюдение учителем способствует формированию у учащихся определенной рабочей установки, готовности к последовательному выполнению необходимых действий. Вяло протекающий, «аморфный» урок не способствует пробуждению умственной активности. А чрезмерное затягивание одних этапов ведет к неминуемому «урезанию» остальных. Конечно, существуют разные обстоятельства, влияющие на динамику отдельных фаз урока, но наличие между ними явно определенных границ обязательно.

Начало урока. Мотивирование учащихся на плодотворную совместную работу. Часто этот этап «проглатывается» мимоходом, будто бы подразумевается, что ученики и так должны знать, зачем пришли на урок. Мотивирование предполагает возникновение у детей желания работать с учителем и уверенность в том, что они смогут быть успешными на сегодняшнем уроке, а учитель будет стремиться к позитивному взаимодействию с каждым из них.

Проверка домашнего задания. Фронтальная, осуществляемая самим учителем. Взаимопроверка детьми друг друга. Самопроверка, в ходе которой одним из учащихся демонстрируется заведомо правильное домашнее решение и происходит обсуждение, сравнение результата с результатами остальных учащихся.

Повторение изученного материала. Отмечаю уровень активности и участия в работе всех учащихся, удается ли учителю устойчиво задействовать у школьников произвольное внимание или дело ограничивается редкими непроизвольными включениями. Верно ли методически подобран предлагаемый к повторению материал, насколько актуально его повторение в контексте данного урока.

Или:  Таможенная проверка камеральная и выездная таможенная проверка права и обязанности должностных лиц осуществляющих проверку

Изложение нового материала. Оценивается фактологическая, научная точность. Реализован ли учителем генетический принцип подачи нового материала «от простого к сложному», актуализирована ли его связь с ранее изученным? Использует ли учитель в учебном взаимодействии технические средства обучения: макеты, модели, таблицы, графики, видео, мультимедиа и т.д.

Опирается ли учитель, излагая новый материал, на содержание имеющегося у школьника учебника? Ведь при самостоятельной домашней проработке вновь изученного материала ученик должен обратиться к конкретному учебнику, а значит, на уроке ему должно быть разъяснено содержание всех приведенных в изучаемом параграфе таблиц, графиков, схем, формул. Ученик не обязан самостоятельно разбираться в учебнике. Это должен сделать учитель, дав на уроке исчерпывающие сведения, необходимые для усвоения его содержания. Небрежность учителя в использовании учебника оборачивается трудноразрешимыми проблемами для его учеников.

Закрепление пройденного материала. Особое внимание обращается здесь на тщательность подбора упражнений для повторения, соответствие их заявленной теме занятия. Использование в ходе повторения разных видов деятельности: устная или письменная форма работы – заполнение таблиц, элементов тестов и т.д.

Домашнее задание. В основе своей оно должно содержать инвариантную часть изложенного материала, то есть требовать для успешного выполнения лишь тот минимум навыков, которым должны овладеть все школьники. Вариативная часть в виде всяческих «сюрпризов» и «неожиданностей» повышенной трудности должна задаваться сверх программы» по выбору для тех пытливых умов, кто пожелает углубленно овладеть предметными знаниями. В д/з должны присутствовать задачи, требующие не просто репродуктивного повторения, но и навыков переноса знаний.

Подведение итогов урока . Это важный этап, венчающий всю совместную деятельность учителя и школьников. Иной раз бывает так что учитель диктует д/з уже после звонка с урока, а итоги подводит лишь с теми учащимися, кого интересует оценка собственной работы и кто готов задержаться для этого на перемене. Подведение итогов должно происходить в ходе урока. Учитель должен еще раз обратить внимание учащихся на изученную тему и логически завершить все предыдущие учебные взаимодействия. Оценить результативность отдельных учащихся и класса в целом, объявить полученные оценки, поблагодарить за совместную работу и попросить подать дневники.

Схема самоанализа урока учителем

1. Охарактеризовать класс, в котором проходил урок.

2. Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.

3. Каковы цели урока?

4. Какова их результативность к концу урока?

5. Тип урока и соответствие его дидактическим целям.

6. Охарактеризовать использованные методы и приемы, их соответствие изучаемому содержанию.

7. Охарактеризовать организационные формы деятельности на уроке и их соответствие уровню подготовленности класса.

8. Каков результат качества знаний учащихся? Что повлияло на их результат?

9. Каков эффект развития урока? В чем он проявляется и каковы методики его диагностики? Как фиксировался общий результат?

10. Показать связь дидактических целей урока с содержанием учебного материала, методами преподавания и способами учебной деятельности учащихся?

Анкета для самоанализа проведенного урока.

1. Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы урока?

2. Правильно ли определены цели и задачи урока, учтены ли при этом особенности данного класса?

3. Удалось ли выбранными приемами сформировать у учеников мотивацию учебной деятельности на данном уроке и дать их целевую установку?

4. Насколько оптимальными для реализации целей урока оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? Правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата выполнения тех или иных упражнений, задач и др.)

5. Оптимально ли определено временное соотношение частей урока?

6. Удалось ли правильно определить цели, место, формы и приемы контроля? Какова их эффективность? Имела ли место мотивация отметок?

7. Удалось ли правильно построить устную речь, свою и учащихся (исправление речевых ошибок наличие монологических акцептов, пауз, выразительность высказываний и т.д.)?

8. Правильно ли организована работа с домашним заданием: его подбор, характер, система объяснения и оценки? Место домашнего задания в реализации целей урока?

9. Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на уроке с позиции осуществления целевой установки?

10. Какова степень достижения целей данного урока?

Наши коллеги Макарова Л.В. и Тунакова Л.А. принимали участие в работе жюри конкурса «Учитель года» Мы сочли интересным предоставить материалы оценки объекта экспертизы — урока учителя-участника конкурса «Учитель года-2006».

Критерии Показатели Уровни
1 2 3
Наличие организационного момента урока 1. Подготовка уч-ся к началу урока. 2. Способ включения в деловой ритм. 3. подготовленность оборудования и ТСО. Орг.момент затянулся или представлен не совсем четко Орг.момент занял 1-2 мин. урока, представлен достаточно четко Оргмомент оптимальный и создал ситуацию успеха и деловой настрой
Целеполагание 1 .Постановки целей. 2.Диагностичная постановка целей. 3. Ясность, четкость постановки 1. Затруднения в постановке целей. 2. Неправильная постановка целей. 3.Отсутствие комплексности постановки целей 1. Цели заданы в комплексе. 2. Цели заданы диагностично. При комплексном и диагностичном задании целей учитывается их связь с формулировкой учебных задач.
Мотивация учения школьников 1 .Создание атмосферы заинтересованности. 2. Ориентация на удовлетворение личной заинтересованности и личностно-ориентированных потребностей в рамках учебного занятия. 3.Направленность на формирование внутреннего познавательного интереса. Поверхностная (1-2 уровень) внешняя мотивация. Осуществляется работа на «ситуативный интерес» Использует оригинальные приемы формирования внутренней мотивации. Систематическая работа над социальной мотивацией познавательной деятельности. Оригинальные методические приемы и система в работе в формированию внутренней мотивации 5-6 уровня. Сформирован мотивационый аспект учебной деятельности, учащиеся способны генерировать разные уровни смыслов.
Психолого-педагогический аспект занятия 1. Учебное сотрудничество. 2.Стиль общения с классом 1. Сотрудничества нет, ситуации успеха нет. 2. Авторитарный. 1. Сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик. 2. Демократический Сотрудничество учителя и учеников как равных партнеров. Демократический
Организация учебной деятельности на уроке 1. Организация для самостоятельной учебной деятельности уч-ся. 2. Скорость реагирования на критические ситуации «ухода от обсуждаемой проблемы Имеют место попытки «активизировать познавательную деятельность уч-ся». С трудом реализуемое управление ситуацией без привлечения «силовых» методов Можно говорить о работе над созданием условий для развертывания учебной деятельности уч-ся. Свободное владение ситуацией на уроке. Умеет создавать условия для развернутой самостоятельной учебной деятельности уч-ся. Свободное владение ситуацией. Умение при необходимости «провоцировать» уч-ся (применять «ловушки» и т.п.)
Эффективность применяемо и методики или технологии обучения Выбор форм и методов обучения 1. Овладение новыми методам и обучения. 2. Традиционная структура урока. 3. Фронтальная работа с элементами групповой работы. 1. Овладение новыми методами обучения. 2.Поиск новых форм организации урока. 3. Групповая работа (КСО) Владение широким арсеналом новых методов, форм и средств обучения. Понимание связи между ними.
Отбор и содержание учебного занятия Глубина, научность, системность владения учебным материалом. Способы получения знаний. «Генерация» смыслов Знания на эмпирическом уровне, простейшие абстракции. Способы действий задаются в готовом виде. Теоретический уровень знаний, абстракции более высокого уровня. Получение знаний в ходе проблемной ситуации Системность знаний. Самостоятельное получение знаний в ходе учебной деятельности.
Результативность урока Использование контроля как фактора управления учебной деятельности уч-ся. Использование оценки и создание условий для осуществления самооценки своей учебной деятельности Понимание контроля лишь как средства проверки качества знаний. Оценка как фиксация факта освоенности ЗУНов. Использование элементов контроля и взаимоконтроля. Активное формирование потребности в самооценке Самоконтроль в развитой форме. Самооценка и потребность в ней.
Самоанализ урока -характеристика класса; -место урока в системе уроков, тип урока; -тема урока, цель урока, задачи; — характеристика методов и способов. Их соответствие содержанию урока; -Связь дидактических целей урока с содержанием учебного материала, методами, способами и организационными формами деятельности; Результативность урока. Эффект развития урока. Частично Достаточно Полно

Полезные советы

Для продуктивной работы очень важно:

— Начинать день с позитивным настроением;
— Отправляться на работу без спешки;
— Перепроверять планы дня;
— С утра заняться важными задачами;
— Приступать к делам без раскачки;
— Согласовывать свои планы с руководством;
— Избегать действий, вызывающих обратную реакцию;
— Избегать незапланированных импульсивных дел;
— Своевременно делать паузы для отдыха;
— Контролировать время;
— План на текущий день составлять накануне;
— Отправляться домой с хорошим настроением.

3. Капустина, «Учимся рационально управлять рабочим временем», журнал «Директор школы» № 10/04 .

Источник