8 октября, 2021 Автор: Соня Крапива

Аналитическая справка по результатам диагностики готовности первоклассников к школьному обучению

Аналитическая справка по результатам диагностики готовности первоклассников к школьному обучению.

Психологическая диагностика готовности к школьному обучению учащихся 1-Б класса проходила 24 сентября 2014 года. В ней приняли участие 27 учащихся. Для оценки сформированности познавательной сферы первоклассников использовался комплект диагностических методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква».

Методика «Рисунок человека» (Ф.Гуденаф) использовалась для оценки общего развития ребенка.

Методика «Графический диктант» (Д.Эльконин) была направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Тест «Образец и правило» использовался для оценки умения одновременно следовать в своей работе образцу и правилу (ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующих процесс школьного обучения).

Методика «Первая буква» была направлена на выявление уровня развития фонематического слуха и восприятия (умения выделять согласный звук в начале слова).

По методике «Рисунок человека » средний и высокий уровни подготовки продемонстрировали в среднем 66.6% — 18 обследованных первоклассников. К очень высокому уровню (22,2% — 6 человек) были отнесены первоклассники, получившие от 24 до 26 первичных баллов из 26 возможных.

По методике «Графический диктант » средний и высокий уровни подготовки в среднем показали 88,8% (24 человека) обследованных первоклассников. Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу. К очень высокому уровню (44,4%) были отнесены 12 первоклассников, получивших 16 первичных баллов из 16 возможных, т.е. идеально справившиеся со всеми диктантами и правильно продолжившие их. К очень низкому уровню (стандартный балл равен 0) были отнесены первоклассники (11,1% — 3человека), набравшие от 0 до 10 первичных баллов из 16 возможных, т.е. практически не справившиеся ни с самими диктантами, ни с их продолжением.

По методике «Образец и правило» 77,7% обследованных первоклассников в основном успешно справились с заданиями, в которых нужно было одновременно следовать в своей работе образцу и правилу.
К очень высокому уровню были отнесены первоклассники (14,8%), получившие 11–12 первичных баллов из 12 возможных, такие учащиеся правильно справились со всеми предложенными задачами – правильно воспроизвели образец, соблюдая при этом заданное правило. К очень низкому уровню (стандартный балл равен 0) были отнесены первоклассники (22,2%), набравшие от 0 до 6 из 12 возможных, из 6 задач такие учащиеся либо вообще не выполнили ни одной, либо частично или полностью справились только с одной из них.

С заданиями по методике «Первая буква» успешно справились в среднем 74% (20 человек) первоклассников обследованного класса. К этой группе были отнесены первоклассники, получившие 5 первичных баллов из
5 возможных, такие учащиеся правильно отметили все пять картинок, продемонстрировав умение выделить первый звук в заданном слове и найти картинку, название которой начинается с той буквы, которой обозначается выделенный звук. К очень низкому уровню (стандартный балл равен 0) были отнесены первоклассники (11,1% — 3 учащихся), набравшие 0 первичных баллов из 5 возможных, такие учащиеся вообще не справились с заданием. 14,8% учащихся, отнесенных к среднему уровню, только в одном или двух случаев смогли правильно отметить картинку, начинающуюся с заданной буквы.

Данные по выполнению четырех методик

Таким образом, в целом по результатам проведенного анализа около 80% обследованных первоклассников в основном готовы к обучению в школе. От 18 до 20% первоклассников, показавших низкий и очень низкий уровень выполнения отдельных методик, могут испытывать определенные трудности в обучении в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности, а также недостаточной сформированностью конкретных навыков (в частности, вычленение звука в слове).

Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. При недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

Полученные результаты необходимо учитывать при планировании конкретной деятельности учителей начальной школы.

Рекомендации

Огласить результаты диагностики на классном родительском собрании.

Провести практическое занятие по теме «Развиваем память и внимание».

3. Педагогу-психологу провести дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (групповые и индивидуальные).

Источник



Методика «Образец и правило»

Методика «Образец и правило» (разработана АЛ.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.

Для проведения исследования потребуется лист с заданиями, которые раздаются детям (на обратной стороне указываются дан­ные о ребенке — фамилия, имя, возраст).

Психолог дает предварительные объяснения, держа в руке лист с заданиями: «У вас такие же листы, как и у меня. Видите, здесь были точки (указывает на вершины треугольника). Их соедини­ли так, что получился такой рисунок (проводит указкой по сто­ронам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника — образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (снова указы­вает на образец). Здесь есть лишние точки — вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или нет?»

Когда дети ответят, что точки разные, психолог говорит: «Правильно, они разные. Одни точки, как маленькие крести­ки, другие — как маленькие треугольнички, есть точки, как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя про­водить линию между одинаковыми точками. Нельзя прово­дить линию между двумя кружками, или между двумя крести­ками, или между двумя треугольничками. Линию можно про­водить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите мне, я сотру ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, рисуйте следующую. Правило остается таким же. Нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

Или:  Топ арбитражных дел мая в Омске началась борьба за деньги и ресурсы

После объяснения психолог предлагает детям приступить к выполнению задания. По ходу выполнения психолог стимули­рует, подбадривает ребят, в случае необходимости повторяет ин­струкцию, но никакие дополнительные объяснения детям не дает.

Источник

Характеристика выборки и анализ результатов исследования

В исследовании участвовало 28 человек: начальный класс 1-1 МАОУ СОШ №112 г. Челябинска. Из них 15 девочек и 13 мальчиков. Перед исследованием проведен первичный сбор информации об учащихся данного класса. Родители пятерых детей сообщили о том, что их дети не посещали детский сад: Дмитрий Г., Сергей Т., Мария Ш., Наталья Ю., Егор Г. Дополнительно посещали центры развития дошкольников 4 человека: Василина Ц., Камила Я., Станислава К., Татьяна Я.

После проведения методик проведен качественный и количественный анализ результатов. В таблице 1 приведены баллы за методики. С помощью данной таблицы проводилась оценка выполненных тестов, по трем уровням: за методику ставился высокий балл (в), средний балл (с) или низкий балл (н).

Таблица 1 – уровни баллов за методики

Баллы «Рисунок человека» «Графический диктант» «Образец и правило» «Первая буква»
Высокие 24-26 11-12
Средние 12-14 4-7 3-4 2-3
Низкие 0-11 0-3 0-2 0-1

На рисунке 11 наглядно представлены результаты исследования по каждой из проведенных методик в виде диаграммы. По оси абсцисс обозначены методики исследования в порядке проведения, по оси ординат обозначен процент первоклассников, выполнивших задания по данной методике. Каждая методика представлена на диаграмме тремя столбцами. 1 столбец иллюстрирует процент учащихся, набравших высокий балл за выполнение методики, 2 столбец – процент учащихся, набравших средний балл за выполнение методики, 3 столбец – процент учащихся, набравших низкий балл за выполнение методики.

Рисунок 11 – результаты исследования по каждой из проведенных методик

Методика «Рисунок человека» использовалась для оценки общего развития ребенка. Очень высоких баллов по данной методике класс не показал, большая масса первоклассников – 19 человек – получили средние баллы, что составляет 68% от общего количества учащихся. Данные дети имеют должный уровень развития и интеллекта. Очень низкие баллы получили 9 человек (32%), данные ученики отразили в своем рисунке очень незначительное количество элементов, преподавателям следует обратить внимание на этих детей.

Методика «Графический диктант» была направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, данные в устной форме, а так же самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу. По методике «Графический диктант» средний и высокий уровни подготовки показали 26 человек (93%). Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу. Очень высокий балл получили 7 человек (25%), которые идеально справились со всеми диктантами и правильно продолжили их. Очень низкие баллы набрали 2 человека (7%), которые не справились ни с самими диктантами, ни с их продолжениями. Обозначим некоторые возможные причины трудностей в выполнении заданий: неготовность следовать за указанием взрослого; проблемы в соблюдении понимаемого правила; трудности предметного характера, не позволившие ученикам успешно справиться с продолжением узора. В предложенной ситуации основная трудность состояла в необходимости повторять счет от одного до нужного числа и учитывать направление линии, очевидно, что во время выполнения диктанта, дети допускали ошибки, связанные со счетом. Необходимо обратить внимание учителя на детей, получивших очень низкие баллы. Такой результат указывает на то, что эти дети слабо ориентируются в учебной ситуации и нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны взрослого, не могут работать самостоятельно. Эти трудности школьника, приступившего к обучению, имеют тенденцию к усугублению в процессе обучения.

Тест «Образец и правило» использовался для выявления умения одновременно следовать в своей работе образцу и правилу (ориентировке ребенка на сложную систему требований, моделирующих процесс школьного обучения). По методике «Образец и правило» 96% детей справились с заданиями. Очень высокий балл показали 2 человека (7%), такие учащиеся правильно справились со всеми предложенными задачами, правильно воспроизвели образец, соблюдая при этом заданное правило. К очень низкому уровню отнесен 1 человек (4%). Он частично справился только с одной из задач. Основными причинами недостаточно высоких результатов выполнения задания «Образец и правило» можно считать следующие []:

1. «Потеря» сразу двух условий задания. Дети, набравшие очень низкие баллы, не смогли выполнить работу, удерживая в памяти хотя бы одно условие. В исследовании предполагалось, что если ученик запомнил хотя бы одно условие (форму образца или правило «нельзя соединять одной линией одинаковые точки»), то он набрал бы по меньшей мере 6 баллов – по одному за каждое задание. Трудности в удержании условий задания необходимо учесть при формировании у младших школьников умения следовать алгоритму выполнения учебного задания.

2. Отказ от выполнения задания. Педагогам необходимо обратить внимание на детей, отказывающихся от выполнения задания. Это проявляется в том, что ученик не принимает учебную задачу, не выполняет ни одного рисунка хотя бы на 1 балл.

3. Несформированность самоконтроля. Для первоклассников, получивших очень высокий балл, можно сказать, что они умеют контролировать себя: они либо периодически напоминали себе правило, либо проверяли его выполнение после изображения фигуры. Такие дети умеют устанавливать соответствие между образцом и получившимся многоугольником. Слабый навык счета в пределах десяти, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) могли стать дополнительными причинами трудностей первоклассников в выполнении задания.

Методика «Первая буква» была направлена на выявление уровня развития фонематического слуха и восприятия (умения выделять согласный звук в начале слова). С заданиями по методике «Первая буква» успешно справились 96% обследованных первоклассников. Высший балл получили 18 человек (64%). Такие учащиеся правильно отметили все пять картинок, продемонстрировав умение выделить первый звук в заданном слове и найти картинку, название которой начинается с той буквы, которой обозначается выделенный звук. К очень низкому уровню отнесены первоклассники, набравшие стандартный балл 0, такой ученик один (4%), он только в одном случае смог правильно отметить картинку, начинающуюся с правильной буквы.

Или:  Бесплатно образец договора купли продажи автомобиля юридическое лицо

Проанализируем результаты исследования. Фактор познавательной сферы (ФПС) вычисляется как среднее арифметическое баллов, набранных первоклассником по каждой из предложенных методик. Приведем диапазоны баллов, которые можно набрать за каждую методику:

1. «Рисунок человека» — от 0 до 26 баллов.

2. «Графический диктант» — от 0 до 16 баллов.

3. «Образец и правило» — от 0 до 12 баллов.

4. «Первая буква» — от 0 до 5.

Следовательно, значения ФПС лежат в диапазоне от 0 до 15 баллов. Верхнюю границу данного диапазона вычисляем следующим образом:

ФПСmax=(26+16+12+5)/4=15 – полученное значение округлено.

На основе полученного диапазона значений ФПС, можно сделать выводы о степени адаптации первоклассника, имеющего определенное значение ФПС. Первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 0 – 5 баллов, проявили адаптацию тяжелой степени; первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 6 – 10 баллов, проявили адаптацию средней тяжести; и, наконец, первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 11 – 15 баллов, проявили адаптацию легкой степени. Результаты анализа полученных в ходе исследования данных занесены в таблицу 6 (приложение 2).

На основании данной таблицы делаем вывод о том, что адаптацию средней и легкой степени проявило большинство учащихся – 24 человека из 28, что составляет 86%. Этот результат можно считать высоким – в целом, класс адаптирован к школе за первый месяц обучения. Адаптацию легкой степени проявили 11 человек (39%), в том числе все дети, посещавшие центры развития. Адаптацию средней степени тяжести проявил 13 человек (47%). Адаптацию тяжелой степени проявили 4 человека (14%). Родители троих первоклассников, проявивших тяжелую степень адаптации к школе, заявляли о том, что дети не посещали детский сад.

Выводы по второй главе

Исследование адаптации первоклассников к школе проводилось в три этапа, на каждом из которых использовались определенные методы.

1. Методы теоретического уровня: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, количественный, качественный, факторный анализ.

Испытуемые обследовались по следующим критериям: уровень интеллекта, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, выявляется уровень организации действий, умение руководствоваться системой условий задачи, выявляется умение выделять согласный звук в начале слова. Перечисленные критерии составляют фактор познавательной сферы (ФПС) первоклассника, который в данном случае вычисляется как среднее арифметическое полученных за методики баллов. Чем выше фактор познавательной сферы, тем успешнее прошла адаптация первоклассника к школе.

2. Метод эмпирического уровня – тестирование.

На опытно-экспериментальном этапе исследования проведены тестовые методики: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». На контрольно-обобщающем этапе исследования с помощью факторного анализа проведена обработка полученных данных и вычислен ФПС.

На основании полученных значений ФПС сделан вывод о том, что адаптацию средней и легкой степени проявило большинство учащихся – 24 человека из 28, что составляет 86%. Этот результат можно считать высоким – в целом, класс адаптирован к школе за первый месяц обучения. Адаптацию легкой степени проявили 11 человек (39%), в том числе все дети, посещавшие центры развития. Адаптацию средней степени тяжести проявил 13 человек (47%). Адаптацию тяжелой степени проявили 4 человека (14%). Родители троих первоклассников, проявивших тяжелую степень адаптации к школе, заявляли о том, что дети не посещали детский сад.

Источник

  • Для детей
  • Методика «Образец и правило»

Методика «Образец и правило»

Методика «Образец и правило»

Методика направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних авторов. Результаты ее выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления 6-летних детей.

Материалом служат книжечки с заданиями.

На первой странице книжечки записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того как детям розданы книжечки, проверяющий, держа в руках такую же, говорит:

«У вас у всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного на второй странице); их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки — вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные?».

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит:

«Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие — как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольниками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, переверните страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

Методика «Образец и правило» Методика «Образец и правило»
Методика «Образец и правило» Методика «Образец и правило»
Методика «Образец и правило» Методика «Образец и правило»

Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу выполнения проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение очередной задачи, каждый ребенок переходил к следующей, по просьбе детей стирают указанные ими линии. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом; единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить», и т. п.

Или:  Электронный отчет заместителя директора по УВР по успеваемости

Оценка результатов

За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.

В случае, если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов.

В случае, если нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл.

В случае, если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится 1 балл.

В случае, если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла.

Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, за эту задачу ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, выполнение задания также оценивается 0 баллов.

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т. п.) не снижают оценки.

Суммарный балл (СБ) выводится путем суммирования баллов, полученных за все 6 задач. Он может колебаться в пределах от 0 (если за все задачи получено 0 баллов) до 12 баллов (если за все задачи получено 2 балла).

Источник

Аналитическая справка по результатам диагностики готовности первоклассников к школьному обучению.

Психологическая диагностика готовности к школьному обучению учащихся 1-Б класса проходила 24 сентября 2014 года. В ней приняли участие 27 учащихся. Для оценки сформированности познавательной сферы первоклассников использовался комплект диагностических методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква».

Методика «Рисунок человека» (Ф.Гуденаф) использовалась для оценки общего развития ребенка.

Методика «Графический диктант» (Д.Эльконин) была направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Тест «Образец и правило» использовался для оценки умения одновременно следовать в своей работе образцу и правилу (ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующих процесс школьного обучения).

Методика «Первая буква» была направлена на выявление уровня развития фонематического слуха и восприятия (умения выделять согласный звук в начале слова).

По методике «Рисунок человека » средний и высокий уровни подготовки продемонстрировали в среднем 66.6% — 18 обследованных первоклассников. К очень высокому уровню (22,2% — 6 человек) были отнесены первоклассники, получившие от 24 до 26 первичных баллов из 26 возможных.

По методике «Графический диктант » средний и высокий уровни подготовки в среднем показали 88,8% (24 человека) обследованных первоклассников. Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу. К очень высокому уровню (44,4%) были отнесены 12 первоклассников, получивших 16 первичных баллов из 16 возможных, т.е. идеально справившиеся со всеми диктантами и правильно продолжившие их. К очень низкому уровню (стандартный балл равен 0) были отнесены первоклассники (11,1% — 3человека), набравшие от 0 до 10 первичных баллов из 16 возможных, т.е. практически не справившиеся ни с самими диктантами, ни с их продолжением.

По методике «Образец и правило» 77,7% обследованных первоклассников в основном успешно справились с заданиями, в которых нужно было одновременно следовать в своей работе образцу и правилу.
К очень высокому уровню были отнесены первоклассники (14,8%), получившие 11–12 первичных баллов из 12 возможных, такие учащиеся правильно справились со всеми предложенными задачами – правильно воспроизвели образец, соблюдая при этом заданное правило. К очень низкому уровню (стандартный балл равен 0) были отнесены первоклассники (22,2%), набравшие от 0 до 6 из 12 возможных, из 6 задач такие учащиеся либо вообще не выполнили ни одной, либо частично или полностью справились только с одной из них.

С заданиями по методике «Первая буква» успешно справились в среднем 74% (20 человек) первоклассников обследованного класса. К этой группе были отнесены первоклассники, получившие 5 первичных баллов из
5 возможных, такие учащиеся правильно отметили все пять картинок, продемонстрировав умение выделить первый звук в заданном слове и найти картинку, название которой начинается с той буквы, которой обозначается выделенный звук. К очень низкому уровню (стандартный балл равен 0) были отнесены первоклассники (11,1% — 3 учащихся), набравшие 0 первичных баллов из 5 возможных, такие учащиеся вообще не справились с заданием. 14,8% учащихся, отнесенных к среднему уровню, только в одном или двух случаев смогли правильно отметить картинку, начинающуюся с заданной буквы.

Данные по выполнению четырех методик

Таким образом, в целом по результатам проведенного анализа около 80% обследованных первоклассников в основном готовы к обучению в школе. От 18 до 20% первоклассников, показавших низкий и очень низкий уровень выполнения отдельных методик, могут испытывать определенные трудности в обучении в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности, а также недостаточной сформированностью конкретных навыков (в частности, вычленение звука в слове).

Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. При недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

Полученные результаты необходимо учитывать при планировании конкретной деятельности учителей начальной школы.

Рекомендации

Огласить результаты диагностики на классном родительском собрании.

Провести практическое занятие по теме «Развиваем память и внимание».

3. Педагогу-психологу провести дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (групповые и индивидуальные).

Источник