15 февраля, 2022 Автор: Соня Крапива

1 1 2 Принципы и подходы к формированию программы

I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

hello_html_m165a2526.png

Программа психологического сопровождения для ребенка с ОВЗ разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС ДО), на основе образовательной Программы МБДОУ № 2 г. Поронайска и АООП ДОО ЗПР.

Программа определяет содержание и организацию психологического сопровождения для ребенка с задержкой психического развития и ОНР I уровня и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения и развития, позволяющих учитывать особые образовательные потребности ребенка посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Направления психологического сопровождения:

комплексная психолого-педагогическая диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;

определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих ребенку с ОВЗ развитие, получение дошкольного образования, адаптацию и интеграцию в общество;

коррекция и компенсация имеющихся нарушений в развитии;

укрепление физического и психологического здоровья.

Адресат данной программы: А.А.А., 00.00.2013 г.р. Ребенок имеет статус ОВЗ на основании заключения ПМПК № 00 от 20.11.18 г., был подтвержден диагноз: Общее недоразвитие речи I уровня, задержка психо-речевого развития. ПМПК рекомендованы специальные условия обучения и консультация в ГБУЗ «Сахалинская областная психиатрическая больница».

Анализ результатов диагностического обследования развития психических функций (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под ред. Е. А. Стребелевой), показал низкий уровень развития психических процессов: речь малопонятна, не сформированы все компоненты речевой деятельности, внимание неустойчиво, ошибки внимания не замечаются и не устраняются, работоспособность низкая, быстрая истощаемость, отказ от различного иллюстрированного материала, предпочтение и самостоятельный выбор игрового материала. Преобладание наглядно-действенного мышления. Словесные простые и сложные инструкции не всегда понимает и принимает. На поощрение и наказание не реагирует, затруднен эмоциональный и зрительный контакт. Отмечается незрелость мыслительных операций, несформированность графомоторных и изобразительных навыков, недоразвитие мелкой и крупной моторики, неумение держать карандаш.

В процессе наблюдения были выделены специфические особенности развития личности ребенка дошкольника, среди которых имеют место нестабильный эмоциональный фон в течение дня, коммуникативные нарушения, проявления замкнутости.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с задержкой психического и речевого развития предполагает тесное профессиональное взаимодействие педагога-психолога и логопеда, предполагает изменение методов, средств, форм образования. Психокоррекционная работа должна быть направлена не только на развитие познавательной, но и эмоциональной, коммуникативной и личностной сферы старшего дошкольника и включать такие направления деятельности педагога-психолога, как работа с ребенком, с родителями, с педагогами и специалистами ДОУ. Организация процесса обучения осуществляется с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка с ЗПРР (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии).

1.1.1. Цели и задачи программы

Цель: комплексное психологическое сопровождение и развитие познавательной, коммуникативной, эмоциональной и личностной сферы старшего дошкольника с ЗПРР.

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

развивать психические процессы у ребенка с ЗПРР, повысить познавательный интерес;

содействовать развитию речевой деятельности дошкольника с ЗПРР разнообразными методами и приемами;

формировать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, взаимной эмпатии;

снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность у ребенка, скорректировать негативные черты характера, препятствующие общению, обучить его способам регуляции эмоциональных состояний.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

При разработке программы учитывались основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС дошкольного образования:

Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский);

Личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец);

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец, В.В. Давыдов).

Или:  Технический отч т замеров сопротивления изоляции

Психокоррекционная работа с детьми с ЗПРР строится с учетом следующих методологических принципов:

Принцип единства коррекции и развития, который означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений.

Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами. Коррекция и компенсация – это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом – компенсацией нарушения.

Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.

Принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а так же того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития.

Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком предполагает организацию «ситуации успеха» для ребенка, веру в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является. Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют его зону ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребенком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями.

1.2. Планируемые результаты

Повышен уровень развития психических процессов и познавательной активности дошкольника с ЗПРР.

Расширен пассивный и активный словарь ребенка с ЗПРР;

Проявляет речевую активность, приобретены коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, взаимной эмпатии.

Улучшено психоэмоциональное состояние детей, снижены негативные проявления поведения.

В качестве входящей и исходящей диагностики для исследования эффективности программы используются: психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под ред. Е.А. Стребелевой и методы изучения особенностей поведения и развития личности старших дошкольников с нарушениями речи, представленные в таблице 1.

Методы изучения особенностей личности старших дошкольников с нарушениями речи

Метод изучения

Развитие психических процессов и познавательной активности дошкольников с ЗПРР

Метод активного наблюдения и методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 5-6 лет Е.А. Стребелевой

Метод пассивного наблюдения опираясь на «Шкалу оценки параметров и показателей» Е.О. Смирновой

Эмоциональное состояние дошкольника

Метод наблюдения и фиксации результатов оценки эмоционального состояния ребенка в ДОУ Л.П. Стрелковой

Или:  Как составить приказ образец распоряжение образец

Эмоционально-личностные особенности дошкольника

Опросник для педагогов «Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста (1,5-7 лет)»

Источник

Образцы документов по работе с детьми с ОВЗ

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В этом случае главная забота учителя – не задержать развитие школьника, способствовать формированию инициативного и творческого подхода к учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску. Задания для этой группы детей, обучающихся по УМК «Начальная школа XXI века» включены в учебники, рабочие тетради, тетради для дифференцированной работы, дидактические материалы, сборники контрольных и проверочных работ.

Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих общих целей:
1. Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психофизиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном образовательном учреждении;
2. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка индивидуальной траектории развития).
3. Коррекция недостатков в физическом развитии.

Источник

Приложение N 2. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

См. форму индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденную приказом Минтруда России от 31 июля 2015 г. N 528н

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения и
социального развития РФ
от 4 августа 2008 г. N 379н

Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности

Степень ограничения (1, 2, 3)

способности к самообслуживанию:

способности к передвижению:

способности к ориентации:

способности к общению:

способности к обучению:

способности к трудовой деятельности

способности к контролю за своим поведением

Перечень мероприятий медицинской реабилитации

Срок проведения мероприятий медицинской реабилитации

Исполнитель проведения мероприятий медицинской реабилитации

Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину)

Протезирование и ортезирование

Перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации

Срок проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации

Исполнитель проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации

Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину)

Получение дошкольного воспитания и обучения

Тип дошкольного образовательного учреждения (нужное подчеркнуть): дошкольное учреждение общего назначения; дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима; коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид):______________

Получение общего образования

Тип школьного образовательного учреждения (нужное подчеркнуть): общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса (указать какого)__________

коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид): _____________________________

Условия получения общего образования (нужное подчеркнуть):

в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении

Форма получения общего образования (нужное подчеркнуть): очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат

учебная нагрузка в день (указывается в часах):___________ ; объем изучаемого материала (указывается в процентах от объема учебной программы): ________

Получение профессионального образования

Рекомендуемая профессия, специальность: _____________________

Тип образовательного учреждения профессионального образования (нужное подчеркнуть): общего назначения, специальное для инвалидов

Или:  Какой выбрать Шевик по цвету Выбирайте 8212 фото для вас

Форма получения профессионального образования (нужное подчеркнуть): очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат

Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда

Проведение психолого-педагогической коррекции

Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид (нужное подчеркнуть): коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков (вписать каких) _______________________

Источник



"Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИПР) ребенка с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

осознать необходимость коррекции по основным направлениям.

Просмотр содержимого документа
«»Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИПР) ребенка с ОВЗ»»

"Составление индивидуальной коррекционно-развивающей

программы (ИПР) ребенка с ОВЗ"

Цель программы:

Осознать необходимость координации деятельности между специалистами и педагогами ДОУ по основным направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы, определить зоны ответственности.

Разработать модель индивидуальной комплексной программы в рамках сопровождения детей с ОВЗ

Разработать индивидуальную комплексную программу, базирующуюся на личном практическом опыте участников.

Повысить компетентность, творческий потенциал учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей, муз.руководителей, инструкторов по ФИЗО

Остановимся на содержании программы, «Что включает в себя содержание индивидуальной программы?»

Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.

При выполнении диагностико-аналитической деятельности определяется уровень интеллектуального и речевого развития, особенности личностной сферы, оценивается объем знаний в соответствии с возрастом, проводится динамическая диагностика, корректировка индивидуальной программы, определяется эффективность коррекционной помощи.

Организационно-методическое направление включает оформление документации, разработку программы коррекционных занятий.

Коррекционно-развивающее направление реализует индивидуальную программу через систему практических мероприятий

Условия реализации программы:

Ключевые позиции в реализации программы принадлежат психологу, логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы.

Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности.

Обязательным является участие родителей.

Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.)

Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы.

Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк

Разработка интегрированного календарного блочно-тематического плана на основе комплексной диагностики

Интегрированная совместная деятельность с детьми

Совместное проведение родительских пятиминуток, родительских собраний

Взаимопосещение, консультативный диалог

Совместная стендовая информация

Способы изучения результативности программы.

Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности

Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.)

Спец. опрос родителей, педагогов, специалистов

Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка

Открытые занятия, практические показы

Участие детей в различных фестивалях, конкурсах.

Адаптация детей в социуме

Вывод: итак, индивидуальная коррекционно-развивающая программа:

Оптимизирует коррекционный процесс

Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ

Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний

Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы

Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ИПР) ВОСПИТАННИКА

Ф.И. ребенка: И. Саша Заключение ПМПК_______ОНР-III уровень., стертая форма дизартрии.

Возраст (на момент обследования): 5 лет Дата составления ИПР_ сентябрь 2013 г.___

Дата обследования сентябрь 2013 г Срок реализации ИПР: 1- период обучения (сентябрь-декабрь)

Источник